Стамбульский саммит ОИК и Турция

9 ноября в Стамбуле состоялся «экономический саммит» лидеров стран-членов Организации Исламская конференция (ОИК), приуроченный к 25-летней годовщине работы Постоянного комитета по экономическому и торговому сотрудничеству стран ОИК (КОМСЕС). На саммите всего было представлено 54 государства, совместно продемонстрировавшие свое намерение расширять экономическое и торговое сотрудничество на фоне глобального финансового кризиса. Россию в качестве наблюдателя представлял постпред РФ при ОИК К. Исхаков. В результате проведенных переговоров представители стран-участниц ОИК сделали совместное заявление, в котором сообщалось о принятии Стамбульской декларации, предусматривающей «дорожную карту» по выработке единой позиции по глобальным проблемам и развитию торговых отношений.

Декларацией были закреплены следующие решения: 1) прилагать еще больше усилий для снижения бедности; 2) предпринимать конкретные шаги, направленные на борьбу с изменениями климата; 3) в целях создания общего экономического пространства развивать сотрудничество между частными секторами государств-членов ОИК; 4) ратифицировать Протокол о льготных тарифах; 5) реализовать единые образовательно-профессиональные проекты; 6) развивать энергетические источники и обеспечить их эффективное использование. В декларации также подчеркивается значимость усилий стран-членов ОИК, направленных на разработку договора о торговых преференциях. Согласно стамбульскому документу, к 2015 г. объем торговли между странами-членами ОИК планируется довести до уровня 20 %[1].

На заседании саммита генеральный секретарь ОИК Э. Ихсаноглу (гражданин Турции) с удовлетворением отметил, что КОМСЕС успешно справляется с задачей стимулирования реформ в мусульманских странах, направленных на улучшение положения населения, а также на развитие торгово-экономического сотрудничества между ними.

В ходе стамбульского «экономического саммита» лидеры стран-участниц высказали свои позиции относительно некоторых международных проблем, места ОИК в мировой политике, а также роли Турции в решении региональных вопросов. На заседании саммита некоторыми участниками были сделаны предложения, предполагающие ускоренную экономическую интеграцию между странами-членами ОИК. Особый интерес представляют выступления президентов Ирана и Сирии. М. Ахмадинежад для преодоления последствий глобального экономического кризиса предложил утвердить единую мусульманскую валюту в торговле между странами-членами ОИК, а Б. Асад в целях увеличения инвестиций выдвинул идею о предоставлении инвесторам, так называемых, «единых предпринимательских карточек»[2].

Президент Турецкой Республики Северного Кипра (ТРСК) М.А. Талат в своей речи обратился с просьбой к мусульманским странам развивать двусторонние отношения в различных сферах. Он заявил, что, несмотря на многочисленные решения и декларации, изоляция кипрских турок продолжается[3].

Турецкий президент А. Гюль в своем выступлении отметил, что действия его страны в рамках переговорного процесса вступления в Евросоюз не должны рассматриваться в качестве «ограничивающих ее роль в ОИК». Он подчеркнул, что это «не исключающие, а поддерживающие друг друга элементы» и проведение такого курса соответствует особенностям турецкой внешней политики[4].

Президент Турции выразил надежду на то, что мусульманские страны окажут поддержку ТРСК в вопросе о снятии с нее эмбарго. Он подчеркнул важность вовлечения мусульманских общин, проживающих в странах, не являющихся членами ОИК, в диалог между странами-участницами ОИК[5].

В ходе саммита А. Гюль перечислил некоторые направления турецкой внешней политики, среди которых созданный совместно с Лигой арабских государств Турецко-арабский форум и механизмы Стратегического диалога, разработанного совместно с Советом сотрудничества арабских государств Персидского залива, занимают особенное место. Кроме того, турецкий президент обратил внимание на механизмы стратегического сотрудничества на высоком уровне, созданные с Сирией и Ираком. Благодаря именно этим проектам и при поддержке стран-членов ОИК Турция намерена превратить Месопотамскую равнину в «общую зону стабильности и процветания»[6]. По мнению экспертов турецкого Института международных стратегических исследований, поставленная президентом цель тесно связана с проведением в стране широкомасштабных общественных консультаций по демократическому решению «курдского вопроса»[7].

А. Гюль также коснулся проблем палестинского народа. Он заявил, что «обеспечение мира и стабильности в Ближневосточном регионе невозможно до тех пор, пока рядом с Государством Израиль и в пределах безопасных и признанных границ не будет создано Палестинское государство со столицей Восточный Иерусалим»[8]. Президент Турции подчеркнул, что непризнание решения «два государства для двух народов» осложняет процесс урегулирования этой проблемы. А также добавил, что отсутствие единства среди палестинского народа вредит их борьбе за создание собственного независимого государства[9].

В своих выступлениях участники саммита отметили, что, являясь членом «двадцатки» и кандидатом на вступление в ЕС, Турция вносит большой вклад в усиление позиций ОИК на международной арене. Представители стран-членов ОИК в ходе двусторонних переговоров отмечали, что участие Турции во многих международных экономических и политических организациях обогащает ОИК и позволяет выносить проблемы мусульманских стран на международное обсуждение. Участники саммита подчеркнули, что окажут всяческую поддержку Турции в ее международных инициативах в качестве непостоянного члена Совета безопасности ООН[10].

Лидеры государств, принимавших участие на саммите, заявили, что поддерживают роль Турции в качестве «энергетического моста» и готовы предоставить ей все необходимые для этого ресурсы[11].

