Иран: экономическая ситуация: сентябрь 2009 г.

НЕКОТОРЫЕ ОБЩИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ

Внешний долг Ирана, по данным издания «Бизнес-монитор» (III квартал 2009 г.), в 2009 г. не изменится и останется на уровне 24 млрд долларов. В 2008 г. внешний долг Ирана составил 24 млрд 353 млн долларов. Прогноз издания: 2010 г. — 24 млрд 840 млн долларов; 2011 г. — 26 млрд 82 млн долларов; 2012 г. — 27 млрд 646 млн долларов; 2013 г. — 29 млрд 305 млн долларов.

По данным этого же издания, валютные резервы Ирана, за исключением золота, в 2008 г. оценивались в 98,5 млрд долларов. В 2009 г. они достигнут 101,4 млрд долларов. По прогнозам издания, в 2010 г. этот показатель составит 107,2 млрд долларов, в 2011 г. — 116,6 и в 2012 г. — 133,4 млрд долларов. Предполагается, что в 2013 г. валютные резервы Ирана за исключением золота превысят 150 млрд долларов и достигнут 154,5 млрд.

Иран намерен перевести свои валютные резервы из долларов в единую европейскую валюту (евро). Соответствующий указ, подписанный президентом Ирана Махмудом Ахмадинежадом, вышел еще 12 сентября с.г. Подобное решение объясняется скорее всего политикой США в отношении Ирана, направленной на то, чтобы изолировать страну из-за ее ядерной программы. Ранее в текущем году Иран заявил о переходе на евро в сфере нефтяных продаж, которые составляют более 80% доходов от внешней торговли. Иран является вторым по величине экспортером в Организации стран — экспортеров нефти (ОПЕК): в день в стране добывается 4,2 млн баррелей нефти. По последним обнародованным данным иранского Центрального банка, в распоряжении страны на конец III квартала 2008 г. находилось 54 млрд долларов валютных резервов (что расходится с данными «Бизнес-монитора», см. выше).

В докладе Ассоциации азиатских банкиров Экспортный банк Ирана (банк «Садерат») с уставным капиталом в 39 млрд 319 млн долларов назван четвертым банком среди крупнейших банков исламского мира. Согласно опубликованным ассоциацией данным, около 40% всех финансовых средств, которыми располагают 100 крупнейших банков исламского мира, находятся в иранских банках. Экспортный банк Ирана был основан 6 сентября 1952 г. Сегодня это крупнейший частный банк в стране. В Иране насчитывается 3,3 тыс. филиалов банка. За рубежом открыты 21 филиал и три представительства Экспортного банка. Им также созданы два независимых и два совместных банка.

На 23 сентября Центральный банк Ирана установил официальный курс: 1 евро в размере 14563 риалов (на 02.09.09 курс — 14135 риалов), 1 английский фунт в размере 16130 риалов (16081 риалов), 1 американский доллар в размере 9828 риалов (9945 риалов), 100 японских иен в размере 10834 риалов (10709 риалов) и 1 швейцарский франк в размере 9618 риалов (9321 риалов).

Справка. Денежная единица Ирана официально называется риал, но часто для расчетов используется такая единица, как туман (червонец), который равен 10 риалам.

 

Нефть и газ

Иранская национальная компания южных нефтеносных районов (ИНКЮНР) в первом полугодии текущего года (с 21.03.09) в зоне своей ответственности ежесуточно добывала в среднем около 3,2 млн баррелей сырой нефти. Более 2 млн баррелей нефти из названного количества экспортируется за границу, а остальная нефть поставляется в качестве сырья на ряд нефтеперерабатывающих заводов для производства топлива и нефтепродуктов.

Нефть добывается на 60 нефтеносных пластах в зоне ответственности компании усилиями специалистов дочерних нефтяных компаний, которые ведут разработку нефтяных и газовых месторождений «Карун», «Гечесаран», «Агаджари», «Марун» и «Масджеде-Солейман».

В течение 20 лет ИНКЮНР ведет активные работы с целью реализации проекта по сбору попутного газа на нефтяных скважинах. Сегодня собирается около 98% попутного газа. Что касается оставшихся 2%, то принимаются меры для полного сбора данной продукции. В некоторых случаях собирать попутный газ невыгодно с экономической точки зрения, однако такая работа ведется в соответствии с требованиями по защите окружающей среды.

 

Газ

Как заявил директор диспетчерского центра Национальной газовой компании Ирана (NIGC) Хасан Монтазар Торбати, Иран намерен увеличить ежесуточное производство газа до 1 млрд кубометров за счет долгосрочных программ. Он отметил, что в настоящее время Иран находится на втором месте в мире по доказанным запасам газа. Согласно планам государства, за ближайшие 15 лет Иран превратится в третью страну в мире по добыче газа.

В свою очередь, генеральный директор Иранской компании по транспортировке газа Реза Алмаси сообщил в сентябре, что для достижения целей, намеченных в 20-летней программе перспективного развития страны, в Иране ежегодно необходимо прокладывать 2,5 тыс. км новых газопроводов. По словам Резы Алмаси, в настоящее время протяженность газопроводов высокого давления по всей стране составляет 30 тыс. км. В соответствии с названной программой к 2025 г. этот показатель должен быть доведен до 70 тыс. км. Кроме того, в программе предусматривается увеличение количества компрессорных станций на газопроводах высокого давления с сегодняшних 60 до 140 единиц. С этой целью ежегодно необходимо строить до десяти таких станций. Затем Реза Алмаси указал на успехи, которые были достигнуты в прошлом году в области экспортных поставок иранского газа в Турцию и Армению. Иранская компания по транспортировке газа проделала большую работу в этом направлении, и благодаря этому имидж Ирана в соседних странах значительно повысился. Реза Алмаси напомнил о безосновательных заявлениях представителей ряда стран, в том числе России, по поводу нестабильности поставок газа из Ирана в связи с обсуждением вопроса о строительстве газопровода Nabucco. Он подчеркнул, что в прошлом году усилиями всех специалистов, в частности специалистов Иранской компании по транспортировке газа, со всей очевидностью было доказано, что подобные заявления никак не соответствуют действительности и что поставки иранского газа отличаются стабильностью.

В настоящее время бытовым природным газом по всей стране пользуются 57 млн 867 тыс. человек, или 14 млн 623 тыс. семей. Согласно официальным статистическим данным Иранской национальной газовой компании, за первые четыре месяца текущего 1388 г. (21.03-22.07.09) возможность пользоваться бытовым газом получили еще 893 тыс. человек. За указанный период газ был подведен к 306 населенным пунктам и городам. В общей сложности к газовой сети страны подсоединены 759 городов и 7 тыс. 655 населенных пунктов. Кроме того, на данный момент к газовой сети страны подсоединены 52 электростанции и 92 тыс. промышленных предприятий.

В то же время известный иранский специалист в области нефтяной промышленности и энергетики Мохаммад Ибрагим Мохаммади заявил в начале сентября, что, если потребление энергоресурсов в Иране продолжится теми же темпами, то через 15 лет Иран сможет стать импортером энергоресурсов. По словам г-на Мохаммади, России принадлежат 28% мировых запасов газа, и ее доля на рынке составляет 23%. Доля же Ирана на мировом газовом рынке достигает лишь 1%, в то время как ему принадлежат 16% запасов газа. Иранский специалист подчеркнул необходимость экономного потребления энергоресурсов и увеличения капиталовложений в данную отрасль. В этом случае Ирану удастся занять более прочные позиции в области энергетики, и он сможет с помощью энергетической дипломатии решить не решавшиеся ранее проблемы.

По поводу стратегии России и использования этой страной экономических и энергетических рычагов во внешней политике г-н Мохаммади сказал, что с помощью подобной дипломатии Россия вернула себе статус великой державы, который она утратила после распада Советского Союза. Кроме того, в рамках своей энергетической политики Россия назначила одного из своих министров специальным представителем при ОПЕК. В этой связи Мохаммад Ибрагим Мохаммади отметил, что члены иранского кабинета министров, к сожалению, в значительно меньшей степени верят в перспективы энергетической дипломатии.

