Уже больше недели в Судане идут боевые столкновения между Силами быстрой поддержки (СБП) под командованием Мухаммеда Хамдана Дагло (Хемити) и регулярными ВС Судана под командованием Абдель Фаттаха аль-Бурхана. Основной причиной конфликта называют план аль-Бурхана включить СБП в состав ВС Судана в течение 2 лет, на что не согласно руководство СБП, которое боится потерять политическое влияние и быть отброшенными от получения финансовой ренты.
Важнейшее влияние на положение в Судане традиционно оказывали монархии Персидского залива. В 2019 г. именно Абу-Даби и Эр-Рияд назывались ключевыми спонсорами военного переворота в стране: несмотря на многолетнюю финансовую подпитку президента Омара аль-Башира, в его режиме их не устраивал устойчивый исламистский фактор, оказывавший воздействие на внешнюю политику Судана. После 2017 г. аль-Башир начал сближение с Турцией и Катаром. Поскольку это угрожало стратегическим интересам ОАЭ и КСА, они снизили финансовую поддержку Судана, что ударило по слабой экономике страны и вызвало массовые протесты.
В апреле 2019 г. ОАЭ и КСА поддержали военный переворот не только политически, но и экономически, содействуя стабилизации положения в Судане. В ходе этого переворота к власти пришла группировка военных под руководством А.Ф.аль-Бурхана, но на первые роли выдвинулся и командующий СБП Хемити. Аравийские монархии пытались выступить посредниками между военными и гражданскими силами, больше поддерживая первых. Они же лоббировали вывод Судана из списка стран-спонсоров терроризма США.
К 2019 г. у Абу-Даби и Эр-Рияда уже имелись устойчивые контакты с военными элитами Судана. Хартум в обмен на кредиты еще при аль-Башире принимал активное участие в йеменском конфликте, направив на аравийских полуостров до 40 тыс. бойцов. Аль-Бурхан руководил силами регулярной суданской армии в Йемене, а Хемити командовал СБП, тоже принимавшими участие в войне. В Йемене СБП получили не столько боевой опыт, сколько вооружение и финансы от Абу-Даби, а потом были перенаправлены в Ливию, где приняли активное участие в защите нефтяных месторождений юга страны, освободив силы Х.Хафтара для штурма Триполи.
Поэтому при очередной попытке военного переворота в октябре 2021 г. аравийские монархии, хотя и потребовали восстановить гражданское правительство, в целом, довольно мягко отнеслись к действиям суданских силовиков. Вероятно, Абу-Даби и Эр-Рияд видели в Судане возможность для реализации египетской военной модели лояльного им режима.
Переходя к текущему кризису важно отметить, что аравийские монархии будут стремиться официально не выбирать сторону, пока не станет понятно, кто выигрывает, чтобы сохранить свои инвестиции и нормальные отношения с обоими полюсами конфликта.
В то же время, тогда как Саудовская Аравия с первых дней пыталась примирить стороны, выступив переговорщиком, некоторые моменты дают возможность предположить, что ОАЭ больше склонны к поддержке Хемити.
Во-первых, Абу-Даби лоббировал его назначение на экономические посты ранее.
Во-вторых, именно Хемити был использован ОАЭ и в Йемене, и в Ливии, чего в Абу-Даби не скрывают.
В-третьих, на днях сообщалось об отправке помощи для СБП со стороны Хафтара, что усилило вопросы о роли ОАЭ.
В-четвертых, Хемити участвует в торговле золотом с ОАЭ, а его брат отвечает за бизнес и живёт в эмирате Дубай. Да и сам Хемити в своей риторике обращается к привычным «пугалкам» для ОАЭ, заявлял о радикальном исламизме аль-Бурхана[i].
Аль-Бурхан как выходец из старых элит режима аль-Башира действительно имел контакты с исламистами, однако говорить об этом как устоявшемся факте сложно. Кроме того, не стоит забывать, что с аль-Бурханом ОАЭ довольно успешно договорились о строительстве огромного порта на Красном море, хотя местные племена были против присутствия Эмиратов.
Подводя итог вышесказанному, отметим, что Саудовская Аравия эвакуировала катарских граждан из Судана. Что может быть более ярким подтверждением окончания кризисного этапа в отношениях стран Персидского залива? Не стоит также забывать и о Катаре, который давно пытается играть роль посредника во внутрисуданском противостоянии, особенно в конфликте в Дарфуре.
В 2020 г. Катар, наряду с Египтом выступил одним из спонсоров Соглашения в Джубе между правительством Судана и Суданским революционным фронтом, представляющим дарфурские вооруженные группы. Соглашение однако не положило конец противостоянию, и Катар продолжал свои посреднические усилия и в 2023 г. Особенно активно он взаимодействовал с дарфурскими группами, базирующимися в Ливии и имеющими связи с Х.Хафтаром – здесь интересы ОАЭ и Катара как раз пересекаются.
В нынешнем кризисе Катар занимает скорее выжидательную позицию. Связи у Катара есть и с аль-Бурханом и с Хемити. Яркий показатель – выступление обоих политиков на катарском телеканале «Аль-Джазир» в первый день кризиса, в то время как эмиратский Sky News Arabia дал выступить лишь Хемити.
Тем не менее, идеологически Катару, сохраняющему исламистский аспект своей внешней политики, ближе генерал аль-Бурхан. Он был теснее связан с бывшим президентом Судана Омаром аль-Баширом и исламскими партиями в его окружении. Об этом говорит интенсивность встреч официальных лиц: всего за месяц до кризиса, 6 марта, аль-Бурхан встретился с эмиром Катара, а также министром обороны с целью обсуждения военного сотрудничества.
Таким образом, политические распри и непрекращающееся противостояние из-за стремления установить контроль над ВС Судана продолжают подрывать процесс перехода к гражданскому правлению в стране, тем самым разрушая надежды простых людей на демократизацию институтов власти.
С момента обретения независимости в Судане произошло больше конфликтов, чем в любом другом африканском государстве. Переходный период должен был ознаменовать начало в стране гражданского правления, однако военные отказались следовать этому плану.
Принимая во внимание политическую ситуацию, столкновение обеих групп можно охарактеризовать как «конфликт интересов». После свержения автократического правления Омара аль-Башира и подписания Конституционной декларации, соглашение между военными и организацией «Силы за свободу и перемены», представляющей гражданское население и вооруженные оппозиционные группы, передало большинство полномочий гражданской администрации.
Подводя итог, для аравийских монархий, стремящихся сейчас к временной концентрации на внутреннем развитии, очередной кризиса в стратегическом регионе Африканского рога не является выгодным. Когда ОАЭ стремится к контролю ключевых торговых путей в западной части Индийского океана, а Саудовская Аравия начинает развивать свои собственные проекты на побережье Красного моря, пытаясь закончить йеменскую кампанию, появление очередного кризиса вблизи границ отнимает необходимые для экономического развития стран ресурсы и угрожает длительной дестабилизацией близлежащих стран.
[i] https://twitter.com/GeneralDagllo/status/1647887773011959809?s=19