Согласно поступающей информации, ВМС Алжирской Народно-Демократической Республики намерены заключить контракт с Китайской кораблестроительной промышленной торговой компанией (внешнеторговое подразделение Китайской кораблестроительной промышленной корпорации) на поставку 6 эскадренных миноносцев с комплексом управляемого ракетного вооружения проекта Whale Shark-6000 (экспортная модификация эсминца проекта 052DE).
По условиям алжирской стороны, 3 корабля будут построены и укомплектованы на судостроительных предприятиях в КНР, тогда как алжирские судостроители выполнят сборку четвертого, пятого и шестого корпусов согласно конструкторской документации, которую передадут китайские партнеры.
К настоящему моменту известно, что стоимость первой партии кораблей в количестве 3 ед. определена в размере 4,5 млрд долл. США, что позволяет утверждать о включении в стоимость партии вооружения для данных кораблей, поскольку, согласно открытым данным, стоимость одного эсминца проекта 052D составляет около 1 млрд долл. США, что значительно дешевле предложений от европейских и американских конкурентов.
В условиях увеличения объема оборонного бюджета до 20 млрд долл. США в 2023 г. Алжир вполне может позволить приобретение такого количества крупнотоннажных надводных кораблей, обладающих, как наступательным, так и оборонительным вооружением.
Необходимо учитывать, что информация о подписании такого контракта появилась в открытых источниках именно в период проведения очередной выставки вооружений и военной техники в Абу-Даби (Объединенные Арабские Эмираты), в морской части которой задействован именно эсминец проекта 052D с бортовым номером 162 «Наньнин».
Следует отметить, что строительство данных кораблей в КНР способны осуществлять одновременно три завода, которые расположены в городах Далянь, Шанхай и Гуанчжоу. Благодаря слаженной работе судостроителей и подрядчиков китайским судостроителям, начиная с 31 декабря 2014 г. по настоящее время (т. е за всего за 8 лет!!!), удалось передать на вооружение ВМС НОАК 28 кораблей данного проекта в трех модификациях, которые успешно выполняют служебно-боевые задачи в разных районах мирового океана.
Достоверно известно, что в состав комплекса бортового оснащения эсминца проекта 052DE при полном водоизмещении такого корабля 6800 тонн входят артиллерийская установка калибра 130 мм, торпедные аппараты калибра 324 мм, а также вертикальные пусковые установки, обеспечивающие пуски следующих образцов ракетного вооружения:
– зенитных управляемых ракет типа «Морское красное знамя-9»;
– противокорабельных ракет «Инцзи-18» (в версии для ВМС НОАК имеют дальность пуска 600 км.);
– гиперзвуковых противокорабельных ракет большой дальности ракет типа «Инцзи-21».
Следует отметить, что в ВПУ модели НТ-1, которая при размере ячейки 850х850 мм и высоте 9 м кроме гиперзвуковых ракет «Инцзи-21» можно разместить 4 зенитных управляемых ракеты малой дальности, что позволяет серьезно нарастить возможности ближнего рубежа ПВО корабля, что крайне важно при отражении массированного налета.
В отношении гиперзвуковых ракет «Инцзи-21» известно, что они созданы в экспортной модификации, однако существующие международные нормативные правовые документы не регламентируют дальность пуска таких боеприпасов. В случае обострения отношений с соседним Королевством Марокко Алжир будет располагать неоспоримым преимуществом, поскольку ни одна из существующих в мире систем ПВО/ПРО не обладает доказанной эффективностью при защите от ракетного удара с применением гиперзвукового оружия.
В настоящее время только ВМФ РФ является обладателем гиперзвукового боеприпаса – 3М22 «Циркон», для которого пока отсутствует разрешение на экспортные поставки.
В современной обстановке только китайские кораблестроители могут быть поставщиками крупных надводныз кораблей для ВМС АНДР, поскольку военно-политическое руководство данного североафриканского государства находится в сложных отношениях со странами-членами ЕС, кроме того европейские судостроители, а именно французы и итальянцы получили новые контракты от ВМС США. Остальные известные судоверфи в Европе не обладают компетенцией по строительству эсминцев УРО.
Как известно, ранее ВМС Алжира приобрели у китайских кораблестроителей корабль обеспечения боевой подготовки (КОБП) ВМС Алжира SOUMMAM (бортовой номер 937), который даже проходил модернизацию в КНР. Кроме того, алжирские военные моряки приобрели в КНР 4 ракетных катера Djebel Chenoua (в 1985, 1990, 2000 и 2017 гг.), а также китайские конструкторы оказали содействие алжирским коллегам в разработке ракетного катера проекта Rais Haasen Barbiar. Указанные катера укомплектованы дозвуковыми противокорабельными ракетами С-802, сборочная линия которых была организована на территории североафриканского государства. В дополнение к вышесказанному упомянем об успешной реализации контракта на поставку 3 сторожевых кораблей проекта С28А (создан на основе СКР проекта 053).
В данном аспекте отметим, что российским кораблестроителям не удалось занять «алжирскую нишу», поскольку предприятия ОПК РФ (представили корабли проектов 20382 «Тигр» и РК проекта 11661 «Гепард» )проиграли единственный тендер немецким кораблестроителям, которые поставили для ВМС Алжира сторожевые корабли проекта МЕКО А-200.
В данном аспекте отметим, что российским оборонным предприятиям удалось привлечь алжирских военных своими разработками в области дизель-электрических подводных лодок, и к настоящему моменту подводная компонента ВМС Алжира представлена ДЭПЛ проектов 636М (2 ед.) и 877ЭКМ (2 ед.).
Достоверно известно, что 2 подлодки проекта 636М в рамках учений, проходивших в 2022 г., обнаружили ДЭПЛ проекта «Супер Дельфин» (построена в ФРГ) ВМС Израиля и успешно выдворили израильскую субмарину из района учений, что подтверждает как технические возможности российских ДЭПЛ, так и уровень подготовки алжирских подводников.
Достоверно известно, что представители судостроительного кластера ОПК КНР ведут переговоры с Алжиром на предмет поставки для ВМС североафриканского государства ДЭПЛ проекта 039С, которые представляют собой усовершенствованную версию субмарин российской постройки за счет дополнительного отсека с воздухо-независимой энергетической установкой, позволяющей серьезным образом увеличить дальность подводного плавания.
С учетом вышесказанного следует отметить, что китайские кораблестроители накопили значительный опыт в ходе выполнения контрактов с ВМС АНДР и наладили диалог, который позволил им вывести сотрудничество на новый уровень. Эсминцы проекта 052DE станут самыми крупными боевыми кораблями ВМС АНДР и позволят военно-политическому руководству данного североафриканского государства обеспечить безопасность морских коммуникаций в акватории Средиземного моря. В сочетании с другими надводными кораблями новейшие эсминцы проекта Whale Shark-6000 позволят ВМС АНДР достичь уровня ВМС Франции или Италии.
Представляется важным отметить, что китайские кораблестроители начинают предлагать своим покупателям все более тяжелые и вооруженные корабли, которые можно рассматривать как инструмент проекции силы.