Министр юстиции Ярив Левин, две недели назад, участвуя в дебатах Конституционного комитета Кнессета по правовой реформе, пояснил: «Я полон решимости продвигать реформу судебной системы, и никакие угрозы меня не остановят. Я рад видеть общественную поддержку в процессе. Пришло время восстановить демократию».
Хотя возможно Левин очень вольно трактует понятие «общественная поддержка», ведь он явно не имел в виду 100-тысячную демонстрацию против данной реформы инициированную оппозицией. Демонстрации идущие уже третью субботу подряд , как раз то и были вызваны обнародованным раннее министром юстиции Ярив Левин (Ликуд) четырехэтапного плана судебной реформы. Где он в частности пообещав усилить роль Кнессета и правительства в назначении судей; разрешить Кнессету отменять решения Верховного суда (БАГАЦ), блокирующие законы; запрет на использование БАГАЦем «стандарта разумности» для отмены законов Кнессета или решений правительства; уполномочить министров назначать независимых советников по правовым вопросам, отдельно от тех, которые выбираются Министерством юстиции.
Предложенные изменения вызвали резкую критику со стороны оппозиции, которая обвинила правительство Биньямина Нетаньяху в заговоре с целью свержения израильской демократии и связала реформы с продолжающимся судебным процессом по делу о коррупции над ним.
Коалиция явно не хочет терять время и настаивает на немедленном принятии закона об изменениях в правовой системе. При этом коалиция, во избежание задержек в принятии закона, рассматривает возможность внесения реформы в качестве частного законопроекта или от имени Конституционного комитета. Таким образом она сможет обойти генерального прокурора и не ждать его заключения.
11 января Ярив Левин опубликовал заявление, похожее на меморандум закона о судебной реформе, однако меморандум публикуется только после того, как генеральный прокурор выскажет свое мнение о законодательстве. Однако такого «мнения» до сих пор нет. Закон же может быть поставлен на голосование в Кнессете только через 21 день после публикации меморандума закона.
Генеральный прокурор Гали Баарав-Миара не согласилась с графиком, представленным ей министром юстиции, и заявила, что такой вопрос займет несколько недель. После того как она настаивала на предложенном ею графике, который фактически сводит на нет возможность продвижения законодательства во время зимней сессии Кнессета, между ней и министром юстиции Левиным состоялся непростой разговор. Коалиция не хочет терять время и сейчас изучает, как они могут продвигать законодательство, не дожидаясь решения генерального прокурора.
В то же время хотя по большинству опросов общественно мнения не многие в Израиле понимают суть предлагаемой судебной реформы, однако подавляющая часть опрашиваемых поддерживает большинство судебных реформ, предложенных министром юстиции Яривом Левиным. Об этом свидетельствуют результаты социологического опроса, проведенного Direct Polls для Channel 14, информирует Jewish Press. Единственным пунктом, с которым не согласны большинство израильтян, является предложение об отмене Кнессетом решений БАГАЦа простым большинством голосов депутатов. То есть одного из основных пунктов реформы.
Первым шагом, который глава Минюста предлагает реализовать, станет изменение состава комиссии по отбору судей. «Судьи не будут избирать себя сами. Это сделают трое из каждого органа власти. Вместо представителей адвокатов – два представителя общественности, назначенные министром юстиции. Также будут введены публичные слушания по кандидатурам судей в Верховный суд», — рассказал Левин. Кстати этот пункт поддерживает 61% опрошенных, против лишь 35%.
В числе прочего, коалиция хочет сильно сократить право граждан обжаловать решения правительства в Верховном суде и понизить статус Основного закона «Достоинство и свобода человека».
Газета «Гаарец» получило полный план судебной реформы.[[i]] Его, как утверждает издание, представили лишь ограниченному числу министров и только в последние дни. План, продвигаемый правительством Биньямина Нетаньяху, на самом деле включает четыре этапа. Реформы, о которых объявил 4 января Ярив Левин – это только первый из них.
Четыре важнейших шага на первом этапе реформы:
- закон о преодолении Кнессетом вето БАГАЦа («пискат итгабрут») простым большинством в 61 голос;
- усиление власти коалиции в комиссии по назначению судей;
- отмена юридического принципа «разумности» тех или иных шагов и назначений (на основе в том числе этого принципа БАГАЦ отменил назначение ранее судимого лидера партии ШАС Арье Дери министром;
- ослабление позиций юридических советников правительства (их планируется превратить фактически в «доверенных лиц» действующих министров).
Эти шаги правительство планирует утвердить законодательно уже к концу зимней сессии Кнессета, то есть, до Песаха.
На первом этапе сконцентрированы самые существенные изменения. Так что, даже если министр юстиции столкнется с жесткой общественной критикой, и будет одобрен только первый этап, основные изменения, которых добивался Левин, все-таки будут реализованы.
Но у правительства есть и более далеко идущие планы. Первые изменения призваны подготовить судебную систему для реализации следующих этапов.
В последние дни ограниченному числу министров на встрече с Нетаньяху в штаб-квартире партии Ликуд были представлены дополнительные подробности о следующих этапах «судебного переворота».
Второй этап
В центре этого этапа, который Левин и Нетаньяху планируют продвигать на следующей сессии Кнессета, будет новый Основной закон: «Законодательство». Идентичный проект Левин уже вносил в Кнессет предыдущего созыва.
