Об особеностях внутренней и внешней политики Израиля при новом правительсте Биньямина Нетаньяху

Все предыдущие годы своего нахождения во власти на посту премьер-министра Биньямин Нетаньяху практически всегда находился в политическом центре своей коалиции, ведь в ней одновременно бывали и «правые» и «левые» и «центристы». Именно какой состав позволял ему балансировать и избегать порой провокационных решений и предложений поступающих то слева, то в основном справа. Как бы периодически «уговаривая» своих партнеров, ради целостности коалиции, уважать чувства и идеологию товарищей по коалиции принадлежащих противоположному лагерю.

Однако в это раз сформировав чисто правую, а точнее ультраправую коалицию, он как бы сам оказался на ее левом фланге и у него фактически не остаётся никаких политических «аргументов» чтобы противостоять экстремизму справа.  При этом у него достаточно собственных проблем в виде продолжающего суда над ним, а так же судебных проблем, своего ведущего партнера лидера партии ШАС Арье Дери, без поддержки которого у него нет коалиции. В этой связи судебная реформа стала основополагающим курсом его правительства, которую желательно завершить уже в это сессию.

Как отмечает корреспондент «Гаарец» Амос Харэль [[i]]  Биньямин Нетаньяху начал свой премьерский срок с атаки на юридическую систему, цель которой – совершить правовую революцию в Израиле. В то время как оппозиция и сама система правосудия все еще пытаются полностью понять его намерения, он действует быстро и решительно. Но чтобы реализовать свою цель и спастись от уголовного приговора, Нетаньяху нуждается в помощи партнеров по коалиции, у каждого из которых своя политическая программа и свои интересы. Нетаньяху необходимо жонглировать ими всеми и находить баланс между несколькими целями, которые он пытается достичь параллельно.

Если он проведет переговоры с прокурорами, судьями и протестующими и будет искать реальный компромисс (а не фальшивый, который продвигает от его имени президент Ицхак Герцог), ему придется сдерживать своего министра юстиции Ярива Левина, который может уйти в отставку, если почувствует, что ему не дают делать все, что он хочет. Если Нетаньяху будет действовать по плану, ему придется одновременно выполнять свои обещания, данные Бецалелю Смотричу и Итамару Бен-Гвиру.

Однако, если позволить им продвигать свои планы, это может стоить Нетаньяху конфронтации с Вашингтоном и обострения напряженности на палестинских территориях. Для тех, кто управляет силовыми структурами, очевидно, что Смотрич хочет действовать быстро. Так, он работает над созывом первого заседания Высшего совета планирования на Западном берегу, который, как ожидается, одобрит строительство тысяч новых единиц жилья – шаг, который, безусловно, осложнит отношения с Соединенными Штатами.

То, что администрация Джо Байдена не полагается на обещания Нетаньяху, подчеркнул необычный шаг, предпринятый госсекретарем Энтони Блинкеном, когда после своего визита в Израиль и на Западный берег на прошлой неделе он решил оставить высокопоставленного чиновника Барбару Лиф для наблюдения за ситуацией.

Несмотря на экстремистское правительство, которое Нетаньяху решил сформировать, сам он в отличие от своих партнеров продолжает занимать сдержанную линию по отношению к палестинцам. По каждому вопросу, возникшему за последние несколько недель, – предотвращение эскалации в Газе после ракетного обстрела, напряженные отношения с палестинскими заключенными, эвакуация форпоста Ор ха-Хаим и задержка эвакуации бедуинского поселения Хан аль-Ахмар – он последовательно придерживается более умеренного подхода.

В отличие от него министр национальной безопасности И.Бен-Гвир стремится нагнетать обстановку – тут и его визит на Храмовую гору, и требование к Управлению тюрем ужесточить условия содержания заключенных, и снос незаконно построенных домов в Иерусалиме, и постоянные подстрекательства против израильских арабов. На заднем плане скрывается более серьезная напряженность, связанная с распределением наиболее влиятельных заключенных по разным тюрьмам и наказанием заключенных-женщин, которые выразили радость по поводу теракта в иерусалимском районе Неве Яаков.

