Наиболее важные события в регионе на минувшей неделе происходили вокруг ядерной программы Ирана и в Ираке. 1 октября в Женеве прошла встреча представителей международной «шестерки» (Великобритания, Германия, Китай, Россия, США, Франция) и Ирана, на которой обсуждались вопросы, связанные с ядерной программой ИРИ. Премьер-министр Ирака Н. аль-Малики 1 октября объявил о завершении создания нового общеиракского политического блока – «Коалиции государства закона», которую он возглавит на предстоящих в январе 2010 г. выборах в парламент страны.
Представители стран «шестерки» и Ирана в целом положительно оценили итоги переговоров в Женеве по ядерной проблеме ИРИ. По ее итогам Иран подтвердил свою готовность «всецело сотрудничать с МАГАТЭ», была достигнута принципиальная договоренность об обогащении иранского урана в третьих странах, а инспекторы международного агентства смогут провести инспекцию строящегося в ИРИ второго завода по обогащению урана. Участники встречи договорились продолжить переговоры через две недели. В кулуарах женевских переговоров впервые за последние 30 лет состоялась прямая двусторонняя встреча делегаций США и ИРИ.
Страны «шестерки», отметив позитивное значение прошедших переговоров, заявляют, что Ирану необходимо сделать конкретные шаги, подкрепляющие его заявления о желании сотрудничества в ядерной сфере. Так, президент США Б. Обама потребовал от Тегерана действий, демонстрирующих, что ядерная программа ИРИ не имеет военной составляющей. Одним из таких шагов Обама назвал отправку иранцами низкообогащенного урана в третьи страны с целью производства топлива для АЭС. Кроме того, глава Белого дома потребовал от Тегерана «соблюдать полную транспарентность в своих действиях».
По итогам визита в Тегеран руководителя МАГАТЭ М. аль-Барадеи 4 октября Иран дал согласие на проведение 25 октября инспекции представителями агентства нового завода по обогащению урана вблизи г. Кум. Ранее, 19 октября в Вене представители России, США и Франции обсудят с делегацией ИРИ возможности дообогащения иранского урана в третьих странах с его последующем использованием в исследовательских целях.
На завершившихся 28 сентября учениях ракетных войск Корпуса стражей исламской революции Ирана были проведены испытательные пуски баллистической ракеты «Шехаб-3» с дальностью пуска до 2000 км и новой двухступенчатой твердотопливной баллистической ракеты «Саджиль», также способной поражать цели на дальности до 2000 км. Командование иранских ВМС сообщило 3 октября о спуске на воду новейшего ракетного фрегата «Дервиш» и планах начала строительства в течение ближайших двух лет средних подводных лодок водоизмещением порядка 500 тонн.
По информации израильской прессы, для ВМС страны в Германии завершается строительство двух не атомных подводных лодок тип «Долфин», которые должны вступить в строй в 2010 г. В настоящее время израильский флот располагает тремя лодками этого типа, способными нести крылатые ракеты большой дальности (в т.ч. и с ядерными боеголовками). Считается, что «Долфины» могут сыграть «ключевую роль» в случае, если Израиль решится нанести удар по иранским ядерным объектам.
Саудовская Аравия на минувшей неделе официально опровергла сообщения британской прессы о том, что королевство якобы согласно «закрыть глаза» на нарушение его воздушного пространства самолетами ВВС Израиля, направляющимися для нанесения удара по ядерным объектам Ирана.
