Афганский героин и европейская молодежь

Эксперты Евросоюза обсуждают обнародованный 5.11.2009 доклад Европейского центра мониторинга наркотиков и наркомании (EMCDDA). В спектре актуальных проблем, отмеченных в документе, есть одна, имеющая прямое отношение к героину афганского производства. Этот сильнодействующий наркотик сохраняет свою популярность у молодежи Европы. Хотя доказательств характерной для 80–90-х годов «эпидемии распространения и употребления героина» нет, однако существует тенденция, свидетельствующая о росте потребления. Особенно тревожной является ситуация увеличения наркоманов среди лиц моложе 25 лет в восточноевропейских странах, указывает Die Welt от 5.11.2009. Главная беда — доступность наркотиков, для чего используются более 115 интернет-магазинов, взятых указанным ведомством под контроль. 15% этих магазинов действуют в Германии. В Великобритании продажей наркотиков занято 37% онлайн-магазинов.

Но и в магазины они попадают известными путями. Об одном из наркодилеров рассказал журнал FOCUS Nr. 41 (2006). Юная дама попыталась утаить истинную цель путешествия. Турецкий коридор — направление хорошо известно как криминальное: это один из старых маршрутов переброски афганского опиума-сырца. После первичной переработки на территории этой страны он теряет в весе, но значительно приобретает в цене. Зная это, вместо того чтобы вылететь из Стамбула в Мюнхен одним из многих прямых рейсов, 25-летняя турчанка выбрала кружной путь — через Париж. Однако напрасно: таможенники в аэропорту Франца-Йозефа Штрауса, досматривая сумку, быстро заметили наличие двойного дна. Багаж турчанки содержал 4 кг светло-коричневого порошка, который оказался героином (так он выглядит после стартовой переработки) — его пассажирка пыталась ввезти в Германию контрабандой. Эксперты регистрируют опасную ситуацию: после многих лет застоя наблюдается рост ввоза героина в страну. «Мы ожидаем в этом году увеличение на 10%», говорит Вольфганг Шмиц, пресс-секретарь таможенного управления по уголовным делам в Кельне. С 2004 по 2006 г. объем конфискованных наркотических средств увеличился с 600 до 800 кг.

В числе причин героинового бума немецкие криминалисты называют, с одной стороны, сохранение высокого спроса на героин в Западной Европе, где он, как следует из данных Управления по борьбе с наркотиками ООН в Вене (UNODC), оценивается в 135 т, с другой стороны, рекордный урожай опийного мака в Афганистане. В 2006 г. он составил 6100 т — столько никогда прежде не заготавливалось в Гиндукуше. Это 92% мирового производства. Особенно доминируют южные провинции Афганистана, где Талибан, наладив торговлю наркотиками, получил мощный источник средств на ведение войны против правительства в Кабуле. Ежегодная прибыль наркобаронов, которые заставляют фермеров наращивать посевные площади под опийный мак, составляет приблизительно 300 млн долларов. В обмен они гарантируют сельчанам защиту, продукты и денежные ссуды.

Одновременно формируется сеть доставки. Один из коридоров контрабанды опиума и героина пролегает, как уже отмечалось, через территорию Ирана и Ирака в Турцию. Наркодилеры отправляются в опасное путешествие пешком, верхом на ослике, в автомобиле-развалюхе, чтобы не привлекать внимания полиции. Однако 60% опиатов провозится на грузовиках по классическому балканскому маршруту из Стамбула через Болгарию, Сербию, Черногорию и Австрию в Германию. Используются и альтернативные маршруты контрабанды, в основном через этнических албанских преступников, которые контролируют водные трассы по Средиземному морю в Италию и северный маршрут — через Румынию, Венгрию и Чехию.

Самый быстрый способ доставки героина — по воздуху, но он же и самый опасный. «Мы ловим все больше контрабандистов в аэропортах Франкфурта-на-Майне и Мюнхена — сюда пролегают авиатрассы из Стамбула», констатирует В. Шмитц. Известны и уловки наркокурьеров: героин перевозят в чемоданах с двойным дном, в одежде или на теле.