 

Нефтехимия

Иран достигнет уровня самодостаточности в области производства бензина после ввода в эксплуатацию строящегося в настоящее время нефтеперерабатывающего завода «Сетарейе Халидже фарс» («Звезда Персидского залива») в г. Бендер-Аббас. Директор завода Керачиян заявил, что на заводе с началом его эксплуатации будет производиться 35 млн литров бензина и 15 млн литров дизельного топлива в сутки. В настоящее время на нефтеперерабатывающих предприятиях Ирана ежесуточно производится 43 млн литров бензина и более 91 млн литров дизельного топлива. По словам г-на Керачияна, завод «Сетарейе Халидже фарс» строится с целью переработки 36 тыс. баррелей газового конденсата в сутки, что позволит отказаться от импорта бензина и других нефтепродуктов и увеличить объем производства бензина и других видов топлива, отвечающих европейским стандартам качества.

Строительство завода началось два года назад на площади 700 га. На данный момент строительные работы выполнены на 27%. Ожидается, что завод будет введен в эксплуатацию к весне 2012 г. В строительстве нефтеперерабатывающего завода «Сетарейе Халидже фарс» принимают участие более десяти иранских компаний. Как отметил г-н Керачиян, уже сейчас ведется строительство трубопровода, по которому будет поставляться сырье в виде газового конденсата из Асалуйе на завод «Сетарейе Халидже фарс». Протяженность этого трубопровода, прокладка которого началась в июне прошлого года, составит около 400 км.

В начале сентября генеральный директор Иранской национальной компании нефтехимической промышленности, заместитель министра нефти Адель Нежадсалим отметил, что страны Персидского залива, Турция, Южная Африка и Россия заявили о своей готовности участвовать в совместном строительстве в Иране новых предприятий по производству мочевины и аммиака. По словам Аделя Нежадсалима, в этой связи ведутся соответствующие переговоры.

В настоящее время во всем мире ежегодно расходуется около 137 млн т мочевины, и предполагается, что в ближайшие пять лет этот показатель вырастет до 160 млн т. Сегодня объем поставок мочевины в разные страны составляет 34 млн т, а через пять лет он достигнет 43 млн т в год. Говоря об объемах производства мочевины и аммиака в Иране, Адель Нежадсалим отметил, что до конца текущего года (до 20.03.10) в стране планируется произвести более 4 млн т названного удобрения и при этом в самом Иране будет израсходовано около 2,7 млн т. Как отметил Адель Нежадсалим, излишки производимой в стране мочевины экспортируются за границу. В текущем году Иран достиг уровня самодостаточности в области производства мочевины и аммиака.

 

Энергетика

Российские подрядчики завершают подготовку реактора первого блока АЭС близ иранского г. Бушера к горячей обкатке. Об этом сообщили 23 сентября в пресс-службе Атомэнергопрома. По словам представителя этой компании, входящей в состав госкорпорации «Росатом», Электрогорский научно-исследовательский центр по безопасности атомных электростанций в настоящий момент завершает комплекс работ по созданию автоматизированной системы управления технологическим процессом /АСУ ТП/ для энергоблока 1 АЭС «Бушер-1». Эти работы являются подготовкой к этапу горячей обкатки.

Вице-президент Ирана, глава Организации по атомной энергии Али Акбар Салехи на 53-й генеральной конференции Международного агентства по атомной энергии заявил, что атомная программа Ирана носит мирный характер, а его страна в ближайшие десять лет, сказал он, построит 5 Гигаватт атомных энергомощностей (то есть пять реакторов АЭС, аналогичных бушерскому). Г-н Салехи сообщил, что у Ирана уже накоплен высокий потенциал в области производства радиоизотопных источников для медицинских целей. «В этом мы достигли небывалых высот», — заявил он, выразив надежду, что после запуска тяжеловодного ядерного реактора в Араке Иран сможет снабжать этими источниками и соседние государства.

Заместитель министра энергетики по вопросам электроэнергетики Аббас Али Абади сообщил в сентябре, что согласно 5-й пятилетней программе развития страны (2010-2015 гг.) в Иране должно производиться около 2 тыс. МВт электроэнергии с использованием восполняемых видов энергии. По словам г-на Абади, с учетом того, что электроэнергия, производимая на ветряных электростанциях, закупается по цене 130 туманов (около 13 центов) за 1 кВт/ч в период пикового потребления и 90 туманов (около 9 центов) за 1 кВт/ч в обычное время, частный сектор проявляет определенный интерес к инвестированию средств в строительство подобных электростанций. Объем уже привлеченных средств не представляет собой значительную сумму, тем не менее в прошлом году подписано большое количество контрактов и многие компании заявили о своей готовности инвестировать средства в строительство ветряных электростанций.

Аббас Али Абади отметил, что отечественной промышленностью на данный момент в полном объеме могут производиться, например, турбины гидроэлектростанций. Комплектующие для турбин тепловых электростанций на 85% производятся внутри страны. В Иране производятся турбины V94-2 по лицензии германской компании «Сименс». Следует иметь в виду, что и сама германская компания при производстве турбин часть комплектующих ввозит из-за границы. Иран также импортирует такие комплектующие из других стран. Аббас Али Абади отметил, что комплектующие для электростанций ввозятся в Иран из стран Европы (Франция, Италия и Германия) и Азии (Япония и Китай), однако это вовсе не означает, что если эти страны перестанут продавать Ирану комплектующие, у него возникнут какие-то проблемы.

 

Горнорудная промышленность и металлургия

В ближайшее время в Бендер-Аббасе состоится ввод в эксплуатацию крупнейшего в стране и самого современного алюминиевого завода «Хормозал». Капиталовложения в строительство нового завода составили в общей сложности 2 трлн риалов (около 200 млн долларов) и 200 млн евро валютных средств. На заводе «Хормозал» будут применяться самые современные технологии, и его производственная мощность составит 147 тыс. т алюминиевых слитков.

С вводом завода в эксплуатацию объем производимого в стране алюминия увеличится на 55%. В настоящее время объем производства алюминия в Иране на двух заводах, «Аль-Мехди» в Бендер-Аббасе и «Иралко» в Эраке, составляет 270 тыс. т в год. Ввод в эксплуатацию нового завода позволит увеличить этот показатель до 417 тыс. т. Как заявил исполнительный директор проекта по строительству завода «Хормозал» Али Акбар Голькар, к числу преимуществ нового предприятия относятся снижение потребления электроэнергии на производство каждого килограмма алюминия с 18 до 14 кВт/ч, снижение расхода анодов и сырьевых материалов и др.

Завод «Хормозал» строится недалеко от уже построенного в Бендер-Аббасе завода «Аль-Мехди». На этих двух предприятиях будет ежегодно производиться 257 тыс. т алюминиевых слитков, и, таким образом, провинция Хормозган станет важнейшим центром страны по производству алюминия.

Директор медеплавильного комбината «Сарчешме» Мохаммед Хосейн Карами сообщил в начале сентября, что в текущем году на комбинате будет произведено более 210 тыс. т катодной меди. В прошлом году на комбинате было произведено более 206 тыс. т продукции. Г-н Карами отметил, что наряду с медью, которая является основной продукцией комбината, здесь производятся молибден и концентраты драгоценных металлов. В этих концентратах содержится определенное количество золота и серебра, и они отправляются на предприятия по производству названных драгоценных металлов. Медеплавильный комбинат «Сарчешме» организационно входит в структуру Иранской национальной компании медной промышленности и является основным и единственным производителем меди в стране.

Исполнительный директор проекта по разведке и разработке титанового рудника «Кереагадж» в провинции Западный Азербайджан Хосейн Дашбелаги заявил о том, что запасы титановой руды на названном месторождении оцениваются в 56 млн т. По словам г-на Дашбелаги, в настоящее время решается вопрос о получении лицензии на разработку месторождения. Геологоразведка на титановом месторождении «Кереагадж» завершена весной 2008 г., и в январе с.г. было выдано свидетельство об открытии месторождения. Говоря о перспективах реализации проекта, г-н Дашбелаги отметил, что титановое месторождение «Кереагадж» обладает уникальными особенностями с точки зрения производства ферротитана. Кроме того, месторождение находится вблизи турецкой границы, и есть возможность для поставок ферротитана на емкий рынок Турции. Таким образом, разработка месторождения «Кереагадж» представляется весьма выгодной и перспективной с экономической точки зрения. Г-н Дашбелаги подчеркнул, что для разработки названного титанового месторождения требуются большие капиталовложения и высокие технологии. Как показывает опыт, частный сектор не проявляет особой инициативы в разработке подобных месторождений.

