О влиянии представителей шиитской и хазарейской общин на политику движения «Талибан» в Афганистане. Часть 2

Мохаммад Карим Халили

Мохаммад Карим Халили из района Бехсуд провинции Майдан Вардак является лидером партии «Хезб-е Вахдат-е Ислами». Политик занимал пост второго вице-президента с 2004 по 2014 год при бывшем президенте Хамиде Карзае и пост председателя Высшего совета мира при президенте Ашрафе Гани с 2017 по 2020 год. Со временем Халили стал все более критически относиться к администрации Гани, в том числе ко второму вице-президенту Сарвару Данешу, которого первоначально представили в качестве министра юстиции при Карзае, а затем выставили вторым кандидатом на пост после Гани на президентских выборах 2014 года. Сразу после прихода к власти движения «Талибан» (запрещено в РФ) Халили занял умеренную позицию. В его ранних заявлениях выделялись три момента.

Во-первых, он благодарил руководство талибов за объявление всеобщей амнистии и выразил надежду, что она распространится на всех уровнях.

Во-вторых, он охарактеризовал полный вывод иностранных войск как «важное событие», которое может предоставить возможность для самоопределения, независимости и появлению «самоустановленного порядка», основанного на внутреннем диалоге и национальном согласии.

В-третьих, он призвал «Талибан» подумать о сохранении нового политического порядка, заручившись широкой внутренней поддержкой

Когда талибы объявили о создании временного правительства, Халили раскритиковал его как «моноэтническую и моногендерную администрацию», которая, если не пересмотреть ее состав, будет только способствовать продолжению кризиса в стране. Спустя несколько месяцев в сообщении от мая 2022 года Халили предупредил, что, если талибы откажутся подчиниться законным требованиям народа, он «не будет вечно молчать» и «использует любую возможность, чтобы обеспечить право народа определять свою судьбу». Двумя днями позже в открытом письме генеральному секретарю ООН и другим органам организации по поводу того, что он назвал «геноцидом» хазарейской общины, Халили утверждал, что во время гуманитарного кризиса встретился с Мохакиком и Мудабером в Турции по поводу создания единой политической платформы хазарейцев, но они не смогли договориться о порядке руководства. Халили отказался присоединяться к Высшему совету национального сопротивления по спасению Афганистана, что вызвало возмущение среди его некоторых высокопоставленных членов. Халили также не присоединился к другой группировке в изгнании – Национальному движению за мир и справедливость, созданному в Германии бывшим министром иностранных и внутренних дел Ханифом Атмаром, также возглавлявшим группу, ведущую переговоры с талибами в Дохе в октябре 2022 года.

Сарвар Данеш

Сарвар Данеш, родом из Дайкунди, был заместителем Халили до возникших между ними разногласий в 2019 году. Через 12 дней после прихода к власти талибов Данеш опубликовал на своей странице в Facebook (соцсеть признана экстремистской в РФ) заявление с 14 «основополагающими позициями и требованиями», среди которых были призывы к защите государственной и частной собственности, установлению «законной выборной системы», сохранению конституции республики до тех пор, пока Лойя джирга не утвердит новую, а также сохранению всех действующих законов, если только они не будут изменены или отменены законными органами власти. Данеш подчеркнул признание джафаритского мазхаба фундаментальным для шиитов. Позже на своей странице в Facebook политик раскритиковал правительство талибов за его деспотический характер, «который современный мир не может принять». После года относительного молчания Данеш объявил в конце октября 2022 года о создании «Партии справедливости и свободы». Ее основополагающее заявление представляло собой критику режима талибов. Так, движение обвинялось в «навязывании в стране автократического, моноэтнического, моногендерного и тоталитарного режима» без внутренней и международной легитимности. Казалось, заявление Данеша открывает возможность для вооруженного сопротивления, так как в нем говорилось, что «все разумные способы борьбы с самодержавием и угнетением» являются законными и «все инструменты будут использованы, если это необходимо». Новая партия предложила федерализм в качестве будущей политической системы для Афганистана, чтобы «обеспечить законные права всех граждан».

Мохаммад Садык Мудабер

Будучи родом из провинции Майдан Вардак, Мохаммад Садык Мудабер является лидером «Хезб-е Энседжам-е Мелли» (Национальная координационная партия Афганистана). При президенте Карзае он был генеральным директором влиятельного Управления по административным вопросам. Мудабер – самый немногословный из четырех хазарейских лидеров. В заявлении, сделанном через четыре дня после падения режима Гани, он выразил надежду что представители талибов проявят «благоразумие, дальновидность и сочувствие», а также предотвратят хаос и повторение прошлых ошибок. Мудабер призвал их сформировать инклюзивное правительство, восстановить государственные институты и уважать гражданские свободы. С тех пор политик сделал лишь несколько других заявлений. В начале марта 2022 года он призвал талибов проконсультироваться с населением по поводу политической системы, признать основные права всех этнических, религиозных, политических и социальных групп, прекратить произвольные задержания и обыски и восстановить политические и социальные права граждан. В сообщении, приуроченном к празднику Навруз в 2022 году Мудабер повторил свой призыв к проведению консультаций с целью формирования правительства, в котором будут представлены все слои общества, и подчеркнул, что усиление общественного недовольства поспособствует продолжению войны. В настоящее время Мудабер формально не является членом какой-либо оппозиционной группы, однако сообщалось, что он сотрудничает с Высшим советом национального сопротивления по спасению Афганистана. В целом, можно сказать, что позиции всех четырех лидеров сразу после прихода к власти талибов были обусловлены общей надеждой на то, что движение изменило свои политические принципы или что была достигнута закулисная политическая сделка. Это выражалось в сдержанном оптимизме по поводу того, что талибы могут включить хазарейско-шиитское сообщество в состав своего нового правительства. Халили и Мохакик, в частности, поверили словам пакистанских чиновников, поддерживающих идею инклюзивного правительства. Все четыре лидера прямо или между строк заявили, что они не поддерживают вооруженное сопротивление. Однако, поскольку талибы исключили представителей хазарейско-шиитской общины из правительства и не смогли защитить ее от продолжительных целенаправленных нападений, постепенно все четыре лидера стали прямо или косвенно поддерживать возможность вооруженной борьбы против режима. Примечательно, что на деле они не предприняли никаких ощутимых шагов, чтобы организовать открытое противостояние. Таким образом, в отсутствие более широкого антиталибского сопротивления в других частях страны, создание фронта сопротивления в Хазараджате остается маловероятным.

52.26MB | MySQL:103 | 0,570sec