Однако Германия — тоже не конечный, а перевалочный пункт. В качестве основного клиента в регионе Западной Европы выступают Нидерланды. Оттуда оптовики продают опиаты небольшими расфасовками клиентам в Великобритании, Франции, Испании. За доставку 1 кг чистого героина в Германию ответственный за доставку получает на руки 20 тыс. евро. Разбивая его на порции с разными добавками (нередко весьма сомнительного качества), ввиду чего каждый привезенный килограмм оборачивается уже четырьмя, фасовщики продают их на улицах Европы, фактически выручая за тот же груз уже 150 тыс. евро. Пока крутятся такие деньги и существует спрос, наркоторговля будет, разумеется, продолжаться, в том числе и в Германии, где число наркозависимых составляет 150 тыс., уверены эксперты.

В новейшей истории распространения героина был момент, когда число его потребителей стабилизировалось Сообщая об этом в ноябре 2007 г., берлинская газета ad hoc news отметила другой относительно позитивный момент: уменьшилось число наркоманов, инфицированных СПИДом. Это был определенный сдвиг, показывающий, что работа по пропаганде одноразовых шприцев, как и медицинская консультация и лечение в целом, дали свои плоды. Однако 600 тысяч немцев, в основном наркоманов со стажем, употребляющих героин и метадон, — достаточно говорящая цифра, для того чтобы осознать: рано успокаиваться. К тому же имеется тенденция омоложения героинозависимых.

Высокие урожаи опиумного мака повлияли на цены, и героин стал более доступен. Поэтому есть смысл бороться не с наркоторговлей, когда она разворачивается в странах Старого Света, а с плантациями в Гиндукуше. Казалось бы, проще не допускать его производства. С этой целью ЕС финансировал на сумму 750 млн евро проекты, нацеленные на то, чтобы фермеры в Афганистане с помощью Фонда альтернативы культивирования наркотиксодержащих культур переключались с опийного мака на пшеницу, шафран и другие сельхозкультуры.

Однако эти меры ощутимого результата не принесли. С одной стороны, все выделенные средства растворились в коридорах афганской власти, пополнив карманы коррумпированных чиновников. С другой стороны, чаще всего эти же чиновники и закрывают глаза на развитие наркоторговли, тоже, разумеется, не из идейных соображений, а за солидную плату. Когда афганская бюрократия — часть производственно-сбытового цикла — декларирует очередной грозный поход против наркобаронов, Запад понимает, что присутствует при грандиозном спектакле. Ибо, строго говоря, эти чиновники если не сами наркобароны, то или родня, или «крыша», то есть структура, заинтересованная в развитии криминального оборота.

Производство опийного мака, а затем и героина в подпольных лабораториях, последующий сбыт продукции — глобальный бизнес-проект, контролируемый организованными бандами. Он связан с отмыванием наркодолларов, с незаконной продажей оружия и торговлей людьми, констатируют немецкие эксперты. Пресекать наркоторговлю можно разными путями. В том числе и с помощью спецструктур — наподобие той, которая была создана по инициативе Португалии, подключившей еще семь стран с их силами правопорядка и ВМФ к усилению борьбы с незаконным оборотом наркотиков через Атлантику. По этому примеру та же Франция могла бы в перспективе стать вдохновителем проекта по борьбе с доставкой афганского героина через Средиземное море.

Медлить чрезвычайно опасно. Афганский героин является главной причиной смерти наркоманов Старого Света. Он уносит до 8 тыс. молодых жизней европейцев ежегодно. Речь идет практически о каждом втором жителе Европы, если учесть, что, по среднестатистическим данным 2000-х, в результате злоупотребления наркотиками каждый год прощаются с жизнью 15 тыс. человек. Смерть будет собирать обильный урожай и впредь: всего на континенте постоянными потребителями только героина являются 1,3–1,7 млн человек. При этом статистические данные свидетельствуют, что около 80% опия-сырца из Афганистана становится исходным материалом для подпольных лабораторий в Турции, констатирует Deutsche Welle от 26.10.2009.