 

Машиностроение

В сентябре в Иране официальные лица и пресса большое внимание уделили автомобильной промышленности.

Член комиссии меджлиса по промышленности и рудникам Эззатолла Акбари заявил, что с учетом планов Ирана о вступлении в ВТО автомобилестроение страны должно обладать самыми современными технологиями, чтобы успешно конкурировать на мировом рынке. По словам Акбари, на данный момент автомобильная промышленность Ирана, в которой насчитываются десятки тысяч рабочих мест, добилась относительно хороших результатов в своей производственной деятельности с точки зрения количества выпускаемой продукции, однако по качеству эта продукция еще отстает от зарубежных аналогов.

Г-н Акбари отметил, что в настоящее время не следует останавливать производственные линии на автомобильных заводах. Отечественные автомобилестроители должны больше, чем прежде, работать над повышением качества своей продукции с тем, чтобы успешно конкурировать с ведущими мировыми производителями. Это необходимо для того, чтобы после вступления Ирана в ВТО у них не возникло никаких проблем. Как предложил Эззатолла Акбари вместо импорта автомобильной техники можно построить линии по производству иностранных автомобилей на отечественных предприятиях. Это позволит сделать Иран центром по производству и продажам названной техники на региональном уровне. Благодаря такой политике не только увеличатся объемы производства автомобилей и появятся дополнительные рабочие места, но и в распоряжении страны окажутся самые современные технологии в области автомобилестроения. Все это важно для повышения качества выпускаемой продукции и расширения экспортных рынков.

«Иран ходроу» и «Сайпа» должны быть готовы к реализации совместных проектов. Об этом заявил глава Организации развития и модернизации промышленности, заместитель министра промышленности и рудников Ахмед Калебани. По его словам, с целью выполнения программы перспективного развития страны на отечественных предприятиях предполагается производить до 4 млн автомобилей в год, 40% которых будут экспортироваться за границу. Важнейшая задача состоит в том, чтобы использовать производственный потенциал компаний «Иран ходроу» и «Сайпа» для реализации совместных проектов.

Программой автопромышленной группы (АГ) «Иран ходроу» предусматривается произвести в текущем 1388 г. (21.03.09-20.03.10) около 680 тыс. автомобилей. На 12 сентября с начала текущего года (после 21.03.09) на предприятиях АГ произведено 252,9 тыс. легковых автомобилей различных марок, что на 23 тыс. автомобилей больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

На конец августа было экспортировано 12 тыс. автомобилей различных марок. Они поставлялись через дилерские сети «Иран ходроу» и компании «Пежо». За счет экспорта автомобилей АГ «Иран ходроу» национальная экономика за указанный период получила около 70 млн долларов иностранной валюты. До конца текущего года (до 20.03.10) объем экспорта будет доведен до 35 тыс. автомобилей.

При этом иранцы открывают новые автозаводы. Заместитель генерального директора автопромышленной группы (АГ) «Сайпа», генеральный директор компании «Мегамотор» Мохаммед Реза Роушани Мокаддам сообщил, что в октябре текущего года состоится ввод в эксплуатацию автозавода «Самияр Кашан», на котором будут производиться легковые автомобили «Миниатюр». Г-н Роушани Мокаддам выразил надежду на то, что до конца текущего 1388 г. (до 21.03.10) на автозаводе в Кашане будет выпущено и продано потребителям до 10 тыс. автомобилей «Миниатюр». Автозавод компании «Самияр Кашан» занимает площадь 318 га, на нем может производиться до 150 тыс. автомобилей в год. С вводом в эксплуатацию автозавода в Кашане данный регион станет новым центром по производству автокомплектующих и автомобилей в Иране.

Однако объем производства тяжелой автотехники сокращается. Генеральный директор компании «Сайпа дизель» Али Малек сообщил, что в связи с падением спроса на тяжелую автомобильную технику ряд отечественных автозаводов сократил объемы производства до 50%. По его словам, наполовину сократились и объемы продаж продукции компании «Сайпа дизель». Среди причин, которые привели к падению спроса на тяжелые автомобили, Али Малек назвал снижение покупательной способности населения, отказ банков от предоставления льготных кредитов и высокие цены на тяжелую автомобильную технику. Али Малек подчеркнул, что на продажи тяжелых автомобилей могут повлиять социальные проекты. В процессе их реализации потребность в тяжелой автомобильной технике должна возрасти, а в условиях выполнения программы по обновлению автопарка страны это приведет к постепенному росту продаж тяжелых автомобилей.

В сентябре было объявлено, что в Бушере началось строительство четырех заказанных Венесуэлой нефтеналивных танкеров стоимостью 240 млн евро. Контракт на строительство названных судов подписан между Иранской судостроительной компанией «Садра» в Бушере и Венесуэльской государственной нефтяной компанией PDVSA. Длина каждого судна составит 250 м, ширина — 44 м, высота борта — 21 м и вместимость — 113 тыс. т. Заказанные танкеры планируется построить в течение трех лет. Первое судно будет передано Венесуэле через два года. Компания «Садра» располагает всей инфраструктурой, необходимой для развития производства морских сооружений и строительства крупных морских судов.

 

Транспорт

За прошедший иранский год (21.03.08 – 20.03.09) доходы Ирана от транзитных перевозок составили 2,5 млрд долларов. В прошлом году через пограничные терминалы страны было совершено около 450–500 тыс. рейсов. Из них около 110 тыс. рейсов было с импортными грузами, 154 тыс. рейсов с экспортными грузами и около 200 тыс. рейсов с транзитными грузами.

На международных рейсах в Иране задействовано 23 тыс. грузовых автомобилей. За прошлый год ими было перевезено 6 млн т нефтяных и ненефтяных грузов. В настоящее время в Иране насчитывается 24 терминала на границах с семью соседними странами. Потенциальные возможности позволяют довести объем транзитных перевозок до 12 млн т грузов в год без учета своповых поставок. Для этого необходимо изменить существующее положение дел на транзитных границах.

В последние годы руководство Ирана уделяет большое внимание развитию и модернизации железнодорожного транспорта. Так, в течение двух ближайших лет планируется соединить административные центры всех иранских провинций друг с другом железнодорожным транспортом.

С целью совершенствования железнодорожной сети страны Министерство дорог и транспорта Ирана осуществляет целый ряд крупных проектов, которые позволят Ирану стать железнодорожным коридором.

Железная дорога Эрак – Керманшах – Хосрави и ответвление от нее в сторону Мелайера позволят связать между собой западные провинции Ирана, соединить железные дороги Ирана и Ирака и обеспечат Ирану выход к Средиземному морю через территорию Ирака и Сирии. Важной отличительной особенностью этой железной дороги является то, что она свяжет транзитным железнодорожным сообщением страны Средней Азии и Средиземноморья через территорию Ирана.

Железная дорога Шираз – Бушер – Асалуйе протяженностью 442 км соединит порт Бушер и нефтегазовые объекты Асалуйе с железнодорожной сетью страны. Железная дорога Хаф – Герат протяженностью 191 км строится с целью увеличения объема транзитных перевозок и повышения безопасности в регионе. Железная дорога Тегеран – Хамадан – Сенендедж будет содействовать обеспечению занятости населения и развитию прилегающих к ней районов. Она позволит реализовать здесь крупные и мелкие промышленные проекты.

Железная дорога Казвин – Решт – Энзели – Астара протяженностью 372 км позволит установить железнодорожную связь между провинцией Гилян, портом Энзели и побережьем Персидского залива. Кроме того, с ее помощью будет налажено железнодорожное сообщение с Азербайджаном и другими странами Кавказского региона. Названная железная дорога представляет собой часть международного транспортного коридора «Север – Юг», связывающего Россию, Европу, Среднюю Азию и Кавказ с Персидским заливом и Индостанским полуостровом.

