Ситуация в Сомали: октябрь 2009г.

Октябрь начался с ожесточенных боев за право обладания портом Кисмайо — стратегическим объектом на юге Сомали в 300 км к югу от Могадишо. В них впервые сошлись ранее значившиеся союзниками в борьбе против переходного правительства Сомали исламистские движения «Аш-Шабаб» и «Хизб аль-Исламия». По данным очевидцев событий, атакующей стороной выступило близкое к «Аль-Каиде» движение «Аш-Шабаб». Не исключено, что подобная междоусобица была обусловлена разными подходами главарей двух движений к начавшимся в сентябре контактам между ними и переходным правительством страны.

К началу октября движения «Аш-Шабаб» и «Хизб аль-Исламия» контролировали южную часть страны и значительные территории в ее центральной части. В мае с.г. они совместно предприняли вооруженную попытку низвержения действующего президента страны Шарифа Шейха Ахмеда — «умеренного» исламиста, в свое время — союзника главаря «Хизб аль-Исламия» шейха Хасана Дахира Авайаса /последний разыскивается спецслужбами США по обвинению в связях все с той же «Аль-Каидой»/.

По имеющимся данным, находившиеся в Кисмайо боевики «Хизб аль-Исламия» в своем подавляющем большинстве относятся к группе «Рас Камбуни» — еще одной, некогда самостоятельной исламистской группировке во главе с Шейхом Хасаном Турки. В ней заглавные роли играют выходцы из племени огаденис, населяющего юг Сомали. Еще одна заметная фракция в «Хизб аль-Ислами» представлена боевиками полевого командира шейха Ахмеда Мадобе.

Согласно соглашению, заключенному между «Аш-Шабаб» и «Хизб аль-Исламия» после захвата Кисмайо в августе 2008г., эти движения должны были осуществлять контроль над портовым городом по очереди по шесть месяцев в году. Затем «Аш-Шабаб» в одностороннем порядке отказалось от соблюдения соглашения и постаралось установить единоличный контроль над портовым городом и проходящими через него торговыми потоками.

В итоге первой фазы боев контроль над Кисмайо полностью перешел к «Аш-Шабаб».

К 4 октября бои между двумя исламистскими группировками переместились в район удерживавшейся движением «Хизб аль-Исламия» деревни Джараа Абдала в 60 км к западу от Кисмайо. Эта деревня считается оплотом Шейха Хасана Турки. Там также в роли атакующей стороны выступили формирования «Аш-Шабаб», которые к настоящему моменту по некоторым оценкам имеют, в частности, до 500 иностранных наемников — выходцев из различных сомалийских диаспор.

События в Кисмайо могут в значительной степени повлиять на обстановку в столице страны, где оба движения совместно удерживают под своим контролем значительную часть кварталов города.

Установив контроль над Кисмайо, исламисты из «Аш-Шабаб» сразу же продемонстрировали местному населению, какой «порядок» они намерены установить в регионе. 10 октября исламисты произвели публичные ампутации конечностей трем лицам, признанным виновными в совершении вооруженного ограбления. Все трое лишились по руке и ноге.

Бои между исламистами в районе Кисмайо возобновились 21 октября после почти двухнедельного перемирия. Как заявили представители «Аш-Шабаб», позиции этого движения были атакованы боевиками «Хизб аль-Исламия» сразу в нескольких деревнях близ Кисмайо.

В октябре все отчетливей проявилось, что Сомали становится новым фронтом джихада, который «Аль-Каида» ведет против западных стран. Усама бен Ладен с начала 2009г. трижды распространял воззвания, касающиеся организации джихада в Сомали, в которых отчетливо провозгласил, что его цель — создать в этой стране новый фронт «священной войны» против Запада. Это подтвердил и премьер-министр Сомали Омар Абдирашид Шармарке. Выступая 28 октября в лондонском королевском институте международной политики, он предупредил, что Сомали превратилось в прибежище для «Аль-Каиды». «Мы не располагаем точными данными относительно ее присутствия в Сомали, но она здесь, рядом, — заявил он. — Ее боевики проходят подготовку на территории нашей страны и готовят новые теракты. Сомали стало для них идеальным местом, откуда они начали угрожать региональной стабильности».

9 ноября Франция предложила партнерам по Евросоюзу подготовить 3 тыс. военнослужащих для силовых структур переходного правительства Сомали. Ранее Париж взял на себя обязательство подготовить на своей военной базе в Джибути 500 солдат /батальон/ для сомалийской армии. Как заявил в этой связи министр обороны Франции Эрве Морен, его страна готова, в частности, выделить инструкторов для подготовки нового контингента, а также поучаствовать в его тыловом обеспечении. По его мнению, в первую очередь речь должна идти о персонале для береговой охраны и силах полиции. Как стало известно, Париж предложил также России поучаствовать в этой миссии.