Именно Турция, находящаяся на перекрестке Европы, Азии и Ближнего Востока, является важнейшим транспортным перекрестком. Эта страна — важнейший игрок в транспортировке и переработке афганского опиума.

К афганским и турецким подпольным наркодельцам в последнее время примкнули и европейские.

В августе с.г. полиции Касселя (земля Гессен) удалось нанести удар по наркобанде: пятеро дилеров были арестованы, в ходе обысков квартир подозреваемых следователи нашли 5 кг героина и 40 тыс. евро наличными. Операция прошла успешно ввиду тщательной подготовки. Подозреваемые были взяты под наблюдение еще в середине января.

Тогда же, в августе с.г. СМИ ФРГ сообщили о том, что Федеральная уголовная полиция оказалась в шоке: на кухне скромной 84-летней старушки в Золингене (недалеко от Дюссельдорфа, земля Северный Рейн-Вестфалия) были изъяты 3 кг героина стоимостью примерно 70 тыс. евро. Торговлей занимались 49-летний сын старушки и ее 25-летний внук. Престарелая дама, которую местная пресса окрестила наркобабушкой, и сама была, пока позволяло здоровье, задействована в наркосети, которую создала. Бизнес был семейным предприятием и передавался «по наследству». «Они поставляли афганский героин, который закупался в Роттердаме, переупаковывался в Роермонде (неподалеку от границы с ФРГ), прибывал в Золинген и уже отсюда расходился по окрестным городам. Продолжалось это, как мы понимаем теперь, десятилетиями», отметил представитель полиции. Так что, хотя семья наркобабушки значительно уступает талибам в получении прибыли — те зарабатывают на наркоторговле 90-160 млн долларов в год (десять лет назад — 75-100 млн), но свою живую копейку многие годы исправно получала.

Однако золингенское семейное наркопредприятие не сравнить по масштабам с Франкфуртом-на-Майне. Финансовая столица Европы, как его называют, носит с 80-х годов другой титул. Он весьма сомнительного свойства, зато отражает истинное положение дел: столица немецкого наркобизнеса. Город стал ею ввиду крупнейшего в мире транспортного узла: здесь аэропорт, пропускающий в год 54 млн пассажиров, один из самых напряженных железнодорожных вокзалов и мощная автотранспортная развязка Европы. Здесь регистрируется, по данным 2007 г., 928 преступлений, связанных с употреблением наркотиков, на 10 тыс. жителей, причем основная часть правонарушений приходится на людей в возрасте до 30 лет. Несмотря на то что по сравнению с 1991 г. число смертей от передозировки уменьшилось втрое, положение по-прежнему остается тревожным. «Причины, по которым люди становятся наркоманами, в том числе зависимыми от сильнодействующих наркотиков, остаются. Это конфликт с обществом», утверждает франкфуртский эксперт Михаэль Тухерт (Michael Tuchert).

Та же проблема, только в афганской интерпретации, заставляет перемещаться по восточному региону других искателей правды. Речь идет об экстремистах Афганистана и Пакистана, которые, обеспечивая себе «зеленый свет» и сговорчивость любых противодействующих сил, снабжают страждущих наркотиками. Они «торгуют наркотиками из Афганистана и Пакистана, и товар идет в Центральную Азию, Россию и Европу», сказал вице-президент европейского отделения Международной кризисной группы (ICG) Ален Делетро в интервью Deutsche Welle от 04.11.2009.

На сайте EMCDDA отражены данные мониторинга, которые отслеживают ситуацию в 2003, 2005 и 2007 гг. в 30 странах Европы. Мы проанализировали положение только в тех государствах, чей перечень показателей был наиболее полон. Эксперты EMCDDA, в частности, изучили ситуацию среди устойчивых групп, наркозависимых от различных видов наркотиков: героина, кокаина и каннабиса.

Выяснилось, что афганский продукт получил в указанный период спрос практически во всех странах Старого Света. Тенденция к уменьшению героина отмечена лишь в нескольких странах — в Венгрии, где доля потребляющих героин в указанные выше годы неизменно снижалась и составляла, соответственно, 17,1; 14,0; 10,5% (имеется в виду процентное содержание потребляющих тот или иной наркотик в общей группе наркозависимых). Та же тенденция проявилась в Нидерландах (35,0; 28,4;19,7), Швеции (32,8; 23,8; 25,7) и Великобритании (72,0; 67,0; 63,7).

Однако нередко уменьшение потребления героина связано с пристрастием к более дешевым заменителям. Так, трехкратный прирост любителей каннабиса отмечен во Франции (17,6; 48,0; 48,8), 2,5-кратный в Венгрии (25,2; 36,0; 68,2), 1,5-кратный в Нидерландах (20,0; 26,9; 37,2), примерно такое же положение в Турции; на Кипре положение несколько лучше (17,1; 24,1; 29,5).

Большинство же стран Старого Света за это время пристрастилось к сильным наркотикам. Существует группа стран, где потребление героина находится на высоком, но достаточно устойчивом уровне. Это Дания (50,4; 40,5; 44,5), Германия (55,0; 51,4; 50,3), Словакия (51,8; 43,4; 45,8), Финляндия (36,5; 43,0; 53,4).

Более многочисленна группа государств, где героин распространяется наподобие эпидемии. В этой группе лидирует Словения (88,0; 91,1; 95,8), судя по темпам, она уже сейчас может обойти многолетнего чемпиона по потреблению героина Болгарию (95,6; 94,8; 97,8). Ситуацию в Словении, Болгарии, а также в слегка отстающей от них Греции (88,8; 88,1; 86,4) можно без преувеличения назвать национальной катастрофой.

Еще одна группа государств — те, где при устойчивом числе героинопотребителей наблюдается тенденция уменьшения пристрастившихся к каннабису. В группе лидирует Ирландия с героиновыми показателями 64,1; 61,6; 63,9; и с каннабисными 24,1; 22,4; 16,3. Следом идет Люксембург: героин — 76,0; 70,0; 76,9; каннабис — 8,0; 7,0; 5,6.

Можно отметить также, что наибольший прирост в группе героинозависимых отмечен в странах с жарким климатом (Болгария, Греция, Словения, Италия). При этом в Турции, важном перевалочно-производственном пункте опиата из Афганистана в Европу, на протяжении периода — особенно с 2005 до 2007 гг. — наблюдалось определенное снижение доли потребителей героина: соответственно 50,3 и 43,7%. Правда, происходило это при приросте доли употребляющих каннабис с 22,4 до 36,4%. Зависимость потребления героина от географических широт и влияния климата требует более пристального изучения.

Анализируя в целом ситуацию, можно отметить следующее.

Афганский героин завоевывает все более сильные позиции на рынке наркотиков. Самый стабильно отрицательный результат в странах Балтии — в Литве, где шесть лет назад в группу героинозависимых входили каждые двое из трех, а в 2005 и 2007 гг. каждые четверо из пятерых.

Наибольшее распространение героин получил в европейских странах с относительном невысоким уровнем жизни (Болгария, Словения, Греция, Румыния). Это наводит экспертов на мысль о том, что в указанных странах надежды молодежи на достойную жизнь, связанную с получением образования и карьерой, наименее осуществимы, и она ищет выход в сильном наркотике.

В странах с высоким уровнем жизни положение иное, но не менее тревожное. В таких странах, как Дания, Бельгия, Германия, Испания, Финляндия, героинозависимым является примерно каждый второй, тогда как в Люксембурге и Австрии — каждые двое из трех наркозависимых. Эксперты связывают это явление с доступностью героина — он всегда оказывается рядом и, что называется, по карману страждущим.

52.32MB | MySQL:103 | 0,480sec