Железная дорога Мераге – Урмийе протяженностью 183 км связывает провинцию Восточный Азербайджан с провинцией Западный Азербайджан и будет способствовать экономическому развитию региона, повышению благосостояния людей, снижению расхода топлива и, что самое важное, обеспечит занятость населения. Скоростная электрифицированная железная дорога Кум – Исфаган протяженностью 280 км отвечает насущным потребностям промышленности и сельского хозяйства провинции Исфаган и будет способствовать развитию туризма в данном районе. Железная дорога Хорремшехр – Шелемче – Басра протяженностью 51 км обеспечит выход на железную дорогу Ирака. Она будет содействовать развитию торговли между Ираном и Ираком и позволит осуществлять транзитные перевозки из стран Средней Азии и Кавказа в Ирак.

Железная дорога Мийане – Ардебиль протяженностью 175 км свяжет между собой провинции Ардебиль и Восточный Азербайджан. Провинция Ардебиль остро нуждается в железной дороге для развития сельского хозяйства, горнодобывающей промышленности и туризма. Железная дорога Керман – Бам – Захедан протяженностью 545 км на участке Керман – Бам уже построена. На остальной ее части строительные работы продолжаются. Эта железная дорога представляет собой связующее звено между странами Юго-Восточной Азии, Турцией и Европой. Она имеет большое значение и для самого Ирана. С ее помощью обеспечивается занятость населения и будет ликвидирована отсталость этого района.

В настоящее время общая протяженность железных дорог Ирана составляет 9,5 тыс. км. Однако их возможности используются слабо. По железным дорогам транспортируется в среднем от 9 до 13% грузов, и эту цифру, по мнению иранских транспортников, никак нельзя считать удовлетворительной. С учетом выгодного положения Ирана в рамках международного транспортного коридора «Север – Юг» железнодорожные перевозки, направленные, в частности, на транзит грузов, могут способствовать развитию иранской экономики, считают иранцы.

Развитие транзитных перевозок будет способствовать снижению безработицы и обеспечит дополнительные валютные поступления в казну страны, а также приведет к экономическому росту и развитию всей транспортной системы страны. Основная причина такого положения связана с высокой конечной стоимостью транзитных перевозок в Иране и продолжительными сроками доставки грузов из иранских портов в соседние страны. Иран с учетом его возможностей и имеющейся в его распоряжении инфраструктуры представляет собой наиболее важный и надежный маршрут для доставки грузов северным, восточным и западным соседям. В случае развития транзита за перевозку каждой тонны грузов Иран будет получать от 35 до 40 долларов валюты.

Объем пассажирских перевозок железнодорожным транспортом также еще недостаточен. В настоящее время железнодорожным транспортом страны перевозится только 25 млн пассажиров. Однако объем железнодорожных перевозок с учетом спроса на них необходимо увеличить в четыре раза. Спрос на перевозки по железным дорогам достигает примерно 100 млн пассажиров в год. Таким образом, при нынешних условиях желание 75 млн человек воспользоваться железнодорожным транспортом остается неудовлетворенным. При этом выделяемые железнодорожному транспорту кредиты не покрывают и двух третей потребностей отрасли. Не самым лучшим образом используются и те средства, которые получают железные дороги страны.

Властями ИРИ проводится работа по совершенствованию воздушного транспорта. Так, до конца текущего года численность самолетов в иранском авиапарке приблизится к 200 единицам. При этом, по мнению руководителей гражданской авиации, авиапарк будет пополняться в соответствии с ожиданиями и пожеланиями населения страны. В настоящее время на авиалиниях страны эксплуатируется 183 самолета. В последние дни появились сообщения о том, что авиапарк Ирана пополнят 15 пассажирских самолетов «Боинг» и «Аэробус». Приобретаемые самолеты будут отличаться повышенной комфортностью и небольшим сроком эксплуатации. Усилия Организации гражданской авиации направлены на снижение возраста эксплуатируемых самолетов.

Министр дорог и транспорта Ирана Бехбехани во время встречи с генеральным секретарем Международной морской организации (IMO) Ефтимиосом Метрополисом заявил, что программа развития порта Чабахар и соединения этого порта с помощью железной дороги Чабахар – Захедан – Мешхед с северо-восточными границами Ирана представляет собой один из основных приоритетов Министерства дорог и транспорта Ирана. По словам иранского министра, названная программа позволит создать транзитный коридор, который свяжет Оманский залив со странами СНГ и Афганистаном. Важной проблемой, которой в Иране в области мореплавания уделяется большое внимание, является обеспечение безопасности судоходства. Иран всегда в любой точке Мирового океана, независимо от национальной принадлежности терпящих бедствие судов, приходит им на помощь. Г-н Бехбехани подчеркнул, что в области морского транспорта Иран постоянно предпринимает шаги с целью укрепления связей с IMO и активно участвует в деятельности этой организации в качестве ее члена. Министр дорог и транспорта Ирана указал на программу по развитию морских портов и повышению качества портовых услуг с целью привлечения большего количества судов в иранские порты. По словам министра, Иран располагает семью торговыми портами на севере и юге страны. Среди них особое место с точки зрения геополитического месторасположения занимает порт Чабахар, который имеет большое значение для развития транзитных перевозок через иранскую территорию.

 

Строительство

В последние годы в крупных городах ИРИ, прежде всего в Тегеране, наблюдается строительный бум в области возведения высотных зданий. Несмотря на то что Иран находится в зоне повышенной сейсмичности, в столице страны строятся и уже эксплуатируются дома в 25-30 этажей. В настоящее время самым высоким зданием города является Тегеранская международная башня. Это 56-этажное сооружение высотой 162 метра находится на пересечении автострад Ресалят и Курдистан.

 

Пищевая промышленность

Производство хлебобулочных изделий в Иране будет передано пищевой промышленности для улучшения качества и повышения уровня контроля за производством. Пищевая промышленность, по мнению ее руководства, способна заниматься производством хлебобулочных изделий и решить многие проблемы, в том числе связанные с высокими нормами потребления хлеба в стране. Потребление хлеба на душу населения в Иране составляет от 140 до 160 кг в год. Это на 40-60 кг больше, чем в среднем по всему миру. В Иране насчитывается более 55 тыс. пекарен, в которых выпекается хлеб. Контролировать производственный процесс в этих пекарнях очень сложно. До сих пор не найдены пути для снижения в них чрезмерных потерь хлеба.

 

Сельское хозяйство и рыболовство

До конца текущего года объем зерновых хранилищ Ирана увеличится на 1 млн т. С вводом в эксплуатацию 30 новых элеваторов объем зерновых хранилищ страны вырастет до 6 млн т, что в 10 раз больше по сравнению с показателями 1979 г. В настоящее время в Иране в общей сложности строится более 80 государственных и частных элеваторов с общим объемов продукции около 4 млн т. Работы на этих элеваторах выполнены на 30-90%. Они будут введены в эксплуатацию в течение двух ближайших лет. С завершением строительства всех этих элеваторов пшеница, производимая в стране, в полном объеме будет храниться в элеваторах, отвечающих современным стандартам. По мнению иранских специалистов, в ближайшее время, после ввода в эксплуатацию новых элеваторов, Иран превратится в центр торговли зерновыми на Ближнем и Среднем Востоке.

В конце сентября заместитель министра сельскохозяйственного джихада Мохаммед Реза Джахансуз заявил, что на данный момент у крестьян закуплено около 9,2 млн т пшеницы по фиксированным ценам в размере 3 тыс. 50 риалов (около 30,5 центов) за 1 кг. Объем закупок значительно вырос по сравнению с прошлым годом. Далее г-н Джахансуз отметил, что к настоящему времени у крестьян закуплено около 4 млн т ячменя по гарантированным ценам в размере 10,7 тыс. риалов (около 1,07 доллара) за 1 кг. Предполагается, что в области производства данной культуры в текущем году будет побит прежний рекорд. Как сказал г-н Джахансуз, в текущем году Иран не будет нуждаться в импорте пшеницы. А с учетом больших объемов производства пшеницы и ячменя в случае увеличения количества мукомольных предприятий могут быть созданы условия для экспорта названной продукции.