Этот закон будет регулировать статус других законов в Израиле и право БАГАЦа признать их недействительными. Также в нем будет закреплена способность Кнессета преодолевать решения БАГАЦа об отклонении законов.
Закон сделает принятие новых Основных законов гораздо более сложным. Предполагается, что после его принятия каждый следующий Основной закон должен будет пройти четыре чтения – три в Кнессете, как это принято сегодня, и еще одно – в следующем Кнессете.
Кроме того, новый закон понизит статус Основного закона «Достоинство и свобода человека». В отсутствие конституции, это главный документ в Израиле, где закреплены права и свободы человека.
В новом Основном законе коалиция Нетаньяху хочет прописать, что любой Основной закон, ранее одобренный большинством менее 61 депутата Кнессета, утратит свой статус Основного закона и автоматически станет «обычным» законом.
Таким образом Основной закон «Достоинство и свобода человека» потеряет свой конституционный статус. В 1992 году он был одобрен большинством в 32 депутата Кнессета. В большинстве случаев, когда БАГАЦ за последние 30 лет отклонял те или иные законы, он основывался на нормах Основного закона «Достоинство и свобода человека».
Нетаньяху и Левин рассматривают возможность, лишив закон «Достоинство и свобода человека» статуса Основного, принять вместо него новый Основной закон, касающийся прав человека. Но есть нюанс. Ожидается, что из его текста исчезнет «ограничительная оговорка», дающая право БАГАЦу на его основе признавать недействительными другие законы.
Тем самым, у БАГАЦа отнимут возможность основываться на нем, признавая недействительными другие законы. То есть, судьям станет гораздо сложнее отменять законы, нарушающие права человека.
Третий этап
На третьем этапе основным шагом станет сокращения права израильских граждан обращаться в БАГАЦ.
В последние десятилетия БАГАЦ расширил право каждого гражданина Государства Израиль подать жалобу против решений правительства. Правительство Нетаньяху хочет принять закон, который сильно сократит доступ граждан к БАГАЦу.
В первую очередь, будет ограничена возможность ассоциаций и общественных организаций обжаловать решения государства. Левин и Нетаньяху намерены продвигать законодательство, которое будет определять ограниченный перечень оснований, по которым гражданин может обратиться в БАГАЦ.
По информации, полученной «Гаарец», первое условие — заявитель должен быть потерпевшим. То есть, общественные организации и движения фактически больше не смогут обращаться в БАГАЦ, если решение государства не касалось непосредственно их самих.
Четвертый этап
Первоначально предполагалось, что отмена «принципа разумности» будет проводиться только на этом этапе. Но Левин «ускорил» этот шаг. Проблема для коалиции Нетаньяху встала ребром из-за обсуждения в БАГАЦе дисквалификации Арье Дери. В итоге суд отменил назначение Дери министром, опираясь в том числе на «принцип разумности».
Сейчас на четвертом этапе правительство Нетаньяху хочет разделить должность юридического советника правительства, он же генеральный прокурор.
Разделение этой должности до сих обсуждается только в общих чертах. Этот шаг очень значим в контексте того, что премьер-министр Нетаньяху в данный момент находится под судом по обвинениям во взяточничестве и злоупотреблении общественным доверием.
Один из вариантов заключается в том, чтобы правительство отдельно назначало генерального прокурора, который будет нести ответственность за судебные процессы против министров и депутатов Кнессета. Эти полномочия сейчас находятся в руках юридического советника правительства.
Есть опасение, что такой назначенный правительством генеральный прокурор будет добиваться отзыва обвинительного заключения по делу Нетаньяху для «пересмотра». Согласно действующему законодательству, такой шаг, вероятно, потребует одобрения судей по делу Нетаньяху.
В то же время министр юстиции Ярив Левин хочет избежать связи в глазах общественности его плана ослабления судебной системы с процессом по делу Нетаньяху. Таким способом он хочет избежать широкой общественной критики.
Пока же оппозиция пытается затормозить прохождение реформы в комиссиях Кнессета. Так депутаты Кнессета Юлия Малиновская (НДИ) и Карин Эльхарар («Еш атид») заявили, что их партии будут бойкотировать работу комиссии Кнессета по законодательству, в которой рассматривается продвигаемая Яривом Левином судебная реформа. По словам Малиновской, бойкот связан с тем, что заседания комиссии проводятся без экспертного мнения юридического советника Кнессета и в отсутствие надлежащей профессиональной базы, что полностью противоречит регламенту и традициям Кнессета в целом и комиссии по законодательству в частности. Эльхарар заявила, что бойкот продолжится до тех пор, пока депутатам не будет представлена экспертиза юридического советника Кнессета, и не будет обеспечен нормальный порядок обсуждения реформы. Однако мало вероятно, что этот бойкот, а так же многотысячные демонстрации протеста повлияют на решимость коалиции продвигать судебную реформу ускоренными темпами.
Основные законы отменят, омбудсмена разделят: четыре шага полного плана по ослаблению судебной системы https://www.haaretz.co.il/news/politi/2023-01-22/ty-article/.premium/00000185-d85d-da66-a1bf-f9df6dda0000