Хотя в последние дни напряженность в тюрьмах ослабла. Бен-Гвир и Управление тюрем отрицают, что им удалось достичь взаимопонимания с заключенными. Но, исходя из опыта, справедливо предположить, что египетская разведка снова вмешалась и лидерам ХАМАСа и «Исламского джихада» в тюрьмах были переданы согласованные с Израилем заверения.

Несмотря на относительно удачную встречу иорданского короля Абдаллы II с Б.Нетаньяху (отношения между ними в целом не слишком хорошие), происходящее на Храмовой горе и особенно провокации Бен-Гвира вызывают у Иордании тревогу.

Во время своего визита в регион Блинкен упомянул о возможности визита Нетаньяху в Вашингтон до начала мусульманского месяца Рамадан 22 марта (Нетаньяху надеялся на более раннее приглашение, в конце февраля; возможно, американцы откладывают встречу из-за противодействия его судебной реформы). Как Иордания и Египет, США обеспокоены возможной вспышкой напряженности в Иерусалиме и на палестинских территориях во время Рамадана.

На переговорах в Рамалле госсекретарь США уделил много времени озабоченности все более слабеющим влиянием руководства Палестинской национальной администрации (ПНА). Блинкен призвал ее престарелого председателя Махмуда Аббаса развернуть в Дженине и Шхеме палестинские силы безопасности. Палестинцы говорят об американской программе «Дейтон-2» по размещению сил безопасности на севере Западного берега, аналогично той, которая была реализована 16 лет назад, после Второй интифады.

Заявление ПНА о прекращении координации действий с Израилем в сфере безопасности в ответ на операции ЦАХАЛа в Дженине в конце января, в результате которых погибли 10 палестинцев, на практике не было выполнено. Обе стороны продолжают сотрудничать только по неотложным вопросам. Но в политическом плане Израиль и ПНА практически не поддерживают никаких отношений. На данный момент не существует канала связи с Махмудом Аббасом, который поддерживал предыдущий министр обороны Бени Ганц. Большинство контактов с ПНА осуществляются через координатора правительственной деятельности на территориях или ШАБАК.

Нахум Барнеа в статье, опубликованной в минувшие выходные в «Едиот ахронот» [[ii]], пишет, что администрация Байдена, обеспокоенное вспышкой насилия на палестинских территориях и о стремясь сдержать правовую революцию в Израиле и хочет заключить сделку с Нетаньяху. В ней американцы обещают премьер-министру усилить меры против ядерной программы Ирана и помочь осуществить его мечту о заключении соглашения о нормализации отношений с Саудовской Аравией в обмен на сдерживание его планов в областях, вызывающих беспокойство Вашингтона.

В упрощенной формулировке дело обстоит так: в обмен на американское сотрудничество в вопросах с  Ираном и Саудовской Аравией Нетаньяху обещает совместно со своими партнерам, успокоить регион, сохранить статус-кво на Храмовой горе, укрепить власть ПНА и ограничить поселения. Во всех этих вопросах правительство будет вести себя в рамках «красных линий», очерченных Вашингтоном. Нетаньяху ответил утвердительно. На такие вопросы он всегда отвечает утвердительно. В то же время он положительно отзывается на требования своих партнеров справа. Американцы обычно говорят о таких, как он, что «они болтают с обеих сторон рта» ( то есть «попытаться поддерживать противоречивые позиции или убеждения в попытке угодить большинству людей» ).

Соединенные Штаты предлагают Израилю широкое сотрудничество в тайных и полусекретных операциях внутри Ирана, а не в войне. Но если Иран решит перешагнуть ядерный порог, Вашингтон обдумает дальнейшие шаги. Что касается Израиля, это хорошая новость.

«Мы предлагаем вам сосредоточиться на иранском вопросе», — фактически сказали американцы Нетаньяху и добавили: «Вы можете выиграть его с историческим достижением. Бонусом будет Саудовская Аравия. С другой стороны, вы можете иметь дело с  аннексией  Западного берега, столкновениями на Храмовой горе, легальным переворотом, который бросит тень на идентификацию Израиля как либеральной, демократической страны .Решите, кто вы и чего хотите».

