О социально-экономических последствиях для Пакистана отложенной программы помощи МВФ

Ухудшение экономической ситуации в Пакистане на фоне продолжающихся политических беспорядков отрицательно сказывается на показателях всестороннего развития, включая уровень жизни населения, образование, здоровье, гендерное равенство и экологию. Высокая инфляция, слабеющая пакистанская рупия и опасно низкий объем валютных резервов, наряду с высокой стоимостью ведения бизнеса, усугубили мрачные экономические перспективы. В своем последнем по времени отчете рейтинговое агентство Moody’s Investor Service предупредило о возможном дефолте, поскольку в ближайшие месяцы Пакистаном должен быть погашен долг в размере примерно  7 млрд долларов. Экономический кризис может углубиться, если помощь Международного валютного фонда (МВФ) будет отсрочена, поскольку объем пакистанских валютных резервов находится на историческом минимуме. Общие валютные резервы составляют 9,82 млрд долларов, при этом в Центральном  банке Пакистана находится всего 4,24 млрд долларов, что достаточно для оплаты импорта всего за три недели. Ожидается, что дефицит счета по текущим операциям вырастет с нынешнего уровня в 3,86 млрд долларов, поскольку спустя многие месяцы были сняты ограничения на импорт. Цены на продукты питания и топливо стремительно растут, недельный прогноз инфляции составляет 45,4%, а пакистанская рупия обесценивается. Экономические проблемы Пакистана вызывают оживленные споры о причинах кризиса и о том, смогут ли внешние партнеры снова спасти страну от финансового бедствия. Пакистан сможет расплатиться по кредиту МВФ в размере около 1,1 млрд долларов только в том случае, если правительство проведет жесткие реформы, такие как повышение налогов, сокращение субсидий, сохранение рыночного обменного курса, укрепление независимости Центрального банка, пересмотр корпоративного налогообложения, улучшение управления государственными предприятиями, а также если оно повысит эффективность регулирования в энергетическом секторе. Все эти меры будут направлены на преодоление дефицита доверия, однако поспособствуют снижению уровня располагаемого дохода, сдержат потребление и инвестиции и подстегнут инфляцию. Кроме того, задержка средств МВФ может подорвать доверие инвесторов и еще больше ухудшить перспективы экономического роста Пакистана. В результате из-за очередного кризиса нуждающиеся слои населения могут столкнуться с трудностями в доступе к предметам и услугам первой необходимости, таким как продукты питания, здравоохранение, образование и жилье. Транш финансовой помощи 2023 года в рамках 9-го пересмотра программы МВФ может дать Пакистану некоторую передышку, но крайне важно обеспечить справедливое распределение затрат на экономические реформы и расширение программ социальной защиты для защиты наиболее уязвимых слоев населения. Несмотря на то, что переговоры на техническом уровне между Исламабадом и МВФ завершены, договоренность на рабочем уровне остается приостановленной. МВФ по-прежнему обеспокоен решениями правительства брать кредиты напрямую у банков, поскольку это может существенно увеличить бюджетный дефицит, помимо того, что это может привести к возникновению нового долга. Кроме того, МВФ запросил детали о топливных субсидиях на сумму 528,5 млн долларов, о которых недавно объявило правительство Пакистана. Сообщается, что первоначальное предложение было отклонено, а завершение соглашения теперь зависит от финансовых гарантий в размере 3 млрд долларов от Саудовской Аравии и Объединенных Арабских Эмиратов. Правительство постоянно пытается обезопасить свой политический капитал, однако задержка обходится ему дороже. Кроме того, МВФ также увязал договоренность на рабочем уровне с заверениями дружественных стран в отношении иностранной помощи. Также МВФ стремится обеспечить полное финансирование дефицита платежного баланса Пакистана в финансовом году, заканчивающемся в июне. Задержка ограничивает возможности Пакистана привлекать внешнее финансирование, что еще больше усиливает давление. В ответ на предварительные меры политики, которых требует МВФ, Центральный  банк Пакистана повысил процентные ставки до 20%, из-за чего миллионы пакистанцев с трудом оплачивают предметы первой необходимости, особенно трехразовое питание. К сожалению, эти реформы могут негативно сказаться на социально-экономических условиях страны, особенно на нуждающихся слоях населения и среднем классе. Правительство должно следить за тем, чтобы реформы были эффективными и справедливыми, а также чтобы они не ухудшали положение наиболее уязвимых слоев общества. Благодаря этим усилиям Пакистан может добиться относительно устойчивого экономического роста и развития. Политическая неопределенность, глобальный экономический кризис и сдвиг в геополитической структуре также представляют угрозу для рыночных настроений Пакистана. Бюджетные корректировки и снижение обменного курса привели к значительному ухудшению краткосрочных экономических перспектив и дальнейшему повышению инфляционных ожиданий. Присущие Пакистану структурные проблемы являются серьезным препятствием на пути к устойчивости. На экономику также серьезно повлияли ограничения на импорт из-за отсутствия местного производства. Крупные производственные предприятия рискуют закрыться из-за нехватки сырья и промежуточных продуктов. Рост за счет экспорта — непростое решение, поскольку конкурентоспособность по цене и качеству требует инвестиций в исследования и разработки. Например, текстильные ассоциации страны обвиняют правительство в своих экономических проблемах, но они также пренебрегают инвестированием и улучшением собственной эффективности без государственной защиты. Пакистан согласился ввести налоги на сумму 599 млн долларов для сокращения бюджетного дефицита и увеличения доходов в соответствии с программой МВФ. Ожидается, что эти меры подействуют должным образом. Однако они, вероятно, окажут негативное влияние на социально-экономические условия, поскольку повысят инфляцию, сократят располагаемый доход и повлияют на потребление и инвестиции. Хотя программа МВФ предлагает важнейшую поддержку, без структурных реформ, таких как налоговая реформа и реформа социальной защиты, ее будет недостаточно для обеспечения долгосрочной стабильности и инклюзивного роста. Задержка программы МВФ негативно повлияла на доверие инвесторов, увеличила инфляцию и затруднила перспективы роста. Пакистан должен действовать быстро, чтобы получить кредит на спасение экономики и смягчить социально-экономические последствия кризиса. Организация подчеркивает необходимость расширения сетей социальной защиты и повышения эффективности государственных предприятий и управления.

55.97MB | MySQL:116 | 0,891sec