Иран: октябрь 2009 года. Военно-политическая ситуация

1. ВНУТРИПОЛИТИЧЕСКАЯ ОБСТАНОВКА

В октябре одним из основных событий, причем, трагических событий был террористический акт на юго-востоке страны. 18 октября суннитская группировка «Джунудалла» осуществила диверсию в городе Сарбаз. В результате жертвами теракта стали, по разным данным, от 42 до 49 человек, в том числе 15 командиров Корпуса стражей исламской революции. В списке погибших — заместитель командующего сухопутными войсками КСИР генерал Нурали Шуштари и командующий Корпусом стражей исламской революции в провинции Систан-Белуджистан генерал Мухаммад-заде.

Эта иранская провинция на протяжении многих лет считается очень неспокойным регионом. Там действуют десятки исламистских группировок, в том числе наиболее известная из них — «Джунудалла».

 

Справка: Суннитская экстремистская группировка «Джунудалла» («Солдаты Аллаха») действует против властей ИРИ и шиитов в иранской юго-восточной иранской провинции Систан-Белуджистан (на границе с Пакистаном) и имеет связи с «Аль-Каидой».

Группировка является международной и внесена рядом стран, в том числе и в России, в список запрещенных для просветительской и другой деятельности. Ее филиалы ведут подрывную деятельность в Иране, Пакистане, Афганистане, Палестине, Сирии, Ливане, Ираке, Египте, Алжире, Мавритании, Судане, Сомали и Малайзии. Действия группировки отличаются крайним экстремизмом, нежеланием идти на любые компромиссы и стремлением к достижению своих целей, не взирая ни на какие жертвы. Основными средствами борьбы являются террористические и диверсионные акты.

«Джунудалла» требует от правительства защиты прав народа балуч (белуджей) – мусульман-суннитов.

 

Позднее в октябре власти Пакистана выдали Ирану 18 экстремистов из группировки «Джунудалла», причастных к теракту в Сарбазе. Среди выданных иранской стороне — брат лидера группировки Абдулы Малека Риги.

Некоторые представители руководства Ирана заявили о причастности к теракту спецслужб США и Великобритании, (где негативно относятся к КСИР), а также пакистанских спецслужб. Однако Вашингтон, Лондон и Исламабад отвергли обвинения в своей причастности к теракту.

Все члены Совета Безопасности ООН поддержали заявление председателя с осуждением теракта в Иране. Накануне теракт в Иране осудил также и генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун

Другой новостью, взволновавшей всех, стала информация о якобы ухудшении здоровья духовного лидера аятоллы Али Хаменеи и тем более о его смерти. Однако это были лишь слухи. Верховный лидер ИРИ аятолла Сейед Хаменеи выступил в эфире иранского телеканала в связи с терактом в Систан-Белужистан. Сам факт появления 71-летнего аятоллы Хаменеи в телеэфире опровергает слухи о его смерти, распространенные ранее некоторыми СМИ. По их утверждению формальное заявление о кончине верховного лидера ИРИ должно быть сделано утром 15 октября.

Но теракт в Сарбазе был в октябре не единственный. Через день после данного инцидента боевики застрелили двух сотрудников иранской полиции в городе Ираншехр провинции Систан-Белуджистан.

В октябре в ИРИ продолжалась внутриполитическая борьба. Свыше 100 депутатов иранского меджлиса (из 290) потребовали привлечь к судебной ответственности лидера реформаторского движения Мир-Хосейна Мусави. Соответствующий иск, как сообщили СМИ, подан генеральному прокурору ИРИ. Г-на Мусави обвиняют в том, что он своими «подстрекательскими заявлениями нанес ущерб национальной безопасности и исламскому строю». В случае начала судебного расследования 67-летнему экс-премьеру грозит тюремное заключение сроком не менее 10 лет. Однако генеральный прокурор Тегерана Аббас Джафари Довлатабади заявил, что в Генпрокуратуру на господ Карруби и Мусави ни от представителей парламента, ни от преподавателей университета жалоб не поступало.

Напомним, кандидат в президенты Мир-Хосейн Мусави не признал законными как результаты июньских президентских выборов, так и новое правительство Ирана, сформированное Махмудом Ахмадинежадом. Г-н Мусави заявил, что продолжит «отстаивать права граждан на честное голосование и добиваться проведения повторных президентских выборов». Как известно, против результатов президентских выборов, состоявшихся 12 июня, выразили протест миллионы иранцев. Протесты встретили жесткую реакцию со стороны правительства. Хотя акции, в результате которых были арестованы более 1000 и погиб 31 человек, и поутихли, протесты продолжаются.

Продолжается и реакция властей на летние выступления оппозиции. В октябре пришли сообщения, что иранский суд приговорил к смертной казни трех участников демонстраций протеста, прошедших в стране после победы на президентских выборах Махмуда Ахмадинежада. В конце месяца был также зачитан приговор 50 арестованным оппозиционерам.

Арестованные участники антиправительственных демонстраций обвиняются в пособничестве террористическим группам, установке взрывных устройств, перевозке огнестрельного оружия, ручных бомб, преднамеренном нападении на полицейских и добровольцев, нападении на университеты и полицейские участки, направлении в зарубежную печать фотографий, связанных с митингом, разбое, нарушении порядка, нанесении ущерба общественному и государственному имуществу.

Иранские власти в октябре закрыли еще три оппозиционные газеты, критически настроенные по отношению к президенту Махмуду Ахмадинежаду. Это: в Тегеране — «Фархаде ашти» и «Арман», а в Ширазе — «Тахлиль-е-руз». Причины не уточняются. Однако три закрытых ежедневных газеты отличались симпатиями по отношению к тем, кто протестовал против спорной победы Ахмадинежада на президентских выборах.

Ситуация в Иране озаботила международную организацию Amnesty International. В официальном сообщении организации сказано, что в Иране инакомыслие и мирное выражение собственного мнения, не совпадающего с политикой правящего режима, считается преступлением и преследуется законом. В этой связи директор программы по Ближнему Востоку и Северной Африке Amnesty International отметил: «Заявление аятоллы Али Хаменеи по поводу того, что критика результатов июньских президентских выборов является преступлением, — это попытка установить уголовную ответственность за мирное проявление инакомыслия и недовольство политическим процессом».

Репрессии властей затрагивают и права иранцев на выезд из страны. Так, в октябре был запрещен выезд в Германию видному иранскому активисту борьбы за права человека Абдолфаттаху Солтани. В ФРГ он должен был получить премию в области прав человека.