В течение двух лет в Иране обеспечивался уровень самодостаточности с точки зрения производства пшеницы для удовлетворения внутренних потребностей. В прошлом году из-за сильной засухи у крестьян было закуплено около 4 млн т пшеницы. Остальная часть была импортирована.

В настоящее время виноградники занимают в Иране площадь в размере 400 тыс. га. На этих площадях собирают более 3 млн т винограда. Из этого количества производят около 180 тыс. т кишмиша, а остальная часть винограда потребляется в свежем виде. 20% произведенного в стране кишмиша поступает на внутренний рынок, а остальная часть продукции экспортируется за границу.

Представитель Организации рыболовства и рыбоводства «Шилат» Али Наги Сарпенах сообщил, что Ирану принадлежит первое место среди прикаспийских государств в области восстановления запасов осетровых. Ежегодно в данной области ведется большая работа. Большое внимание уделяется разведению осетровых во внутренних водоемах. Сейчас осетровые, в частности белуга, разводятся в десяти провинциях, не имеющих выхода к морю. С учетом того, что для получения от маточного поголовья икры требуется три года, предполагается, что уже в будущем году в искусственных водоемах будет произведено от 1 до 5 т черной икры. Указав на то, что в Иране успешно освоена технология разведения осетровых, г-н Сарпенах отметил, что в настоящее время в центре по разведению осетровых в провинции Гилян от каждой взрослой особи получают до 12 тыс. мальков.

Директор департамента по делам осетровых администрации провинции Гилян Шаабани заявил о том, что в провинции начался осенний сезон промысла осетровых. По словам Шаабани, в промысле, который начался 11 сентября, принимают участие 240 гилянских рыбаков, объединенных в шесть кооперативов и имеющих в своем распоряжении 80 рыболовецких шхун. Лов рыбы ведется в 300-километровой зоне. Завершится осенний сезон промысла осетровых 11 декабря. Предполагается, что при благоприятных погодных условиях в прибрежных водах провинции за сезон будет добыто 600 кг осетровых общей стоимостью 2,4 млн евро. Во время весеннего сезона рыбаками провинции было выловлено 300 кг осетровых общей стоимостью 1,3 млн евро, что на 5% меньше по сравнению с прошлогодними показателями. Причиной снижения объемов добычи осетровых в весенний сезон Шаабани назвал досрочное прекращение лова для проведения научных исследований и определения запасов биоресурсов.

 

Водоснабжение

Средний объем потребления воды на душу населения в мире составляет около 580 куб. м в год, в Иране же этот показатель достигает примерно 1300 куб. м. Это свидетельствует о том, что норма потребления воды в Иране в два раза превышает мировой стандарт, сообщает Министерство энергетики. Около 28-30% воды расходуется в Иране впустую. При этом во всем мире данный показатель не превышает 9-12%. Использование в Иране питьевой воды не по назначению, т.е. для мытья автомобилей, в банях, для полива садов, стирки и мытья посуды, на 70-80% превышает мировые показатели. Согласно нормам потребления воды в Иране, на каждого жителя страны должно приходиться около 150 л в сутки, в том числе для мытья в бане и приема душа — 50 л, в гигиенических целях — 30 л, для стирки одежды — 20 л, приготовления пищи — 15 л, мытья посуды — 15 л, уборки помещений и полива садов — 10 литров, использования в кулерах и системах вентиляции — 5 литров, для питья и других целей — 5 л.

Строительные работы на плотине Карун-4 выполнены на 81%, и во второй половине текущего года на плотине начнется сбор воды. Заместитель исполнительного директора проекта по строительству плотины и электростанции Карун-4 Хошневисан сообщил, что дугообразная плотина Карун-4 имеет высоту, равную 230 м, и ширину по гребню, равную 440 м. Это самая высокая плотина в Иране. Плотина с водохранилищем, объем которого составит 2,2 млрд куб. м, не только позволит контролировать водный поток реки Карун, но и обеспечит производство 2 175 ГВт/ч электроэнергии в год. В рамках проекта при строительстве плотины и электростанции Карун-4 общий объем капиталовложений в виде кредитов составит 13 трлн риалов (1,3 млрд долларов). На сегодняшний день на возведение водосборной плотины и электростанции израсходовано более 8 трлн риалов (более 800 млн долларов). Строительство плотины Карун-4 ведется на реке Карун в провинции Чехармехаль и Бахтиария. Плотина находится в 180 км к юго-западу от города Шехре-Корд, административного центра провинции.

 

 

ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИЕ СВЯЗИ

 

Общие проблемы

За первые четыре месяца текущего 1388 г. (21.03-22.07.09) Ирак занял первое место среди торговых партнеров Ирана по объему экспорта иранских ненефтяных товаров (без учета газовых конденсатов). На долю иракского рынка приходится более 16% иранского ненефтяного экспорта.

За указанный период стоимость иранских товаров, поставляемых в Ирак, составила около 880 млн долларов. Второе место среди торговых партнеров Ирана принадлежит Китаю. Стоимость иранских ненефтяных товаров, экспортированных за четыре месяца на китайский рынок, составила около 851 млн долларов. Объединенные Арабские Эмираты занимают третье место — стоимость иранских ненефтяных товаров, экспортированных за четыре месяца в ОАЭ, составила 713 млн долларов. К числу крупных торговых партнеров Ирана, куда продаются иранские ненефтяные товары, относятся также такие страны, как Индия, Афганистан, Южная Корея, Голландия, Пакистан, Турция и Индонезия. К основным товарам, которые в течение четырех месяцев поставлялись Ираном в другие страны, относятся цемент, мороженое, бытовые кулеры, огурцы, помидоры, растительное масло, томатная паста, яблоки, арбузы, кулинарные и шоколадные изделия, кирпич, промышленные и моторные масла.

Следует отметить, что последние статистические данные свидетельствуют о том, что в Европе в I полугодии 2009 г. Италия в качестве крупнейшего импортера иранских товаров уступила место Испании. На протяжении нескольких лет Италия занимала первое место среди 27 стран — членов ЕС в качестве крупнейшего импортера товаров из Ирана. В первом полугодии текущего года она сместилась на второе место. При этом необходимо подчеркнуть, что объем импорта европейских стран из Ирана за этот период заметно сократился. В первую очередь это касается нефти, которая представляет собой важнейший товар, импортируемый из ИРИ. Ниже приводятся данные о товарообороте европейских стран с Ираном с 01.01.09 по 31.06.09.

 

Импорт из Ирана в страны Европейского союза

(I полугодие 2009 г.)

 

№ Страна Стоимость товаров, млн евро

1 Испания 884

2 Италия 811

3 Голландия 690

4 Франция 395

5 Германия 126

6 Греция 79

7 Португалия 73

8 Бельгия 71

9 Великобритания 60

10 Австрия 31

 

Экспорт в Иран из стран Европейского союза

(I полугодие 2009 г.)

 

№ Страна Стоимость товаров, млн евро

1 Германия 1627

2 Италия 804

3 Франция 775

4 Голландия 266

5 Великобритания 219

6 Бельгия 199

7 Испания 179

8 Польша 50

9 Дания 49

10 Румыния 45

 

Товарооборот между странами Европейского союза и Ираном

(I полугодие 2009 г.)

 

№ Страна Стоимость товаров, млн евро

1 Германия 1753

2 Италия 1615

3 Франция 1170

7 Испания 1063

4 Голландия 956

5 Великобритания 279

6 Бельгия 270

 

В сентябре президент Ирана Махмуд Ахмадинежад предложил снизить экспорт нефти и рассматривать ее как стратегический продукт. Он заявил: «До этого мы рассматривали нефть как средство для обеспечения госбюджета. Теперь мы должны изменить свои взгляды и рассматривать данный продукт, как стратегически важный. В сфере нефтяной промышленности мы должны сделать шаг в сторону однополюсности и снизить экспортную цену на нефть. Мы должны перерабатывать нефть и газ, а также развивать этот сектор. Должны обеспечить города и села страны газом. Для достижения этой цели нам придется признать нефтепродукты стратегическим сырьем».

