Об отношениях «легальных исламистов» с алжирскими властями

Главная партия алжирских «легальных исламистов» MSP готовится провести свой съезд в марте текущего года, на котором ей предстоит утвердить свое новое руководство и скорректировать партийную программу и отношения с властями.

Алжирские «легальные исламисты» готовятся к проведению своего мартовского съезда, на котором будут решаться основополагающие вопросы их существования и отношений с официальными властями страны.

Это события представляет большую важность для дальнейшего сохранения в АНДР социального мира. Напомним, что его достижение после «черного десятилетия» гражданской войны 1990-х годов во многом было обусловлено интеграцией бывших радикальных исламистов во власть этой страны, включая национальный парламент и даже правительство.

Так, например, в периоды своих наивысших успехов главная партия алжирских «ручных исламистов» — MSP («Движение общества за мир»), созданная умеренными «Братьями-мусульманами», была по численности депутатов на третьем месте и имела четырех министров.

Всякий раз она шла на выборы под лозунгами жесткой оппозиции официальным властям, но в итоге  обвиняла их в выборных фальсификациях и подлогах, которые-де не позволили ей повторить успехи их идейных предшественников из FIS (Фронта исламского спасения), победившего на выборах 1991 –1992 годов.

Тем не менее, руководство MSP во главе с Абдеррезаком Макри активно сотрудничала с властью в законотворчестве и правительственной работе. Чем вызывало все более нарастающую критику со стороны гораздо более радикальных коллег, в том числе и внутри партии «за соглашательство и предательство исламских идеалов».

Макри, в свою очередь, мотивировал свое сотрудничество с властями АНДР тем, что ему и его соратникам удалось сделать то, чего не смогли сделать джихадисты – а именно добиться принятия поправок к Семейному кодексу, ограничивающих женские права и усиливающих роль религии в алжирском обществе и государстве.

Однако теперь все большее число алжирских «одомашненных» исламистов требуют от своего руководства настоящей, а не наигранной оппозиционности. Главная тому причина – продолжающееся ухудшение социально-экономического положения большинства алжирцев.

Однако развернуть курс MSP будет непросто. Дело в том, что руководство этой партии кормится из администрации президента АНДР и его спецслужб. И именно в их недрах реально определяется то, сколько мест им дадут в парламенте и правительстве.

Как бы там ни было, скорее всего, «соглашателя» Абдеррезака Макри в ходе предстоящего 15 – 18 марта съезда партии переизберут (он и так находится бессменно на посту ее лидера два партийных срока). Однако битва за пост ее председателя обещает быть очень тяжелой для всех сторон. Причем с учетом неопределенности дальнейшей согласованной линии MSP по отношению к официальной власти АНДР намечающийся ее внутренний кризис вполне может впоследствии привести ее к расколу.

А это уже создает большие неприятности для властей, у которых сохранение «одомашненных исламистов», флагманом которых является MSP, служит одним из залогов сохранения социального мира в стране.

Соответственно, на повестке дня стоит вопрос подготовки стоящей замены Абдеррезаку Макри.

Среди вероятных кандидатов на замену Абдеррезака Макри можно считать Абдемаджида Менасра, одного из видных представителей легального исламского течения в Алжире, являющегося основателем ряда небольших партий родственного с MSP толка (например, вошедшего в нее Фронта перемен).

Впрочем, у ряда «диких» исламистов он считается «сынком» Макри, намекающих на его «кормление» из кассы алжирских спецслужб и потому при попытке избрания он рискует столкнуться с серьезной оппозицией.

Его конкурентом можно считать главу Национального консультативного совета MSP Абделькадера Семари. Эта партийная структура пользуется большим авторитетом как у многих партийных руководителей, так и у рядовых активистов, поскольку до сих пор обеспечивал консенсус внутри партии.

Впрочем, и в отношении него у «радикалов» существуют подозрения, что данный пост он занял не просто так, а по решению спецслужб.

Еще один влиятельный член руководства MSP, способный претендовать на «наследие» Макри — Абдеррахман Саиди, представитель крыла, которое с момента создания MSP всегда поддерживало курс на участие в государственных институтах в целом и в правительстве в частности.

И,  наконец, еще один перспективный кандидат – заместитель Макри Абдерразак Ашури.

Голос же «радикалов» отчасти способен выразить Абуджерра Солтани, который, впрочем, несмотря на свою радикальность, до назначения Макри во главе партии сам руководил ею и занимался все тем же «соглашательством».

При этом скептики, опасающиеся, что усиление противоречий по вопросу отношений партии с властью способен похоронить ее, призывают переизбрать нынешнего лидера Абдеррезака Макри, чтобы избежать негативных сценариев.

Однако это почти невозможно, поскольку согласно внутрипартийным правилам, он не имеет права баллотироваться в третий раз подряд. Если, конечно, вдруг его однопартийцы не изменят регламент партии.

И как ни странно, те, кто больше всего сегодня кричит о смене его «соглашательского» курса, реально могут оказаться как раз такими же агентами спецслужб АНДР, каким был и этот «ручной» управляемый псевдоисламистский лидер.

Во всяком случае, алжирские власти пытаются перестраховаться и заполнить пул претендентов на наследство Макри своими людьми, а «диких» же радикалов «притапливают» или даже устраняют. Таким образом создается надежда, что внутриполитический процесс в Алжире будет как и прежде контролируемым.

Если же по какой-то причине реальные радикалы возьмут в MSP верх, их можно лишить финансирования и попытаться поставить на других менее известных их коллег вроде такой же «братско-мусульманской» «Ан-Нахды» и Ко.

Впрочем, всё это довольно рискованные маневры, поскольку «раскрутить» быстро в подобие MSP возможно разве лишь конкурентную ей «Эль-Бину», но из-за радикальности и особенности ее лидера представить, что большинство адептов первой послушно перетекут туда, сложно.

Во всяком случае, при всей его внешней радикальности и оппозиционности, это движение также активно сотрудничает с официальными властями, тогда как «протестанты» из числа MSP призывают «все исламские партии страны стать действительно оппозиционными и прекратить покупаться на посты и назначения».

Как представляется, пока «соглашатели» попытаются навязать радикалам «бумажно-кабинетную» борьбу внутри самой партии за контроль над ее руководящими органами (например, над консультативным и исполнительным советами). Тем самым они рассчитывают «похоронить» их активность.

Впрочем, бесконечно долго делать это невозможно и «дикие» исламисты внутри MSP постараются поставить все точки над i уже на предстоящем мартовском съезде.

62.85MB | MySQL:102 | 0,461sec