Иранская делегация в составе восьми известных иранских кинорежиссеров и актеров отправилась в США, где она приняла участие в мероприятиях, посвященных теме иранского кино в Америке. Однако выезд за рубеж был запрещен двум членам делегации — режиссеру Моджтабу Миртахмасибу и известной актрисе Фатиме Мотемидариан.

Власти Ирана в который раз проигнорировали свои международные обязательства по правам человека. В ИРИ произведена казнь за преступление, совершенное несовершеннолетним. В тюрьме Эвин города Тегеран был казнен признанный виновным в убийстве 17-летний Бехнуд Шоджаи. Согласно статье 37 Конвенции по правам детей, который Иран подписал, Тегеран официально принял обязательство о не вынесении смертных приговоров лицам, не достигшим 18 лет (в момент совершения преступления). Но Верховный суд страны в 2007 году утвердил смертный приговор в отношении Шоджаи и направил для исполнения министерству юстиции Ирана, что и было исполнено в октябре.

Однако, судя по всему, недовольные существующими порядками в стране не сдаются. Проходившие в октябре в Тегеране XVI Международный фестиваль и выставку информационных агентств и прессы посетил главный советник экс-кандидата в президенты Ирана Мир-Гусейна Мусави – Али Реза Хосейни Бехешти. Появление Бехешти на экспозиции стало поводом тому, что сторонники оппозиционного лидера начали скандировать лозунги против нынешнего президента страны Махмуда Ахмадинежада «Смерть диктатору!», «Да здравствуют Мусави и Кярруби!». Аналогичная ситуация, повлекшая беспорядки, имела место на выставке двумя днями ранее. Тогда во время посещения Международной выставки экс-кандидатом в президенты Ирана Мехди Кярруби произошли столкновения. В результате вмешательства сотрудников безопасности Кярруби был выведен из выставочного салона.

В октябре стало известно о скандале между иранской оппозицией и руководством Интернет-компанией Yahoo. Как утверждают представители оппозиции, корпорация предоставила иранским властям данные учетных записей блогеров, критиковавших в своих интернет-дневниках руководство ИРИ и размещавших информацию о положении в стране во время протестов, охвативших Иран после президентских выборов. Руководство Yahoo отвергло все обвинения.

Моджтахед (авторитетный богослов, имеющий право толковать Коран), оппозиционный Ахмадинежаду аятолла Хосейн Али Монтазери в обращении к соотечественникам – шиитам отменил празднование дня рождения (30 октября) восьмого Имама шиитов Али ибн Мусы (Имам Реза), чтобы разделить горе семей, члены которых были арестованы после выборов в стране. Сравнивая нынешний режим с режимом шахского правления, аятолла Монтазери напомнил о том, что до исламской революции аятолла Хомейни тоже отменял празднование дня рождения имама из-за жестокого обращения шаха с народом.

Однако власти провели празднование, и 180 депутатов меджлиса и президент Ахмадинежад посетили Мешхед по случаю дня рождения восьмого из двенадцати имамов. По случаю празднования в центре иранского города Мешхед был запущен в небо самый большой на Ближнем и Среднем Востоке дирижабль. Дирижабль, с объемом оболочки в 3500 кубометров и рассчитанный на четырех человек, может подняться в воздух со всех аэропортов Ирана и совершать перелеты на дальние расстояния.

В октябре иранские власти продолжили перманентную борьбу со шпионами. Так, по обвинению в шпионаже (правда, не указано в интересах какой страны) был арестован гражданин Азербайджана специалист по лазерным технологиям ведущий инженер лаборатории физико-биологических систем Института физических проблем Бакинского государственного университета (БГУ) Рашид Алиев. Ученый в рамках контракта, заключенного между иранской фирмой Sazan Elektronics Industry Сompany и БГУ, сотрудничал с этой иранской компанией.

Президента Ахмадинежада критикуют не только либералы и прагматики, но и консерваторы из высших клерикальных кругов. Консервативное духовенство ИРИ выступило против избрания женщин посты губернаторов провинций. Так, один из высших духовных лиц Ирана аятолла Сафи Гольпайегани раскритиковал некоторые направления в политике правительства Ахмадинежада, в том числе и роль женщин в политике. «Если кто-либо не примет во внимание слова теологов и сторонников исламской революции, он может столкнуться с гневом Аллаха и народа», — сказал по этому поводу аятолла Гольпайегани.

По его словам, ни одна религия так не ценит женщин, как исламская. Исламская религия обязывает мужчин уважать права женщин. «Однако это не значит, что женщины должны работать на должности, подобающей мужчине. Исламская культура отличается от культур Запада и Востока», — сказал он. Кроме того, клерикалы-консерваторы выразили свои протесты и по поводу назначения президентом Ахмадинежадом женщины на пост министра в своем новом правительстве.

В Иране вновь усиливается борьба против «культурной агрессии Запада», в том числе и против кукол Барби и Кена, которые сравниваются с «троянским конем, который скрывает в себе множество агрессоров против исламской культуры».

Иранское духовенство постоянно предостерегает против «невосполнимого ущерба», который наносят мусульманским детям такие персонажи как Барби, Бэтмен, Гарри Поттер и Спайдермен. Борьба с «культурным вторжением Запада» длится уже тридцать лет затронула и другие продукты западной культуры: фильмы, музыку, моду.

 

2. ОСНОВНЫЕ ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКИЕ СОБЫТИЯ

В октябре опубликованы новые данные о количестве мусульман на земном шаре. Комплексное демографическое исследование более чем в 200 странах установило: на сегодняшний день на планете проживает около 1,57 млрд мусульман всех возрастов. Это составляет 23% мирового населения, которое по оценкам на 2009 г. достигает 6,8 млрд человек.

Из общего мусульманского населения 10-13% — шииты, а 87-90% — сунниты. Большинство шиитов (68-80%) проживает в четырех странах: Иране, Пакистане, Индии и Ираке.

Более 300 млн приверженцев Ислама, или одна пятая мирового мусульманского населения, проживает в государствах, где ислам не является основной религией. Эти страны с мусульманскими меньшинствами по большей части довольно крупные. К примеру, исламская община Индии — третья по величине в мире. В Китае живет больше мусульман, чем в Сирии, а в России — больше, чем в Иордании и Ливии вместе взятых.