Накануне «экономического саммита» в прессе много писалось о возможных реакциях турецкого руководства в случае прибытия президента Судана О. аль-Башира в Стамбул. Однако развитие событий не оправдало надежд большинства экспертов, предполагавших, что визит суданского президента в Турцию для участия в саммите все же состоится[12]. Министр иностранных дел Судана А. Карти заявил, что президент его страны решил не принимать участия в саммите ОИК в связи с давлением, оказываемым Евросоюзом на Турцию[13]. Хотя ранее сообщалось, что президент Судана, объявленный Гаагским международным уголовным судом в розыск за преступления против человечности, решил пропустить заседание ОИК «в связи с плотным рабочим графиком»[14]. Члены суданской делегации, прибывшие для участия в экономическом саммите ОИК, отметили, что со стороны Турции по этому поводу не было ни давления, ни просьбы. Напомним, что за день до саммита турецкое правительство приветствовало участие в нем суданского президента и гарантировало, что он не будет арестован на территории Турецкой Республики[15].

В свете Стамбульского саммита ОИК и последних действий турецкого руководства в лице правящей в стране происламской Партии справедливости и развития относительно ориентации турецкой внешней политики все же не следует делать поспешных выводов. Несмотря на очевидный рост влияния исламского фактора, ориентация на Запад — важнейшее направление современной внешней политики Турции. Общие границы с Ираком, ситуация в котором далека от стабильной, и Ираном, одним из возможных объектов силового воздействия со стороны США, а также курдская проблема требуют от Турции гибкой, взвешенной региональной внешней политики, которая всесторонне учитывала бы влияние исламского фактора, в том числе внутри страны.

В результате деятельности Турецкой Республики на Востоке ее значение возрастает. Руководство страны понимает это и не скрывает своей цели – в ближайшие годы войти в число 10 важнейших мировых держав. Периодическая демонстрация Турцией Западу своей самодостаточности направлена на достижение Турцией определенных целей и, надо заметить, это действует[16]. Напомним, что, несмотря на возражения большинства европейцев, в 2004 г. все же было окончательно решено открыть Турецкой Республике двери в Евросоюз. К тому же в турецкой политической жизни никогда не угасала надежда, что Турция выберет восточное направление, но она всегда поворачивалась лицом к Западу. Турецкие власти считают, что Запад своей географией, своими политическими режимами, возможностями и цивилизацией лучше Востока.[17] Тем не менее, в Турции имеется заметное течение в пользу поворота на Восток и существуют даже, по мнению идеологов и сторонников этого течения, тщательно разработанные различные альтернативы, предполагающие поэтапное вхождение в восточную цивилизацию. Стимуляторами подобных шагов выступают следующие идеи: «Исламский мир», «Тюркский мир (пантюркизм, туранизм)» и «Евразийство». Однако, по мнению большинства турецких ученых, ни Турция в ее нынешнем состоянии не способна принять эти политические течения, ни эти идеологии не смогут удовлетворить Турцию в ее стремлении модернизировать свои экономику, право, политические институты. То есть, Турция и Восток не смогут взаимно удовлетворить друг друга.[18]

Совсем по-другому дело обстоит с Евросоюзом. По мнению большинства турецких экспертов, на фоне европеизации и модернизации все вышеперечисленные идеологии, пусть даже с их радикальными лозунгами, только на пользу турецкому обществу, и важны не как альтернативы Европейскому союзу, а как дополняющие факторы, что, в принципе, и следует ожидать в рамках формирования демократического общества.[19] Турция желает быть среди «уважаемых и цивилизованных» народов и считает, что такую возможность ей предоставит полноправное членство в ЕС. Так как все, что необходимо Турции, по мнению турецких ученых, есть в европейских странах, в том числе технологии и капитал для инвестиций.[20] Следует помнить о том, что после Второй мировой войны Турция стала частью Западного мира. Заняв место в западной системе коллективной безопасности, Турция внесла значительный вклад в ее организацию, тем самым, обеспечив и свою национальную безопасность. Экономика Турции также интегрирована в европейские экономические процессы. Политическим партнером Турции является Запад.[21]

 


[1] Anadolu Ajans, 10 Kasim 2009.

[2] Zaman, 10.11.2009.

[3] Milliyet, 10.11.2009.

[4] Radikal, 10.11.2009.

[5] CNN Turk, 10.11.2009.

[6] Ihlas Haber Ajansi, 09 Kasim 2009.

[7] USAK Gundem, 10 Kasım 2009.

[8] Turkish Weekly, 9 Nov. 2009.

[9] CBS News, November 9, 2009.

[10] Today’s Zaman, 10 Nov. 2009.

[11] Hurriyet Daily News, 10 Nov. 2009.

[12] Sabah, 08.11.2009.

[13] Zaman, 10.11.2009.

[14] Euronews, 09.11.2009.

[15] Российская газета, 09.11.2009.

[16] Гурьев А., Ситуация в Турции.Октябрь 2009 г.//www.iimes.ru/rus/stat/2009/11-11-09.htm

[17] Ergün G., Türkiye Avrupa’nın Eşiğinde, İstanbul, 1998, s. 73.

[18] Çakmak H., Avrupa Birliği – Türkiye İlişkileri, Ankara, 2005, s. 76-92.

[19] Türkiye’de Demokratikleşme Perspektifleri ve AB Kopenhag Siyasal Kriterleri, изд. TÜSİAD, № 300, İstanbul, Mayıs 2001, s. 12.

[20] Çakmak H., a.g.e., s. 91.

[21] Türkiye – Avrupa Birliği İlişkileri Bibliyografyası, Ankara: T.C. Başbakanlık Devlet Arşivleri Genel Müdürlüğü, 2001, s. 81.

52.28MB | MySQL:103 | 0,472sec