Совершил первый полет турецкий вертолет Т625 с двигателями национальной разработки TS1400
22 апреля 2023 года на аэродроме турецкого авиастроительного объединения Turkish Aerospace Industries (TAI) в Анкаре совершил первый полет опытный образец турецкого многоцелевого вертолета T625 Gökbey, впервые оснащенный двумя турбовальными двигателями турецкой разработки TS1400. Двигатель TS1400 в классе мощности 1400 л. с. разработан двигателестроительным подразделением TAI — TAI Engine Industries (TEI)[i].
Многоцелевой вертолет Т625 Gökbey разрабатывается при головной роли TAI с 2010 года при правительственном финансировании и по контрактам с Управлением оборонной промышленности Турции (SSB) в рамках программы Turkish Light Utility Helicopter (TLUH, также проект ранее был известен как Özgün – «самобытный»). Вертолет предназначен для коммерческого и военного применения. Изначально он заявлялся как «пятитонного класса», однако в итоге получил индекс Т625, который официально расшифровывается как «шеститонный – двухдвигательный – пятилопастный». В гражданском исполнении вертолет Т625 должен иметь вместимость до 12 пассажиров плюс два члена экипажа. Хотя Т625 заявляется как «100-процентная самостоятельная разработка TAI», однако облик вертолета близок к машинам итальянской компании Leonardo Helicopter (бывшая AgustaWestland), что заставляет предположить участие последней в НИОКР, особенно в свете сотрудничества сторон по производству в Турции боевого вертолета T129 АТАК (AW129).
Построенный TAI первый прототип вертолета Т625 (регистрационный номер ТС-HLP), выполненный в коммерческом многоцелевом исполнении, был впервые публично продемонстрирован в мае 2017 года на проходившей в Стамбуле международной выставке IDEF-2017 и совершил первый полет в режиме висения в Анкаре 6 сентября 2018 года, первый полет по полному профилю был произведен в начале 2019 года. Второй полностью комплектный прототип Т625 (Р1, регистрационный номер ТС-HLI) совершил первый полет 29 июня 2019 года. Третий прототип Р2 (регистрационный номер ТС-HLV) совершил первый полет 27 июня 2021 года. Еще один опытный образец (регистрация на борту закрыта) совершил первый полет теперь с двигателями TS1400.
Опытные и первые серийные образцы вертолета Т625 оснащаются двумя американскими турбовальными двигателями LHTEC (Rolls-Royce/Honeywell) CTS800-4АТ взлетной мощностью по 1373 л.с., которые в исполнении CTS800-4А используются также на вертолете Т129 АТАК. По контракту 2015 года TAI заказала у LHTEC 10 двигателей CTS800-4АТ для оснащения прототипов Т625. С 2017 года по контракту с SSB сроком в восемь лет TEI ведет создание собственного турбовального двигателя в классе мощности 1400 л.с. для замены экспортных двигателей серии CTS800 на вертолетах Т625 и в перспективе на Т129. Стендовый образец двигателя TS1400 был впервые представлен публично 11 декабря 2020 года, и теперь начаты летные испытания двигателей на опытном образце вертолета Т625. Также создается турбовинтовой вариант турбовального двигателя TS1400, предлагаемый к применению на учебно-боевом самолете TAI HURKUS-B/C. Серийное производство TS1400 ожидается с 2025-2026 годов.
Как известно, первые три серийных вертолета Т625 были заказаны турецкой жандармерией, первый из них (бортовой номер J-6001) был выкачен TAI в декабре 2022 года и планируется к поставке в 2023 году (первоначально заявлялось о начале поставок их в 2022 году).
Первый полет турецкого учебно-боевого самолета Hürjet
25 апреля 2023 года на аэродроме турецкого государственного авиастроительного объединения TAI в Анкаре совершил первый полет первый опытный образец турецкого национального сверхзвукового учебно-тренировочного и легкого боевого самолета Hürjet. Прототип был не окрашен и не нес бортовых номеров[ii].
Решение о реализации под эгидой TAI программы турецкого национального реактивного учебно-тренировочного и учебно-боевого самолета под условным обозначением Hürjet (от названия разработанного TAI турбовинтового учебно-тренировочного самолета Hurkus + Jet) было принято турецким правительством в ноябре 2017 года. Ранее в августе 2017 года совет директоров TAI одобрил начало реализации программы этого самолета. В июле 2018 года SSB выдало TAI контракт на полномасштабные НИОКР по самолету.
В июле 2018 года на авиасалоне в Фарнборо (Великобритания) был продемонстрирован полноразмерный макет Hürjet. Постройка первого опытного летного образца Hürjet на головном предприятии TAI в Анкаре перешла в заключительную стадию в июне 2022 года, выкатка первого прототипа состоялась 23 декабря 2022 года. 30 января 2023 года на нем был произведен первый запуск двигателя, а 18 марта 2023 года на первом прототипе были начаты рулежки и пробежки. Всего планируется изготовление двух опытных образцов для летных испытаний, и еще двух – для статических испытаний.
Двухместный самолет оснащен одним ТРДДФ американского производства General Electric F404-GE-102 тягой около 8000 кгс, хотя в перспективе планируется установка на Hürjet двигателя турецкой разработки. Согласно официальным данным TAI, Hürjet имеет длину 13,6 м, размах крыла 9,5 м и высоту 5,1 м. Максимальная скорость полета заявлена в М=1,4, практический потолок – 13700 м, перегоночная дальность полета – более 2200 км, скороподъемность – 200 м/с, максимальная эксплуатационная перегрузка – 8 g. В боевом варианте самолет может нести до 3000 кг боевой нагрузки на семи узлах внешней подвески.
Для ВВС Турции самолет разрабатывается в двух серийных вариантах. Самолет повышенного этапа летной подготовки и переходный Hürjet-B предназначен для замены в ВВС Турции американских самолетов данного назначения Northrop T-38 и F-5A/B. Также самолетами этой версии планируется переоснастить турецкую демонстрационно-пилотажную группу Turkish Stars (Türk Yıldızları), летающую сейчас на восьми старых истребителях NF-5A/B. Легкий боевой самолет Hürjet-С планируется использовать в качестве легкого штурмовика. Национальная сертификация и начало серийного производства варианта Hürjet-В весьма оптимистично планируются на конец 2025 года. Первая предварительно планируемая к закупке для ВВС Турции партия составит 16 самолетов Hürjet-В, хотя пока что твердый контракт TAI не получен.
Заявлялось также о планах создания палубного боевого варианта Hürjet для оснащения турецкого универсального десантного корабля L 400 Anadolu и перспективных турецких авианесущих кораблей (24 апреля 2023 года президент Турции Р.Т.Эрдоган заявил, что Турция намерена построить новый авианосец, «по размерам вдвое превышающий Anadolu»).
В заключение отметим, что в соответствии с современными требованиями изменившейся военно-политической ситуации турецкое руководство поддерживает и развивает национальную авиационную промышленность. Руководство страны предпринимает все необходимые усилия по сохранению и наращиванию своего научно-технического потенциала путем параллельной разработки авиационной техники различного назначения.
[i] https://www.dailysabah.com/business/defense/national-utility-chopper-takes-flight-with-1st-turkiye-built-engine
[ii] https://www.savunmasanayist.com/hurjet-jet-egitim-ucagi-ilk-ucusunu-gerceklestirdi/