Иранское руководство в октябре продолжало активную внешнюю политику. Как и всегда, важнейшим ее направлением было американское. В начале месяца произошло, можно сказать, историческое событие – впервые за много лет состоялась официальная (а не тайная) встреча между высокопоставленными представителями США и Ирана. Это произошло в Женеве, где проходили переговоры по иранской ядерной проблеме. Состав участников встречи не уточнялся. Но американскую делегацию в Женеве возглавлял заместитель госсекретаря Уильям Бернс, а иранскую – секретарь Высшего совета национальной безопасности ИРИ Саид Джалили.

В Вашингтоне в последние месяцы неоднократно подчеркивали, что США заинтересованы в разностороннем развитии отношений с Ираном, не хотят его изоляции, готовы нормализовать отношения с Ираном, торговать с Ираном, принимать серьезно их интересы безопасности.

Однако адекватной реакции из Тегерана не было отмечено. Видный иранский политик, глава Совета по целесообразности, бывший президент ИРИ аятолла Рафсанджани заявил, что для того, чтобы увидеть положительный сдвиг в отношениях между Тегераном и Вашингтоном, президенту США следует воплотить в жизнь свой девиз «об изменениях». Аятолла Рафсанджани подчеркивал, что многие страны надеялись: новому президенту удастся произвести революцию в американской политике, однако он пока не оправдал ожиданий. Заметим, что аятолла Рафсанджани является умеренным консерватором-прагматиком, по сути, центристом в иранской политической палитре и явным оппонентом (если не сказать резче) нынешнего президента Ахмадинежада. По-видимому, на американском треке особых, принципиальных разногласий между политическими соперниками в ИРИ нет.

Духовный лидер Ирана аятолла Али Хаменеи заявил, что его страна не намерена вести прямых диалогов с США. О мнении главы государства сообщил, вице-спикер меджлиса (иранского парламента) Мохаммад Реза Бахонар. Он отметил: «В настоящее время Верховный совет национальной безопасности и Верховный лидер подчеркивают, что наша стратегическая политика базируется на отсутствии диалогов с США… Поэтому мы не будем вести никаких прямых переговоров с США».

Ко всему нагромождению проблем между ИРИ и США добавилась еще одна – исчезновение иранского физика-ядерщика Шахрама Амири. Министр иностранных дел Манучехр Моттаки заявил, что Иран располагает документами, доказывающими причастность Америки к его исчезновению. Он также добавил, что основным виновником Иран считает Саудовскую Аравию, а США выступает своего рода вдохновителем ареста ученого.

Это не первый случай исчезновения иранских ученых, связанных с ядерной программой страны: в 2007 году Али Реза Аскари, бывший заместитель министра обороны и генерал Корпуса стражей исламской революции (КСИР), пропал в Турции. Г-н Моттаки подал генсеку ООН Пан Ги Муну официальную жалобу по поводу исчезновения четырех граждан Ирана, связанных с атомными проектами. Со своей стороны, США заявили, что не располагают никакой информации о пропавших ученых.

В октябре Тегеран проявил активность на турецком направлении. Это особенно проявилось во время визита премьер-министра Турции Реджепа Тайипа Эрдогана в Иран. Турецкий премьер был принят высшим руководством ИРИ. В ходе визита обсуждались двусторонние отношения, региональные и международные вопросы. Премьер-министр Турции отметил, что турецко-иранские связи в политической и экономической сфере развиваются успешно. Он сказал: «За последние два года торговый оборот между нашими странами вырос в 6 раз…Необходимо увеличить торговый оборот между Ираном и Турцией до 20 млрд долларов», с нынешних 13 млрд Для сравнения: товарооборот РФ с ИРИ составляет около 3,2 млрд долларов.

На встречах и переговорах стороны неоднократно заявляли о братских отношениях, существующих между двумя странами. Таким образом, визит турецкого премьера прошел в теплой дружеской обстановке, демонстрирующей явное сближение стран. Несомненно, со стороны Турции прослеживаются определенные побудительные моменты. В политическом плане – это, несомненно, обиженность неудачной посреднической миссией по линии Израиль – ХАМАС и Израиль – Сирия. Анкара обвинила в своих неудачах Иерусалим. Это стало одним из поводов для Анкары резко обвалить турецко-израильские отношения и посмотреть на Восток, на Иран. Это дало возможность президенту ИРИ Махмуду Ахмадинежаду заявить, что позиция премьер-министра Турции Реджепа Тайипа Эрдогана против сионистов обрадовала народы мира. В свою очередь, на встрече с г-ном Эрдоганом Верховный лидер ИРИ подчеркнул, что западные страны не способны решить палестинский вопрос, а также проблемы Ирака и Афганистана и создать там демократические общества.

Кроме того, активизация Турцией своего движения в восточном, мусульманском направлении является своеобразной реакцией на имеющиеся у этой страны сложности на пути к Европейскому Союзу.

Не в малой степени притяжение к Ирану объясняется обеспокоенностью Анкары возможностью военного удара по своему восточному соседу со стороны США и/или Израиля.

В экономическом плане – исключительно прагматические меркантильные соображения. Ведь Турция это естественный и на сегодняшний день сухопутный путь иранских углеводородов в Европу. На их транзите Анкара может заработать не один миллиард долларов. Речь может идти и о газопроводе «Парс» от иранских месторождений на юге до ирано-турецкой границы и о газопроводе «Набукко», об участии в котором все громче говорят в Тегеране.

Иран, в свою очередь, крайне заинтересован, если не в союзнике, то хотя бы в партнере, поддерживающем его многовекторные политические устремления (пусть даже на словах). Турция, как мощная развивающаяся держава, член НАТО, как нельзя лучше подходит для этих целей, не говоря уже об экономических выгодах от сотрудничества с этой страной. Ведь сегодня у Тегерана наблюдается явный дефицит союзников. «Хизбалла» и ХАМАС, Сирия и Судан, Венесуэла и Боливия – вот, пожалуй, и весь основной список друзей.

Укрепление турецко-иранских связей не вписывается в общую антииранскую направленность главного союзника Турции – США. Недаром, помощник госсекретаря США Ф. Гордон, комментируя новую турецко-иранскую договоренность о добыче и сбыте иранского природного газа, сказал, что Америка считает, что сейчас «не время для нормального ведения бизнеса» с Ираном не только для нее самой, но и «для других стран». При этом г-н Гордон напомнил Анкаре, что в США также есть законодательство, «требующее введения санкций, когда другие страны делают существенные капиталовложения в энергетический сектор Ирана». Это прозвучало как предупреждение Анкаре.

На фоне поиска новых друзей проявляется в иранской внешней политике и объективная потребность восстановить хотя бы минимум контактов со своими главными противниками, причем не только США, но и Израилем.

