Провал реформы религиозного образования в Пакистане

События октября 2009 года, связанные с военными операциями пакистанских войск против боевиков исламистской сети «Талибан» – «Аль Каида» в Южном Вазиристане и резким усилением террористической активности в различных городах страны, свидетельствуют о расширении географии исламистского влияния в  Пакистане: помимо Северо-Западной пограничной провинции (СЗПП) и Территорий племен федерального управления (ТПФУ), ему теперь подвержен  и Панджаб, в особенности южные районы данной провинции. В стране наблюдается процесс дальнейшей радикализации пакистанского общества в целом.1 Можно согласиться с оценкой последних событий ведущим пакистанским аналитиком Айешей Сиддике, которая считает, что «боевики хотят дестабилизировать страну и добиваются смещения правительства. …«Аль Каида» и «Талибан» распространили свое влияние уже и  на Панджаб, в связи с чем правительству и вооруженным силам пора осознать исходящую из этого угрозу».2

Укрепление позиций исламистов и их идеологии не в последнюю очередь связано  с провалом реформы религиозного образования в Пакистане (2001-2009). Она была направлена на осуществление государственного контроля за учебно-финансовой деятельностью   религиозных учебных заведений, на их постепенную интеграцию в общий поток школ с целью ликвидации идеологической базы и материальной инфраструктуры религиозного экстремизма и радикализма.

В стране в соответствии с Указом тогдашнего президента Первеза Мушаррафа от 18 августа 2001 г. было учреждено специальное Федеральное ведомство религиозного образования, которое должно было отвечать за  обновление учебных планов и программ теологических школ, создание образцовых государственных медресе нового типа. Стоит сказать, что в рамках реформы было открыто всего лишь три  таких медресе (в Исламабаде, Карачи и Суккуре).

Помимо этого, в 2002 г. был принят Закон о добровольной регистрации и регулировании деятельности религиозных учебных заведений Пакистана, включая осуществление государственного контроля за обучением в них иностранцев, которые приезжают сюда в основном из  Афганистана, Саудовской Аравии, Йемена, Ливии, Туниса и Марокко. В течение 5 лет планировалось интегрировать в общий поток школ до 8 тыс. медресе. На проведение реформы религиозного образования было выделено 5 млрд 759 млн рупий.3

Курс пакистанского руководства на модернизацию образовательной системы нашел широкую поддержку у мирового сообщества, в первую очередь у США и их западных союзников, которые предоставили  пакистанской стороне на эти цели значительную финансовую и материально-техническую помощь. Так, в 2002-2005 гг. американская помощь Пакистану  составила 100 млн долларов. Она предназначалась исключительно для реформирования национальной системы образования, включая теологические институты.4

После  июльских терактов в Лондоне в 2005г., где прослеживался пакистанский след, государственная регистрация теологических школ (во многом под давлением западных стран) стала уже обязательной.5 Пакистанское руководство внесло поправку  № 22 от 21 августа 2005 г. в действующий еще с колониальных времен Закон о регистрации общественных организаций (1860), на основе которого и функционировали религиозные учебные заведения Пакистана. В соответствии с ней  все медресе, не прошедшие государственной аудиторской проверки (в срок до  31 декабря 2005 года) подлежали закрытию, а студенты-иностранцы – депортации на родину.

Однако заявленные пакистанским руководством меры по модернизации религиозной системы образования не были подкреплены жесткой и последовательной политикой по ее практическому претворению в жизнь. Столкнувшись с упорным сопротивлением со стороны религиозных консерваторов образовательным нововведениям государства, правящие круги ограничились политикой полумер, уступок и компромиссов, опасаясь нежелательной конфронтации с происламскими силами. Это позволило последним, объединившись, значительно укрепить свои позиции и отстоять в конечном итоге  автономность теологических учебных заведений.

