Эксперты Конгресса США об основных проблемах в американо-израильских отношениях. Часть 3

«Соглашения Авраама»

Официальные лица США и Израиля стремятся расширить «Соглашения Авраама», включив в них другие арабские страны и страны с преобладающим мусульманским населением. Госсекретарь Блинкен заявил, что «мы полны решимости продолжать развивать усилия предыдущей администрации по расширению круга стран с нормализованными отношениями с Израилем на ближайшие годы». Однако готовность администрации Байдена предложить арабским странам основные политические стимулы США в связи с усилиями по нормализации остается неясной. Администрация Байдена также стремилась избегать представления нормализации отношений Израиля с арабскими государствами и государствами с мусульманским большинством в качестве замены усилий по урегулированию израильско-палестинского конфликта путем переговоров на основе сосуществования двух государств. Участники Форума в Негеве признают, что частью их мандата является «создание импульса в израильско-палестинских отношениях», однако ПНА решила не присоединяться к форуму. Палестинские лидеры осудили первоначальное объявление ОАЭ о нормализации отношений с Израилем как отказ от палестинского национального дела, учитывая предыдущие заявления стран, входящих в Лигу арабских государств о том, чтобы Израиль должен вначале удовлетворить требования палестинцев на переговорах в качестве предварительного условия для улучшения отношений. Иордания также осталась в стороне от Форума в Негеве, обусловив свое участие в нем присутствием ПНА. В январе 2023 года министр иностранных дел КСА принц Фейсал бен Фархан Аль Сауд выразил общую поддержку нормализации отношений с Израилем, но заявил, что «истинная нормализация и подлинная стабильность придут только через предоставление палестинцам надежды, через предоставление палестинцам достоинства. Для этого необходимо предоставить палестинцам государство, и это является приоритетом». Различные факторы могут осложнить процесс нормализации отношений между Израилем и Саудовской Аравией, включая соглашение о нормализации отношений между Саудовской Аравией и Ираном, заключенное в марте 2023 года при посредничестве Китая, желание КСА усилить поддержку США в вопросах своей безопасности  и гражданских ядерных приоритетов, а также обеспокоенность арабов ростом израильско-палестинской напряженности и насилия. В одном сообщении СМИ высказывалось предположение, что, хотя арабские государства, такие как Саудовская Аравия, «могут рассматривать Иран как угрозу, они не видят особой выгоды в изоляции Тегерана и противостоянии ему в той степени, в какой это делает Израиль».

Сотрудничество в области безопасности

В январе 2021 года президент Трамп постановил, что Центральное командование США (CENTCOM), который командует Вооруженными силами США в большинстве стран Ближнего Востока, включил  Израиль в свою зону ответственности (AOR), отчасти для поощрения военной совместимости как средства укрепления более тесных связей между Израилем и многими арабскими государствами. Израиль ранее находился в ведении Европейского командования США. CENTCOM официально оформил переход Израиля в сентябре 2021г., а в октябре в CENTCOM был размещен сотрудник по связям с Армией обороны Израиля. С тех пор Израиль присоединился к военным учениям с Соединенными Штатами и арабскими странами.  После серии ракетных атак и атак беспилотных летательных аппаратов на ОАЭ в начале 2022 года, Абу-Даби выразило заинтересованность в более тесном сотрудничестве в области безопасности с Израилем. Ранее Марокко (ноябрь 2021 года) и Бахрейн (февраль 2022 года) подписали с Израилем меморандумы о сотрудничестве в области безопасности. Эти меморандумы предполагают расширение обмена разведданными, совместные учения и подготовку кадров, а также продажу оружия. Сообщения указывают на то, что Израиль согласился продавать системы ПВО всем трем странам и, возможно, рассматривает возможность увеличения продаж средств обороны и оборонных технологий. В конце 2022 года Министерство обороны Израиля подсчитало, что его сделки с тремя странами оценивались в 3 млрд долларов. На Форуме в Негеве в марте 2022 года израильские лидеры и их арабские коллеги, как сообщается, обсудили ряд возможных мер сотрудничества, таких как обмен разведданными в режиме реального времени о приближающихся беспилотных летательных аппаратах и ракетных угрозах и приобретение израильских систем ПВО. Спекуляции о конкретных мерах с тех пор продолжаются. В январе 2023 года Департамент национальной безопасности обнародовал свои планы по содействию расширению сотрудничества США, Израиля и ОАЭ в области кибербезопасности в Бахрейне и Марокко.  Кроме того, Центральное командование военно-морских сил США (NAVCENT), как сообщается, работает с Израилем и некоторыми арабскими государствами над созданием сети морских БПЛА для наблюдения за деятельностью ВМС Ирана и контрабандой наркотиков в зоне ответственности NAVCENT.