Как сообщили в октябре австралийские СМИ, в сентябре в Каире для прямых переговоров по вопросу ядерного оружия встречались высокопоставленные представители Ирана и Израиля. Переговоры проходили под эгидой правительства Австралии. Встреча состоялась в рамках многосторонней дискуссии специалистов Международного совета по атомному разоружению. Участники сообщили, что дискуссии были очень бурными. Существенного прогресса на переговорах достигнуто не было, однако представители Ирана и Израиля вели интенсивные и серьезные беседы, на которых обсуждались самые различные варианты, в том числе полное «освобождение» Ближнего Востока от ядерного оружия.

Израиль на этой встрече представляла участница Комиссии по атомной энергии Мерав Цапари-Адис. Помимо нее на встрече находился бывший министр иностранных дел Шломо Бен-Ами, не имеющий официального статуса. Иран представлял посол Тегерана в МАГАТЭ Али Асгар Султание.

В конференции приняли также участие представители Греции, Турции, Иордании и других стран. На встрече обсуждалась перспектива созыва региональной конференции – возможно под эгидой генсека ООН – для обсуждения возможного соглашения о полном ядерном разоружении стран Ближнего Востока.

Идея нормализации ирано-израильских отношений просто витает в политической атмосфере. Так, в октябре министр иностранных дел России Сергей Лавров в своем интервью РИА «Новости», телеканалу «Russia Today» и радиостанции «Голос России» сказал: «Нужно стремиться к тому, чтобы Израиль и Иран начали налаживать отношения. В этом нет ничего невозможного, история знает массу примеров, когда заклятые противники находили способ договариваться. Те же палестинцы в свое время во главе с Ясиром Арафатом. Никто даже и не помышлял, что израильтяне могут о чем-то с ними говорить, но все-таки ситуация кардинально изменилась.

Израиль, между прочим, не так давно по историческим меркам, в шахский период, оказывал содействие Ирану в создании ракетной программы. Практически все потребности Израиля в нефти обеспечивались Ираном. Кстати, в Иране есть весьма уважаемая и не притесняемая иудейская община. Выходцы из Ирана пользуются уважением и авторитетом в Израиле. Не знаю, когда, но, думаю, обязательно произойдет нормализация отношений. Главное сейчас сконцентрироваться на существе дела и не нагнетать страсть. Война никому не нужна».

Действительно, война никому не нужна, но найдет ли такая позиция понимание в Тегеране, где на протяжении 30 лет не признают законным само существование государства Израиль? Время покажет.

Сложности у Тегерана существуют не только на «американо-израильском плацдарме», но и в ареале арабских стран, со своими единоверцами. В октябре вновь в который раз был поднят вопрос о трех спорных островах в Персидском заливе.

Острова Абу-Муса, Большой и Малый Томб, являющиеся причиной более чем 30-летнего территориального спора с ОАЭ, принадлежат Тегерану, заявил официальный представитель МИД ИРИ Хасан Кашкави.

«Если речь идет об административной ошибке вокруг этого вопроса, мы готовы к диалогу, чтобы развеять сомнения. Однако мы никогда не будем вести переговоры о принадлежности этих островов, которые всегда находились в собственности Ирана, и будут принадлежать ему вечно», — сказал Кашкави. Отметим, что эти острова расположены у входа в Ормузский пролив, через который проходит до 80% всей добываемой в регионе нефти.

У иранцев и арабов не только материальные, но и духовные споры. Так, в конце октября министр хаджа Саудовской Аравии Фуад аль-Фарси заявил, что Иран не должен политизировать хадж. Это заявление прозвучало после того, как Тегеран выразил опасение, что иранцы могут столкнуться с плохим обращением во время совершения паломничества.

Напомним, президент Ирана Махмуд Ахмадинежад и верховный лидер страны аятолла Али Хаменеи предупредили недавно, что в Саудовской Аравии, где проживают в основном мусульмане-сунниты, паломники из преимущественно шиитского Ирана могут подвергнуться оскорблениям во время совершения хаджа, который начнется уже в ноябре.

«Если на иранских хаджиев будут наложены ограничения, ИРИ примет соответствующие меры», — заявил президент Ахмадинежад. В свою очередь аятолла Хаменеи также отметил, что отмечалось много случаев «оскорблений и плохого обращения с некоторыми мусульманами-шиитами», подчеркнув, что «саудовское правительство должно принять меры против подобных действий».

В ответ на эти высказывания Фуад аль-Фарси, заметил, что его министерство делает все возможное, чтобы облегчить миллионам паломников из 85 стран мира совершение ритуалов хаджа. Однако любые политические мероприятия, в силу необычайной многолюдности, сразу же создают значительные неудобства для хаджиев.

Вполне вероятно, что Иран попытался улучшить ирано-арабские отношения, воспользовавшись участием в шестом заседании соседних с Ираком стран. В прошедшем в середине октября заседании приняли участие главы МВД Ирака, Ирана, Саудовской Аравии, Бахрейна, Египта, Кувейта, Сирии, Иордании и Турции. Бахрейн и Египет участвовали в заседании в качестве наблюдателей. В заседании также было предусмотрено участие и представителей Лиги арабских стран и Организации Исламская Конференция. Иранскую делегацию возглавлял руководитель МВД Ирана Мустафа Мухаммед Наджар, который провел встречи со своими коллегами из других стран. Однако информации об их результатах нет.

В октябре террористический акт в иранской провинции Систан-Белуджистан стал, ко всему прочему, причиной осложнения ирано-пакистанских отношений. Общая обеспокоенность Тегерана и Исламабада усилением терроризма на границе двух стран не становится объединяющим фактором. Возмущенные убийством командиров КСИР подразделения Корпуса проникли на территорию Пакистана с целью ликвидации руководителей суннитской экстремистской группировки «Джунудалла». Однако пакистанские военные захватили 11 иранских военнослужащих. Правда позже власти Пакистана задержанных отпустили, однако ситуация оставалась напряженной. Ведь ксировцы не исключили возможность военных операций против экстремистов на пакистанской территории без санкций Исламабада. Однако ни Иран, ни Пакистан не заинтересованы в прямом вооруженном противостоянии. Неслучайно первоначальную информацию о принадлежности задержанных к КСИР Тегеран опроверг, назвав их пограничниками. Одновременно президент Пакистана Асиф Али Зардари обещал Тегерану помощь в борьбе с террористами.

