О перспективном выходе на новый уровень военно-технического сотрудничества КНР и КСА в секторе военно-морской техники

По данным китайских специализированных военно-технических изданий, на очередной военно-технической выставке IDEX-2023 между представителями ВМС Королевства Саудовская Аравия и руководством Китайской кораблестроительной промышленной корпорации прошел заключительный раунд переговоров о поставке 12 эскадренных миноносцев с комплексом управляемого ракетного вооружения под обозначением  Whale Shark-6000 (рекламное обозначение эсминца проекта 052DE – литера Е указывает на наличие экспортной лицензии).

Достоверно известно, что в качестве основы для кораблей данного проекта выбран эсминец проекта 052D. Китайские специалисты сообщают, что подписание контракта на строительство данных кораблей должно состояться в ближайшие три недели, т. е. до конца марта 2023 г. Согласно имеющейся информации, суммарная стоимость контракта составит около 15 млрд долл. США, что вполне адекватно, поскольку стоимость одного такого корабля для ВМС НОАК составляет приблизительно 550 млн долл. США, тогда как стоимость экспортной модификации достигает 1 млрд долл. США.

Такая разница в стоимости может быть обусловлена требованиями саудовских военных, которым будет необходим широкий спектр сменно-запасных частей и организация центров по обслуживанию данных кораблей, которые за годы службы показали достаточно высокую надежность. По данным китайских источников, первый эсминец проекта 052D прибыл в судоремонтный завод №4808 спустя 9 лет после вступления в строй ВМС НОАК.

Вполне вероятно, что саудовские военные предъявили требования по расширению комплекса вооружений, в особенности систем противовоздушной обороны корабля, памятуя о потерях национальных ВМС в рамках операций по борьбе с йеменскими хоуситами.

В отношении эсминцев проекта 052D  известно, что этот корабль имеет полное водоизмещение 6800 (по другим данным до 7500) тонн, оснащен газотурбинной силовой установкой, обеспечивающей максимальную скорость 32 узла, а на скорости 20 узлов данный корабль способен пройти 4000 миль. Автономность плавания составляет 15 суток.

Как известно, в состав комплекса вооружений эсминца с управляемым ракетным вооружением  проекта 052D входят:

– артиллерийская установка калибра 130 мм;

– зенитная установка калибра 30 мм;

– торпедные аппараты калибра 324 мм;

– механизированная пусковая установка зенитных управляемых ракет малой дальности «Морское красное знамя-10»;

– вертикальные пусковые установки зенитных управляемых ракет большой дальности «Морское красное знамя-9В» (также позволяют размещать ЗУР модели «Морское красное знамя-16FE» по схеме 2 в 1 или сверхзвуковые противокорабельные ракеты «Инцзи-18» или крылатые ракеты «Восточное море-10»);

– вертикальные пусковые установки для гиперзвуковых противокорабельных ракет большой дальности  «Инцзи-21Е».

В отношении крайнего образца вооружений известно, что ВС КСА заключили с ОПК КНР контракт на их поставку еще в ноябре 2022 г. в рамках выставки ВВСТ в г.Чжухай.

Достоверно известно, что при создании ПКР СБД «Инцзи-21» конструкторы 3-го НИИ КАНПК использовали в качестве основы ОТР «Восточный ветер-15», которая имеет длину 10,1 м, а диаметр корпуса 1 м.

Вероятно, общая масса ПКР СБД «Инцзи-21» составляет не менее 5000 кг., из которых 500 кг. составляет масса взрывчатого вещества, обеспечивающего огневое могущество, сопоставимое с 1100 кг тротила.

По результатам контрольных пусков, проведенных в 2021 г., установлено, что стандартная БЧ проникающего типа позволяет пробивать до 18 м. грунта. Существует вариант усиленной БЧ проникающего действия  массой 800 кг.

Головная часть ПКР СБД «Инцзи-21 изготовлена по типу ракеты «Восточный ветер-17» , т. е. имеет форму «глайдера» , что обеспечивает ей низкое воздушное трение и стабильность в полете. После пуска ПКР набирает высоту 60 км, затем ориентируется в направлении цели и начинает снижение с ускорением до 6-7 МАХа.

На основном участке полета ПКР выполнят маневры типа «прыжок лягушки», т.е. меняет высоту полета и совершает маневры с креном влево и вправо по курсу, что не позволяет РЛС НК вероятного противника точно рассчитать траекторию для пуска собственных ЗУР.

Помимо технических моментов, следует обратить внимание и на бурную реакцию министра обороны США Ллойда Остина, который чрезвычайно резко прокомментировал информацию о вероятном заключении контракта между ВМС КСА и ОПК КНР на поставку данных кораблей. По словам Л.Остина, официальный Вашингтон пристально наблюдает за процессом переговоров и требует от КНР прекратить любое военно-техническое сотрудничество с Эр-Риядом.

В случае неподчинения требованиям американской стороны, на предприятия ОПК КНР будут наложены дополнительные санкции, предусмотренные «Законом по противодействию противникам Америки путем наложения санкций».

Вполне очевидно, что США видят угрозу национальным интересам в этом контракте, поскольку официальный Эр-Рияд все менее ориентируется на Вашингтон как в международных, так и региональных вопросах.

В качестве примера по первому аспекту китайские специалисты отмечают, что военно-политическое руководство КСА заняло нейтральную позицию по ситуации на Украине, что неприятно удивило администрацию президента Дж.Байдена. При рассмотрении регионального аспекта отметим, что именно официальный Пекин играет роль посредника в отношениях между Эр-Риядом и Тегераном, которые на протяжении многих десятилетий находятся в состоянии ожидания вооруженного конфликта.

По данным китайских источников, миротворческий переговорный процесс между КСА   и ИРИ был запущен после визита председателя КНР в Эр-Рияд и консультаций президента ИРИ с Пекином. Такой рост влияния официального Пекина на региональную ситуацию крайне беспокоит руководство США, поскольку КНР постепенно подрывает лидерство Вашингтона в регионе, который многие десятилетия служил бензоколонкой для Североамериканского континента.

Кроме того, министр обороны США резко отреагировал на данные о перспективном контракте на поставку китайских эсминцев, поскольку на протяжении последних нескольких лет официальный Вашингтон оказывал давление на Эр-Рияд с целью поставить для ВМС КСА партию модернизированных фрегатов (первоначально были классифицированы как литоральные боевые корабли) проекта «Свобода», стоимость которых с учетом опций и дополнительного оборудования достигала 2,8 млрд долл. США.  Достоверно известно, что данные корабли существуют только в виде чертежей и масштабных моделей, а их боевые возможности не идут ни в какое сравнение с полноценными эсминцами проекта 052D.

В дополнение к вышесказанному китайские аналитики отмечают, что определенную роль в стабилизации ситуации на Ближнем Востоке играет  Российская Федерация, которая в силу определенных обстоятельств пока не может восстановить «круг друзей СССР», и в определенной мере этот процесс затруднен проблемами в кораблестроительном кластере ОПК РФ. По оценкам китайских специалистов, российские кораблестроители смогли восстановить основные компетенции, однако в современных условиях важно реализовывать свои разработки и вести серийное строительство кораблей, что позволит вновь вмешаться в гонку за мировой рынок военно-морского вооружения и военной техники.

52.27MB | MySQL:103 | 0,500sec