Исламская Республика Иран достигла заметных успехов в деле формирования собственной суверенной индустрии беспилотных авиационных систем. В стране за последние два-три десятилетия созданы десятки беспилотных систем, начиная от малоразмерных и заканчивая тяжелыми разведывательно-ударными беспилотниками.
Опора на применение беспилотных авиационных систем стала для Ирана в значительной степени вынужденной мерой. Большая пилотируемая боевая авиация на протяжении десятилетий была для иранских военных практически недоступна. При этом в беспилотных системах здесь сумели вовремя разглядеть перспективы стать в сложившихся реалиях доступным асимметричным средством для решения как разведывательных, так и боевых задач.
Основные активы
Существенную долю иранских БПЛА в тактическом классе занимают системы семейства Mohajer от Ghods Aviation Industry и семейства Ababil от Iran Aircraft Manufacturing Industries Corporation (HESA). БПЛА Mohajer версий 2 и 4 длительное время были в Иране основными средними тактическими разведывательными аппаратами, а их модернизированные варианты 2N и 4B до сих пор весьма распространены в войсках.
БПЛА Mohajer-2 выполнен по двухбалочной схеме с толкающим винтом. Двигателем служит иранская копия поршневого двигателя WAE-342. Последний известный модернизированный вариант Mohajer-2 имеет взлетную массу 106 кг. Максимальный радиус действия по радиоканалу составляет 150 км, а продолжительность полета может достигать 4 ч. Диапазон высоты полета простирается до 4300 м.
Модернизированный Mohajer-4 существенно тяжелее предшественника – аппарат имеет взлетную массу 243 кг. В качестве силовой установки он использует иранский поршневой двигатель MD550 – копию Limbach L550. Максимальный радиус действия по радиоканалу достигает уже 200 км. БПЛА может выполнять полеты продолжительностью до 6 ч на высотах до 5500 м.
Старт БПЛА Mohajer осуществляется с использованием пневматической катапульты или с твердотопливными ускорителями, а посадка – с помощью парашютной системы или же «по-самолетному», на полозковое шасси.
Еще одним массово производившимся и активно поставлявшимся в войска средним тактическим разведывательным БПЛА стал Ababil-3. Беспилотник выполнен по двухбалочной схеме с толкающим винтом. В движение его приводит упоминавшийся местный поршневой двигатель MD550 или его модификации. Ababil-3 способен выполнять полеты на высотах до 5000 м. Продолжительность полета у последних модификаций заявляется на уровне 5 ч и более. Радиус действия в боевом варианте достигает 150 км. Согласно имеющимся источникам, модернизированный вариант Ababil-3 получил ударные возможности и способен применять пару легких управляемых бомб Ghaem-1. Взлет в основном осуществляется «по-самолетному» со взлетно-посадочной полосы, хотя в условиях ее отсутствия возможен также запуск с использованием твердотопливных ускорителей. Посадка опять же в большинстве случаев выполняется на взлетно-посадочную полосу, но возможна также и посадка с парашютом.
Сейчас в серийное производство пошел новый модернизированный вариант этого БПЛА, получивший название Ababil-4. Внешне он выглядит практически так же, как и последняя модификация Ababil-3. Вместе с тем, эта версия получила еще более развитые ударные возможности – аппарат может нести не только управляемые бомбы, но и противотанковые управляемые ракеты Almas.
Шаг за шагом
В настоящее время основной разведывательно-ударный БПЛА Сухопутных войск Армии и КСИР, а также ВМС КСИР – это Mohajer-6, созданный в развитие предыдущих моделей. Это уже довольно тяжелый БПЛА взлетной массой 670 кг, который, как и младшие модели, построен по двухбалочной схеме с толкающим винтом. В качестве силовой установки использован двигатель Rotax 912 (по другим данным – 914). Как сообщалось, БПЛА может выполнять полеты продолжительностью до 12 ч. Заявленный радиус действия превышает 200 км, а практический потолок достигает 7600 м. Взлет и посадка беспилотника происходят с использованием аэродромных взлетно-посадочных полос.