Неприятный эпизод произошел и в ирано-азербайджанских отношениях. 4 октября на Интернет-сайтах иранской государственной Организации радио и телевидения был размещен видео-ролик и статья, касающиеся внутренней и внешней политики Азербайджана. В материале была искажена политика Азербайджана, грубо оскорблен государственный флаг республики, являющийся национальным символом страны. Материалы также содержат обвинения клеветнического характера в адрес членов правительства и парламента Азербайджана, других государственных чиновников. В МИДе Азербайджана, куда был вызван посол ИРИ, было заявлено, что распространение подобных материалов официальными средствами массовой информации Ирана стало причиной серьезной обеспокоенности азербайджанской стороны. Подобные материалы помещались в официальных органах прессы Ирана и ранее, в связи с чем азербайджанская сторона неоднократно высказывала свою озабоченность по этому поводу. В последнее же время количество подобных оскорблений и клеветы возросло и перешло все границы.

Было подчеркнуто также, что подобные явления могут нанести серьезный ущерб отношениям между странами. Азербайджанской стороной был выражен решительный протест.

Практически одновременно иранский МИД внес в меджлис ИРИ законопроект об односторонней отмене визового режима с Азербайджаном. Как отмечали наблюдатели, безвизовый режим будет выгоден, прежде всего, иранским эмиссарам, несущим в соседний Азербайджан идеи шиитской революции и прославления шиитского правления в ИРИ.

Тема Азербайджана в октябрьской внешней политике ИРИ занимает место и в связи с проблемой Каспия. В столице Азербайджана Баку при участии прикаспийских стран состоялась пятисторонняя встреча по вопросам определения статуса Каспия.

По мнению министра иностранных дел ИРИ Моттаки, «между государствами достигнуты соглашения относительно демилитаризации и безопасности Каспия. Также существует договоренность о том, что здесь не плавают иностранные суда и отсутствует транскаспийская энергетическая транспортировка». Г-н Моттаки подчеркнул, что в Баку достигнуто соглашение об учреждении Экологического секретариата по использованию и охране природных ресурсов Каспия. При этом, Иран и Азербайджан выдвинули свои кандидатуры на размещение секретариата в этих странах.

Однако вопрос об окончательном решении пяти стран об определении статуса Каспийского моря все еще висит в воздухе. И, по мнению специалистов, решить его в ближайшее время из-за расхождения во мнениях сторон не представляется возможным.

Понимая важность Каспия для Ирана в парламенте этой страны в составе комиссии по внешней политике и национальной безопасности создан специальный комитет под названием «Каспийское море». Комитетом будет вестись в связи исследование и ситуация в связи с этими вопросами будет тщательно отслеживаться.

В октябре в Китае прошло восьмое заседание глав правительств государств-членов ШОС, в котором принял участие вице-президент Ирана Мохаммад Реза Рахими. Его принял премьер Госсовета КНР Вэнь Цзябао. Во время встречи Вэнь Цзябао отметил положительную динамику развития китайско-иранских отношений в последние годы, учащение контактов между руководителями двух стран, а также непрерывные расширение и углубление двустороннего сотрудничества в торгово-экономической и энергетической областях.

Вэнь Цзябао подчеркнул, что китайская сторона уделяет большое внимание развитию отношений с Ираном и желает поддерживать с ним контакты на высоком уровне, укреплять взаимопонимание и взаимодоверие, а также активизировать координацию в международных делах. Премьер Госсовета КНР также отметил, что китайская сторона готова продолжать играть конструктивную роль в мирном решении ядерной проблемы в Иране.

В свою очередь, г-н Рахими заявил, что Иран и Китай — дружественные страны. Иранская сторона считает, что дальнейшее развитие дружественных отношений между двумя государствами отвечает стремлениям руководителей Ирана и иранского народа. Иран надеется на стабильное продвижение вперед взаимодействия с Китаем.

В отношениях России и Ирана наметились определенные изменения. Это, несомненно, результат неконструктивной политики Тегерана, прежде всего, по иранской ядерной проблеме. Терпение даже России начинает истощаться. В свою очередь иранские власти чрезвычайно раздражают диалоги и переговоры российских дипломатов и государственных деятелей с коллегами из США, Израиля, Европейского Союза по иранской ядерной проблеме. Особенно по той причине, что в последнее время (после смягчения «иранского вопроса» новой администрацией Барака Обамы и отказа от размещения ПРО в Польше и Чехии) позиции всех членов «шестерки» не в последнюю очередь из-за несговорчивости Тегерана все больше и больше совпадают.

Впереди новые сложности в российско-иранских отношениях опять-таки на почве иранской ядерной неуступчивости.

 

3. ЯДЕРНАЯ ПРОБЛЕМА ИРАНА

В октябре на основе исследований МАГАТЭ появились данные о состоянии иранского ядерного потенциала на начало ноября 2009 года, которые приводят Дэвид Олбрайт (David Albright) и Жаклин Шайе (Jacqueline Shire) в докладе Вашингтонского института науки и международной безопасности (Institute for Science and International Security — ISIS).

На конец октября число действующих центрифуг, обогащающих уран на предприятии в Натанзе, составило 3936 единиц. Наблюдается снижение количества действующих центрифуг на 656 единиц по сравнению с августом сего года. Ныне, кроме действующих, Иран располагает еще 4756 центрифугами, которые пока не загружены. Таким образом, общее число установленных в Натанзе центрифуг оценивается в 8692 единицы, что на 384 превосходит количество агрегатов, приведенных в августовском докладе МАГАТЭ (8308).

В период с 1 августа по 30 октября 2009 года Иран произвел 255 кг низкообогащенного гексафторида урана, доведя его общее количество до 1763 кг. Среднее ежесуточное производство этого продукта в указанный период составило 2,8 кг, что несколько выше его дневной выработки в предыдущие периоды (с 01.06 по 31.07 Иран произвел 169 кг (2,75 кг/день). Если принять во внимание, что в последний период было задействовано меньшее количество центрифуг, то их производительность и эффективность была повышена. Речь идет, прежде всего, о центрифугах устаревшего типа Р-1.

В докладе ISIS приводятся примечательные данные о значительных темпах роста производства в Натанзе низкообогащенного гексафторида урана в 2008 – 2009 годах (в кг):

2008 год:

февраль 75

май 225

сентябрь 480

ноябрь 839

2009 год:

февраль 1010

июнь 1339

август 1508

ноябрь 1763

 

Справка. Обогащение урана. Урановый концентрат содержит не более 0,7 % U-235. Для современных энергетических реакторов содержание изотопа U-235 должно быть увеличено, приблизительно до 2 — 4 %. Этот процесс называют обогащением и осуществляют в несколько этапов.

