Предложит ли администрация президента США Дж.Байдена свою палестино-израильскую мирную инициативу

Во вторник госсекретарь США Э.Блинкен в рамках своего ближневосточного турне провел переговоры с главой Палестинской национальной администрации (ПНА) М.Аббасом. Выступая в открытой для журналистов части встречи в Рамалле, представитель американской администрации подчеркнул, что Соединенные Штаты «считают важным предпринять шаги по деэскалации, прекращению насилия, снижению напряженности, а также по созданию основы для более позитивных действий в будущем». Конечной целью Белого дома при этом остается переговорный процесс, позволяющий в  итоге урегулировать конфликт на базе принципа «двух государств для двух народов». В сочетании с предшествовавшими в рамках регионального визита остановками в Каире, где речь шла о совместных миротворческих усилиях, а также Иерусалиме, в котором Э.Блинекен сосредоточился на вопросах израильской безопасности, осуждении террористической активности при сдерживании односторонних действий 37-го правительства страны, возникает вероятность более активного продвижения действующей американской администрацией своего видения мирного процесса.

Согласно заявлению Э.Блинкена, в настоящий момент Белый дом намерен сосредоточиться на оказании практической, прежде всего финансовой помощи ПНА. Речь идет о выделении транша в размере 50 млн долларов в фонды Ближневосточного агентства ООН для помощи палестинским беженцам и организации работ (БАПОР), что, сточки зрения Вашингтона должно «расширить» «сужающийся горизонт надежды», характерный в настоящий момент для палестинцев. В дополнение к этому, он пообещал возобновление работы американского консульства в Иерусалиме, занимавшегося до его закрытия Д.Трампом в 2019 г. оказанием услуг палестинскому населению. При этом помимо практических задач, исполнявшихся данным дипломатическим представительством США, оно имело крайне важную символическую функцию, воспринимаясь как посольство в ПНА, закладывающее основы официальных отношений с суверенным палестинским государством, появление которого – цель мирного процесса. Наоборот, ликвидация консульства в сочетании с Иерусалимской декларацией Д.Трампа о переносе посольства Соединенных Штатов в Израиле из Тель-Авива в Иерусалим были восприняты как яркое свидетельство поддержки Вашингтоном исключительно израильского подхода к урегулированию.

Наконец, по данным израильских источников, Э.Блинкен предпринял попытку убедить М.Аббаса в целесообразности восстановления координации по вопросам безопасности с Израилем. В частности, в беседе с журналистами он отметил, что Вашингтон принял решение сконцентрироваться на «шагах, которые Палестинская национальная администрация предпринимает для улучшения жизни палестинского народа и выполнения своих обязательств перед Израилем». Также для стабилизации ситуации в зоне противостояния госсекретарь поручил остаться в регионе специальному представителю по палестинским делам Х.Амру и помощнику по делам Ближнего Востока Б.Лиф, которые призваны «поддерживать усилия по умиротворению и убедиться, что стороны закладывают основу для прогресса в урегулировании на базе двух государств».

В целом риторика Э.Блинкена в Рамалле может считаться косвенным свидетельством подготовки США к тому, чтобы более активно заняться мирным процессом, однако, как кажется, в действительности сказанное им в указанной части визита на Ближний Восток преследовало своей целью умиротворение палестинской стороны, нежели обещания фактических мер по возобновлению переговоров. Если говорить о конкретных предложениях, то они включали в себя передачу средств на нужды палестинцев, но не в фонды ПНА, а в бюджет БАПОР. Такой выбор формы поддержки не случаен, а обусловлен несколькими группами причин.

Во-первых, он в меньшей степени противоречит интересам Израиля, который старательно борется в том числе экономически с тем, что ПНА продолжает выплаты террористам и их семьям.

Во-вторых, взаимоотношения с этим специализированным учреждением ООН, как уже неоднократно отмечалось ранее, нацелено не на демонстрацию солидарности с Рамаллой, а на то, чтобы восстановить влияние Вашингтона в международных институтах, пошатнувшееся за время пребывания на ключевом посту Д.Трампа в силу его политики ограничения взаимодействия с ними. Другими словами, взносы США в БАПОР это не элемент политики на палестинском треке, а часть работы на международной арене, такая же как повторное вступление в Парижское соглашение по климату.

Консульство в Иерусалиме – условие ПНА, озвученное еще на этапе транзита власти в Соединенных Штатах, с которым М.Аббас связывал возможность возобновления контактов с американскими посредниками в мирном урегулировании. В настоящий момент ПНА имеет уже иные, более жесткие требования в виде поддержки продвижения израильского досье в Международном уголовном суде или демонстративное осуждение израильской поселенческой активности. Никаких заявлений, характеризующих два этих принципиальных направления, Э.Блинкен по сути не сделал. Первый вопрос не упоминался вовсе, а второй получил отражение во время пребывания в Израиле, где он вписал оппозицию США по поселенческой активности или сносу домов в общие рамки «односторонних действий», к которым прибегает и ПНА. Говоря о Храмовой горе представитель администрации Дж.Байдена и вовсе назвал визиты, подобные тому, который совершил не так давно И.Бен-Гвир, «отвлечением внимания», что никак нельзя назвать формой ультимативной поддержки ПНА, которую стремится добиться М.Аббас. Наконец, упомянутое консульство, хотя и продолжает формально фигурировать в перечне задач внешнеполитического ведомства США, но не имеет конкретной даты своего открытия, что делает заявление Э.Блинкена на данный счет существенно менее весомым.

Исходя из сказанного, можно предположить, что администрация Дж.Байдена, как минимум на текущем этапе, не готова и не планирует работать над собственной инициативой урегулирования палестино-израильского конфликта. Вместо этого Вашингтон решает практическую задачу избежать критического нарастания напряженности и открытой масштабной эскалации, что важно для поддержания стабильности в странах союзниках – Израиле, Египте и Иордании. Это, в свою очередь, позволит Вашингтону сконцентрироваться на других, приоритетных в настоящий момент направлениях.

52.19MB | MySQL:103 | 0,541sec