Об экономической команде президента Ирана Эбрахима Раиси. Часть 2

Как уже стало понятно, наибольшее внимание Джавада Оуджи привлекают проблемы именно газовой отрасли. Что касается нефти, то в августе 2021 он обещал увеличить продажи иранской нефти зарубежным государствам. Он заявил: «Принимая во внимание развитие политических отношений с Китаем, экспорт нефти в эту страну может быть куда больше, чем в настоящее время». Тогда же он высказался за то, что Ирану  лучше продавать нефтепродукты, чем нефть. Он отметил: «Мы не должны все время стараться продавать сырую нефть. Нужно продолжить дискуссию о создании дополнительной цепочки в нефтехимической промышленности. Это не потребует много денег, но создаст новые рабочие места и будет способствовать генерации прибылей». Касаясь газового сектора, Оджи выступает за увеличение производства газа в Иране, что совершенно правильно, так как национальные нужды в газе постоянно растут. Министр замечает: «В сфере снабжения и потребления газа оперативные решения могут преодолеть негативный газовый баланс. Некоторые решения в сфере снабжения газом являются краткосрочными, а некоторые долгосрочными. Во-первых, мы должны максимально задействовать неиспользованные возможности газоочистительных заводов. Мы можем компенсировать снижение добычи газа бурением новых скважин и установлением в стары установок по нагнетанию давления. Мы можем снова вернуть газоочистительные заводы в нашу орбиту».

Министр нефти Ирана также выдвигает планы по увеличению газового экспорта ИРИ, несмотря на санкции. Он заявил: «Другим решением для газообеспечения является продолжение дипломатических усилий. Мы можем увеличить долю нашей страны на мировом газовом рынке, эффективно общаясь с соседними государствами, которые являются международными газовыми лидерами [Джавад Оуджи, по-видимому, имеет в виду Россию и Туркменистан –авт.]. Это касается не только газового экспорта, но и импорта, своп-сделок и транзита. Если транзит наших соседей будет проходить по иранской территории, мы получим дополнительную прибыль, которая поможет нам развивать наши собственные месторождения».

Министром промышленности, рудников и торговли в кабинете министров Эбрахима Раиси является Сайед Реза Фатеми Амин. Реза Фатеми Амин родился в 1974 году в городе Шахруд, расположенном на севере Ирана. Он получил степень бакалавра на отделении радиоэлектроники Университета Фердоуси. Затем закончил магистратуру по экономике в Иранском Университете Науки и Технологий. В 2021 году защитил докторскую диссертацию по стратегическому управлению в Национальном Университете обороны ИРИ. Он собирается замещать импорт, усиливая иранскую промышленность с помощью субсидий и передовых технологий. В ходе своей карьеры Амин занимал несколько крупных должностей: заместителя министра промышленности и торговли по планированию, развитию и технологиям во втором кабинете Махмуда Ахмадинеджада (2009-2013 годы); члена правления Торгово-промышленных палат (ТПП) Тегерана и ИРИ. В ноябре 2017- марте 2020 годов он был консультантом и директором по инвестициям исламского Фонда «Астан-э-Кудс Разави». Затем был заместителем руководителя этого Фонда.  «Астан-э-Кудс Разави» является богатейшим исламским фондом (боньядом) ИРИ, приписанным к гробнице Имама Али Реза в Мешхеде. В 2021 году эта финансовая организация была подвергнута американским санкциям. В течение нескольких лет данным боньядом руководил нынешний президент ИРИ Эбрахим Раиси.