Вначале концентрат окиси-закиси урана (U3O8) преобразуют в гексафторид урана (UF6). На следующем этапе производства повышается содержание урана-235 в UF6, обычно, методами газового центрифугирования или газовой диффузии.

На последующем этапе из обогащенного гексафторида урана гидролизом получают UO2F2, который затем обрабатывают гидроксидом аммония. Выпавший в осадок диуранат аммония отфильтровывают и обжигают, получая диоксид урана UO2. Полученный материал прессуют и спекают в виде небольших керамических таблеток. Последние вкладывают в трубки из циркониевого сплава и получают топливные стержни, так называемые тепловыделяющие элементы (ТВЭЛы), которые объединяют примерно по 200 штук в готовые топливные сборки.

Принципиально технологические процессы получения высоко и низкообогащенного урана не различаются, а степень обогащения урана (для оружейного до порядка 90 %) определяется энергозатратами и временем получения материала нужного качества. Следовательно, даже процесс получения низкообогащенного урана всегда несет потенциальную опасность для ядерного распространения.

 

26 – 27 октября специалисты МАГАТЭ провели инспекционную проверку недавно выявленного предприятия по обогащению урана «Фордоу», строящегося в 20 км к северу от города Кум. Пока на предприятии центрифуги не смонтированы и, естественно, не завезен ядерный материал. Планируемые мощности предприятия «Фордоу» позволяют разместить 16 каскадов (около 3000 единиц) центрифуг типа Р-1. Однако, иранские официальные лица заявили, что проект предприятия может быть модернизирован по ходу строительства с целью использования там более совершенных центрифуг, если будет принято такое решение. Предприятие планируется ввести в строй в 2011 году.

Инспекторы МАГАТЭ отметили, что на предприятии уже размещено самое различное оборудование в больших масштабах, электро- и водоснабжение подведено, но не подключено.

Иранские официальные лица заявили, что строительство предприятия «Фордоу» началось во второй половине 2007 года. Однако МАГАТЭ не подтверждает это. Специалисты Агентства утверждают, что возведение предприятия началось, по крайней мере, ранее 2006 года.

Анализ информации со спутников, осуществленный сотрудниками института ISIS, свидетельствует, что строительство объекта должно было начаться к 2007 году и не позже. Сообщения СМИ говорят о начале строительства в 2006 году. Оригинальные постройки, возведенные над туннельными входами на предприятие, присутствовали на спутниковых фотоснимках еще в 2004 и 2005 годах. Информационное агентство Ассошиэйтед Пресс сообщило, что возведение этих построек началась в 2002 году.

В связи со множеством вопросов к иранской стороне о начале строительства МАГАТЭ потребовало от Ирана предоставить Агентству всю документацию по строительству предприятия «Фордоу».

У МАГАТЭ есть вопросы к Ирану и по поводу целевого предназначения данного предприятия по обогащению урана, его значения и места в ядерной программе ИРИ. Зачем Ирану понадобилось строить новое предприятие для установки устаревшего оборудования – центрифуг Р-1? Иран заявил, что «Фордоу» строится как двойник предприятия «Натанз» на случай бомбардировки последнего. Однако в этом случае маловероятно, что в условиях войны на «Фордоу» продолжалось бы производство низкообогащенного урана (НОУ) в гражданских целях. Скорее всего, данное предприятие стало бы выпускать оружейный высокообогащенный уран.

МАГАТЭ также отметило, что все заявления ИРИ и особенно по поводу нового предприятия по обогащению урана «уменьшает уровень уверенности», и «дает начало вопросам» о других тайных ядерных установках на территории ИРИ, которые до сих пор не объявлены иранской стороной.

Настороженность МАГАТЭ резко усилилась после того, как при инспекции исфганского комбината было обнаружено 600 единиц 50-литровых емкостей тяжелой воды, которые, по мнению инспекторов, не были произведены на мощностях предприятия в Араке. Как считают в МАГАТЭ, Иран, по всей видимости, импортировал такое значительное количество тяжелой воды тайно. В октябре инспекторы Агентства искали ответы на вопрос, где произведена эта тяжелая вода, когда и кто ввез ее в Иран.

Примечательно, что эта тяжелая вода была найдена в абсолютно конверсионном предприятии, которое в силу своей открытости, легитимности, не взывала особых подозрений и поэтому редко посещалось инспекторами МАГАТЭ. Следует напомнить, что согласно решениям Совета Безопасности ООН, любое действие любой страны (в данном случае Ирана), связанное с работами с тяжелой водой, тем более с ее производством должно быть сообщено МАГАТЭ.

Тот факт, что Иран не объявил об этой воде, свидетельствует о неискренности и закрытости ИРИ и вновь вызывает сомнения, всё ли объявил ли Тегеран о своих ядерных установках и ядерных материалах.

Но все же октябрь был месяцем надежд. Некоторые оптимисты надеялись, что Иран в итоге примет предложение «шестерки» посредников и МАГАТЭ, предусматривающее доставку к концу года около 1200 кг иранского урана со степенью обогащения 3,5 % в Россию. В России этот материал предполагалось обогатить до степени 19,75 проц. Затем его планировалось перевести во Францию для изготовления из него топливных сборок по американской технологии (см. выше справку). Объясняется это тем, что тегеранский реактор — американского производства. Он был поставлен Ирану во второй половине 1960-х гг.

Однако большинство аналитиков не ожидало от Тегерана конструктивного ответа на предложение «шестерки» посредников. Слишком уж много пессимизма накопилось у наблюдателей за семь лет истории с иранской ядерной проблемой. Так, Тегераном проигнорировано безукоризненное предложение со стороны России о вступлении ИРИ в международный консорциум по производству ядерного топлива на территории РФ, в том числе и для иранских АЭС. Согласие ИРИ сняло бы большинство вопросов мирового сообщества (в том числе в значительной степени затруднило бы Ирану осуществлять военную ядерную программу) и открыло бы дверь в Иран инвестициям, новейшим технологиям, товарам и услугам стран и компаний со всего мира. Санкции в этом случае оказались бы ненужными.

Но и тогда и сейчас Тегеран явно не желает отказываться, если не от военных перспектив в своей ядерной программе (которых пока нельзя определить и выявить), то от возможности шантажировать ими – это точно.

В октябре в Тегеране продолжали маневрировать, выдвигать новые предложения, заговаривать главные цели переговоров и, по сути, затягивать их. При этом, многие востоковеды-иранисты не исключают и то, что в связи со сложнейшим внутриполитическом положением в Иране и в том числе в верхних эшелонах иранской власти, в ИРИ нет единого мнения по выходу из «ядерного кризиса». Ведь из Тегерана звучат самые разные порой противоречивые заявления на различных уровнях.

