Сценарии всеобщих выборов в Судане (по версии ООН)

Как известно, одним из основных пунктов Всеобъемлющего мирного соглашения (ВМС) должны стать всеобщие выборы в Судане в апреле 2010 года. В этой связи представляет интерес точка зрения специальных органов ООН, осуществляющих мониторинг за подготовкой и проведением указанной процедуры.

По их оценке, всеобщие выборы должны состоятся не позднее апреля 2010 года и охватить шесть уровней (от губернаторов до президента). На настоящий момент количество финансового и логистического обеспечения оценивается как достаточное. При этом существуют реальные технические проблемы, связанные с организацией выборов по партийным спискам, губернаторов и административных органов, что теоретически продолжает ставить на повестку дня возможность их отмены.

Остаются проблемы с графиком проведения выборов, который не отличается большой гибкостью и напрямую связан с началом и окончанием сезона дождей. Последнее обстоятельство становится серьезным препятствием для проведения второго тура выборов в случае их назначения. Кроме того, уже на сегодняшний день имеется более 350 официальных жалоб в отношении деления избирательных округов, включая отказ правительства Юга признавать результаты переписи населения.

По оценке экспертов ООН, оптимальным выходом из складывающейся ситуации было бы предложить Суданскому народно-освободительному движению (СНОД) зафиксировать существующий в настоящее время статус-кво разделения власти по принципам, указанным в ВМС. Основные подписанты этого договора могли бы самостоятельно в процессе консультаций определить принципы разделения власти на основе результатов переписи.

Остаются нерешенными вопросы демаркации и делимитации границ между северными и южными штатами, границы избирательных округов. В уголовный кодекс до сих пор не внесены поправки, предоставляющие свободу собраний и агитации. Существует определенный скептицизм в отношении того, насколько вообще обстановка в стране способствует проведению свободных и справедливых выборов.

Все эти проблемы плюс промедление и бюрократические проволочки в Национальной избирательной комиссии (НИК) ставят под угрозу начало регистрации кандидатов и избирателей, которая намечена на ноябрь с.г. Кроме того, до сих пор не утвержден бюджет НИК, что может серьезно затормозить желание спонсоров участвовать в этом проекте. Одновременно не понятно, собирается ли правительство Южного Судана вносить свои 50% инвестиций в бюджет НИК.

Вызывает опасения и ситуация с безопасностью в Дарфуре, что может серьезно повлиять на процедуру выборов.

Все это необходимо учитывать с пониманием того, что апрель 2010 года является крайним сроком проведения выборов, и их отмена напрямую повлияет на весь процесс ВМС.

Тем не менее, ни ЮНАМИД, ни мировое сообщество не питают больших иллюзий в отношении честности и беспристрастности предстоящих выборов и считают их только первым этапом общей демократизации страны.

В этой связи аналитики ООН рассматривают следующие сценарии.

1. Отсрочка или отмена выборов.

Это может произойти в случае выхода из временного графика выборов и их невозможности в силу климатических причин. Одновременно рассматриваются и политические причины такого развития событий, которые будут закамуфлированы под технические проблемы. При этом должен быть достигнут консенсус между Хартумом и СНОД, в противном случае это вызовет серьезный политический кризис.

Партия Национальный конгресс (ПНК), несомненно, проявляет готовность к проведению выборов, особенно органов исполнительной власти. Выборы должны подтвердить легитимность власти в контексте ордера МУС об аресте президента О.аль-Башира, референдума о независимости Юга в 2011 году и вызовов, связанных с повстанческим движением в Дарфуре. Таким образом. стимулов к проведению выборов у Хартума больше, чем у СНОД, что будет вынуждать ПНК искать компромисс с южанами по поводу результатов переписи населения. При этом позиции ПНК явно укрепились в последнее время, что следует из недавнего заявления о том, что она не будет признавать итоги референдума 2011 года без проведения выборов в 2010 году. Такая жесткая увязка создает лишние проблемы для СНОД.

Основной задачей СНОД было бы получение не менее 25% мест в Национальной ассамблее.

Отсрочка выборов обострит отношения между ПНК и другими оппозиционными партиями на Севере, которые заинтересованы в проведении честных и прозрачных выборов и получения позиций в руководящих органах.