11 октября стало известно об очередной рейде эфиопских военных на территорию Сомали. В тот день несколько сотен эфиопских солдат при поддержке местных формирований, поддерживающих переходное правительство Сомали, зачистили несколько деревень в районе Беледвейн в 300 км к северу от Могадишо. По имеющимся данным, целью эфиопских военных были повстанцы из Национального фронта освобождения Огадена — повстанческого движения, борющегося за независимость Огадена от Эфиопии.

Эфиопские военные вмешались в события в Сомали на стороне переходного правительства в конце 2006 года. Однако в начале 2009 года они покинули территорию соседней страны. Тем не менее Аддис-Абеба держит своих военных в постоянной готовности к новому вмешательству в сомалийские дела, организуя время от времени рейды вглубь территории этой страны. В результате одного из таких рейдов, проведенного в августе 2009 года, эфиопские военные помогли формированиям переходного правительства вновь овладеть городов Беледвейн.

14 октября в достаточно далеком от Сомали Сингапуре состоялась 78-я Генеральная ассамблея Интерпола. Там прозвучала очень важная констатация о том, что морское пиратство в Аденском заливе от народного «промысла» перешло под контроль организованной преступности, которая видит в этом бизнесе хорошие перспективы, связанные с получением огромных выкупов. По данным Интерпола, пираты в районе Сомали используют все более усовершенствованное снаряжение, что позволило им значительно расширить зону их действий и удалить ее границу на значительное расстояние — до 1200 морских миль — от берегов Сомали. Подтверждение этих данных — захват пиратами в октябре китайского судна был осуществлен к востоку от Сейшельских островов.

Там же прозвучали данные и о том, как распределяются средства, полученные в виде выкупа. Для расчета брался средний выкуп в 2 млн долларов. Из них простые пираты получают примерно по 10 тыс. на каждого. Порядка 0,5 млн выделяется тем, кто организует передачу выкупа, которая осуществляется, как правило, с использованием вертолетов. Такая же сумма полагается переговорщикам. Остальное поступает в распоряжение тех, кого Интерпол квалифицирует как «организованная преступность». Судовладельцы несут потери не только в связи с выплатами выкупов. 70-дневное нахождение судна в плену у пиратов чревато потерями для его владельца в 7 млн долларов.

25 октября суд порта Босассо /самопровозглашенный Пунтленд/ приговорил 12 пиратов к срокам тюремного заключения от 3-х до 8-ми лет. 8 из них были переданы властям Пунтленда Египтом в сентябре с.г., 4 — арестованы береговой охраной автономии.

По данным американских ВМС, в период с августа 2008г. по 30 сентября 2009г. действующие в Аденском заливе военные корабли ряда стран, выполняющие миссию по борьбе с пиратством, передали правосудию соседних стран 212 лиц, подозреваемых в пиратстве, убили 11 вооруженных пиратов, задержали, а затем освободили 343 человека, относительно которых подозрения в пиратстве не подтвердились.

По состоянию на 31 октября в плену у сомалийских пиратов находились по меньшей мере шесть захваченных ими судов и 163 моряка, включая 23-х россиян.

22 октября в Могадишо развернулась интенсивная артиллерийская дуэль между африканскими миротворцами из контингента Амисом и радикальными исламистами. Последние, судя по всему, прибегли к своей излюбленной практике и разместили огневые позиции прямо в жилых кварталах. Поэтому эта дуэль имела тяжелые последствия для мирного населения — погибли по меньшей мере 17 человек, свыше 50 получили ранения. Инициаторами перестрелки выступили исламисты, обстрелявшие из минометов аэропорт Могадишо в момент, когда там находился президент Сомали Шейх Шариф Ахмед, намеревавшийся вылететь в Уганду.

29 октября по случаю годовщины серии кровавых терактов, совершенных радикальными исламистами в Сомалиленде, власти этой автономии призвали население к «борьбе» против боевиков движения «Аш-Шабаб». «Эти теракты /в них погибли 24 человека/ были направлены на подрыв самого существования нашего государства, — заявил по этому поводу «президент» Сомалиленда Дахир Рийале. — Мы должны объединиться для борьбы с этим злом и теми, кто несет ответственность за него».

Рийале признал, что некоторые боевики «Аш-Шабаб» «находятся в нашем регионе и готовят заговоры, разработанные иностранными террористическими элементами». «Мы должны бороться с этими элементами, которые хотят превратить нашу страну в новый Могадишо. Мы должны физически уничтожить их», — заявил он.

Как известно, один из лидеров «Аш-Шабаб», которого зовут эмир Ахмед Абди Годан или шейх Мухтар Абу Зубейр является выходцем из Сомалиленда.

62.88MB | MySQL:102 | 0,533sec