В январе 2022 года некоторые члены Сената и Палаты представителей сформировали двухпартийные группы для продвижения «Соглашений Авраама». В марте Конгресс принял Закон о нормализации отношений с Израилем от 2022 года (IRNA, раздел Z п.Л. 117-103). Среди прочих IRNA потребовало от госсекретаря представить ежегодную стратегию укрепления и расширения соглашений о нормализации отношений с Израилем и ежегодный отчет о статусе мер в государствах Лиги арабских государств, которые юридически или практически ограничивают или препятствуют усилиям по нормализации отношений с Израилем или внутренней поддержке таких усилий. Закон о разрешении национальной обороны на 2023 финансовый год (P.L. 117-263), принятый в декабре 2022 года, включал положение, обязывающее министра обороны (в консультации с госсекретарем) представлять доклады комитетам по иностранным делам и разведке о стратегии сотрудничества с союзниками и партнерами в зоне ответственности Центрального командования. В том числе речь шла  о внедрении многонациональной интегрированной архитектуры противовоздушной и противоракетной обороны для защиты населения, инфраструктуры и территории таких стран от крылатых и баллистических ракет, пилотируемых и беспилотных летательных аппаратов, а также ракетных атак со стороны Ирана и групп, с ним связанных.

Противодействие Ирану

Израильские официальные лица называют Иран одной из своих главных проблем, в основном из-за (1) его антипатии к Израилю, (2) широкого регионального влияния Ирана (в том числе в Сирии, Ираке, Ливане и Йемене) и (3) ядерной и ракетной программ Ирана. Продемонстрированные с 2019 года поддерживаемыми Ираном группировками способности проникать через систему противовоздушной обороны таких стран, как Саудовская Аравия и ОАЭ, посредством скоординированных ударов БПЛА и ракет имеют последствия для расчетов безопасности Израиля.