Количественное распределение медресе в различных регионах  страны, по официальным данным Федерального министерства образования (2007),   представляло собой следующую картину: большинство медресе находилось в Панджабе  — 5459, в СЗПП  их количество было также значительным – 2843, в Синде – 1935, в Северных территориях страны (северные районы бывшего княжества Джамму и Кашмир, подконтрольные Пакистану с 1947 г.) – 1193, в Белуджистане – 769, в Азад Кашмире (юго-западные территории бывшего княжества Джамму и Кашмир,  также подконтрольные Пакистану с 1947 г.) – 586, в Территориях племен федерального управления – 135, в Исламабаде – 77 теологических учебных заведений.6

Справедливости ради, стоит признать, что традиционные   мусульманские учебные заведения превратились в альтернативу  современной общеобразовательной системе, не справляющейся самостоятельно с предоставлением образовательных услуг населению.  Компенсируя в определенной мере отсутствие доступа к ней малоимущей части пакистанского общества, они одновременно выполняют и своего рода роль  институтов по социальной защите обездоленных детей и подростков, которые получают здесь помимо знаний (преимущественно теологических), еще и бесплатное питание, проживание и одежду. Как показали результаты недавнего социологического опроса учащихся пакистанских медресе (2009), именно причины социально-экономического порядка заставляют их учиться в теологических семинариях (89,58% опрошенных студентов). Осознанно сделали свой выбор в пользу обучения в медресе, мотивируя его религиозными или политическими соображениями, только 10,42%  респондентов.7

Подводя итоги государственной реформы религиозного образования (2001-2009), Федеральное ведомство было вынуждено признать, что только  507 из 15148 медресе, функционирующих в стране, подпали под ее реализацию. При этом современные компьютерные технологии были внедрены лишь в 30 медресе. В них на контрактной основе (2007-2010) продолжают работать 950  преподавателей. На реализацию данной реформы  было израсходовано 333 млн рупий. Остальные средства (5 млрд 426 млн рупий) так и не были использованы из-за отказа большинства медресе принимать в ней  участие. В целом, количество студентов, обучающихся в различных медресе страны,  превысило 2 млн человек. Это составляет 5,8% от общего числа учащихся общеобразовательной школы (34 млн учеников). При этом преподавательский состав медресе  достигает 55 тыс. человек.8

Между тем, как явствует из пресс-релиза Всепакистанской Ассоциации теологических семинарий (от 27 октября 2009 г.), количество учащихся  в зарегистрированных под ее началом медресе увеличилось в 2009 г. на 40% по сравнению с предыдущим годом. Ею приводятся свои, более подробные статистические данные по всем пяти Духовным управлениям религиозного образования, которые и составляют эту объединенную теологическую структуру  различных богословских  школ страны:

1.                       «Деобанди» — насчитывает 12 тыс. медресе, количество студентов увеличилось с 1,9 млн до 2,5 млн человек;

2.                       «Барелви» —  6  тыс.  медресе,  количественный рост составил 40 тыс. студентов (с 80 тыс. до 120 тыс. человек);

3.                       «Ахл-и Хадис» — 466 медресе, прирост контингента учащихся составил  12 тыс. человек (с 43 тыс. до 55 тыс. студентов);

4.                       «Джамаат-и ислами» — 632 медресе, количество учащихся возросло  с 64 тыс.  до  90 тыс. студентов;

5.                       Шиитские учебные заведения насчитывают  507 медресе, где обучается более 7 тыс. учащихся.

В пресс-релизе данной Ассоциации сообщается также и о постепенном внедрении в учебные планы медресе некоторых современных предметов и специальностей: банковское дело, журналистика, компьютерные технологии, английский язык и т.д. Говорится о растущей популярности  медресе среди населения  и невозможности принять на учебу всех желающих из-за нехватки в них мест.