Глава правительства Ирака Н. аль-Малики заявил, что в созданную под его руководством «Коалицию государства закона» (КГЗ) вошли 40 политических партий и движений. И хотя ранее Н. аль-Малики неоднократно утверждал, что формируемый им политический блок «не строится для какой-то одной общины или этнической группы», основу КГЗ составили именно шиитские организации, а вошедшие в коалицию суннитские, курдские и христианские партии и движения присутствуют в ней в явном меньшинстве. Это еще раз наглядно демонстрирует глубину раскола иракского общества по национальному и конфессиональному признакам. По словам Н. аль-Малики, новая коалиция выступает за создание в стране сильного правительства, способного «без постороннего вмешательства» решать вопросы внутренней и внешней политики, обороны и безопасности. Глава правительства назвал создание КГЗ «исторической поворотной точкой» в процессе восстановления иракского государства. В то же время ряд иракских политологов заявляет, что коалиция, руководимая Н. аль-Малики, вряд ли сумеет завоевать большинство мест в парламенте на выборах в январе 2010 г. и, скорее всего, будет вынуждена искать партнеров для формирования кабинета министров.
Сложная военно-политическая обстановка сохраняется в большинстве районов Афганистана, особенно на востоке и юге страны. Боевики движения «Талибан» и их иностранные союзники активизируют вооруженные действия, уверенно растет число нападений на войска западной коалиции и афганские правительственные силы. Кроме того, по информации министерства обороны Афганистана, в последнее время отмечается перемещение части боевиков на север и запад страны, где они намерены дестабилизировать ситуацию. Здесь среди боевиков также отмечено большое число выходцев из государств Центральной Азии. Одной из главных целей талибов считается всемерное нарушение линий коммуникаций войск НАТО в т. н. «северном транзитном коридоре».
На минувшей неделе с пессимистическими оценками ситуации в Афганистане выступили командующий войсками США и западного альянса в стране генерал С. Маккристал и генеральный секретарь НАТО А. Ф. Расмуссен. Так, генерал Маккристал отметил, что рассчитывать на успех в Афганистане можно лишь при условии завоевания доверия местного населения. Но, по словам генерала, в настоящее время «в деревнях люди по большей части живут в страхе, а начальствующие лица не могут или не хотят выполнять то, что от них ожидают». Повсеместно растет насилие, а «жертв среди войск коалиции с каждым днем все больше – и это результат не столько наращивания живой силы, сколько активизации мятежа». С. Маккристал на-стойчиво рекомендует радикально изменить стратегию противодействия вооруженной оппозиции, указывает на необходимость перехватить инициативу у противника, повысить численность и эффективность афганской армии и полиции, вплотную заняться трудоустройством местного населения, в т. ч. бывших боевиков. Но при всем этом генерал считает, что «успех в Афганистане не гарантирован», а «время становится критическим фактором», т. к. «люди не станут ждать до бесконечности».
Генеральный секретарь НАТО А. Ф. Расмуссен заявил, что союзники будут оставаться в Афганистане «столько времени, сколько необходимо для достижения там успеха», а для этого следует направить в страну больше войск для противодействия талибам и террористам из «Аль-Каиды». Расмуссен также указал на необходимость ускорения подготовки афганской армии с тем, чтобы она взяла на себя большую часть ответственности за обеспечение безопасности в собственной стране. Однако все это «требует времени и сделать это будет нелегко», а «успех в Афганистане не гарантирован».
В то же время советник президента США по национальной безопасности Дж. Джонс признал 4 октября сложность ситуации, складывающейся в Афганистане, однако заявил, что этой стране в ближайшее время «не грозит оказаться под властью движения Талибан»». Со своей стороны, президент США Б. Обама поставил задачу «уничтожить в Афганистане «Аль-Каиду» и ее союзников». В Вашингтоне в настоящее время проходят интенсивные консультации по пересмотру афганской стратегии, что потребует «нескольких недель».
Американская администрация после долгих колебаний, судя по всему, все же признала нынешнего главу Афганистана Х. Карзая победителем на прошедших в стране в августе президентских выборах. И это, несмотря на подозрения в том, что примерно 20 проц избирательных бюллетеней были поддельными.
МИД Пакистана 1 октября официально опроверг заявление американского дипломатического представителя в Исламабаде о том, что лидер афганского движения «Талибан» мулла Омар руководит действиями своих сторонников из пакистанского города Кветта, а главарь международной террористической сети «Аль-Каида» У. бен Ладен находится в зоне племен на северо-западе Пакистана.
