О влиянии представителей шиитской и хазарейской общин на политику движения «Талибан» в Афганистане. Часть 1

После захвата власти в Афганистане движением «Талибан» (запрещено в РФ) среди хазарейцев и мусульман-шиитов были особенно выражены опасения по поводу того, что при новом клерикальном режиме мусульман-суннитов их община станет более уязвима. Озабоченность по поводу того, что новые правители Афганистана могут отменить юридическое признание шиитского направления ислама усилились, когда чиновники «Талибана» заявили, что могут вернуться к конституции короля Захир Шаха 1964 года (которая, в отличие от конституции республики 2004 года, не признает шиитов и джафаритский мазхаб). Затем в январе 2022 года в СМИ появились сообщения о том, что талибы сняли с должности всех хазарейских судей. Беспокойство еще больше усилил манифест под названием «Исламский Эмират и его система», автором которого является главный судья движения «Талибан» Абдул Хаким Хаккани. Документ был обнародован весной 2022 года во время священного месяца Рамадан. В нем утверждалось, что правосудие и суждения должны основываться только на ханафитской суннитской школе юриспруденции и что допущение другой юриспруденции подорвет «исламскую систему». На практике талибы передавали личные (семейные и супружеские) дела афганских шиитов в неформальную систему правосудия, а другие юридические вопросы рассматривались официальной ханафитской судебной системой. После того, как движение объявило о создании временного правительства без представительства хазарейцев или шиитов, фактическая политическая изоляция общины стала предметом серьезной озабоченности. С тех пор ситуация лишь немного улучшилась с назначением трех заместителей министров-хазарейцев, но шииты и хазарейцы по-прежнему не занимают постов на уровне кабинета министров. Представители хазарейцев и шиитов, стремящиеся предать огласке проблемы своей общины, имеют доступ к нескольким высокопоставленным лидерам талибов. Однако движению еще предстоит выполнить требования, в которых основное внимание уделяется политическому представительству шиитов и хазарейцев, в том числе на министерском уровне, а также юридическому закреплению их прав и защите их земли и имущества. Представители общины также призвали к более решительным действиям против непрекращающихся жестоких нападений на шиитские мечети, образовательные центры и кварталы. До сих пор стратегию, принятую хазарейцами и шиитами после августа 2021 года, можно было описать как политику выживания, характеризующуюся избеганием вооруженного сопротивления и попытками прагматичного взаимодействия и сотрудничества с нынешними правителями с целью уменьшить уязвимость общины. Фактическое влияние шиитов на новую администрацию остается ограниченным. Лидеры основных партий, в которых доминируют хазарейцы, – Мохаммад Мохакик, Мохаммад Карим Халили и Мохаммад Садык Мудабер, – а также бывший вице-президент Сарвар Данеш, находились за пределами страны в момент прихода к власти талибов. В день распада республики Халили и Мохакик находились в Пакистане в составе делегации высокого уровня, участвовавшей в последней попытке договориться о переходном правительстве при посредничестве Исламабада. Мудабер покинул Афганистан накануне, а Данеш пытался бежать из страны в тот день, когда талибы захватили Кабул, но застрял в столичном аэропорту и, по его собственным словам, прибыл в Турцию только через день.

Мохаммад Мохакик

Будучи родом из провинции Балх, Мохаммад Мохакик является лидером «Хезб-е вахдате ислами-йе мардом-е Афганистан» («Партия исламского единства народа Афганистана», ПИЕНА), отколовшейся от основной «Хезб-е Вахдат» («Партия исламского единства Афганистана»), которую в 2004 году все еще возглавлял Карим Халили. При режиме республики Мохакик колебался, то занимая государственные должности, то открыто критикуя правительство. После захвата власти талибами Мохакик сначала подверг критике старый режим и вторжение США в Афганистан в 2001 году, заявив, что приход талибов имел одновременно и плюсы, и минусы: среди плюсов он отметил, что режим Исламского Эмирата покончил с «ненавистным хищническим, коррумпированным и дискриминационным правительством». Его осторожный оптимизм сменился критикой после того, как талибы исключили хазарейцев и шиитов из правительства и 7 сентября 2021 года объявили о своем временном кабинете, практически полностью состоящем из мужчин пуштунского происхождения, исповедующих ислам суннитского толка. Мохакик назвал эти назначения «неприемлемым» шагом, который продемонстрировал, что отношение талибов к управлению, правам человека и уважению воли народа не изменилось. В последующие месяцы Мохакик стал более резок в своей критике. После того как в марте 2022 года талибы перекрыли доступ девочек к среднему образованию, он назвал движение «невежественным классом», не знающим религии. В начале апреля, после того как СМИ сообщили, что Нафиса Балхи, акушерка-хазарейка из Мазари-Шарифа, была похищена, подвергнута пыткам и убита талибами, Мохакик представил свой собственный подробный отчет о зверствах со стороны боевиков движения и добавил, что Нафиса была пятой молодой хазарейкой, убитой талибами и брошенной в поле. В мае 2022 года Мохакик объединил силы с другими антиталибскими группировками и лицами, в основном базирующимися в Турции, в «Высший совет национального сопротивления по спасению Афганистана». Эта организация, в которую также входят полевые командиры Абдул Сайяф и Абдул Рашид Дустум, провела свое первое заседание в Анкаре (Турция) 17 мая 2022 года. По его итогам было объявлено, среди прочего, о поддержке Советом продолжающегося вооруженного сопротивления талибам. После нападения 30 сентября 2022 года на образовательный центр Каадж на западе Кабула – в районе, где большинство населения составляют хазарейцы – Мохакик заявил, что теперь ему придется начать собственное вооруженное сопротивление талибам в Хазараджате. Однако на практике ни Мохакик, ни возглавляемый им совет не предприняли каких-либо реальных действий.

62.82MB | MySQL:102 | 0,539sec