Иранская ядерная проблема и региональная напряженность

Израиль пытался повлиять на решения США по международному соглашению по ядерной программе Ирана (известному как Совместный всеобъемлющий план действий, или СВПД). Премьер-министр Нетаньяху решительно выступал против СВПД в 2015 году, когда переговоры по нему велись администрацией Обамы и приветствовал объявленный президентом Трампом в мае 2018 года выход Соединенных Штатов из СВПД и сопутствующее повторное введение санкций США в отношении основной экономической деятельности Ирана. С тех пор Иран увеличил свое обогащение урана до уровней, которые могли бы значительно сократить время, необходимое ему для производства расщепляющегося материала для ядерного оружия. Израильско-иранский конфликт низкого уровня сохраняется в различных условиях, включая киберпространство, международные воды и территорию Сирии, Ливана и Ирака, что имеет последствия для региональной стабильности. В июне 2022 года тогдашний премьер-министр Израиля Нафтали Беннет охарактеризовал некоторые операции внутри Ирана как нацеленные на «голову осьминога» для противодействия целому ряду иранских военных потенциалов. Поскольку администрация Байдена занималась международной дипломатией и рассматривала возможность возобновления или пересмотра СВПД, израильские лидеры пытались повлиять на дипломатические результаты. Во время своего пребывания на посту премьер-министра Беннетт (2021-2022) и Яир Лапид (2022) выступили против сделки, но в основном воздержались от участия в дебатах в США по этому вопросу. Учитывая различные события, начинающиеся в 2022 году, включая беспорядки и правительственные репрессии в Иране и иранскую материальную поддержку российских военных операций на Украине, ближайшие перспективы  возобновления или пересмотра СВПД, по-видимому, уменьшилась. Во время поездки президента Байдена в Израиль в июле он и тогдашний премьер-министр Лапид подписали совместную декларацию о стратегическом партнерстве между США и Израилем в Иерусалиме, которая включала обязательство США «никогда не позволять Ирану приобрести ядерное оружие» и заявление о том, что Соединенные Штаты «готовы использовать все элементы его национальной власти обеспечить такой результат». Кроме того, Байден заявил, что он был бы готов применить силу против Ирана в качестве «последнего средства», чтобы предотвратить приобретение им ядерного оружия. В феврале 2023 года посол США в Израиле Том Нидс заявил, что Соединенные Штаты не будут участвовать в переговорах по иранской ядерной программе, пока Иран предоставляет беспилотники России в ее войне на Украине. Он также сказал, что американо-израильское сотрудничество в отношении Ирана было «поэтапным». Как сказал президент Байден, «мы не будем стоять в стороне и наблюдать, как Иран получит ядерное оружие. Во-вторых, сказал он, все варианты обсуждаются. В-третьих, Израиль может и должен делать все, что ему нужно, чтобы справиться с ситуацией, и мы их прикроем». В январе Соединенные Штаты и Израиль провели свои крупнейшие в истории двусторонние военные учения, получившие название «Можжевеловый дуб». По данным CENTCOM, учения «повысили оперативную совместимость и способность вооруженных сил». Различные источники документируют сообщения об израильских тайных или военных операциях, направленных против ядерной программы Ирана, и некоторые официальные лица США, как сообщается, расходятся во мнениях с израильскими коллегами относительно общей эффективности таких операций. Даже с учетом сообщений об обновлении израильского военного потенциала остаются вопросы о военной готовности к крупной операции против ядерной программы Ирана. В интервью CNN в январе 2023 года премьер-министр Нетаньяху заявил, что  «израильские нападения на Иран были направлены на срыв его ядерной программы». «Я думаю, единственный способ, которым вы можете помешать государству-изгою получить ядерное оружие, — это сочетание разрушительных экономических санкций, но самое главное — это реальная военная угроза. И я бы сказал вот что: если сдерживание не сработает, у вас нет другого выбора, кроме как принять меры», — сказал он. На фоне некоторых международных опасений по поводу высоких уровней обогащения иранского урана министр обороны Галант заявил в феврале, что Израиль не позволит Ирану обогащать уран до 90%.

«Хизбалла» и Сирия

Ливанская «Хизбалла» является ближайшим и самым могущественным негосударственным союзником Ирана в регионе. Силы «Хизбаллы» и израильские военные спорадически сталкивались на ливано-израильской  границе на протяжении десятилетий, причем антагонизм иногда затрагивал только приграничные районы, а иногда перерастал в более широкий конфликт. Продолжаются спекуляции о потенциале более широкого конфликта и его последствиях, в том числе из-за вторжений беспилотников «Хизбаллы» в воздушное пространство Израиля. Израильские официальные лица пытались привлечь внимание к наращиванию «Хизбаллой» вооружений, в основном поставляемых из Ирана, включая сообщения об увеличения дальности, точности и мощности его ракет, и предполагаемое использование им ливанских гражданских районов в качестве опорных пунктов. В начале 2022 года руководство «Хизбаллы» и Министерство обороны Израиля публично заявили о поддерживаемых Ираном усилиях «Хизбаллы» по производству высокоточных управляемых ракет в Ливане. В конце 2022 года израильские официальные лица, как сообщается, предупредили Ливан что Израиль может нанести удар по аэропорту Бейрута, если он служит пунктом назначения для контрабанды оружия, основываясь на сообщениях о том, что Иран начал или планировал полеты, которые могли бы доставить оборудование непосредственно  «Хизбалле» в Ливан. Учитывая большую зависимость Сирии от Ирана из-за продолжительной гражданской войны, Иран стремился укрепить «Хизбаллу» путем отправки современного оружия в Ливан через Сирию или создания других военных объектов на сирийской территории. В ответ Израиль нанес тысячи авиаударов по объектам, контролируемым Ираном, которые могли бы представлять угрозу его безопасности. Сообщается, что Россия продемонстрировала некоторую способность препятствовать израильским авиаударам по иранским или сирийским целям, но в целом воздержалась от этого с помощью механизма урегулирования конфликта с Израилем. Это урегулирование, по-видимому, продолжалось до настоящего времени даже во время войны России с Украиной, но Россия критиковала некоторые израильские удары. В октябре 2022 года Израиль, Ливан и Соединенные Штаты урегулировали давний спор о морской границе, который имел потенциальные последствия для конфликта между Израилем и «Хизбаллой».  Общественные дебаты в Израиле были сосредоточены на том, стоят ли экономические выгоды от сделки уступок и возможного усиленя «Хизбаллы». Хотя премьер-министр Нетаньяху перед повторным вступлением в должность сделал заявление о «нейтрализации» (а не отмене) соглашения о морской границе, его правительство до настоящего времени не предприняло никаких действий.