В целом Всепакистанская Ассоциация теологических семинарий объединяет под своим началом более 20 тыс.  медресе,  зарегистрированных по-прежнему в соответствие с Законом  об общественных организациях (1860), без учета внесенной в него поправки. Но, по ее оценкам, в стране все еще продолжают самостоятельно функционировать и более 5 тыс. незарегистрированных медресе.9

Официальные данные Федерального министерства по делам религий значительно разнятся по своим количественным показателям с приведенной выше статистикой. Сообщается, что к 30 июня 2009 г. только 9866 медресе получили государственную регистрацию. Большая их часть располагается в Панджабе (5355), за  которым следует Синд (2852), СЗПП (1242), Белуджистан (297) и Исламабад (120).10

Приведенная выше статистика и сравнительный анализ отчетов трех ведомств (государственных и теологического) о состоянии религиозного образования в стране позволяет сделать вывод о том, что система религиозного образования сохраняет здесь статус «государства в государстве». Само же пакистанское государство не в состоянии контролировать ситуацию в данной области и предпринятая им реформа полностью провалилась.

Попытка пакистанского руководства переложить бремя модернизации религиозных учебных заведений на силовые структуры, в частности на Министерство внутренних дел страны, в соответствии с принятой недавно очередной  Национальной политикой в области образования (от 9 сентября 2009 г.), наводит на мысль об отсутствии у государства четкой и взвешенной образовательной стратегии на фоне растущей радикализации пакистанского общества.

Анализ последних событий в Пакистане выявляет взаимосвязь между высокой концентрацией религиозных учебных заведений экстремистской направленности и усилением исламистской активности. Примером тому может служить Панджаб, в особенности его южные районы, где наблюдается постепенный отход от парадигмы умеренного ислама в сторону радикального.

За первую половину текущего года в Панджабе было совершено 104 теракта (из них 18 – в Лахоре и 9 —  в Исламабаде), в результате которых погибло 155 человек. Из них 122 человека стали жертвами террористов-смертников, которые совершили 9 терактов (3 – в Исламабаде, 2 – в Лахоре, 2 – в  Равалпинди и по одному — в Дерагазихан и Чоквал). Ранения разной тяжести получили 595 человек. Кроме того, по меньшей мере 23 потенциальных террориста-смертника были арестованы местной полицией, что предотвратило большее число жертв среди населения.11

Не вдаваясь глубоко в исторический экскурс, стоит все же напомнить, что среди местного населения постепенное распространение, начиная  с YIII века, получил мистико-аскетический ислам — суфизм. Этому  направлению в форме народного ислама, с присущими ему синкретическими верованиями и ритуалами, придерживается, по некоторым оценкам, до 75% населения страны.12  Его  догматы представляет богословская школа «Барелви».

В последнее время народный ислам стал активно вытесняться пуританским, ортодоксальным исламом салафитов, выступающих за создание мусульманского государства на принципах раннего ислама. Его проповедуют богословские школы «Деобанди» и «Ахл-и Хадис». Радикальными представителями этого направления ислама, добивающимися  создания мусульманского государства под лозунгами джихада, являются различные  исламистские группировки  такие, как «Лашкар-и Тойба», «Джайеш-и Мухаммад», «Харкат-ул Муджахидин», «Хизвит Техрир», Сипайи – Сахаба Пакистан» и их военизированная группировка «Лашкар-и Джангви», действующие в Панджабе.