Естественно, что в канцелярии премьер-министра отвергли данную информацию «Едиот ахронот» и сообщили: «Публикация не соответствует действительности. Американцы дали понять, что не связывают иранский вопрос, представляющий национальный интерес США, с другими вопросами. Нетаньяху не согласился ни на какие условия и сказал им, что будет отстаивать политику, ради которой он был избран».

В то же время стоит отметить, что изменение подхода США также стало очевидным в ходе совместных с ЦАХАЛом военных учений Juniper Oak в прошлом месяце, где обе стороны атаковали цели и все это напоминало совместную военную операцию против Ирана.

При этом Нетаньяху явно использует Иран в качестве аргумента и, возможно, оправдания сдержанности в разговорах со своими партнерами справа. По его мнению, они должны учитывать  иранскую политику, чтобы не сорвать подготовку к нападению на Иран. Но вот уже более десяти лет премьер-министр в своих внутренних целях размахивает иранской угрозой, но нет уверенности, что сегодня его партнеров по коалиции будет легко убедить.

Пока же особой сдержанности со стороны партеров Нетаньяху справа особо не заметно. Несколько недель назад Бецалель Смотрич встретился с главой Управления государственной службы профессором Даниэлем Гершковицем и его старшими сотрудниками. На повестке дня стояли требования Смотрича относительно назначений в Гражданскую администрацию, которую он контролирует в качестве дополнительного министра в Министерстве обороны, отвечающего за вопросы поселений. В ходе беседы онразъяснил свои планы и цели на этом посту, который он занимает в дополнение к посту министра финансов.

«Четыре дня в неделю я провожу в моем кабинете в Министерстве финансов, – сказал Смотрич. – В Министерстве обороны я нахожусь только один день в неделю. Но не заблуждайтесь, в моих глазах самая важная задача – это моя миссия в Министерстве обороны». Он добавил, что его работа в Министерстве обороны найдет отражение в «обширной поселенческой деятельности», которая продиктует будущее поселений на Западном берегу на годы вперед. Представители оборонного ведомства считают, что у Смотрича есть средства для обеспечения сотрудничества, поскольку, будучи министром финансов, именно он контролирует бюджет.

В начале следующей недели министерская комиссия по законодательству соберется, чтобы разрешить депутатам от коалиции продвигать ключевые для правительства Нетаньяху законопроекты. Одно из предложений, которое комиссия, как ожидается, одобрит, — это новый «Закон Дери». Он позволит коалиции обойти решение БАГАЦа и все-таки назначить трижды судимого лидера партии ШАС Арье Дери министром.

Законопроект внес председатель коалиции, Офир Кац (Ликуд). Вместе с ним свои подписи поставили еще 36 депутатов из правящей коалиции. Кац предлагает внести очередную поправку в Основной закон о правительстве. Смысл поправки: никакой суд, включая БАГАЦ, не может пересматривать решения «по любому вопросу, возникающему в связи с назначением министра и его освобождением от должности». Коалиция намерена быстро продвигать законопроект и вынести его на предварительное чтение уже 15 февраля.

Как долго Нетаньяху удастся балансировать между требованиями администрации США с ее более чем заманчивыми предложениями о войне и мире и пожеланиями своих ультраправых партнеров и их возможностями взять под свой контроль суд, а значит вывести Нетаньяху из-под удара.  Естественно Нетаньяху заинтересован в обоих предложениях и постарается сделать все, чтоб их получить, но для этого ему потребуется филигранная «балансировка» и весь его политический опыт . Однако явно эти события должны произойти в ближайшее время, так что у нас есть возможность досмотреть этот «цирковой номер» Нетаньяху до конца.

[i]  Between Biden and Ben-Gvir, Netanyahu Faces a New Political Balancing Act  https://www.haaretz.com/israel-news/2023-02-06/ty-article/.premium/between-biden-and-ben-gvir-netanyahu-faces-a-new-political-balancing-act/00000186-26df-d718-a5af-a6ff12580000

[ii]   ארה»ב לנתניהו: מסמס את הבטחות הבחירות — תמורת הישגים מול איראן וסעודיה    https://www.ynet.co.il/news/article/sk7pfzq2s

52.24MB | MySQL:103 | 0,621sec