Принц Реза Пехлеви о политической ситуации в Иране. Часть 1

Последние дни в фарсиязычных социальных сетях запущена кампания под хэштэгом «Я уполномочиваю», направленная на то, чтобы дать право говорить от имени иранского народа принцу Резе Пехлеви. Это сын последнего иранского шаха Мохаммада-Резы Пехлеви, отстраненного от власти Исламской революцией февраля 1979 г. Резе Пехлеви 62 года, он давно живет в США, превратившись за прошедшие десятилетия в знаковую политическую фигуру. Принц обладает высоким авторитетом преимущественно  среди иранских эмигрантов, которые по разным причинам покинули Иран, особенно той волны, что оказалась вне родины из-за Исламской революции. В политическом плане группирующаяся вокруг него иранская диаспора США превратилась в самую активную из многочисленных общин иранских выходцев за рубежами ИРИ.

Реза Пехлеви является, разумеется, ярым противником исламского режима в ИРИ, поддерживая идею его демонтажа. Он хорошо известен своей правозащитной деятельностью. Последовательно поддерживает идею секуляризации страны, утверждая, что религия должна быть отделена от государства. Поддерживает проведение в Иране свободных и демократических выборов, к которым могут быть допущены все, кто выступают за демократию и справедливость. Убежден, что сам народ выберет наиболее подходящую форму государственного устройства – президентскую или парламентскую республику, или, может быть, конституционную монархию.

Инициаторы запуска кампания под хэштэгом «Я уполномочиваю» заявляют о необходимости объединения вокруг фигуры наследника покойного иранского  монарха,  заявляют, что эта символическая фигура позволит объединить противников исламского режима, а затем провести свободный референдум для определения формы государственного устройства. Как пишут оппозиционные СМИ, после 4 месяцев широкого протестного движения, которое все чаще называют народным восстанием или даже революцией, нет никакого консенсуса по главнейшим вопросам. Вот почему сторонники кампании «Я уполномочиваю» надеются собрать как можно больше подписей внутри и за пределами Ирана, чтобы просить Резу Пехлеви не только стать фактором национального единения, но  и озвучить голос народа, требующего справедливости. Активисты кампании выпустили петицию и распространили в социальных сетях, где в течение нескольких дней ее подписали более двухсот тысяч человек.

Сам Реза Пехлеви дал в эти дни несколько пространных интервью международным СМИ,  Одно из них прозвучало по радио «Дойче Велле» («Немецкая волна»). Директор ее Персидской службы Ялда Зарбахш  спросила в начале интервью о том, насколько Реза Пехлеви убежден в своем недавнем утверждении, что в современном Иране весь народ противостоит режиму, то есть, по сути, реально оппозиционен.  «Если это так, то, на ваш взгляд, нуждается ли сегодня  иранский народ в централизованном руководстве? Иными словами, может ли нынешнее народное восстание достигнуть своей цели без наличия руководящей силы?».

Отвечая на вопрос, принц сказал, что основу нынешнего протестного движения, которое можно уже называть революцией,  впервые в иранской истории определил женский фактор. «Нынешние события охватили всю страну, быстро приобрели международное признание и глобальное уважение.  Это – воистину народная революция».  «Но это не означает, — полагает Реза Пехлеви, — что нет надобности в ее координации, существовании механизмов взаимодействия, гармонизации и единения. Разумеется, должны быть личности, способные повести за собой на разных уровнях и среди разных политических и социальных слоев, ибо существует цель спасения страны от существующего режима». «На разных этапах достижения поставленных задач, продолжает, — Р.Пехлеви, — нужно решать организационные  вопросы, нужно продвигаться шаг за шагом к росткам нового, ранее неизведанного». «Другая важная проблема – взаимодействие между силами внутри страны и за ее рубежами, то есть внешней оппозиции, которая, вне всякого сомнения, поддерживает необходимость свержения антинародного режима. Нам нужна общая политическая платформа, как база единой и плодотворной деятельности. Только так мы можем двигаться вперед на нужном нам всем направлении. Это необходимо и для заполнения политического вакуума», добавил он.

«Я знаю, — продолжила свое интервью директор Персидской службы «Дойче Велле» Я.Зарбахш, —  что многие политические деятели, оказавшиеся по разным причинам за границей, хотят примкнуть к протестному движению, создать подлинную коалицию. В социальных сетях не раз звучали призывы к видным политическим фигурам эмиграции объединиться во имя единой цели. Вы много раз заявляли, что такое вполне достижимо и такие политики могут сотрудничать. Каковы ваши нынешние предложения в этой связи?».

«Конечно, — отвечает Р.Пехлеви, — в ситуации, когда речь идет о спасении страны, важно слушать и понимать друг друга, считая это главным приоритетом. Это касается как отдельных политиков, так и политических организаций. Но когда мы говорим о коалиции, нас больше интересуют политические структуры, как олицетворение влиятельных сил,  а не отдельные личности. Последние своим авторитетом могут способствовать формированию единства, приданию им целенаправленности и наступательности.  Они должны чувствовать запросы общества, знать, как они видят перспективы своей борьбы. Они же должны хорошо представлять, как следует осуществлять руководство этим движением, куда и к каким целям вести народ».

«Разумеется, — продолжает Р.Пехлеви, — у них разное видение путей, но есть осознание того, что  они должны сделать. Вся оппозиция давно знает, к чему ей стремиться, я знаком со многими видными фигурами иранской эмиграции, знаю, чего они хотят, как представляют себе достижение многолетних целей. Проблемы, которые их волнуют, возникли не сегодня, они живут с осознанием необходимости изменения иранской действительности. Я сам глубоко вошел в эти проблемы, чувствую свое единение с разными политическими фигурами, ощущаю необходимость гармонизации оппозиционных движений на благо нашего общего дела.  Но сегодня создалась ситуация, когда весь мир следит за тем, что происходит на нашей родине, он сочувствует и сопереживает вместе с нами, и мы должны показать, что способны реализовать те идеи, которые владеют нами.  Сотрудничество, солидарность,  поощрение, вся возможная помощь,  — все это те задачи, которые ставятся перед зарубежной оппозицией, и мы полны решимости работать над этим, засучив рукава. Все это пойдет во благо нашего народа и поможет в его борьбе во имя новой жизни, новой страны, нового будущего». «Сегодня, более чем когда бы то ни было, настало время конкретных действий, реальных свершений», — убежден видный представитель иранской эмиграции, наследник покойного иранского шаха Мохаммада-Резы Пехлеви – Реза Пехлеви.

52.21MB | MySQL:103 | 0,520sec