ЕС и государства персидского залива: совместные усилия по преодолению кризиса

Европейская безопасность и процветание не могут рассматриваться в отрыве от событий, происходящих в регионе Ближнего и Среднего Востока, подчеркивается на сайте МИДа ФРГ. С другой стороны, немецкий вектор ближневосточной политики заложен в европейскую политику. Это касается всего спектра региональных проблем, в том числе и отношений с государствами Персидского залива. Новый импульс этим отношениям был дан благодаря формированию Совета сотрудничества стран Залива (GCC) в 1981 г. в Абу-Даби. Изначально его членами были Бахрейн, Катар, Кувейт, Оман, Саудовская Аравия и Объединенные Арабские Эмираты. Они декларировали, что целью Совета являются мир и безопасность в регионе посредством сотрудничества. Оно касается внешней политики и экономической интеграции путем развития хозяйственных и социальных связей между государствами-членами. Согласно статье 4 Устава GCC, шесть стран обязались эффективно координировать свои усилия, осуществлять интеграцию и международные связи на благо всего Совета.

Это заявление практически полностью совпадало с мнением ФРГ и других ведущих европейских стран: GCC, как политико-хозяйственный союз, содействовал снижению рисков в регионе, где не решена главная проблема: израильско-палестинская. В 1986 г. усилиями Совета были созданы совместные силы обороны (Peninsula Shield Forces), которые позволили повысить коллективную ответственность в военно-политической сфере, что также с пониманием и удовлетворением было встречено в Европе. По существу, был создан арабский аналог Евросоюза, но со своими отличительными чертами, главной из которых является то, что GCC богат углеводородным сырьем. Совет фактически управляет вопросом производства и транспортировки 60% нефти в регионе Ближнего и Среднего Востока, а также Северной Африки. Его доля в мировых запасах нефти оценивается в 55%, в мировой добыче нефти — около 20%.

Есть признанные лидеры. Только Саудовская Аравия концентрирует 70% экономической мощи Совета сотрудничества стран Залива. В этом аспекте Саудовская Аравия сопоставима с ФРГ, которая много лет считается локомотивом Евросоюза. Германия была европейским чемпионом и мировым рекордсменом в сфере экспорта, и хотя в связи с финансовым кризисом несколько сдала позиции, даже при самом неблагоприятном для нее раскладе ближайшие годы наверняка останется как минимум в тройке лидеров. Примерно такое же устойчивое положение у Саудовской Аравии.

ФРГ в отношениях с Советом действует в рамках генеральной линии ЕС. Государства Залива в лице GCC — самые важные торговые партнеры ЕC в арабском мире. Это шестой крупнейший экспортный рынок Европы. С другой стороны, ЕС для GCC является торговым партнером № 1. В 2007 г. экспорт ЕС в страны Залива достиг 61,4 млрд евро (в том числе только немецкий — 14,3 млрд евро), импорт ЕС из государств Залива — 31,7 млрд евро. В январе 2010 г. будет отмечаться 20-летие с момента вступления в силу соглашения ЕС и Совета, которое заложило основу разносторонних экономических отношений. Были сформированы рабочие группы в различных секторах индустрии, энергетики и окружающей среды. Раз в год на общем совете отлаживаются актуальные вопросы кооперации между ЕС и Советом, проходят встречи на уровне министров иностранных дел — поочередно в Брюсселе и в каждой стране, которая ежегодно председательствует в GCC. К примеру, последнее заседание совета состоялось 29 апреля с.г. в Маскате, следующая встреча планируется весной 2010 г. в Брюсселе. Цели ЕС в дополнение к экономическим и торговым отношениям: укрепление сотрудничества в таких областях, как энергетическая безопасность, защита окружающей среды, культуры и образования, борьба с терроризмом.

Мировой финансовый кризис внес коррективы в это сотрудничество. Леса кранов, которыми прежде славились Дубаи, неподвижны, работы прекращены: большинство проектов было строительного характера, пишет Die Pressa от 12.09.2009. Газета рисует опустевшие торговые центры, толпы безработных, которые потеряли свои рабочие места, — а это легионы иностранных рабочих: Дубаи — страна, где 90% занятых в промышленности составляют гастарбайтеры, в основном незарегистрированные. Если в 1995–2000 гг. население страны выросло на 25%, то теперь, согласно исследованию инвестиционного банка EFG-Hermes, оно будет сокращаться в течение одного года на 17%.