На сентябрьской международной конференции в Баку «Инфраструктура мировой газовой отрасли 2009, Каспийский регион (Gas Infrastructure World Caspian 2009)» представитель Национальной иранской газовой компании (NIGC — National Iranian Gas Company) Хасан Торбати заявил, что Иран намерен самостоятельно реализовывать планы по расширению экспорта природного газа. «Основным экспортным маршрутом для Ирана является газопровод Nabucco», — сказал г-н Торбати. Представитель NIGC подчеркнул, что в случае, если иранская газовая система будет подключена к Nabucco, то Иран готов осуществлять экспорт «голубого топлива» по данному маршруту. «А иначе мы будем искать альтернативные маршруты поставок», — сказал он. По мнению Хасана Торбати, Nabucco будет заполнен за счет поставок газа из Ирана и Туркменистана. «В настоящее время нами прорабатывается возможность экспорта в Европу 10 млрд кубометров газа в год», — резюмировал представитель NIGC. Таким образом, по мнению иранских специалистов, в следующем десятилетии Иран превратится в основного производителя и экспортера природного газа в страны Евросоюза.

В первом полугодии (21.03-22.09.09) экспорт меди в стоимостном выражении вырос на 40% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. В бюджете на текущий 1388 г. (21.03.09-20.03.10) перед Иранской национальной компанией медеплавильной промышленности поставлена задача экспортировать продукцию на общую сумму 640 млн долларов, однако уже за первое полугодие стоимость экспорта превысила 654 млн долларов. Такой результат достигнут в условиях, когда за первые шесть месяцев текущего года мировая цена на медь снизилась более чем на 37% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. В первом полугодии текущего года на экспорт было направлено более 62% продукции, и на внутренний рынок поступило 37%. При этом все внутренние потребности страны в продукции компании были удовлетворены, и экспортировались только излишки меди.

Представитель Организации рыболовства и рыбоводства «Шилат» заявил, что Иран в будущем откажется от экспорта черной икры, и она будет потребляться внутри страны. Он отметил: «Наш подход состоит в том, чтобы развивать культуру потребления этого продукта внутри страны. Мы исходим из того, что народ Ирана более чем народы других стран имеет право на потребление такого ценного продукта, как черная икра, которая содержит 114 минеральных веществ, весьма полезных для здоровья». Международными организациями Ирану выделена квота на экспорт черной икры в размере 40 т. При этом Иран отправит на экспорт 7 т икры, а остальная часть останется на внутреннем рынке. Такое сокращение экспортных поставок связано с усилиями, направленными на восстановление рыбных запасов Каспийского моря.

По данным «Шилат», 1 кг иранской черной икры на международных рынках стоит 6 тыс. евро.

В течение первых пяти месяцев текущего года (21.03-22.08.09) после десятилетних усилий по развитию цементной промышленности цемент вошел в первую десятку основных экспортных товаров страны. Стоимость цемента, который был экспортирован за указанный период, составила 140 млн долларов. По данным Организации развития торговли, в прошлом 1387 г. (20.03.08-20.03.09) цемент занимал лишь 713-е место в списке экспортных товаров, при этом за пять месяцев этого года он оказался на 9-м месте. К десяти основным экспортным товарам Ирана в указанный период относились газовый конденсат, нефтяные газы и газовые углеводороды в сжиженном состоянии, сжиженный пропан, полиэтилен, свежие и сушеные фисташки, сжиженный бутан, спрессованная в брикеты железная руда, цемент и метанол. Перечисленные экспортные товары составляют около 45% всего объема ненефтяного экспорта страны.

За первый квартал текущего 1388 г. (21.03-21.06.09) было экспортировано 13 тыс. 617 т кишмиша стоимостью 30 млн 894 тыс. долларов. Однако экспортируемый Ираном кишмиш по своему качеству не может конкурировать с аналогичной продукцией, производимой в Турции. Для устранения этой проблемы необходимо пересмотреть методы производства данной продукции и решить вопрос о применении более качественной упаковки. Кроме того, при дальнейшем развитии виноградарства необходимо использовать лучшие сорта винограда.

За первые четыре месяца текущего 1388 г. (21.03-22.07.09) объем иранского экспорта текстильной продукции и одежды сократился на 28% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Объем названного экспорта за указанный период текущего года в стоимостном выражении составил 164 млн долларов. В прошлом году этот показатель равнялся примерно 228 млн долларов. К причинам сокращения экспорта текстильной продукции и одежды относится финансовый кризис и застой в производстве, начавшиеся в конце прошлого года. Именно они оказали отрицательное влияние на состояние дел в производственных и экспортных организациях. За весь прошлый год экспорт текстильной продукции и одежды в стоимостном выражении составил около 490 млн долларов. При этом на экспорт одежды пришлось примерно 108 млн долларов из указанной суммы. По прогнозам, в текущем году в иранском экспорте текстильной продукции и одежды особых изменений произойти не должно. Возможно некоторое сокращение его объемов по сравнению с прошлым годом. К числу основных стран, в которые экспортируется иранская текстильная продукция, в том числе одежда, ковры машинной работы, напольные покрытия и хлопчатобумажная пряжа, относятся Ирак, Афганистан и страны Центральной Азии.

Генеральный секретарь Центральной кооперативной палаты Ирана Хосейн Рахматиния во главе высокопоставленной делегации посетил в сентябре Таиланд и Вьетнам с целью подготовки условий для присутствия иранских кооперативов на рынках стран Юго-Восточной Азии, проведения соответствующих переговоров и ознакомления с деятельностью кооперативов в этих странах. По результатам визитов подписан ряд документов, касающихся расширения торгово-экономического сотрудничества и более тесного взаимодействия в международных структурах между кооперативными палатами Ирана и названных стран.

 

Азербайджан

Азербайджан на 15% увеличил поставки газа в Иран взамен на иранский природный газ, закупаемый Нахичиванской автономной республикой. Азербайджан экспортирует газ в Иран с прошлой зимы. Увеличение объема поставок азербайджанского газа в Иран является платой за поставки иранского газа в Нахичевань. Планируется продолжить поставки и в будущем.

 

Белоруссия

В сентябре в Минске прошел Белорусско-иранский экономический форум. На нем неоднократно подчеркивалось, что в Белоруссии и Иране на высшем уровне поставлена задача многократно нарастить белорусско-иранский товарооборот и объем инвестиций. В настоящее время обе страны реализуют договоренности по расширению торгово-экономического взаимодействия. В частности, в Белоруссии налажено производство иранских автомобилей «Саманд». Планируется также поставить на иранский рынок около 2 тыс. белорусских автобусов МАЗ. В результате активного сотрудничества белорусских и иранских партнеров могут быть заключены новые контракты по поставкам на иранский рынок белорусских грузовых автомобилей МАЗ, кормоуборочных комбайнов производства «Гомсельмаш», тракторов МТЗ. Особое внимание уделяется реализации двусторонних инвестиционных связей. В Белоруссии активно действует совместное белорусско-иранское предприятие «Белпарс», созданное на паритетных началах. Эта компания, как утверждает иранская сторона, может участвовать во всех проводимых в Иране тендерах на нефтедобычу и добычу газа. Причем никаких ограничений деятельности этой совместной компании на территории Ирана нет.

Реализуются договоренности по разработке с участием Белоруссии нефтяного месторождения Джуфейр, на котором начата опытная добыча нефти, промышленная добыча еще не начиналась. Для начала промышленной добычи нефти в Иране созданному Белоруснефтью и Иранской национальной нефтяной компанией (NIOC) СП необходимо выполнить большие объемы буровых и строительных работ и создать инфраструктуру нефтедобычи и транспортировки. По оценке белорусских специалистов, этот период может занять два года. После выхода на промышленную эксплуатацию месторождения объем добычи нефти на нем составит 50 тыс. баррелей в день. Стоимость двух фаз контракта составляет около 450 млн долларов. Месторождение нефти Джофеир расположено на границе Ирана с Ираком. Запасы Джофеира оцениваются экспертами в 2,1 млрд баррелей.

Посол Ирана в Белоруссии Сейд Абдулах Хосейни заявил, что в ближайшее время взаимный товарооборот Белоруссии и Ирана достигнет 500 млн долларов в год. При этом он напомнил, что «как указали президенты наших стран, нам нужно достигнуть товарооборота в 1 млрд долларов».

