О планах Кувейта по развитию нефтегазовой отрасли

Кувейт планирует значительно увеличить свои доходы от продажи нефти в этом фискальном году, чему способствуют высокие цены на нефть, сообщил портал Upstream Online. Отмечается, что торговля «черным золотом» может принести этому ближневосточному государству более чем 81,9 млрд долларов[i].

Доходы от продажи нефти в 2022-2023 фискальном году, который заканчивается 31 марта, как ожидается, превысят 25 млрд динаров (81,9 млрд долларов) впервые за несколько лет, и это после достижения 20 млрд динаров в первые три квартала, пишет кувейтская газета «Аль-Анбаа» со ссылкой на правительственные источники[ii].

В соответствии с прогнозами аналитиков, средние цены на нефть марки Brent в текущем финансовом году будут значительно выше ранее заложенного в бюджете Кувейта целевого показателя в 80 долларов за баррель, что приведет к получению доходов от продажи нефти, невиданных за последнее десятилетие[iii]. По данным Министерства нефти, доходы Кувейта от продажи нефти в предыдущем 2021-2022 финансовом году составили 16,22 млрд динаров.

В прошлом году Кувейт добывал почти 2,7 млн баррелей нефти в сутки, зафиксировав рост более чем на 11% по сравнению с 2021 годом. Ожидается, что  производство продолжит расти в 2023 году, хотя, согласно отраслевым источникам, ожидается, что рост будет относительно ниже.

Напомним, что в 2018 году государственная Кувейтская нефтяная корпорация (KPC) объявила о планах увеличить производственные мощности до 4,75 млн баррелей в сутки к 2040 году. С тех пор эти планы были пересмотрены в сторону понижения, и теперь KPC стремится достичь 3,5 млн баррелей в сутки к 2025 году и 4 млн баррелей в сутки к 2040 году, но КРС все еще реализует ряд стратегических проектов, направленных на увеличение своих производственных мощностей к 2025 году[iv].

По информации Upstream Online, кКРС также планирует инвестировать более 6,1 млрд долларов в геологоразведку в течение следующих нескольких лет.

Однако многие отраслевые эксперты предупреждают, что для достижения высоких уровней добычи сырой нефти и газа, желаемых к 2040 году,  потребуются значительные инвестиции в добычу нефти и газа, что может казаться довольно амбициозным планом из-за того, что Кувейт ранее не достигал установленных государством целевых показателей добычи.

Сегодня, благодаря получению значительных доходов от нефти и газа, у Кувейта есть уникальный шанс диверсифицировать свою экономику и провести ряд важных государственных реформ, полагают эксперты.

В частности, одной из наиболее спорных, но необходимых реформ является принятие столь необходимого Кувейту Закона о государственном долге. Он позволит ему занимать средства через международные рынки облигаций. По мнению МВФ, Закон о государственном долге предоставит правительству «фискальный якорь», снизит финансовые риски и улучшит его способность справляться с неблагоприятными потрясениями[v].  В отсутствие Закона о государственном долге Кувейт не может продавать международные облигации и вместо этого полагается на Фонд общих резервов (Тhe General Reserve Fund), являющийся основным хранилищем всех нефтяных доходов Кувейта и доходов, полученных от инвестиций самого фонда. Его активы и доходы доступны для использования правительством через бюджет.

Однако, по мнению Дерека Силвы, директора по исследованиям брокерской компании Market Securities Limited, базирующейся в Дубае и имеющей деловые контакты в Кувейте, «высокие цены на нефть идут Кувейту на пользу, но это также снижает краткосрочную потребность в реформах, что на самом деле не так уж и хорошо».

Д. Силва считает, что правительству Кувейта нужна стратегия финансирования и лучший доступ к капиталу, чтобы справиться с дефицитом, который неизбежно возникает, когда цены на нефть возвращаются к уровню ниже 80 долларов за баррель.

«Закон о государственном долге необходим для того, чтобы парламент мог санкционировать выпуск долговых обязательств. Без этого Кувейт полагался исключительно на финансирование из Фонда общих резервов, которое быстро истощалось. Он также не может напрямую получить доступ и к более крупному Фонду будущих поколений (Тhe Future Generation Funds), но вместо этого вынужден полагаться на обмен активов из Фонда общих резервов на Фонд будущих поколений в обмен на наличные деньги. То есть еще одной позитивной реформой стало бы разрешение на более легкий доступ к Фонду будущих поколений», — объяснил он.

Макроэкономист MENA Моника Малик, которая на данный момент является главным экономистом Коммерческого банка Абу-Даби, считает, что реструктуризация экономики Кувейта именно сейчас крайне важна, особенно зная зависимость страны от энергетического сектора.

«Что касается бюджетной диверсификации, правительство также не занялось снижением субсидий, в то время как НДС все так же не был введен», — констатировала она.

Иными словами, в свете позитивной динамики цен на нефтяных рынках, власти Кувейта будут как можно дольше оттягивать реформы и, по сути, любое внедрение непопулярных жестких мер экономии и сокращения социальных программ.

Иссам Альтавари, управляющий партнер кувейтской консалтинговой компании Newbury Economic Consulting, занимающейся долговыми консультациями, также настроен скептически.

По его мнению, «учитывая ожидаемый профицит бюджета в следующем году, реформы не станут приоритетом для нынешнего парламента, хотя сейчас стоило бы обратить внимание на диверсификацию экономики, реформирование суверенных фондов благосостояния Кувейта и введение НДС и других видов налогообложения».

[i] https://www.upstreamonline.com/finance/kuwait-poised-for-decade-high-oil-revenues-amid-political-turmoil/2-1-1394384

[ii] https://www.alanba.com.kw/1166993

أسعار النفط القوية تضمن للكويت إيرادات بـ 25 مليار دينار

[iii] https://www.alqabas.com/article/5904665-25-مليار-دينار-إيرادات-النفط-في-2022ـــ2023

[iv] https://attaqa.net/2021/10/22/الكويت-تكشف-خطتها-لزيادة-إنتاج-النفط-إ/

[v] https://www.al-monitor.com/originals/2022/11/kuwait-benefits-oil-price-boom-long-term-economic-challenges-loom

52.23MB | MySQL:103 | 0,481sec