Глядя на эту картину, наблюдатели сомневаются, что Ближний Восток накроет в следующем году новая волна строительных заказов. Однако все не так безнадежно. «Бюджетная политика стран Аравийского полуострова будет выстроена таким образом, что средства будут выделяться в основном на реализацию крупных инфраструктурных правительственных проектов», сказал, выступая 11.10.2009 в Дубаи ближневосточный шеф МВФ Масуд Ахмед (Masood Ahmed). В своем выступлении он описал экономические перспективы региона. При этом особо были оговорены лидирующие позиции Саудовской Аравии и Объединенных Арабских Эмиратов. Гарантом активизации рыночных реформ в условиях растущего бюджетного профицита послужит рост цен на нефть. По прогнозам экспертов МВФ на 2010 г., ожидаемое повышение цены на нефть составит от 77 долларов за баррель при 62 долларах за баррель в текущем году.

После существенных колебаний цен в последние месяцы арабские нефтяные государства стали гораздо осторожнее в своих расчетах. Поэтому предварительные прогнозы построены на более скромных цифрах, чем прежде: в Саудовской Аравии в рамках текущего бюджета перспективы основаны на цене нефти менее 40 долларов за баррель, в ОАЭ — начиная с 45 долларов за баррель. Чем выше этих показателей окажется реальная цена на нефть, тем больше средств пополнит государственную казну.

Нынешнему кризису в арабских государствах, как и в других развивающихся регионах мира, предшествовал период роста, превышающий прежние статистические показатели. В 2003–2008 гг. экономики крупнейших экспортеров нефти в регионе развивались со среднегодовым приростом от 5 до 6%. Это было обусловлено главным образом высокими ценами на энергосырье. Для дальнейшего роста показателей в современных условиях необходим интерес иностранных инвесторов к региону МЕНА, (так специалисты называют Ближний Восток и Северную Африку), к которому относится 21 государство. Экспорт нефти и газа давал возможность отчислять от 80 до 90% государственных доходов в арабских государствах Персидского залива для крупных инвестиционных проектов в области инфраструктуры, туризма, финансовых услуг и образования, наряду с модернизацией нефтегазовой и энергетической отраслей.

Хотя эти проекты пока еще не привели к существенному снижению зависимости от нефти, однако уже отчетливо наметили эту тенденцию. Кроме того, государства Залива инвестировали средства в перспективные проекты за рубежом.

Кризис просто ускорил необходимость решения некоторых давно назревших проблем. В их числе, к примеру, «пузырь жилищного строительства» в эмирате Дубай, который давно предсказывался экспертами ввиду непомерной выдачи кредитов. В наиболее уязвимом положении оказались малые государства Персидского залива (Бахрейн).

Значительно, в среднем на 30–50%, сократилась деятельность фондовых бирж в Дубаи и Египте. Потери арабских инвестиционных фондов, по разным оценкам, составили от 25 до 30%. В целом МВФ и Всемирный банк прогнозируют значительное замедление темпов экономического роста в ближайшие месяцы, однако уже в 2010 г. положение здесь начнет выравниваться и обозначится подъем, указывают немецкие эксперты.

В условиях финансового кризиса страны — экспортеры нефти пострадали, подчеркнул Масуд Ахмед. Цены на сырьевые товары упали, за этим последовал резкий экономический спад, что вызвало ситуацию, при которой иссяк поток капитала. Следствие этих процессов: сокращение развития экономики на Аравийском полуострове, если иметь в виду прирост в 2009 г. на «скудные 0,7%». Однако производство в нефтяном секторе упало на 5,2%, хотя в ненефтяном секторе отмечен рост на 3,2%. Это стало причиной массового «дефицита расходов» в государствах Персидского залива, особенно в строительстве и обслуживании электростанций, дорог, школ и больниц, в которые были вложены значительные государственные инвестиции. Таким образом, в ОАЭ на данные проекты — планируемые или уже начатые — затрачено 916 млрд долларов, аналогичная сумма в Саудовской Аравии достигает 578 млрд долларов. Согласно докладу консультационного центра по поддержке предпринимательства Deloitte, с 2004 по 2008 г. экспортеры нефти накопили около 1,3 трлн долларов доходов от продажи нефти. Сейчас в связи с тем, что этот запас стремительно тает, важно использовать его как можно более эффективно.