Mohajer-6 может нести полезную нагрузку массой до 100 кг. В ее состав, во-первых, входит многоканальная оптико-электронная система наблюдения, которая включает также лазерный дальномер/целеуказатель, позволяющий подсвечивать цели для высокоточного вооружения. Во-вторых, на борту могут устанавливаться средства радиоэлектронной разведки и радиоэлектронного подавления. Наконец, в-третьих, БПЛА оснащен четырьмя узлами подвески вооружения и может нести противотанковые управляемые ракеты Almas и бомбы семейства Ghaem (Ghaem-1, Ghaem-5 и Ghaem-9).
Реже встречающаяся модель БПЛА близкой размерности – Hamaseh компании HESA. Этот аппарат впервые был продемонстрирован общественности в 2013 г., но, похоже, за прошедшие годы не получил широкого распространения в войсках. Максимальная взлетная масса беспилотника двухбалочной схемы составляет 415 кг. Он способен оставаться в воздухе до 11 ч, работая в радиусе до 200 км от наземной станции управления. Практический потолок составляет примерно 4500 м. Что касается полезной нагрузки этого БПЛА, насколько можно судить по кадрам с публичных мероприятий, помимо задач разведки и наблюдения, он также может выполнять ударные функции. Для этого он, в частности, оснащается легкими управляемыми бомбами Ghaem-1.
Персидский копир
Отдельный любопытный сегмент среди иранских разработок в беспилотной сфере занимают проекты, созданные на основе непосредственного изучения зарубежных беспилотных аппаратов, их реверсного инжиниринга или использования отдельных заимствований. Такие возможности представлялись иранской стороне не однажды. Причем местные инженеры и конструкторы подходили к процессу творчески, переосмысливая увиденное и экспериментируя с применением собственных ноу-хау при создании аппаратов различной размерности.
Среди таких проектов весьма интересно семейство беспилотных летательных аппаратов, созданных на основе американского БПЛА RQ-170 Sentinel. Этот американский беспилотник, известный также как «Кандагарский зверь» (Beast of Kandaghar), попал в руки иранских военных, а затем и инженеров при довольно странных обстоятельствах. То ли технические неполадки стали причиной того, что БПЛА спланировал на территорию Ирана, то ли целенаправленное воздействие радиоэлектронных средств, – достоверно не известно. Однако подобным подарком судьбы иранцы воспользовались максимально – на основе изучения этого аппарата было разработано не менее пяти моделей беспилотников аналогичной схемы, различной размерности и с разными силовыми установками.
Первыми появились относительно небольшие беспилотные летательные аппараты Shahed-141 c поршневым двигателем и реактивный Shahed-161. Последний имеет размах крыла 5,13 м и максимальную взлетную массу всего 170 кг и может вести разведку, а также нести два небольших управляемых боеприпаса на внешней подвеске.
Линейка была продолжена двумя более тяжелыми БПЛА – Shahed-191 с реактивным двигателем и Shahed-181 с поршневым. Shahed-191 имеет размах крыла 7,31 м, максимальную взлетную массу 500 кг и, по всей видимости, оснащается местным турбореактивным двигателем Tolou-10. Максимальная продолжительность полета Shahed-191 составляет 4,5 ч. Практический потолок превышает 7600 м. Радиус действия при управлении по радиоканалу официально не назывался, но, вероятно, составляет порядка 200 км. Сообщалось, что Shahed-191 может вести разведку или выполнять ударные миссии с помощью размещаемых во внутренних отсеках двух управляемых боеприпасов общей массой до 100 кг, таких как, к примеру, управляемые бомбы семейства Sadid. Первое реальное боевое применение этих БПЛА состоялось против террористов в Сирии.
Самый большой БПЛА из этого семейства «клонов» – реактивный Shahed-171 Simorgh – имеет размах крыла в 14 м и массу более 3000 кг. В движение его приводит новый иранский турбовентиляторный реактивный двигатель Tolou-14. БПЛА может находиться в воздухе до 10 ч, а его практический потолок достигает 11 км. Взлет со взлетно-посадочной полосы, как и посадку на нее, этот беспилотный аппарат способен выполнять в автоматическом режиме.
Имели место прямые заимствования и в более легком классе. Так, в конце 2012 г. иранский телеканал Al-Alam показал видео, где демонстрировался американский беспилотник ScanEagle, потерянный вследствие невыясненных обстоятельств американскими военными. БПЛА был изучен иранскими инженерами, и на его основе местная промышленность в лице Ghods Aviation Industry создала две модели.
Первый из аппаратов внешне представляет полную копию американского беспилотника. Второй – Yasir, в отличие от оригинала, имеет хвостовое оперение. Кроме того, отличаются массогабаритные параметры. Иранский аппарат БПЛА Yasir имеет взлетную массу 22,5 кг. Он может выполнять полеты продолжительностью до 7 ч на удалении до 80 км от станции управления. Запуск осуществляется с небольшой наземной пневматической катапультной пусковой установки, а посадка – на пару маленьких полозьев или с помощью парашюта.
Отдельно стоит отметить, что о начале серийного производства «клонов» ScanEagle было объявлено уже через год после того, как иранцы получили в свое распоряжение американский дрон. А один из таких аппаратов Командующий аэрокосмическими войсками КСИР бригадный генерал Амир Али Хаджизаде даже подарил главнокомандующему российскими ВВС генерал-лейтенанту Виктору Бондареву.
Повышая размерность
В большей размерности, в которую входят средневысотные БПЛА большой продолжительности полета (MALE), один из наиболее известных местных беспилотников – Shahed-129. Взлетная масса аппарата, внешне напоминающего российский «Иноходец» (заводское наименование «Орион») или турецкий Anka, составляет 1150 кг.
Подобно зарубежным одноклассникам, Shahed-129 может выполнять полеты продолжительностью не менее 24 ч. При этом современный вариант аппарата комплектуется спутниковым каналом связи, что снимает ограничения по дальности действия линии связи прямой видимости.
Помимо разведывательной оптикоэлектронной нагрузки, Shahed-129 несет также и вооружение, размещаемое на четырех узлах подвески. В качестве такового, в частности, используются управляемые бомбы Sadid-345, которые могут иметь различные головки самонаведения – телевизионные, лазерные и инфракрасные. Известно, что на протяжении нескольких предшествующих лет аппараты этой модели активно применяли силы КСИР в Сирии для поддержки операций союзных сил против бойцов террористических организаций.
Интересен и еще один, менее известный по сравнению с предшественником разведывательно-ударный БПЛА Shahed-149 Gaza. Он реализован по аналогичной с предыдущим БПЛА классической для данного класса схеме. При этом новый вариант существенно крупнее предыдущего – его масса достигает 3100 кг. В качестве силовой установки здесь использован турбовинтовой двигатель, чья мощность, по оценкам, может составлять от 650 до 750 л. с.
Shahed-149 способен находиться в воздухе до 35 ч. Как и Shahed-129, он оснащается спутниковым каналом связи, благодаря чему его дальность удалось существенно расширить. Практический потолок для данного БПЛА – 11 000 м. Целевая нагрузка может доходить до 500 кг, включая различное оборудование разведки и наблюдения и до 13 управляемых бомб. Информация об этой разработке появилась в 2021 г., а уже через год было объявлено, что БПЛА прошел испытания и принят на вооружение.
Параллельно с линейкой БПЛА Shahed в Иране также реализовывалось еще несколько проектов БЛА крупной размерности. Среди них, в частности, разведывательно-ударный БПЛА Kaman 22. Этот «риперообразный» аппарат был впервые показан общественности в начале 2021 г. Открытых данных в отношении технических параметров Kaman 22 не так много. Сообщалось, что дальность действия БПЛА Kaman 22 составляет около 3000 км. Продолжительность полета, по имеющейся информации, превышает сутки. Также говорилось о том, что беспилотник способен нести до 300 кг полезной нагрузки, которая может включать различные авиационные средства поражения.
Среди крупных иранских БПЛА можно также отметить выполненный по двухбалочной схеме Fotros. Разработкой беспилотника с 2010 г. занималась иранская компания Iran Aircraft Manufacturing Industries Corporation (HESA). Максимальная взлетная масса беспилотника составляет порядка 3500 кг. Продолжительность полета Fotros, по информации иранских источников, может достигать 16–30 ч, в зависимости от носимой полезной нагрузки. При этом практический потолок составляет 7600 м. Радиус действия этого беспилотника иранские источники определяют в 1700–2000 км, что обусловлено использованием спутниковой связи. Масса полезной нагрузки БПЛА Fotros предположительно составляет не менее 500 кг. В качестве таковой на нем, в частности, используется многоканальная оптико-электронная система наблюдения на гиростабилизированной платформе. Кроме того, на двух подкрыльевых точках подвески могут быть размещены авиационные средства поражения, включая управляемые ракеты или управляемые бомбы Sadid.
Первый полет Fotros выполнил в ноябре 2013 г., незадолго до его демонстрации общественности. Впрочем, скорее всего, тогда, в 2013 г., был представлен лишь прототип, который затем дорабатывался в последующие годы.
Отдельно стоит отметить, что в качестве ударных беспилотников могут также применяться высокоскоростные турбореактивные БПЛА Karrar. В основе конструкции этого аппарата лежит продвинутая воздушная мишень с двигателем Tolou-4 местного производства. При этом в ударной версии БПЛА Karrar может нести как неуправляемые, так и новые иранские управляемые планирующие бомбы Yasin и Balaban, которые автоматически сбрасываются над определенной точкой и далее планируют к цели по заранее внесенным координатам с помощью инерциальной и спутниковой навигационных систем. На учениях демонстрировалась также возможность пуска с БПЛА Karrar ракет «воздух-воздух» Azarakhsh c инфракрасной головкой самонаведения.
БПЛА-камикадзе
В сегменте барражирующих боеприпасов в Иране присутствуют довольно тяжелые варианты.
Во-первых, это аппараты на основе Ababil-2. Они могут нести боевую часть массой до 30–40 кг. Беспилотниками управляют операторы, находящиеся на удалении до 100 км (в случае полета по заранее заданному маршруту дальность может быть увеличена вдвое).
Во-вторых, это небезызвестные аппараты Shahed-131 и Shahed-136 с дальностью действия 900 км и 2000 км, соответственно. Внешне эти машины c дельтовидным крылом напоминают израильские БПЛА Harpy. Правда, неизвестно, обладают ли они возможностями наведения на излучение РЛС комплексов ЗРК или же полет осуществляется исключительно по заданному маршруту на основе предварительно полученных данных воздушной разведки. Что касается опыта практического использования, Shahed-131 известны их эффектным применением по нефтеперерабатывающей инфраструктуре в Абкайке в Саудовской Аравии.
Подведение итогов
Как было отмечено, Иран достиг определенных успехов в реализации собственных проектов в области систем БПЛА и оснащении национальных вооруженных сил отечественными разработками. Конечно, можно говорить о том, что создаваемые в стране беспилотные системы не вполне соответствуют уровню, демонстрируемому мировыми лидерами в этой сфере. Однако нет сомнений в том, что они способны решать определенные задачи, что было неоднократно и наглядно продемонстрировано на примерах в разных странах мира.
Отдельно стоит упомянуть условия, в которых эти успехи были достигнуты. Введенные в отношении Ирана санкции, с одной стороны, ограничили стране доступ к военной технике и вооружениям, но, с другой стороны, они же одновременно стимулировали поиск альтернативных путей парирования имеющихся и перспективных угроз, что во многом предопределило постановку задачи создания собственной индустрии БПЛА.
Не менее значимо, что поставленную задачу в целом удалось решить на фоне того, что для иранских компаний санкциями был также перекрыт доступ к подсистемам и технологиям. Несмотря на указанные препятствия, в стране было освоено производство части чувствительных подсистем для БПЛА. А по не производимым в Иране компонентам были найдены способы обеспечения поставок, причем поставок, видимо, достаточно объемных и регулярных.
Учитывая описанные выше нюансы, опыт Ирана в сфере беспилотной авиационной техники и его достижения на этом поприще весьма значительны. Страна прошла в этом отношении уникальный путь, который сам по себе достоин анализа и изучения.