В целом  из 35 округов Панджаба по меньшей мере 26 (в первую очередь Бахавалпур, Рахимъярхан, Музаффаргар, Фейсалабад, Джанг, Гуджранвала, Сиалкот, Лахор, Окара, Мултан, Вехари, Сахивал, Равалпинди, Атток, Чаквала, Саргодха, Мианвали и Баккар) подверглись значительной радикализации, в том числе и через сеть подконтрольных исламистским группировкам медресе.13 Заметно активизировались  экстремисты и в одном из южных округов Панджаба – Дерагазихан, где за последние 8 лет количество медресе увеличилось с 200 до 600  (2001-2009).  Из 241 зарегистрированных медресе, по официальным данным, 120 принадлежат Управлению религиозного образования «Деобанди», 112 – «Барелви» и 9 – «Ахл-и Хадис».  Большая часть незарегистрированных медресе (110) также принадлежат богословским школам «Деобанди» и «Ахл-и Хадис».14 В данном округе зародилась новая тенденция по созданию мега-медресе, представляющих собой огромные учебно-религиозные кампусы, способные по своей инфраструктуре выдержать конкуренцию с частными учебными заведениями общеобразовательного цикла (например, мега-медресе Джамия Исламия Рехмания, расположенная в одноименном административном центре Дерагазихан).

Таким образом, несмотря на то, что предпринятая государством реформа религиозного образования (2001-2009) потерпела поражение, она все же стимулировала осуществление отдельных внутрисистемных преобразований в области религиозного образования для его  адаптации к реалиям современной действительности. Остается надеяться, что исламские фундаменталисты, осознав необходимость трансформации и модернизации традиционной мусульманской системы образования,  дистанцируются от экстремистского крыла улемов и перейдут к практическим шагам по ее реализации в полном объеме на основе принципов толерантности и умеренности ислама.

 


1  Анализу  военных действий пакистанской армии в  Южном Вазиристане и росту  террористической активности в Пакистане в целом посвящены многочисленные публикации отечественных и зарубежных  аналитиков и пакистановедов. См.,  например: Е.Е. Кирсанов Пакистан: закат «Аль-Каиды»? (http://www.iimes.ru/rus/stat/2009/16-10-09 b.htm); Н.А. Замараева. Пакистан: военная операция в Южном Вазиристане (http://www. iimes.ru/rus/stat/2009/18-10-09 b.htm); В.И. Сотников. Усиление террористической деятельности в Пакистане и возможные результаты новой военной операции пакистанской армии против боевиков «Талибана» в Южном Вазиристане (http://www.iimes.ru/rus/stat/2009/18-10-09 a.htm),  «Американские аналитики о борьбе правительства Пакистана против «Талибана» (http://www.iimes.ru/rus/stat/2009/21-10-09.htm); И.Н. Серенко. Пакистан: Международный исламский университет под прицелом исламистов (http://www.iimes.ru/rus/stat/2009/28-10-09а .htm);  Kanchan Lakshman. Speeding into the Void (South Asia Intelligence Review 8.15) /http::www.cgi-bin/readmsg.id./  и т.д.

2  “Dawn”, Karachi, 16.10.2009.

3  Education Sector Reforms. Action Plan (2001-2002 – 2005-2006). Government of Pakistan. Ministry of Education. – Islamabad. 2004, c. 10.

4  Более подробно см.: И.Н.Серенко. Система образования в Исламской Республике Пакистан. М., 2006, с. 117-123; Пакистанская молодежь как ресурсный потенциал международного исламизма./Ближний Восток и современность. М., 2008, №36, с. 249-255.

5  Стоит  напомнить, что в результате нескольких взрывов на транспорте британской столицы, прогремевших 7 июля 2005 года,   погибло 56 человек, включая 4  террористов-смертников, двое из которых прошли курс обучения в медресе Пакистана.

6  “Dawn”, Karachi, 07.04.2007.

7  “Dawn”, Karachi, 25.09.2009.

8  “Dawn”, Karachi, 16.06.2009.

9  “Dawn”, Karachi, 28.10.2009.

1  0 “Dawn”, Karachi, 09.09.2009.

1  1 Kanchan Lakshman. Heartland Trauma (South Asia Intelligence Review 7.52) /http::www.cgi-bin/readmsg.id./

1  2   “Dawn”, Karachi, 24.05.2009.

1  3 Kanchan Lakshman. Heartland Trauma. Op. cit .

1  4   “Dawn”, Karachi, 26.05.2009.

52.4MB | MySQL:103 | 0,725sec