В краткосрочной перспективе ситуация приведет к перелому. Немецкие компании видят выход в изменении структуры заказов на 2010 г. «Имеются в виду значительные инвестиции в развитие инфраструктуры, — уточняет Йоахим Кундт (Joachim Kundt), шеф Siemens-CEO по странам Персидского залива, — особенно в нефтяном и газовом секторе, в сфере энергоснабжения, а также в условиях заметного роста спроса на железнодорожные проекты». «Поэтому настроение немецких экспортеров относительно бодрое, особенно в связи с ситуацией в Саудовской Аравии», — говорит Петер Гепфрих (Peter Gоеpfrich), управляющий директор Немецко-эмиратской торгово-промышленной палаты в Дубаи.

Чтобы убедиться в растущих возможностях сотрудничества, 13 предпринимателей в различных отраслях германской промышленности в рамках программы Ghorfa 25-29.04.2009 совершили в поездку в Саудовскую Аравию. Делегацию, которая побывала в Эр-Рияде и Даммаме, возглавлял президент Ghorfa Томас Бах (Thomas Bach). Горизонты немецко-саудовской кооперации были очерчены в ходе встречи с министром внешней торговли в Министерстве промышленности и торговли Ахмедом Бедаиви (Ahmed Bedaiwi). Подробный анализ структур саудовского хозяйства и перспективных проектов был сделан министром экономики и планирования Ахмадом аль-Хакими (Ahmad al-Hakimi). С этими и другими высокопоставленными чиновниками, в частности, в General Investment Authority (SAGIA), Министерстве автомобильного транспорта, обсуждались и согласовывались вопросы вероятного стратегического партнерства в сложное время.

Возможности сотрудничества в условиях кризиса были всесторонне обсуждены на экономической конференции представителей из стран Европы, Ближнего и Среднего Востока, Африки и Азии в Мюнхене 11.03.2009. В рамках саммита было с интересом воспринято сообщение Эриха Кезэра (Erich Kaeser) из CEO Siemens. Он, в частности, отметил, что государства Залива имеют особую привлекательность для ФРГ, поскольку здесь, во-первых, наблюдается самый высокий доход на душу населения в мире; во-вторых, кризис не вызвал серьезных потрясений в экономике; в-третьих, здесь существует перспективная демографическая ситуация — половина населения не достигла 30 лет; в-четвертых, осуществляется долгосрочная экономическая стратегия, основанная на диверсификации экономики, что означает внедрение новых технологий и возобновляемых видов энергии.

Интерес немецких инвесторов подогревается и рядом основополагающих финансово-правовых документов, ряд которых принят к исполнению в последние месяцы. Так, в ходе проведенных 22-23.12.2008 переговоров были определены рамки нового налогообложения между ФРГ и ОАЭ. Как подчеркивает Souq, журнал Ghorfa, это позволило структурам ОАЭ адаптироваться к новым международным стандартам и гарантировать более широкий, чем прежде, обмен финансовой информацией. Были четко оговорены такие проблемы, как налог на дивиденды, проценты и доходы в процессе работы по найму, штрафы за злоупотребления. При этом процедура налогообложения сочеталась с содействием по рациональному использованию природных ресурсов, коренными интересами двух государств. Таким образом, документы отразили достигнутый сбалансированный компромисс с тем, чтобы существующее партнерство плавно перерастало в партнерство стратегическое.

Взаимосвязям содействуют и транспортные услуги. Для того чтобы они осуществлялись более качественно, важна бесперебойная доставка пассажиров и грузов, к примеру, по вектору ФРГ – государства Залива. Определенное продвижение в достижении этой цели — открытие новых офисов компании Qatar Airways в Берлине и Мюнхене в дополнение к уже имеющемуся офису во Франкфурте-на-Майне. Таким образом, катарский воздушный перевозчик практически задействовал основные международные аэропорты ФРГ, что дает ему возможность определенного маневра. «Германия имеет огромное значение для Катара, и открытие новых бюро свидетельствует о наших усилиях по выполнению обязательств на рынке перевозок в Европе», считает региональный менеджер сектора «Центральная и Восточная Европа» национального авиационного общества государства Катар Раймонд ван дер Веер (Raymond van der Veer).