Об экономических взглядах Фатеми Амина можно судить по его нескольким высказываниям. Касаясь безработицы в современном Иране, он отметил: «Вопрос сегодняшней безработицы – это вопрос безработицы университетских выпускников. С нашими базовыми отраслями, такими как базовая промышленность, добыча полезных ископаемых, средний и мелкий бизнес, мы не сможем создать рабочие места для этих людей. Для этого нам надо создавать и улучшать такие отрасли как электроника, промышленное машиностроение, автомобилестроение и производство комплектующих для автомобилей». По поводу автомобильной промышленности он высказался так: «У нас нет технических проблем в автомобилестроении. Проблем только три. Это отсутствие конкуренции, низкая производительность труда, а также то, что структуры менеджмента нуждаются в ревизии и реформировании». По поводу среды ведения бизнеса в Иране он сказал: «В бизнес-среде 80% проблем сводятся к трем рубрикам: социальному страхованию, налогам и финансированию». Фатеми Амин также отметил: «Одной из моих главных забот является сбалансированное развитие. Мы должны обеспечить справедливое распределение ресурсов и возможностей для всего населения Ирана. Сбалансированное развитие касается не только промышленности, рудников и торговли. Оно затрагивает также обучение и улучшение квалификации человеческих ресурсов во всех регионах нашей родины». По поводу инфляции он заметил: «Инфляция является хронической болезнью нашей экономики. Для того, чтобы справиться с ней нам понадобится от двух с половиной до трех лет».

Министром труда, кооперативов и социальной защиты стал Ходжатолла Абдулмалеки. Он родился в 1981 году в рабочем городе-спутнике Тегерана Рее. Абдулмалеки закончил магистратуру исламских наук и экономики Университета Имама Садыка, затем защитил докторскую диссертацию в Исфаханском университете. Он является профессором Университета Имама Садыка, членом Центрального совета народного фронта при КСИР, а также членом попечительского совета Благотворительного Фонда Имама Хомейни. Ходжатолла Абудлмалеки со времен президентства Махмуда Ахмадинеджада является теоретиком «экономики сопротивления» и выпустил на эту тему восемь книг. В ходе своей карьеры  он работал: секретарем Экономического совета Иранской телерадиовещательной компании (IRIB); представителем Ирана на Международном саммите Всемирного Банка во Франции (2020 год); главным редактором Иранской экономической энциклопедии; членом Совета директоров Фонда социального страхования крестьян и кочевников.

Абдулмалеки считает Иран страной с достаточно открытой экономикой. Однако ее развитие, по его мнению, сдерживается структурными перекосами и ограничениями правительства. Он отмечает: «Если базироваться на экономических критериях, то наша экономика более открыта, чем экономика Китая. Однако Китай внутри себя не сдерживает производство. Он, наоборот, его поощряет. Мы же ограничиваем у себя производство, исходя из международной обстановки». Министр труда уделяет большое внимание болезненной для Ирана проблеме безработицы. Он предлагает создать единую базу безработных, биржу труда и курсы по повышению квалификации. Он отмечает: «До настоящего времени мы не имеем информации о статусе занятости или незанятости наших людей. Есть ли в удостоверении личности (ID) запись о том, занят ли человек или безработен? А если он безработный, зарегистрирован ли он на Бирже труда? Какими знаниями, умениями и навыками он располагает? А если он не располагает навыками, в чем он талантлив и к чему склонен? Какой профессии его учить? Не зная этого, мы не сможем составить долгосрочный план борьбы с безработицей». Министр Абдулмалеки призывает к либерализации использования земли и недвижимости. Он заявляет: «Мы добились того, чтобы владельцы сельскохозяйственных угодий получили на своей земле право заниматься промышленным производством, разведением скота, рыбоводством и даже коммерческим строительством. При переводе земель сельскохозяйственного пользования в промышленность, скотоводство и строительство мы можем получить дополнительно 12 миллионов рабочих мест».

Экономическая команда правительства Эбрахима Раиси состоит из относительно молодых, хорошо образованных людей. Тем не менее, они являются приверженцами протекционизма и «экономики сопротивления». Информация о них будет полезна для российской стороны, занимающейся вопросами экономического сотрудничества с Ираном.

52.24MB | MySQL:103 | 0,690sec