О научно-технологическом прогрессе Турции в создании истребителя пятого поколения

Уникальная система датчиков обнаружена на новом турецком истребителе-невидимке. На фотографиях первого прототипа стелс-истребителя TF-X видны отдельные встроенные инфракрасные системы поиска и слежения, а также электрооптические системы наведения[i]. В носовой части истребителя TF-X установлена более полная конструкция с гранеными корпусами для, по-видимому, специальной инфракрасной системы поиска и слежения, или IRST, прямо перед кабиной пилота, и многоцелевой электрооптической системы наведения, или EOTS, под носовой частью фюзеляжа. Ни один другой перспективный истребитель, находящийся на вооружении или в разработке, не имеет подобной конфигурации с полностью раздельными встроенными системами IRST и EOTS.

Основная информация, предоставляемая типичными системами IRST, – это пеленг потенциальной цели. Одиночный самолет может определить, насколько далеко находится объект, используя другие средства, но это, как правило, трудоемкий и сложный процесс. Объединение IRST на нескольких самолетах в сеть – возможность, которой может обладать и турецкий TF-X – предлагает один из вариантов более быстрой триангуляции данных для определения дальности, а также обеспечивает более качественное отслеживание цели.

До сих пор не совсем ясно, какие двигатели будут использоваться на истребителе. Заявленный план предусматривал использование двигателей Pratt & Whitney F110, версии которых собираются по лицензии в Турции, по крайней мере, для первоначальных прототипов, но охлаждение американо-турецких отношений в последние годы создало потенциальные препятствия. В конечном итоге турецкие авиастроители планируют использовать двигатели отечественной разработки.

Несмотря на то, что TF-X впервые взлетит в этом году, что будет огромным достижением, это лишь одна часть процесса разработки. Предстоит еще много работы по интеграции и испытанию различных систем самолета, включая IRST и EOTS, а также огромное количество кода программного обеспечения и других компонентов, необходимых для реализации таких ключевых возможностей, как объединение датчиков.

Как бы ни продолжалась разработка TF-X, теперь стало ясно, что в конструкции будет использована новая комбинация систем IRST и EOTS, и будет интересно узнать больше о том, как они, по крайней мере, должны функционировать как по отдельности, так и вместе.

Анализ турецких СМИ показывает, что в целях разработки истребителя 2023 году инициировано восемь новых проектов в области НИОКР военно-воздушной сферы. Разрабатываемые системы будут использоваться в критически важных системах оборонной промышленности[ii]. Приведем список данных систем:

  1. Проект CAGIN по разработке технологии протонообменной мембраны PEM Fuel Cell.
  2. Проект QUANTUM LIDAR для разработки революционной РЛС LIDAR, которую нельзя ослепить, обмануть и чье присутствие невозможно обнаружить с помощью революционной квантовой технологии, выявляющей невидимые цели.
  3. Проект QUANTUM RADAR для разработки радара, способного обнаруживать цели, которые не могут быть обнаружены обычными радарами, для обеспечения безопасности страны.
  4. Проект SUPERÖRGÜ по разработке на месте комплектов инфракрасных детекторов Superwire, в которых полупроводниковые слои используются последовательно, для систем разведки и наблюдения, работающих в среднем и длинном инфракрасном диапазоне волн.
  5. Проект MIRA по разработке инерциальной навигационной системы с инерциальными датчиками для использования на военно-морских платформах, требующих высокоточных навигационных систем.
  6. Проект YONCA по разработке многоядерного микропроцессора с целью создания национального процессора с уникальным ядром, локализации периферийных интерфейсов и расширения экосистемы в этой области.
  7. Проект KARINCA по обеспечению инфраструктуры связи V2X для гражданских и военных транспортных средств.
  8. Проект GÖKSU по обеспечению относительного позиционирования для роевых систем с ультраширокополосной связью и формированию роя.

В заключение отметим, что Турция планирует запустить свой истребитель-невидимку в 2023 году, но он еще далек от завершения. Турция также считает, что строящийся отечественный истребитель-невидимка пятого поколения TF-X, также известный как MMU, может совершить свой первый полет в этом году – столетии страны. Даже если Анкара уложится в этот амбициозный срок, у нее впереди еще много лет работы, прежде чем она сможет даже надеяться выпустить действительно самолет пятого поколения или даже полностью функциональный прототип.

Полет прототипа TF-X до конца 2023 года будет иметь большое символическое значение для правительства и оборонного сектора Турции. С другой стороны, аналитики подчеркнули, что наличие летающего прототипа для демонстрации публике не означает, что Турция даже близка к завершению функционального истребителя пятого поколения: главное, что хотелось бы подчеркнуть, это то, что существует огромная разница между созданием формы, похожей на истребитель пятого поколения, который будет летать в качестве прототипа, и фактическим производством и серийным производством боевого самолета, который работает как истребитель пятого поколения в бою.

[i] https://www.thedrive.com/the-war-zone/unique-sensor-setup-emerges-on-turkeys-stealthy-new-fighter

[ii] https://www.youtube.com/watch?v=MPY0In2coN4&feature=youtu.be

52.28MB | MySQL:103 | 0,548sec