Катар с его газовыми ресурсами (третьи в мире), которые делают его ведущим газовым игроком, представляет для ФРГ большой интерес. Германия является четвертым по величине импортером продукции после США, Японии и Италии, импортные доли которых составляют соответственно 11,4; 10,0; 10,0; 7,8%. Планируя возрастающий экспорт нефти и газа, правительство Катара ищет пути диверсификации экономики, которая может стать главным инструментом экономических реформ. Эксперты ЕС вносят посильный вклад в решение проблем. Специалисты ФРГ, к примеру, определили для себя нишу в данном направлении — сфера финансовых услуг.

Однако главные вопросы в изменившихся экономических обстоятельствах странам GCC предстоит решать самостоятельно, причем сообразно актуальной конъюнктуре. Поэтому крупнейшим событием в истории индустрии стран Залива призвана стать встреча ведущих министров GCC в Катаре 22-24 ноября с.г. в Международном выставочном центре. Министры бизнеса и торговли, энергетики, нефтехимической и других отраслей хозяйства стран Совета под патронажем эмира Государства Катар Шейха Хамада бин Халифа Аль Тани (Shiekh Hamad Bin Khalifa Al-Thani) и при участии премьер-министра Хамада бин Абдуллы аль-Атиатха (Hamad Bin Abdullah Al Attiyah) обменяются своим взглядами на проблемы и наметят генеральные пути их решения.

Немецкие эксперты прогнозируют: значительная доля успеха стран Залива приходится в данной ситуации на совершенствование морских грузоперевозок, как известно, требующих гораздо меньших расходов, чем авиа- и автотранспорт. Практически все государства Залива имеют выход в высокие воды. Поэтому модернизация портового хозяйства и ремонтных работ сейчас будет приобретать большое значение. Возрастает роль как амбициозных, так и жизненно необходимых проектов в сфере железнодорожного, воздушного и автотранспорта.

Инфраструктура, транспорт, логистика — часто называемые ключевые слова, когда речь идет об инвестиционных проектах в государствах Залива, отмечает журнал SOUQ. Ряд портов в настоящее время расширяется, чтобы обозначить возрастающее присутствие на морских маршрутах в Индию, страны Восточной Азии, в сторону Европы, в том числе в Гибралтарский пролив, а также к Африканскому Рогу. Отметим, что расширение происходит при участии ряда европейских компаний, в том числе немецкой MAN Ferrostaal, инженеров голландского Роттердама и других европейских консультантов и проектантов.

Это характерно, например, для стратегии Саудовской Аравии, которая, несмотря на кризис, продолжает реализацию новых строительных проектов. Один из них — Раз Аль-Зур (Ras al Zour) на побережье Залива, представляющий собой комбинацию порта и цепочки промышленных объектов. В 2010 г. планируется завершить здесь работы полностью, а ввод в эксплуатацию порта, расходы на строительство которого оцениваются в сумме 600 млн долларов, намечен на четвертый квартал текущего года.

Кувейт большие надежды возлагает на остров Бубиян в Шатт-эль-Араб. Преимущество запланированного к строительству порта заключается в его близости к Ираку, через который ожидается усиленная переброска товарного потока.

Не менее амбициозны планы у Катара — они связаны с New Doha Port, который будет введен в эксплуатацию в 2014 г. Катар нуждается в этом транспортном узле для импорта сырья и готовой продукции. Порт будет содействовать дальнейшему экономическому росту Катара. New Doha Port — часть программы Катара по национальному развитию на ближайшие 20 лет (National Vision 2030). Как говорится в правительственных документах, эта программа предусматривает экономическую и социальную модернизацию страны при одновременном сочетании традиций и целей. По соседству с Катаром расположено Королевство Бахрейн, где недавно пущен в эксплуатацию новый Khalifa Bin Salman Port. Поскольку он находится в северной части залива, он сразу стал центральным перевалочным пунктом в регионе. Огромные, исчисляемые миллионами тонн объемы перевалки достигаются за счет площади почти 1 млн кв. м и набережной для контейнеров почти в 2 км.