Но в целом, создается впечатление, что иранское руководство продолжает испытывать терпение своих партнеров по переговорам. Пока, правда, благодаря позиции России, Москве удается сдерживать естественное и объяснимое нетерпение своих коллег по «шестерке». Но время идет, и дальнейшая политика Тегерана может выбить из рук российских представителей все аргументы в пользу мирного, взаимовыгодного разрешения иранской ядерной проблемы, а это чревато опасностью превращения кризиса переговоров в широкомасштабный политико-экономический или даже в военный кризис.

 

4. САНКЦИИ

В октябре вновь возобновились дискуссии по поводу введения новых финансово-экономичсеких санкций против ИРИ. Обсуждение мер против Тегерана началось после того, как стало известно, что власти Ирана создают второй завод по обогащению урана под городом Кум. Эта весть усилила напряжение в отношениях между Ираном и мировым сообществом. Кроме того, невнятная позиция Тегерана в отношении предложения ИРИ со стороны МАГАТЭ и «шестерки» посредников о дообогащении иранского урана и производстве на его основе топливных стержней для тегеранского научно-исследовательского реактора в других странах также обострила ситуацию.

В начале месяца администрация президента США Барака Обамы приступила к разработке пакета санкций против Ирана, на случай, если дипломатические усилия по убеждению Тегерана отказаться от спорных и вызывающих недоверие пунктов ядерной программы не увенчаются успехом. При этом заместитель министра финансов США Стюарт Леви, который разрабатывал пакет мер против Тегерана еще во время правления Джорджа Буша — младшего, отметил, что новые санкции будут нацелены на наиболее слабые места в иранском государстве. Их задача — показать руководству Ирана, что отказ выполнить международные требования будет дорого стоить. В то же время, г-н Леви подчеркнул, что власти Америки внимательно отнесутся к действиям, которые повредят всему иранскому народу или ослабят оппозицию в ее борьбе против правительства Ирана.

Позже в Вашингтоне была организована встреча представителей стран «семерки» (США, Великобритания, Франция, Германия, Италия, Канада, Япония), а также Австралии, Южной Кореи, Саудовской Аравии и ОАЭ. На ней обсуждались варианты новых антииранских санкций. США предложили восемь областей их применения. В частности, речь шла о варианте перекрыть Ирану доступ к проектам по нефтепереработке и очистке; о введении штрафов в отношении иранских компаний, занимающихся страхованием и перестрахованием; об инициативах по ограничению иранского судоходства в международных водах; о возможных санкциях в отношении банковского сектора Ирана. Кроме того, американские представители предложили изучить вопрос о возможности санкций против иранских руководителей, в частности, введения запрета на их международные поездки. С большой долей уверенности участники заседаний указывали, что возможные санкции коснутся Корпуса стражей исламской революции (КСИР).

Россия и Китай не принимали участие в этой встрече. Понятно, что позиция Москвы и Пекина несколько отличается от той, которая обсуждалась на встрече в Вашингтоне.

Россия считает, что говорить об антииранских санкциях еще рано. Так, помощник президента РФ Сергей Приходько сказал: «В ближайшее время, ближайшие месяцы говорить о возможном введении новых санкций против Ирана не приходится». При этом он отметил, что президент России исчерпывающе высказался по этому поводу на саммите G20 в Питтсбурге. Тогда, выступая перед студентами и преподавателями Питтсбургского университета, Дмитрий Медведев заявил, что Иран имеет право на мирную ядерную программу, но не на создание ядерного оружия, а введение международных санкций возможно, когда будут исчерпаны все остальные возможности давления на Тегеран.

Но, судя по всему, США и Великобритания не собираются ждать. Казначейство (министерство финансов) Великобритании приняло решение о прекращении любых деловых отношений финансовых организаций страны с двумя иранскими компаниями. Подобное решение объясняется опасениями, что компании, о которых идет речь – иранский банк Mellat и Судоходные линии ИРИ (IRISL) — могут быть причастны к разработке Тегераном ядерного оружия, а также к иранской ракетной программе.

Палата представителей Конгресса США одобрила в октябре законопроект, направленный на усиление экономического давления на Иран. Законопроект обязывает власти американских штатов, а также муниципальные власти избавиться от ценных бумаг — если таковые у них имеются — тех компаний, которые инвестирует в энергетический сектор Ирана более $20 млн. Соответственно, им не дозволяется и приобретать впредь такие ценные бумаги. Предусмотрены также положения, согласно которым на американские финансовые институты возлагается обязанность востребовать возвращение кредита если станет известно, что эти средства были использованы для вложения в энергетический сектор ИРИ. При этом указывается, что в случае подобных действий, «предупреждающих финансирование незаконной деятельности Тегерана», власти и банки застрахованы от возможных судебных преследований.

Соединенные Штаты предпринимают также шаги, чтобы убедить Россию и Китай присоединиться к обсуждению вопроса о новых антииранских санкциях. Американцы предложили арабским нефтедобывающим странам увеличить свои поставки в Китай, чтобы компенсировать возможные потери КНР от возможного нефтяного эмбарго Ирана. Арабские страны Персидского залива заинтересованы в разрешении иранской ядерной проблемы и готовы на санкции. Но антииранские санкции, особенно в нефтяной сфере, это удар по Китаю, который импортирует из ИРИ 540 тыс. баррелей сырой нефти ежедневно. При этом Саудовская Аравия и ОАЭ ежедневно поставляют в КНР по 750 и 50 тыс. баррелей соответственно. Но пока это, конечно, только проекты.

В целом, можно констатировать, что, действительно, в ближайшие месяцы, вплоть до Нового года ожидать введения совместных, одобренных Советом Безопасности ООН, новых финансово-экономических санкций против Ирана не приходится. Причем, при любом, даже самом конфронтационном поведении Ирана. В лучшем случае будет принят совместный «осуждающий» Тегеран документ.

 

5 НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

В октябре вновь поднялась шумиха по поводу поставок Россией зенитно-ракетных комплексов (ЗРК) С-300 Ирану.

 

Справка. Зенитно-ракетный комплекс С-300ПМУ-1 был принят на вооружение российской армии в 1993 году. Предназначен для поражения любых воздушных целей, в том числе и боеголовок баллистических ракет. В отличие от предыдущих модификаций, в них появилась новая ракета 48Н6 с боеголовкой весом в 143 килограмма. Дальность поражения самолетов противника — 150 километров. Скорость движения воздушной цели — до 6450 километров в час. С ракетой 48Н6Е2, представленной в 1997 году, радиус поражения комплекса вырос до 200 километров.