На северо-западе Йемена в провинциях Саада и Амран продолжаются ожесточенные бои правительственных войск с шиитскими мятежниками, в ходе которых обе стороны несут большие потери. Лидер мятежников А. М. аль-Хоуси призвал 28 сентября к продолжению борьбы против правительства, а также отверг обвинения со стороны властей в получении помощи от Ирана и в попытках создать самостоятельное шиитское государство на йеменском севере. Между тем напряженность сохраняется и на юге республики, где на минувшей неделе вновь произошли столкновения сил безопасности с местными сепаратистами. Всего с апреля с. г. на юге Йемена в ходе вооруженных столкновений погибли 40 человек, а несколько сотен противников центрального правительства были арестованы.
30 сентября в административном центре суданского Юга Джубе завершилась конференция основных оппозиционных партий и движений страны, созванная по инициативе правящей партии южан — Суданского национально-освободительного движения. Правящая в стране партия Национальный конгресс Судана (НКС) отказалась участвовать в работе конференции. На форуме обсуждались вопросы предстоящих в 2010 г. в Судане выборов президента, парламента и местных органов власти, а также референдума о будущем статусе суданского Юга в 2011 г. На конференции была принята «Декларация Джубы за диалог и национальное согласие». Оппозиция потребовала от НКС до 30 ноября выполнить положения Всеобщего мирного соглашения 2005 г, положившего конец войне между Севером и Югом Судана, и внести поправки во временную конституцию страны, гарантирующие равное и свободное участие в выборах всех суданских политических сил. В противном случае оппозиционные партии намерены бойкотировать выборы на всех уровнях в 2010 г. Кроме того, оппозиция высказалась за соблюдение принципа «50 проц плюс один голос» для определения итогов референдума по будущему Юга, в то время как НКС требует для решения этого вопроса большинства в 75 проц голосов. Между тем, НКС на своем очередном съезде 3 октября выдвинула действующего главу государства О. аль-Башира кандидатом для переизбрания на пост президента Судана на выборах, которые должны состояться в апреле будущего года.
На минувшей неделе боевики палестинских экстремистских группировок, действующих в секторе Газа, выпустили несколько ракет по израильской территории. В ответ ВВС Израиля нанесли удары по объектам боевиков на территории палестинского анклава.
Радикальное палестинское движение ХАМАС в целом дало положительный ответ на план Египта по межпалестинскому примирению, выдвинув при этом ряд замечаний. Египетский план, в частности, предусматривает проведение президентских и парламентских выборов на палестинских территориях, освобождение всех политических заключенных и формирование сил безопасности с участием основных палестинских фракций. Ранее этот документ одобрили другие палестинские движения и группировки, в т. ч. движение ФАТХ. Ожидается, что в октябре в Каире состоится заключительный раунд переговоров, по итогам которого будет подписано (ориентировочно 22.10) соглашение о примирении между движениями ФАТХ и ХАМАС.
На юге Сомали усиливается вооруженное противостояние между исламистскими группировками «Аш-Шабаб» и «Хизб аль-Ислам». 2 октября боевики «Аш-Шабаб» выбили силы противника из крупного портового города Кисмайо, который ранее контролировали обе группировки. Всего в Сомали с 2007 г. в результате боевых действий погибли около 19 тыс. чело-век, а до 1,5 млн сомалийцев были вынуждены покинуть свои дома.
Приложение
О саудовско-йеменских отношениях
Отношения Королевства Саудовской Аравии (КСА) с южным соседом – Йеменом на всем протяжении их истории носили сложный, зачастую конфликтный и враждебный характер, что было обусловлено наличием между двумя странами серьезных политических противоречий, многочисленных территориально-пограничных споров, а также разногласиями между саудовскими ваххабитами и йеменскими зейдитами. Саудовское королевство, как более сильное государство постоянно стремилось влиять на ситуацию в Йемене и его внешнюю политику, всячески пыталось препятствовать и без того очень непростым и медленно идущим процессам консолидации йеменского общества и упрочения централизованной йеменской государственности.