Султанат Оман предпринял расширение и модернизацию портов Сохар и Салала. Здесь умело используют не только их удачное географическое расположение на пересечении дорог между коммерческими и промышленными центрами мира. Через них к тому же осуществляется морское передвижение к Аравийскому полуострову и обратно через Ормуз, причем, что особенно важно, независимо от Ирана. Результат: достигнута нижняя планка страховых взносов. Сохар в ближайшем будущем видит себя главными воротами Совета. Порт, к которому первое судно длиной всего 16,5 м причалило лишь в апреле 2004 г., становится с годами более мощным. В ближайшей перспективе он начнет привлекать внимание многих международных компаний.

Строительство Khalifa Port в Абу-Даби ведется на месте уже существующего порта Mina Zayed, что позволит качественно преобразовать этот деловой центр. Это связано со строительством моста на материк длиной 4,6 км. Мост соединит порт с индустриальной зоной, в которой расположены верфи, предприятия химической, строительной и пищевой индустрии. Поэтапное строительство намечено на 2010-2011 гг., а полное завершение — на 2028 г.

При этом немецкие исследователи замечают, что перечисленные работы, разумеется, не в состоянии приблизиться к масштабам деятельности этих же строительных фирм в докризисный период. Мы переживаем самый глубокий экономический спад со времен Великой депрессии конца 20-х годов прошлого века. Он затрагивает не только западные промышленно развитые страны, но и многие государства с формирующейся экономикой в регионе MENA, пишет в Tagesspiegel от 25.06.2009 эксперт Рурского университета (Бохум) Аня Цороб ( Anja Zorob). Однако здесь же находятся и страны — экспортеры нефти. Между тем, считают на Западе, есть надежда на то, что основные поставщики углеводородов на Ближнем Востоке, несмотря на падение цен на нефть, смогут сохранить высокие импортные планки, приток инвестиций в страны Залива, поддержку за рубежом.

Для преодоления последствий кризиса предпринят ряд мер, в частности, размещение части фондов GCC в Западной Европе. Строго говоря, размещение это началось задолго до кризиса. Наиболее прозорливые инвесторы стран Залива, памятуя о заповеди «не складывать все яйца в одну корзину», распределили свои активы в разных частях света, и самым привлекательным континентом в их долговременных расчетах оказалась Европа. Если в 2004 г. инвестиции по миру составляли лишь 4,5 млрд долларов, то только за восемь месяцев 2007-го — 64 млрд, вдвое больше, чем за полный 2006 г. Налицо наводнение нефтедолларами мировой экономики, которое ряд экспертов оценили как «драматическое», имея в виду нарастание финансового влияния государств Персидского залива в европейской экономике.

В сентябре 2007 г. четыре из восьми крупнейших инвестиционных фондов мира находились на Ближнем Востоке. Самым крупным из них считался Abu Dhabi Investment Authority, чьи активы в тот момент превышали 875 млрд долларов. Нефтедоллары и пополнили европейскую экономику. Кувейту, к примеру, принадлежит 8% акций в машиностроительном концерне GEA Group (Бохум, земля Северный Рейн-Вестфалия); между тем GEA Group Aktiengesellschaft входит в число мировых лидеров по производству продукции специального назначения. Крупнейшая на Ближнем Востоке государственная инвестиционная компания Qatar Investment Authority своими капиталами участвует в развитии аэрокосмической голландско-немецко-французско-испанской компании EADS (European Aeronautic Defence and Space Company). International Petroleum Investment Company (IPIC), фонд из Абу-Даби, является владельцем, по меньшей мере, 70% акций немецкой компании MAN Ferrostaal. Инвестиции фирмы Arab Investments в объеме 300 млн евро вложены в объекты недвижимости в Берлине. С участием арабских капиталов в Европе развиваются также отрасли высоких технологий.

Это дает определенную гарантию не только устойчивости, но и определенных дивидендов для стран Совета даже в период кризиса.

52.29MB | MySQL:103 | 0,555sec