(по материалам индийского исследовательского фонда Observer)
Глобальный экономический рост и процветание в последние два столетия подпитывались в основном ископаемыми видами топлива (уголь, нефть и природный газ). Нефть, в частности, стала топливом для защиты национальной безопасности, стимулирования экономической активности и поддержания мировой торговли после Первой мировой войны. Академические рассуждения, такие как «пик добычи нефти» и «энергетическая безопасность», исходящие из промышленно развитых стран, которые рассматривали перебои в поставках нефти как ключевой фактор угрозы национальной безопасности и экономических рисков, налагали премию на цены на нефть. Это привело к избыточным доходам стран-экспортеров нефти, особенно стран Персидского залива. Эти излишки были «выведены» промышленно развитыми странами через «переработку нефтедолларов». Изменения в геополитических раскладах между странами-производителями и странами-потребителями нефти, вероятно, окажут значительное влияние на «переработку нефтедолларов» в краткосрочной перспективе.
Экономический рост, характеризующийся увеличением спроса на нефть и, как следствие, высокими ценами на нефть, принес пользу не только странам Персидского залива, зависящим от доходов от экспорта нефти, но и другим богатым странам, в частности Соединенным Штатам, которые различными способами присваивали нефтяную ренту. «Переработка нефтедолларов», как ее стали называть, по сути, представляла собой поток нефтяных доходов, выраженных в долларах, из стран-экспортеров нефти в остальной мир. В целом существовало два канала, по которым нефтедоллары были переработаны. Одним из них был канал поглощения, через который нефтедоллары расходовались на финансирование внутреннего потребления и инвестиций, тем самым увеличивая спрос на импорт товаров и услуг. Другим был канал счета операций с капиталом, через который нефтедоллары, не потраченные на импорт, были сохранены в иностранных активах, хранящихся за рубежом, что привело к оттоку средств по счету операций с капиталом. Эти активы принадлежали центральным банкам как часть их международных резервов или институциональных фондов стран-экспортеров нефти. «Переработка нефтедолларов» обычно относится к каналу счета операций с капиталом. Происхождение «переработки нефтедолларов» восходит к Бреттон-Вудским соглашениям 1944 года, которые сделали доллар США единственной резервной валютой мира. Это означало, что все нефтяные контракты должны были оцениваться в долларах США. В 1945 году встреча президента США Франклина Рузвельта и короля Саудовской Аравии Абдель Азиза ибн Сауда укрепила отношения между двумя странами и придала импульс американским нефтяным инвестициям в Саудовской Аравии. В 1971 году президент США Ричард Никсон отменил конвертируемость доллара в золото, чтобы решить надвигающуюся проблему нехватки золота и внутреннюю проблему инфляции. В результате девальвации доллара пострадали доходы экспортеров нефти в регионе Персидского залива, в то время как стоимость импорта увеличилась. Нефтяные эмбарго, которые были введены в 1973 году экспортерами нефти из Персидского залива, изменили ситуацию, поскольку цены на нефть выросли в четыре раза за считанные месяцы. Это привело к тому, что стало первым ощущением непредвиденной ренты для экспортеров нефти в регионе Персидского залива. Накопление долларов экспортерами нефти было неожиданным событием, и это вызвало серьезную озабоченность США. В 1974 году Саудовская Аравия согласилась использовать американские доллары для оплаты контрактов с США в соответствии с Совместной комиссией США и Саудовской Аравии по экономическому сотрудничеству, которая по существу оформила «переработку нефтедолларов». Таким образом, так называемый «нефтедоллар» стал фактической заменой золотому стандарту, существовавшему до 1971 года, поскольку он дал остальному миру повод хранить доллары. Это нейтрализовало использование цен на сырую нефть в качестве экономического оружия. Кроме того, нефтедоллары стали средством финансирования растущего торгового дефицита США. В 2022 году Саудовская Аравия, ОАЭ, Кувейт и Ирак были в числе ключевых кредиторов США с более чем 271 млрд долларов США в казначейских ценных бумагах.