После получения в 1967 г. независимости Южным Йеменом в период существования в 1967-1990 гг. двух йеменских государств – Йеменской Арабской Республики (ЙАР, Северного Йемена) и Народной Демократической Республики Йемен (НДРЙ, Южного Йемена) — саудовцы прилагали значительные усилия по поддержанию вражды между ними, оказывали разностороннюю помощь оппозиционным силам в обеих частях Йемена.
Объединение ЙАР и НДРЙ в мае 1990 г. в единую Йеменскую Республику (ЙР) было с настороженностью встречено в Эр-Рияде. Саудовская Аравия увидела в ЙР потенциального соперника в деле сохранения своего лидерства на Аравийском полуострове. Ведь новое государство по таким показателям как численность населения и вооруженных сил стало вполне сопоставимо с КСА.
Вскоре после йеменского объединения отношения между КСА и ЙР резко обострились, что было вызвано поддержкой Йеменом Ирака, захватившего в августе 1990 г. Кувейт. Саудовское правительство выслало на родину 800 тыс. йеменских рабочих и прекратило финансовую помощь Сане, что привело к тяжелейшему экономическому кризису, социальной напря-женности и усилению трений между Севером и Югом только что объединившейся страны. В 1994 г. в период эскалации напряженности и гражданской войны между Севером и Югом Йемена Саудовская Аравия поддерживала сепаратистов-южан, выступавших за воссоздание независимого государства. При этом саудовцы с характерной для них двойственностью в политике одновременно оказывали помощь йеменским исламистам, сыгравшим очень важную роль в победе Севера в войне. Кроме того, Эр-Рияд пытался посредничать между конфликтовавшими йеменскими сторонами.
После окончания гражданской войны саудовско-йеменские отношения продолжали оставаться напряженными, главным образом по причине обострения не урегулированных взаимных территориальных претензий и пограничных споров, имеющих долгую историю.
После саудовско-йеменской войны 1934 г., в которой Йемен потерпел поражение, спорные области Асир, Джизан и Наджран фактически отошли к Саудовской Аравии. При этом решение вопроса о принадлежности Асира было отложено на 20 лет с правом пролонгации. В 1973 г. под сильным саудовским давлением Йемен подписывает соглашение, по которому Асир, Джизан и Наджран официально закреплялись за КСА. Однако в 1978 г. президент ЙАР А. А. Салех отказался ратифицировать этот документ, что сделало отношения между двумя странами более конфликтными. Тем не менее, данное обстоятельство не помешало Эр-Рияду в 1979 г. оказать помощь (в т. ч. поставками оружия) Сане во время очередного вооруженного конфликта между ЙАР и НДРЙ.
В 1982-1984 гг. и в 1986 г. в приграничных районах между ЙАР и КСА происходили вооруженные столкновения. Пограничные конфликты из-за спорных территорий имели место и на границе между КСА и НДРЙ. Однако Эр-Рияд, Сана и Аден стремились не допустить их разрастания.
На протяжении 1990-х гг. вооруженные столкновения на саудовско-йеменской границе происходили: в 1994-1995 гг. — на севере и северо-востоке, в районе Маариб; в 1996 г. — на севере в районе Красного моря, в 1997 г. – на различных участках границы, а в 1998 г. возник спор из-за группы прибрежных островов на Красном море. Одновременно Эр-Рияд оказывал помощь йеменской оппозиции, отдельные группировки которой получили возможность действовать на территории КСА. Напряженность в приграничных районах зачастую возникала и по причине не урегулированности вопросов раздела территорий между местными племенами. Отмечались случаи получения саудовских паспортов гражданами пограничных районов Йемена. Вместе с тем, ни Эр-Рияд, ни Сана не были заинтересованы в расширении масштабов пограничных конфликтов, а тем более в их перерастании в крупное военное столкновение. Поэтому стороны начали переговорный процесс с целью урегулирования имевшихся споров. В ходе переговоров саудовцы настаивали на прохождении границы так, чтобы оставить за собой территории наиболее крупных нефтеносных районов.
