Ситуация в Судане: октябрь 2009г.

Октябрь начался в Судане с заявления президента страны Омара аль-Башира, пообещавшего, что предстоящие в апреле 2010 года всеобщие выборы будут свободными и честными. Выступая 1 октября на церемонии открытия 3-го съезда пропрезидентской партии Национального конгресса /ПНК/, он также пообещал реализовать в стране «демократические преобразования». Ранее ряд оппозиционных партий на встрече в Джубе потребовал провести такие преобразования до 30 ноября, пригрозив в противном случае бойкотировать их. ПНК бойкотировала эту встречу.

Уже 5 октября О.аль-Башир пригласил оппозицию принять участие в диалоге с властями с тем, чтобы избежать возможных акций насилия при подготовке и проведении всеобщих выборов. Одновременно он пообещал сформировать специальную комиссию по наблюдению за соблюдением прав человека.

2 октября американские неправительственные организации /НПО/ предложили президенту Б.Обаме выступить с новой мирной инициативой по Дарфуру, поскольку они с недоверием относятся к действиям спецпредставителя США по Судану Скотта Грейшена. Последний сосредоточил свои усилия, в частности, на сближении позиций различных повстанческих группировок, действующих в Дарфуре. Его цель понятна — чем меньше переговорщиков от повстанцев будет участвовать в диалоге, тем легче будет иметь дело с ними. В этот период Вашингтон ослабил нажим на Хартум. В то же время американские НПО требуют от администрации ужесточить давление на режим Аль-Башира под видом новой мирной инициативы, в которой, по их замыслу, должны также принять участие соседние с Суданом страны, Египет и Китай. Одновременно они обвиняют Грейшена в том, что тот якобы слишком наивен в своей вере в слова представителей Хартума и в возможность диалога с этим режимом. Как заявил представитель одной из НПО Сэм Белл, «если Вашингтон

начинает верить в то, что говорят военные преступники, которые не выполнили длинный список сделанных ранее обещаний, это означает только одно: в ближайшее время разразится еще более серьезная трагедия».

5 октября стало известно, что в Южном Судане столкновения между племенами динка и мандари привели к гибели по меньшей мере 23-х человек. Поводом для столкновений стала кража скота молодежью племени динка у соседнего племени. Столкновения попытались остановить южносуданские военные, вмешавшиеся в события. Это им удалось сделать ценой гибели 4-х солдат.

6 октября, в ходе московской международной конференции по суданской проблематике, эмиссары стран — постоянных членов Совета Безопасности ООН по Судану распространили в США совместное заявление, в котором призвали всех участников конфликта на Юге Судана «в экстренном порядке» выполнить положения всеобъемлющего мирного соглашения /ВМС/ от 2005г. и сделать все возможное, чтобы всеобщие выборы состоялись в 2010 году, а референдум о будущем Южного Судана — в 2011 году.

Также 6 октября международная правозащитная организация «Хьюман Райтс Уотч» предупредила, что в Дарфуре «война не закончилась». Таким образом она отреагировала на недавние заявления прежнего руководства совместной миротворческой миссии ООН — Африканский Союз в Дарфуре /ЮНАМИД/, согласно которому Дарфур якобы больше не является театром военных действий. Как считают правозащитники, «недавние столкновения в Дарфуре между правительственными войсками и повстанцами, а также слепые бомбардировки показывают, что война там не закончилась».

10 — 11 октября в чадской столице Нджамене побывала суданская делегация «высокого уровня», которую принял президент Чада Идрис Деби. Таким образом две страны предприняли очередную попытку нормализовать двусторонние отношений, которые едва ли можно назвать нормальными в связи со взаимными обвинениями в поддержке повстанцев. Эту встречу приветствовал председатель Комиссии Африканского Союза Жен Пинг, высказавший 13 октября пожелание быстрейшей «нормализации» отношений между Чадом и Суданом и восстановления доверия между ними. По итогам встречи в Нджамене было объявлено о намерении сторон продолжить консультации, на сей раз — в Хартуме. Сроки проведения новой встречи при этом не назывались. Стороны также заявили о своих намерениях «искренне и в полном объеме сотрудничать» в поисках «согласия и окончательного мира в соответствии с подписанными ранее соглашениями».

В составе делегации Судана на переговорах в Нджамене значились, в частности, специальный советник президента Судана Гази Салахеддин, шеф разведки генерал Мохаммед Атта аль-Мула, высокопоставленные чиновники из администрации Дарфура. Кроме президента Чада суданская делегация встречалась также с главой МИД этой страны Мусой Факи и министром внутренних дел и общественной безопасности Ахматом Махаматом Баширом.

12 октября суд Северного Хартума приговорил к смертной казни через повешение четырех суданских исламистов, признанных виновными в убийстве в 2008г. американского дипломата и его суданского шофера. 33-летний Джон Гренвиль работал на Американское агентство международного развития /USAID/. Он и его шофер были расстреляны из огнестрельного оружия в их автомашине 1 января 2008г. Четверка убийц была приговорена к высшей мере наказания в первый раз еще в июне с.г. Однако в августе суд второй инстанции аннулировал это решение.

По суданским законам, семья убитого должна высказать суду свое пожелание относительно судьбы убийцы. У нее есть три выбора: амнистия убийце, требование компенсации или требование смертной казни. Семья суданца сначала сделала третий выбор. Такой же выбор сделала и семья американца, однако ее пожелание первоначально было признано неправомочным в Судане. Однако позднее семья шофера высказалась за амнистию, что и стало основой решения суда второй инстанции. Тем не менее семья американца добилась признания законности учета ее мнения, после чего и был вынесен смертный приговор во второй раз.

14 октября в столице Судана побывал госминистр Великобритании по вопросам международного сотрудничества Томас Гарет. Из Хартума прозвучало его предупреждение о том, что если бывшие противники в гражданской войне в Судане — северяне и южане — не урегулируют в кратчайшие сроки ключевые политические противоречия между ними, касающиеся выполнения условий подписанного в 2005г. Всеобъемлющего мирного соглашения /ВМС/, всеобщие выборы в апреле будущего года могут не состояться. С этой целью он попытался оказать определенное давление на обе стороны с тем, чтобы они пришли к компромиссу по спорным вопросам. До этого северяне в лице ПНК и южане, которых представляет Суданское народно-освободительное движение / СНОД/ должны договориться об утверждении результатов переписи населения, данные которой будут служить основой для «нарезки» избирательных округов. Кроме того, им необходимо изменить избирательное законодательство для того, чтобы гарантировать свободу волеизъявления. СНОД уже пригрозило, что если эти изменения не будут внесены, то оно покинет парламент и будет бойкотировать выборы.

Ранее сроки проведения всеобщих выборов уже дважды переносились.

В Хартуме собеседниками Гарета были специальный советник президента Гази Салахеддин, министр финансов Авад аль-Джаз и министр по гуманитарным вопросам Харун Луаль. Во время поездки в Судан эмиссар Лондона побывал также в Джубе.

14 октября главный переговорщик ООН и Африканского Союза по Дарфуру Дж.Бассоле объявил, что намечавшиеся на конец октября в Дохе переговоры между представителями дарфурских повстанцев и Хартума перенесены на середину ноября. По его словам, главная причина переноса — совпадение первоначально назначенной даты с африканским саммитом по вопросам безопасности и мира, который планировался на 28 — 29 октября в Абудже /Нигерия/. Ожидалось, что там комиссия АС по Дарфуру во главе с Табо Мбеки представит давно ожидавшийся доклад о ситуации в этом регион Судана. Тогда уже было известно, что доклад получился прохартумским. Главная рекомендация его авторов — «решение конфликта в Дарфуре должно быть найдено самими суданцами и оно ни в коем случае не должно быть привнесенным извне».

Что касается собственно встречи в Дохе, то по состоянию на середину октября ее главный оппонент, «исторический» лидер Суданской освободительной аримии Абдельвахид Мохаммед Нур продолжал отказываться от участия в этих переговорах.

19 октября наглядно подтвердилось, что Государственный департмент США расходится во взглядах с Грейшеном относительно оценки ситуации в Судане. В тот день госсекретарь США Х. Клинтон раскрыла новые подходы американской администрации к суданской проблематике, охарактеризовав, в частности, конфликт в Дарфуре как «геноцид». Тут же последовала гневная отповедь из Хартума. Последний устами специального советника президента Судана Гази Салахеддина отверг использованное Клинтон понятие, назвав его «досадным». Он утверждал, что подобная позиция США каким то образом «изолирует их от международного сообщества». В то же время он дал понять, что этот документ содержит также некие «позитивные моменты», которые касаются т.н. поощрения Судана к большей открытости. На самом деле речь идет о достаточно простой — с американской стороны — политике «кнура и пряника».

Уже 27 октября новые подходы Вашингтона стали материализовываться. В тот день Б. Обама принял решение сохранить на один год действие экономических санкций против Судана. Выступая в конгрессе, он, в частности, заявил, что действия и политика суданского режима «враждебны по отношению к США и представляют собой постоянную угрозу национальной безопасности и внешней политике Соединенных Штатов».

Понятно, что новая политика США по отношению к Судану вряд ли понравится Хартуму. Это означает, что Вашингтон, а значит — и другие западные столицы могут пойти на дальнейшее ужесточение санкций против режима Аль-Башира.

52.16MB | MySQL:103 | 0,453sec