Торговля оружием
Избыточная рента экспортеров нефти в регионе Персидского залива также вернулась в промышленно развитые экономики через торговлю оружием. Согласно «доктрине Никсона», поставки США вооружения и военной техники и инструкторов дружественным государствам, в том числе в Персидском заливе, в сочетании с недорогостоящими войсками из государств-клиентов были лучшим способом обеспечения экономических интересов Запада. Экономисты в США рассматривали покупку оружия странами-экспортерами нефти как способ сократить излишки нефтедолларов, циркулирующих на краткосрочных мировых рынках капитала. В 1976 году тогдашний заместитель помощника министра обороны по закупкам материальных средств заявил Конгрессу США, что продажа оружия помогла США сохранить жизнеспособность сокращающейся военно-промышленной базы, снизила расходы на закупки и улучшила состояние платежного баланса США. Платежи за поставленное оружие (не включая строительство, обучение и услуги), по оценкам, составляют 4,5-7% от общей экспортной выручки США с конца 1960-х годов. Это противоречило политике экспорта вооружений США до 1950-х годов, когда 95% оружия предоставлялось в качестве иностранной помощи. К 1980-м годам доля оружия, экспортируемого в качестве иностранной помощи, упала до 45%, а к 2000 году составила менее 25%. В 1970-х годах, когда связь между долларом и нефтью укрепилась, оборонная промышленность в США подверглась приватизации и интернационализации. С тех пор поток нефти в США и поток оружия в регион Персидского залива стали важной частью американкой экономики. Страны региона Персидского залива стали крупнейшими импортерами вооружения и военной техники (ВВТ). В 1974 году импорт ВВТ Саудовской Аравией составлял 2,6 млрд долларов США, тогда как в период с 1985 по 1992 год он увеличился в десять раз до 25,4 млрд долларов США.
В периоды высоких цен на нефть экспортеры нефти из стран Персидского залива и других стран также предоставляли часть своих валютных резервов МВФ для финансирования потребностей платежного баланса ряда стран-импортеров нефти, системы, которая перерабатывала нефтяную ренту через развивающиеся страны. Развивающимся странам, которым помогал МВФ, часто приходилось проводить политику, направленную на открытие своей экономики для западных товаров и услуг, а также для западной политики. В период между 2001 и 2011 годами цены на нефть были относительно высокими, и, следовательно, экспортеры нефти в Персидском заливе получали сверхприбыльную нефтяную ренту. Совокупные доходы превысили 12 трлн долларов США, из которых 67% было потрачено на импорт товаров и 12% на импорт услуг. Из оставшихся доходов от продажи нефти около 5% (100 млрд долларов США) приходилось на денежные переводы иностранных работников, а 15% было инвестировано в иностранные активы. Импорт ВВТ странами региона Персидского залива увеличился на 86% в период с 2007-11 по 2012-16 годы, в то время как увеличение только для Саудовской Аравии составило 212%. Экспорт вооружений из США вырос на 14% в период с 2013-2017 по 2018-2022 годы, а его доля в общем мировом экспорте вооружений выросла с 33% до 40%. В общей сложности 41% процент американского экспорта вооружений был направлен в регион Персидского залива в 2018-2022 годах, по сравнению с 49% в 2013-2017 годах. Четыре государства Персидского залива входили в число 10 крупнейших импортеров американского оружия в 2018-2022 годах. На Саудовскую Аравию, Катар, Кувейт и ОАЭ (Объединенные Арабские Эмираты), которые входили в 10 крупнейших экспортных направлений американского оружия, приходилось почти 35% американского экспорта вооружений.
Чрезмерная нефтяная рента, которая начислялась нефтепроизводителям в периоды высоких цен на нефть, ускорила дисбаланс в мировой торговле, который был смещен в сторону крупных развивающихся стран-импортеров нефти с дефицитом торгового баланса, таких как Индия. Хотя у США также был огромный торговый дефицит, их способность печатать доллары для финансирования импорта давала им значительное преимущество перед такими странами, как Индия, которым приходилось занимать для финансирования импорта нефти. Циркуляция нефтяной ренты по всему миру через торговлю товарами и услугами (включая торговлю оружием) или через рынки капитала привела к возникновению дисбаланса между импортерами и экспортерами нефти. Развивающиеся страны-импортеры нефти, такие как Индия, заплатили высокую цену за восстановление баланса.
Проблемы
В краткосрочной и среднесрочной перспективе угроза «переработке нефтедолларов» вероятно, будет исходить от изменений в геополитических предпочтениях стран-экспортеров и импортеров нефти. В 2022 году Саудовская Аравия заявила, что рассматривает возможность торговли своей нефтью с Китаем в юанях. В Давосе в январе 2023 года министр финансов Саудовской Аравии заявил, что страна готова торговать не только юанем, но и множеством других валют. Индия, Пакистан, Ирак и ОАЭ заключили сделки с Россией и Китаем по оплате нефти или других товаров в различных соответствующих местных валютах. Это может привести к более децентрализованной глобальной валютной системе вдали от доллара. В долгосрочной перспективе политика по сдерживанию изменения климата ограничит или даже ликвидирует добычу и использование нефти, что сделает нефтедолларовую систему избыточной.