Вторжение России на Украину

Израиль публично осудил российское вторжение на Украину в 2022 году посредством заявлений и голосования на международных форумах. Тем временем он стремился оказать политическую поддержку, включая разрешение въезда в Израиль примерно 46 000 еврейских и нееврейских беженцев, не вызывая отчуждения у России. Как упоминалось выше в отношении Сирии, Израиль рассчитывал на прекращение конфликта в воздушном пространстве с Россией в отношении иранского персонала и оборудования.  Несмотря на просьбы официальных лиц США и Украины, Израиль продемонстрировал нежелание предоставлять Украине летальную помощь. Начиная с мая 2022 года Израиль отправляет украинским спасательным силам и гражданским организациям некоторое защитное снаряжение. Как только Россия начала использовать БПЛА иранского производства в боевых действиях на Украине, Израиль предложил Киеву помощь в разработке системы раннего предупреждения для гражданских лиц, а также начал делиться основными разведданными с Украиной, направленными на оказание помощи ее силам в противодействии атакам беспилотников. В ноябре 2022 года одно новостное издание сообщило, что Израиль начал поставлять «стратегические материалы» некому члену (НАТО) для использования в Украине (антидроновые системы поставлялись Израилем Украине через Литву с лета прошлого года. Теперь их просто будет больше — авт.).   По сообщениям, в 2022 и 2023 годах Соединенные Штаты изъяли 300 000 155-миллиметровых артиллерийских снарядов из военных запасов в Израиле для отправки на Украину. Сообщается, что израильские официальные лица удовлетворили просьбу Пентагона, чтобы избежать конфронтации с Соединенными Штатами и потому, что, по словам одного израильского чиновника, «это их боеприпасы, и им на самом деле не нужно наше разрешение, чтобы забрать их». В начале 2023 года Израиль, как сообщается, одобрил экспортные лицензии на возможную продажу систем подавления БПЛА, которые могли бы помочь Украине сбивать их. Израильские официальные лица заявили, что этот шаг не меняет политику Израиля в отношении предоставления летальной помощи, поскольку системы носят оборонительный характер и не нацелены на российских военных. Хотя украинские официальные лица, по-видимому, заинтересованы в этих системах, они рассматривают их как менее важные, чем системы ПВО, способные противостоять баллистическим ракетам. В июле 2022 года Министерство юстиции России дало понять Израилю, что оно стремится закрыть российское отделение Еврейского агентства, организации, имеющей филиалы по всему миру для содействия эмиграции в Израиль и проведения программы культурного и языкового образования в координации с Израилем. Россия утверждала, что агентство нарушило законы о неприкосновенности частной жизни, храня личную информацию о заявителях на эмиграцию, но многие израильтяне подозревали, что российская озабоченность политикой Израиля в отношении Украины и, возможно, Сирия и Иран, были основным мотивом для предстоящего судебного иска.

52.82MB | MySQL:103 | 0,655sec