«Разведка боем» Хартума

Прибытие президента Судана О.аль-Башира в Турцию в понедельник 8 ноября с.г. для участия в очередной сессии Организации Исламская конференция (ОИК) не обошлось без интриги. Как не парадоксально, ее инициатором стал 2-ой вице-президент Судана А.О.Таха. Он «неожиданно» озаботился возможностью перехвата президентского самолета ВВС Израиля и Греции (?). Последняя попала в немилость в связи с членством в НАТО. Указанные предупреждения были тут же опубликованы всеми ведущими суданскими и турецкими СМИ, и даже широко было объявлено о том, что О.аль-Башир «в Турцию не приедет».

О.аль-Башир в Анкару не прилетел, но успел побывать в Египте. Там в «курортной атмосфере» в Шарм-Аль-Шейхе состоялся саммит экономического сотрудничества Китая и африканских стран. Общий итог – обнародование планов китайских инвестиций в страны этого континента: 10 млрд долларов США на ближайшие 3 года. Очень впечатляет, особенно если учесть, что Судану здесь отводится одна из ведущих ролей. Причем, китайцы, похоже, отходят от своей традиционной политики ориентирования только на Север, и через подставные фирмы активно скупают в Южном Судана водонесущие участки, которые пока находятся в «замороженном состоянии». Если учесть, что в российском экспертном сообществе, которое тесно связано с Африкой, тоже зреет убежденность в скорой независимости Юга, то политика Пекина кажется абсолютно логичной.

Но вернемся к «турецкому эпизоду». Сразу договоримся не подозревать суданское руководство в маразме. Отсюда возникает закономерный вопрос: зачем суданская верхушка затеяла эту возню с безопасностью своего любимого лидера? Причем на абсолютно, как кажется, «ровном» месте, традиционно приплетя сюда на всякий случай Израиль.

Ответ предельно прозаичен. Хартум четко прочувствовал, что он начинает упускать инициативу. Спецпосланник США по Судану С.Грейшен много пообещал, но мало выполнил. Что, впрочем, не умаляет его заслуг в выборе «правильной стратегии» (а вернее «единственно возможной») в отношении Судана. И, будь его воля, видимо довел все это до логического конца. Но ….

Как следствие «метаний» американцев последовал переговорный тупик в диалоге с Суданским народно-освободительным движением (СНОД), которое, откровенно оглядываясь на последние высказывания президента США Б.Обамы, начал бойкотировать выполнение этапов Всеобъемлющего мирного соглашения (ВМС). Сейчас этот блок внутренней политики формально поручили все тому же 2-му вице-президенту О.А.Тахе, но на самом деле основным «серым кардиналом» здесь выступает советник президента Нафи Али Нафи. Именно ему поручено «распутать» этот узел и все-таки, несмотря ни на что, провести всеобщие выборы в апреле 2010 года. Судя по тому, что переговорный процесс между основными партнерами по ВМС возобновился, можно предположить, что компромисс по основным спорным вопросам (результаты переписи, порядок голосования и демаркация округов) будет в скором времени достигнут.

На это же указывает и резкая активизация процесса регистрации избирателей в южных штатах страны. Причем к процессу избирательной компании активно подключены «знаковые» фигуры, например, вдовы Дж.Гаранга Ребекки, а также развернута широкая пропагандистская компания среди зарубежных южносуданских диаспор (прежде всего, конечно, в странах Африки). Последний факт, кстати, косвенно указывает на то, что Джуба определенно решила голосовать даже не при устраивающем ее итоге переписи.

В Совбезе ООН прошло заседание экспертов по Судану, которые довольно аргументировано, что называется «с фактурой», обвинили Хартум в финансировании и снабжении оружием чадской оппозиции. При этом в качестве контрагента суданских властей были названы бизнесмены иранского происхождения Саид Мусаи и Можтаба Садегби из «Продакт Компани ЛЛС» со штаб-квартирой в Дубаи. Кстати, оба бизнесмена после обнародования доклада спешно «выехали в отпуск на родину». По данным западноевропейского разведсообщества, указанная фирма является «крышей» для КСИР. Вся эта история открывает новые «горизонты» взаимодействия Хартума с Тегераном, в том числе и с известными эпизодами с переправкой оружия ХАМАСу через суданскую территорию. Взамен на предоставление транзита Хартум получал от иранцев оружие для чадской оппозиции.

В докладе также много внимания уделяется эпизодам подготовки чадской оппозиции для свержения чадского лидера И.Деби, а также управлению и координированию действий «джанджавидов» в Дарфуре со стороны суданских спецслужб. Единственное, чего не смогли доказать ооновские эксперты, так это случаи насильственного рекрутирования несовершеннолетних детей в суданскую армию и партизанские группы. Хотя в последнем случае это практика является очень распространенной.

Все это вызвало серьезную озабоченность Хартума, прежде всего учитывая попытку очередной ревизии вердикта МУС в отношении президента О.аль-Башира и продление мандата консультативного совета Совбеза ООН в свете дальнейшего разбирательства по «суданскому досье». Вкупе с истерикой правозащитников в связи с визитом суданского лидера в Турцию, это было расценено суданским руководством как «проверка на прочность».

Этим и было вызвано предупреждение А.О. Тахи о возможности «перехвата» самолета суданского президента. Цель – проверить через обратную реакцию отношение арабского и африканского мира на «новое наступление правозащитников». В «сухом остатке» остался вывод о том, что позиция основных игроков и в ЛАГ, и в Африканском союзе в отношении ареста О.аль-Башира осталось неизменной. Кроме того прояснилась позиция Анкары, которая устами премьер-министра Р.Т. Эрдогана дала понять, что «никаких задержаний суданского лидера на территории Турции не последует». Более того, Эрдоган даже «выразил сомнение в подлинности фактов геноцида в Дарфуре». Это яснее любых других заявлений характеризует политику Турции в отношении Судана. Более того, турецкий президент А.Гюль даже позволил себе резкий ответ представительству ЕС в Анкаре, которое в свое ноте потребовало «пересмотреть вопрос приглашения О.аль-Башира на сессию ОИК». Эта нота был охарактеризована президентом Турции ни много, ни мало «как вмешательство во внутренние дела». И это при учете того, каким болезненным вопросом для Анкары является проблема вступления в ЕС.

Примечательна здесь официальная позиция Вашингтона. Госдепартамент через своего пресс-атташе Я.Келли отреагировал сдержанно, заявив, что «любые контакты Анкары с О.аль-Баширом будут расцениваться как переговоры, способствующие избежанию гуманитарного кризиса». А заместитель госсекретаря по евроазиатским делам Ф.Гордон заявил. «что Турция, несмотря на этот эпизод, остается одним из верных союзников США». То есть ссориться с Турцией из-за визита О.аль-Башира американцы явно не хотят.

А Хартум своего добился. Создал нужный «угрожающий» настрой, затем, несмотря на него, «героический» президент О.аль-Башир прибыл в Анкару, чем и продемонстрировал, что попытки высоколобых представителей международной юстиции пока остаются только попытками.

52.37MB | MySQL:103 | 0,599sec