 

Венесуэла

В ходе двухдневного визита в Иран президента Венесуэлы Уго Чавеса достигнута договоренность о поставках Тегерану 20 тыс. баррелей бензина ежедневно. Стоимость данной сделки составляет 800 млн долларов. Из-за отсутствия достаточного количества НПЗ более 40% объема потребления бензина в Иране покрывается за счет импорта.

Обе стороны договорились также о создании венесуэльско-иранского банка, в который в течение месяца будет внесено 100 млн долларов, а также специального фонда для финансирования научных и технологических исследований.

 

Индия

Иран выдвигает ультиматум Индии в связи с необходимостью принятия решения об участии в проекте по строительству газопровода «Мир». Как заявил посол Ирана в Индии Сейед Мехди Наби-заде, у Китая есть заинтересованность в участии в проекте по строительству газопровода «Мир». Он предупредил, что Индия не располагает неограниченными возможностями для присоединения к проекту. По словам иранского дипломата, двойственная политика Индии в отношении строительства газопровода «Мир» обусловлена давлением на эту страну со стороны США, и такая политика может дорого обойтись Индии. Сейед Мехди Наби-заде отметил, что Индия участвовала в проекте по строительству газопровода, который оценивается в 7 млрд долларов, однако на определенном этапе она заявила о том, что хочет прежде всего решить на двусторонней основе с Пакистаном вопрос об оплате транзита, и отказалась от продолжения переговоров. Иранский посол сказал: «Мы с Пакистаном продвинулись вперед в переговорном процессе, однако Индия все еще может присоединиться к проекту. В то же время, как я уже говорил, время у Индии для принятия решения ограничено». Сейед Мехди Наби-заде заявил о заинтересованности Китая в участии в проекте по поставкам газа из Ирана и отметил, что Тегеран также хотел бы как можно скорее решить вопрос об этом проекте. В ответ на вопрос о том, начались ли соответствующие переговоры с Китаем, посол Ирана сказал: «Мы надеемся, что проблема с Индией будет решена, и необходимость в переговорах с другой страной по этому поводу отпадет». По поводу того, находится ли Индия под давлением со стороны США, Сейед Мехди Наби-заде сказал, что на этот вопрос должна ответить сама Индия. Иран надеется, что Индия не поддается давлению со стороны кого бы то ни было.

 

Ирак

В сентябре поступило сообщение, что в Ирак отправлена первая партия тракторов Тебризского тракторного завода. Эта партия состоит из 60 тракторов общей стоимостью 768 тыс. долларов. Иранские трактора предназначаются для иракского Курдистана. Генеральный директор тракторостроительной компании Мохаммед Реза Заманлу сообщил, что возглавляемая им компания поставит в Ирак тракторную технику на общую сумму 3,2 млн долларов. По просьбе Ирака, в эту страну будет экспортировано 250 тракторов мощностью 75 л.с. Г-н Заманлу отметил, что иранские трактора экспортируются в основном в Венесуэлу, Афганистан, Армению, Уганду, Судан, Алжир, Нигерию, Зимбабве и Азербайджан. По словам М.Р. Заманлу, на Тебризском тракторном заводе могут производиться трактора мощностью от 30 до 110 л.с.

 

Китай

Китайские госкорпорации в сентябре начали поставки бензина в Иран, причем китайский бензин составляет треть иранского импорта этого вида топлива. Иран занимает пятое место в мире по экспорту нефти, однако импортирует более 40% потребляемого бензина, поскольку в стране не хватает нефтеперерабатывающих мощностей. Ряд компаний, включая британскую BP и индийскую Reliance, прекратил продавать бензин Ирану, однако, по данным трейдеров, знакомых с иранской программой госзакупок, дефицит поставок был в этом месяце покрыт за счет импорта из Китая. По оценкам J.P. Morgan, Китай продает Ирану до 30-40 тыс. баррелей бензина в сутки на азиатском спот-рынке.

Справка. Спот-рынок — это рынок, на котором ведется торговля реальным товаром с немедленной поставкой. На таком рынке сделки осуществляются в течение нескольких деловых дней.

 

Пакистан

Тегеран и Исламабад договорились о том, что строительство газопровода, предназначенного для поставок иранского газа в Пакистан, завершится к 2013 г., и тогда же начнутся поставки газа. Практические работы по строительству газопровода планируется начать в будущем году. В рамках этого проекта должен быть проложен газопровод общей протяженностью 784 км, на что потребуются капиталовложения в размере 1,25 млрд долларов. Для удовлетворения своих потребностей в области энергетики Пакистан нуждается в импорте энергоносителей. Кроме того, за счет иранского газа в этой стране будет производиться 4,6 тыс. МВт электроэнергии.

 

Россия

Член комиссии меджлиса по вопросам благоустройства Мехрдад Лахути сообщил, что вопрос о подписании соглашения между российской и иранской сторонами о приобретении самолетов «Сухой Суперджет» пока окончательно не решен. Что касается обновления авиапарка страны, то заслуживает внимания тот факт, что речь идет о необходимости отдавать предпочтение самолетам западных стран. После недавних авиакатастроф население страны стало с меньшим доверием относиться к самолетам стран так называемого Восточного блока. Как отметил Мехрдад Лахути, в 4-й пятилетней программе развития страны (2005-2010 гг.) предусматривалось, что средний возраст самолетов должен составлять 15 лет, однако на данный момент средний срок эксплуатации самолетов в Иране колеблется от 19 до 20 лет.

В сентябре для переговоров с Торгово-промышленной палатой России Москву посетили три иранские торгово-экономические делегации. В состав этих делегаций входили более ста представителей коммерческих и экономических кругов, руководители пищевой промышленности, а также депутаты меджлиса Ирана. Цель визита и переговоров — расширение сотрудничества в области торговли и производства продуктов питания. Кроме того, члены торгово-экономических делегаций Ирана участвовали в конференции, посвященной представлению возможностей пищевой промышленности Ирана, и в работе 18-й Международной выставки пищевой промышленности.

Одновременно с кризисным падением тиражей основных мировых газет на 50% и падением спроса на газетную бумагу в мире российские производители бумаги переключили свое внимание на Иран. Заместитель генерального директора Компании деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности провинции Мазендеран — крупнейшего производителя газетной бумаги в Иране — Камран Мохсени Йекта пояснил, что в последнее время, когда во всем мире упали тиражи газет и сократились объемы рекламы бумаги, значительно увеличились поставки газетной бумаги в Иран из России. По слова Камрана Мохсени Йекта, российские экспортеры продают свою газетную бумагу на иранском рынке по демпинговым ценам, и эти цены как минимум на 15% ниже конечной стоимости бумаги отечественного производства. Это создает серьезную угрозу для иранских предприятий, выпускающих аналогичную продукцию.

Камран Мохсени Йекта выразил сожаление по поводу того, что ряд многотиражных государственных изданий, в частности таких газет, как «Иран», «Хамшахри», «Кейхан» и «Эттелаат», отдает предпочтение российской бумаге в ущерб местной. Он сообщил, что непосредственно на предприятиях Компании деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности провинции Мазендеран заняты 1,2 тыс. специалистов и еще 5 тыс. человек работают на смежных предприятиях. Компания может обеспечивать около 70% потребностей страны в газетной бумаге. На данный момент импортные тарифы на газетную бумагу равняются нулю, хотя еще два года назад, после отмены субсидий на производство бумаги, было решено увеличить пошлины на импорт названной продукции, однако это сделано не было. В настоящее время в Иран ежесуточно импортируется около 80 тыс. т газетной бумаги российского производства. При этом даже такие страны, как Китай и Индия, с целью оказания поддержки отечественным производителям увеличили импортные тарифы на бумагу.

Как сообщает пресс-служба Северокавказской железной дороги, в октябре на базе Ростовского государственного университета путей сообщения начнется обучение работников железнодорожного ведомства Ирана. Оно будет проводиться согласно договору между ОАО «РЖД» и железнодорожным ведомством Ирана о подготовке работников магистралей этой страны в России.