В 1995 г. КСА и ЙР подписали предварительное («подготовительное») соглашение о демаркации границы. В 1998 г. стороны заключили соглашение (ратифицировано в 2000 г.), по которому войска двух государств отводились на 20 км от пограничной линии. Также предусматривалось совместное патрулирование границы. В 2000 г. подписывается договор о прохождении сухопутной и морской границы между Саудовской Аравией и Йеменом на основе мирного договора 1934 г. Документ официально закреплял за Саудовской Аравией области Асир, Джизан и Наджран, а КСА отказывалось от претензий на некоторые территории в Хадрамауте на юге Йемена. В 2006 г. подписывается соглашение об окончательной демаркации границы. Ранее, в 2003 г. Эр-Рияд и Сана договорились об организации контроля на совместной границе с целью борьбы с контрабандой оружием, наркотиками, алкоголем, нелегальным переходом границы. Пограничная зона между КСА и ЙР была объявлена «зоной сотрудничества и развития». Создана и действует двусторонняя комиссия по демаркации саудовско-йеменской границы, обустройство которой КСА и ЙР поручили немецкой фирме «Ганза Люфтбилд».
Таким образом, Саудовская Аравия и Йемен в последние годы добились крупного прорыва в решении территориальных и пограничных споров. И все же между двумя государствами остается не урегулированным ряд вопросов по прохождению границы, в частности, на северном участке в районе нефтеносного района Шабва недалеко от Маариба, и вблизи красноморского побережья. Спорные вопросы имеются в районе «треугольника», где сходятся границы КСА, ЙР и Омана. Здесь саудовцы хотят получить доступ (транспортный коридор) к Аравийскому морю. Трудно идет процесс демаркации границы. Недовольство йеменцев вызвало строительство саудовцами заградительной стены вдоль границы для воспрепятствования проникновения на свою территорию экстремистских элементов, контрабандистов и нелегальных иммигрантов. Продолжается раздача саудовских паспортов шейхам йеменских племен и предоставление им финансовой помощи, причем это делается не только в пограничных провинциях. Саудовцы не идут на установление безвизового режима между двумя странами и предоставление йеменцам, работающим в КСА, гражданских прав подданных королевства.
Урегулирование значительной части территориальных и пограничных споров способствовало общему улучшению отношений между КСА и ЙР. Создан и действует саудовской-йеменский координационный совет, обсуждающий вопросы двусторонних отношений в различных областях. Расширились экономические связи. В 2005 г. на территории ЙР прошли пер-вые (и пока единственные) учения подразделений сухопутных войск и ВВС двух государств. Стороны сотрудничают в вопросах борьбы с терроризмом. В настоящее время Эр-Рияд поддерживает правительство президента ЙР А. А. Салеха в борьбе с шиитскими мятежниками в северо-западных провинциях Саада и Амран. Сообщалось даже об участии самолетов королевских ВВС в нанесении воздушных ударов по мятежникам. Подобные действия саудовцев в значительной степени вызваны их опасениями распространения зоны нестабильности на свои южные пограничные области, где проживает значительное число шиитов. Кроме того, саудовцы небезосновательно опасаются усиления иранского влияния на юге Аравийского полуострова.
В целом имеется достаточно оснований утверждать, что Эр-Рияд и впредь продолжит традиционный курс на недопущение создания прочного, устойчивого йеменского государства с сильной центральной властью. Так, прослеживается «саудовский след» в действиях южнойеменских сепаратистов, заметно активизировавшихся в последние месяцы, что вызывает недовольство йеменского руководства. Саудовцы также стремятся использовать в интересах усиления своего влияния на Сану серьезно ухудшившееся в период мирового кризиса экономическое положение Йемена. Конечно же, все это не способствует укреплению доверия и улучшению отношений между двумя соседними странами.