 

Напомним, договоренность о поставках С-300 была достигнута еще в 2005 году. Затем шли сложные российско-иранские переговоры на различных уровнях. Консультации продолжаются и по сей день. В этой связи заместитель директора Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству (ФС ВТС) Константин Бирюлин сказал: «Вопрос реализации каких-то конкретных обязательств – очень сложный вопрос. Поэтому я бы не стал его комментировать даже потому, что вопрос находится в плане обсуждения. Есть технические проблемы по контракту, есть другие вопросы». Нет сомнений, что все другие вопросы – вопросы политические.

Продажа оружия всегда очень сложный и не однозначный вопрос. Но он всегда политический. Особенно, когда поставки вооружений даже оборонительных осуществляются, если не в «горячую», то, во всяком случае, кризисную точку земного шара. А такой и является ныне Иран, отягощенный нерешенной ядерной проблемой.

Поэтому, нет сомнений, что всё, что ныне касается Ирана, будь то простые коммерческие сделки, банковские операции, торговля, а тем более поставки вооружения, рассматриваются в мире под углом зрения нерешенности главной мировой озабоченности – ядерной проблемы.

Тревогу вызывает тот факт, что Иран – «подписант» Договора о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО) и член МАГАТЭ — по многим косвенным признакам приближается к созданию такого ядерного потенциала, который при политическом решении власти в самые кратчайшие сроки способен превратиться в военную ядерную мощь. Последним подтверждением этому являются подозрительные маневры иранской дипломатии в течение всего октября в отношении предложения постоянных членов Совета Безопасности ООН и Германии о дообогащении иранского урана в России и производства на его основе топливных стержней во Франции.

Что же касается поставок ЗРК С-300, то здесь всё предельно ясно. 16 сентября во время визита в Москву глава фракции «Ликуд» в израильском парламенте Зеэв Элькин заявил, что в случае продажи Ирану российских комплексов ПВО Израиль вынужден будет нанести превентивный удар (Влад Гордеев, «Продинамили», — Лента.ру, 23.10.2009, — http://lenta.ru/articles/2009/10/23/deny/). И это очень похоже на правду. Поставки С-300 инициируют израильский удар по ядерным объектам Ирана. Для развертывания ЗРК С-300 на боевых позициях требуется значительное время, которым, вне всякого сомнения, воспользуется Израиль, чтобы решить силовым путем ядерную проблему ИРИ еще до момента, когда это будет сделать уже чрезвычайно трудно без больших потерь.

Таким образом, «заморозка» поставок С-300 в Иран объективно обеспечивает Ирану мир. С другой стороны, как только Тегеран пойдет на компромиссы с мировым сообществом и совместно с ним решит свою ядерную — эту, действительно, сложную проблему, — любая страна, в том числе и РФ, с большим облегчением, с желанием и со взаимной выгодой предоставят в распоряжение ИРИ и С-300, и другое допустимое международными законами вооружение, и самые современные высокотехнологичные мирные ядерные технологии. Но на сегодняшний день реальные компромиссы со стороны ИРИ — это, к сожалению, больше из сферы ненаучной фантастики. Пока Тегеран продолжает играть в ядерный покер его оппоненты, партнеры по диалогу все больше ожесточаются и все теснее сплачиваются в своей решимости приостановить опасное движение ИРИ к атомной бомбе.

Однако, по-видимому, иранское руководство не устраивает возрастающая консолидация оппонентов. Глава комиссии по национальной безопасности и внешней политике меджлиса Алаэддин Боружерди заявил: «Если Россия не выполнит свои обещания (по поставкам С-300), это отрицательно повлияет на отношения между странами». Министр обороны Ирана Ахмад Вахиди добавил: «Россия должна выполнить контракт и не поддаваться сионистскому давлению».

Другая реакция иранских властей – «в стране имеются системы, способные ее (С-300) заменить». Как отметил высокопоставленный специалист ПВО Ирана Мохсен Мансурийан, «развитие военной мощи страны находится на очень высоком уровне, жаль, что рассказать об этих достижениях в прессе невозможно».

Быть может, поэтому в Тегеране не верят в возможность израильского удара. Министр иностранных дел Ирана Манучехр Моттаки исключает возможность нападения какого-либо государства на Иран. «Военное вторжение в Иран — это уже очень избитая тема, и те лица, которые стали известны благодаря своей воинственной и односторонней политике, вызывают раздражение, как в регионе, так и в своих собственных странах», — заявил г-н Моттаки на одной из своих октябрьских пресс-конференций. Что же касается Израиля, то глава МИД ИРИ уверен, что сионистский режим слаб с политической точки зрения. «У Израиля нет необходимого потенциала для нападения на Иран», — сказал Манучехр Моттаки.

Однако, несмотря на такие настроения, военно-политическим руководством ИРИ на ноябрь запланированы крупномасштабные учения с целью защиты ядерных объектов от возможных ударов со стороны Израиля и/или США.

Продолжается пропаганда успехов Ирана в деле создания новой боевой техники и вооружений. Так, в октябре с большой пропагандистской помпой прошла церемония передачи в войска пяти истребителей «Саеге», изготовленных на авиазаводах страны. На мероприятии присутствовали командующий иранской армией генерал-майор Атаолла Салехи, министр обороны бригадный генерал Ахмад Вахиди, командующий иранскими ВВС генерал Хасан Шах Сафи и другие высокопоставленные чиновники. Иранские СМИ приводят слова генерала Сафи о том, что начало боевой службы первой эскадрильи «Саеге» и массового производства этих истребителей позволяет говорить о том, что иранские ВВС способны защитить воздушное пространство республики и доминировать в регионе. Однако военные эксперты сомневаются в этом. Ведь «Саеге» — это (по утверждению самих иранцев) аналог американского истребителя F-5, который был разработан американцами еще в 50-х годах прошлого века и еще десятилетия назад снят с производства и вооружения. Пока эти самолеты представляют ВВС таких стран как Гондурас, Ботсвана, Ливия, Марокко и Парагвай.

Таким образом, истребитель «Саеге», так же как и другой самолет иранского производства – «Азаракш», — ни по летным, ни по боевым качествам не способны конкурировать с истребителями F-15 и F-16 американского производства, состоящими на вооружении ВВС Израиля и сил коалиции в Персидском заливе. