Предвыборная кампания-2023 в Турции. Часть 2

Влияние фактора М.Индже на шансы оппозиции

 Постепенно формируется список кандидатов, претендующих на участие в президентских выборах. Несмотря на определение двух основных фаворитов, картина пока до конца не ясна. Есть два существенных фактора, без прояснения которых сложно оценивать ситуацию конкретно. Первый – касается статуса Демократической партии народов (HDP). Пока неясно, будет ли она выставлять своего кандидата. Второй фактор касается Партии Родины (MEMLEKET) и ее лидера Мухаррема Индже. 12 марта Индже подтвердил, что будет участвовать в президентских выборах.

Чем эта партия приковывает наше внимание? С начала февраля ее положение серьезно изменилось. Если до февраля она ни на что не претендовала и была на вторых ролях в дуэте с Партией победы (ZAFER), то сейчас неожиданно для многих MEMLEKET может стать привлекательной политической силой. До этого года многие специалисты отмечали, что у этой партии существуют структурные проблемы, мешающие ее росту. Среди них отмечали неэффективность работы по продвижению партийного бренда, отсутствие связи между рейтингом партии и Индже, нехватку эффективной команды и слабую конвертацию популярности партии в соцсетях в голоса. Однако сложившаяся после землетрясений ситуация позволила ей показать свои козыри.

Мухаррем Индже активно проводил кампании после землетрясений 6 февраля. Также на рейтинг партии повлияло решение о выходе из Национальной коалиции Хорошей партии (İYİ). Некоторые социологические агентства позитивно восприняли эти факторы и в марте указывали на повышение цифр партии до 5%-6%. Мы еще при анализе возможных изменений рейтинга после решения М.Акшенер отмечали, что электорат оппозиционной коалиции, который будет разочарован ситуацией и будет чувствовать эффект разбитых надежд, может переметнуться в сторону новых альтернативных партий. Тогда мы выделили MEMLEKET в качестве одного из трех возможных вариантов для изменения политических предпочтений этого сегмента электората вместе с Партией победы и Партией демократии и прорыва (DEVA).

Существует и другой важный аспект, касающийся MEMLEKET. После событий 3 марта Мухаррем Индже принял решение о разрыве сотрудничества с ZAFER. На том этапе коалиция вокруг двух партий официально сформирована не была, но, в целом, Индже и Оздаг часто солидаризировались. По сути, политику они вели как будто союз уже оформлен. Все было настолько серьезно, что Партия победы успела объявить Мухаррема Индже кандидатом от фактической коалиции. Поэтому ожидалось, что эта коалиция будет сформирована и представлена официально. Однако кризис оппозиции 3 марта затронул и эти партии. Оздаг на фоне призыва Акшенер к мэру Анкары М.Явашу о выставлении своей кандидатуры заявил, что ZAFER готова поддержать его. В свою очередь, Индже позицию Оздага не принял. Он отметил, что не собирается быть запасным вариантом, после чего разорвал все связи с Партией победы. Поэтому здесь надо подчеркнуть,  что, на данный момент, MEMLEKET претендует на 6-е место в рейтингах. Трансформация политической ситуации повлияла на изменение стратегии Мухаррема Индже.

Кандидатура Индже рассматривается как фактор разделения голосов оппозиции. Его участие кардинально не меняет расклада сил. Индже придерживается радикальной оппозиционной позиции. Он даже отметил, что его партия поддержит Кемаля Кылычдароглу в случае его выхода во второй тур. Поэтому Р.Т.Эрдогана участие лидера MEMLEKET в выборах не усиливает. Однако существует риск того, что он повышает риск для победы Кылычдароглу. Он связан с тем, что лидер кемалистов стремится победить в первом туре. Перевод выборов во второй тур рассматривается как риск, особенно в условиях возможных проблем оппозиции по итогам парламентских выборов. Если HDP не будет участвовать в выборах, то будет только 3 фактических кандидата, которые могут набрать больше 3%. В этом смысле Индже является альтернативой, которая стягивает на себя потенциальную поддержку Кылычдароглу. В этом смысле участие лидера MEMLEKET оценивается как нежелательное. Но здесь надо подчеркнуть, что Индже способен оттягивать на себя и часть поддержки Эрдогана.

Однако мы считаем пока преждевременным давать какую-либо оценку. Для этого необходимо дождаться формирования списка кандидатов. Действительно описанный эффект может проявиться на практике. Однако мы должны отметить, что имеем дело с партией и кандидатом, чьи рейтинги неожиданно выросли. Не все опросы отмечают, что этот рост MEMLEKET является столь ощутимым. Поэтому мы должны дождаться полноценного формирования трендов. Однако потенциально фактор Индже может оказаться решающим.

Подытоживая статью, мы отмечаем, что существуют признаки неожиданного роста электорального веса Партии Родины и ее лидера Мухаррема Индже. На этом фоне политик выставляет свою кандидатуру на президентских выборах, что рассматривается как факт раскола оппозиционного электората. Некоторые исследователи активно прочат MEMLEKET хорошие шансы на прохождение в парламент. Однако мы склонны ждать оформления долгосрочных трендов перед оценклй вероятности влияния MEMLEKET на результат всеобщих выборов.

53.14MB | MySQL:103 | 0,557sec