При этом в случае отсрочки или отмены выборов оппозиционные партии Севера не обладают потенциалом для организации митингов протеста или открытого военного противостояния.

В этой ситуации перед лицом форсированного процесса создания различных оппозиционных блоков ПНК может пойти на отмену выборов под предлогом технических сложностей, в случае если партия будет убеждена в своем проигрыше. Этот вариант развития событий представляется маловероятным. Как и вариант отмены выборов или их перенос из-за обострения ситуации в Дарфуре.

В случае, если отмена или перенос выборов состоится без соответствующего соглашения между СНОД и ПНК, можно ожидать большого негативного эффекта. В этом случае стоит ожидать ликвидацию правительства национального единства и насилия в отношении южан и северян, проживающих соответственно на Севере или на Юге. При этом, если северяне совершенно спокойно и в быстрые сроки смогут локализовать возможные волнения или вспышки насилия, то для СНОД это станет серьезной проблемой. Особенно если учесть, что такая отмена коснется напрямую штатов Северный Кордофан и Голубой Нил, где предстоят выборы в законодательные органы, и где южане ситуацию контролируют слабо.

Что касается Дарфура, то непримиримые партизаны не признают предстоящие выборы. При этом необходимо учитывать, что без присоединения их к мирному процессу невозможна их трансформация в политические партии, а, следовательно, и участие в выборах. При этом для Хартума крайне важно провести выборы в Дарфуре с целью подтвердить свой законный статус в этом регионе.

Для ЮНАМИД предпочтителен вариант отмены выборов на основе двухстороннего соглашения.

 

2. Непризнание результатов выборов.

Этот сценарий признается вполне реальным. Такие претензии могут поступить как от северных оппозиционных партий, так и от СНОД. Очень важным фактором при этом является образование предвыборных блоков, которые повышают шансы на честные выборы и снижают вероятность возникновения насилия. В этом случае оппозиционные партии Севера играют ключевую роль и имеют возможность торговаться с Хартумом до последнего момента. Такие альянсы представляют собой очень эффективный механизм раздела власти и сохранения ВМС.

При этом вариант создания такого альянса между ПНК и СНОД наиболее предпочтителен, так как позволит провести выборы и гарантирует СНОД возможность блокировать невыгодные ему законы без необходимых поправок в конституцию, что очень важно в период подготовки к референдуму 2011 года. Вероятность такого альянса возрастает в послевыборное время, если СНОД окажется неудовлетворенным итогами голосования, особенно в законодательные и исполнительные органы.

Очень многое зависит и от других политических партий, особенно с учетом их требований отложить проведение выборов до решения вопроса мирного урегулирования в Дарфуре или внесения поправок в законодательные акты Судана. Что касается Дарфура, то в выборах примут участие от 33 до 66 % населения. Эта цифра колеблется и зависит от динамики мирных переговоров, создания предвыборных альянсов и позиции местной элиты.

На Юге отмена выборов может спровоцировать партию Лама Аколя на выступления, серьезно ослабит СНОД.

Говорить о каком-то эффективном контроле за выборами со стороны независимых наблюдателей сложно в силу географических условий. Тем не менее, их присутствие снижает риск последующего отказа признать результаты выборов кем-то из их участников.

Для ООН предпочтителен вариант непризнания выборов со стороны Севера. На Юге это создаст угрозы для контингента ООН, так как насилие в этих областях будет неконтролируемым.

 

3. Выборы вызовут насилие до или после дня голосования.

Вероятность возникновения такого сценария расценивается как высокая. Особенно это будет связано в выборами в исполнительные структуры власти. На Севере это будет носить локальный характер, что связано с крепостью структур исполнительной власти. При этом на Юге Высший государственный комитет (ВГК) назначает чиновников в избирательные комиссии без учета мнений других политических партий, что вызывает напряженность и непонимание, а также мешает их деятельности по подготовке выборов. На Юге вероятность возникновения насилия в этой связи оценивается как очень высокая. Наиболее опасные участки в этой связи: Голубой Нил, гг.Джуба и Вау. Велика вероятность нападения на сотрудников НПО в силу их тесных связей с теми или иными госчиновниками, которые могут быть или жертвами нападений, или их инициаторами.

Поэтому необходимо вести постоянный мониторинг ситуации с целью своевременного блокирования основных очагов возникновения насилия.

52.12MB | MySQL:103 | 0,512sec