 

США

Иранское агентство новостей FARS 14 сентября сообщило, что администрация президента США Барака Обамы предложила продать ИРИ 20 новых пассажирских самолетов Boeing и запчасти к ним на сумму 2,5 млрд долларов. При этом финансирование поставок будет осуществляться за счет иранских авуаров, замороженных в США после иранской исламской революции 1979 г. По состоянию на сегодняшний день, эти средства оцениваются иранскими источниками в 40 млрд долларов. Между тем действующие в отношении ИРИ экономические санкции США предусматривают эмбарго на поставку гражданских самолетов и запчастей к ним.

Со ссылкой на высокопоставленный источник агентство FARS отметило, что предложение было сделано после переизбрания президента Ирана Махмуда Ахмадинежада на второй срок. Тот же источник сообщил, что в последнее время США начали продавать Ирану запчасти для старых самолетов через Венесуэлу. Состояние парка гражданской авиации является одной из самых больных тем в Иране. Из-за американских санкций Ирану недоступны запчасти для старых самолетов Boeing. К тому же гражданский авиапарк советского производства тоже находится не в лучшем состоянии.

Однако практически одновременно с поступлением этих сообщений иранский МИД опроверг данную информацию. Как заявил на брифинге в Тегеране официальный представитель иранского внешнеполитического ведомства Хасан Кашкави, эти данные — не более чем «предположение средств массовой информации».

 

Таджикистан

В ближайшее время Исламская Республика Иран намерена построить пять больниц на территории столицы Таджикистана. Две из планируемых больниц будут возведены и оснащены при финансовой поддержке государственных ресурсов Ирана через иранский Комитет Красного Полумесяца и Комитет помощи имени Хомейни. Предусмотрено, что больницы будут оснащены новейшей медицинской аппаратурой, в них будут работать иранские и таджикские специалисты. Иранскими частными компаниями в Душанбе будут возведены еще три больницы: офтальмологическая, для лечения психоневрологических болезней и болезней мозга, а также клиника пластической хирургии.

Кроме того, в ближайшее время в Таджикистане начнет работать совместное предприятие по производству лекарств.

 

Туркменистан

Туркменистан согласился прокачивать около 6 млрд кубометров природного газа со своего юго-восточного месторождения Долатабад на иранскую территорию. Газ будет поставляться на газоперерабатывающий завод Хангиран, расположенный на северо-востоке Ирана, в г. Мешхед, через газопровод Довлетабат – Серахс – Хангиран, который, как ожидается, будет открыт к концу декабря. Подсчеты показывают, что к наступающей зиме импорт газа из Туркменистана увеличится на 40%.

 

Швейцария

Директор иранской Национальной компании по экспорту газа Сайед Кассейязаде выразил надежду на то, что положения подписанного в 2008 г. соглашения о поставках иранского газа в Швейцарию будут выполнены в ближайшие несколько месяцев. Он заявил: «Соглашение о продаже природного газа Швейцарии является одной из самых важных сделок… Нам осталось урегулировать вопрос о цене, и я надеюсь, что это будет сделано в ближайшие несколько дней». По неподтвержденной информации, иранцы и компания EGL договорились об импорте в Швейцарию 5,5 млрд кубометров газа в год на общую сумму 13 млрд долларов. Первые 500 млн кубометров иранского газа должны быть поставлены в Швейцарию уже в текущем году, а к 2012 г. объем поставок должен достичь 5 млрд кубометров. Согласно оценкам Oil and Gas Journal, разведанные запасы газа в Иране составляют 26,8 трлн кубометров и по объемам уступают только российским.

 

 

ИВЕСТИЦИИ

 

Серьезной проблемой Ирана остается проблема инвестиций, особенно в нефтегазовых отраслях.

Генеральный директор Иранской инженерной компании развития газовой отрасли Али Реза Гариби заявил, что в прошлом году на реализацию газовых проектов из валютных запасов страны был выделен 1 млрд долларов. По словам Али Резы Гариби, в текущем году отрасль нуждается в 40 трлн риалов (около 4 млрд долларов), и примерно 30 трлн риалов (около 3 млрд долларов) из указанной суммы должны быть получены за счет кредитов и займов. С целью финансирования проектов средства будут получены из внутренних источников, а также за счет зарубежных инвестиций. Али Реза Гариби сообщил, что возглавляемая им компания ежегодно прокладывает около 3 тыс. км трубопроводов для транспортировки газа и строит семь компрессорных станций. Выполнение этих работ всецело зависит от объемов финансирования.

Генеральный директор Иранской национальной нефтяной компании (ИННК) Сейфолла Джашнсаз заявил, что в течение последних четырех лет в разработку газового месторождения «Южный Парс» вложено 4,1 млрд долларов. По словам Сейфоллы Джашнсаза, в настоящее время ведется добыча газа на семи фазах месторождения «Южный Парс». Так, по иранским данным, инвестиции, вложенные в морские фазы (6, 7 и 8) проекта «Южный Парс», составляют 1,5 млрд долларов. Недавно дополнительно выделено еще 340 млн долларов. Однако для их развития требуются еще большие капиталовложения. Поэтому предложено выделить еще 430 млн долларов. «Если выделенные дополнительные средства не будут вложены, то развитие проекта столкнется с проблемами», — заявил представитель иранской компании Petropars Карим Хасанзаде.

По остальным фазам проводятся тендеры и определяются подрядчики, которые будут вести их разработку. Освоение новых фаз начнется в ближайшее время. Сейфолла Джашнсаз отметил, что в текущем году появилась возможность использовать для разработки 12-й фазы месторождения средства из валютных запасов страны, это позволит ускорить работы в два раза. На 12-й, 15-й, 16-й, 17-й и 18-й фазах работы ведутся хорошими темпами. Началась подготовка к передаче подрядчикам 19-й, 20-й и 21-й фаз.

В свою очередь, министр нефти Ирана Сейед Масуд Мирказеми в кулуарах совещания ОПЕК в Вене заявил, что Иран приветствует страны, которые могут инвестировать средства в иранскую нефтегазовую промышленность, и готов к сотрудничеству с ними.

Группа иранских банков готова открыть кредитную линию на 900 млн долларов для финансирования проекта по сжижению природного газа в Иране — «Иран-LNG». Об этом заявил управляющий директор Iran Liquefied Natural Gas (ILNG) Али Хейрандиш. ILNG также ведет переговоры с европейскими банками о привлечении кредитов в сумме 200 млн евро. Иранская газовая компания, 49% которой принадлежит госкорпорации National Iranian Oil, работает над запуском проекта в сфере сжижения газа стоимостью 3 млрд евро.

При этом г-н Хейрандиш сообщил, что для обеспечения Ирана специальными судами (LNG-танкерами), предназначенными для транспортировки сжиженного природного газа (СПГ, LNG – англ.), потребуются инвестиции в размере 2,6 млрд долларов. После того как завершится реализация проекта «Иран-LNG», для транспортировки производимых в рамках проекта 10,5 млн т СПГ с учетом средней протяженности маршрутов доставки названной продукции на рынки сбыта потребуется 13 LNG-танкеров. В этой связи с Иранской национальной компанией нефтеналивного флота ведутся переговоры о создании судоходной компании по транспортировке LNG. По словам Али Хейрандиша, никаких проблем с заключением контрактов на транспортировку LNG с создаваемой компанией не будет. По имеющимся данным, недавно было также принято решение о подписании соглашения на транспортировку СПГ между Компанией по производству СПГ и Иранской национальной компанией нефтеналивного флота. Али Хейрандиш сообщил о намерениях компаний, закупающих СПГ, участвовать в транспортировке названной продукции. Некоторые китайские и японские компании заявили о своей готовности профинансировать строительство LNG-танкеров, и в настоящее время их предложения рассматриваются.

 

Таким образом, иранское руководство, реализуя многочисленные масштабные проекты в различных отраслях экономики и одновременно планируя новые, чрезвычайно нуждается в притоке капитала в страну, прежде всего иностранного.

В целом можно констатировать, что, несмотря на реальные трудности, возникающие в связи с мировым экономическим кризисом, а также с финансово-экономическими санкциями, в Тегеране считают, что развитие иранской экономики идет необходимыми темпами. Мировой кризис затронул Иран далеко не в такой степени, как большинство развитых стран. Поэтому иранские руководители уверены, что тонущие в этом кризисе должны искать спасение в торгово-экономических связях с ИРИ.

52.46MB | MySQL:103 | 0,557sec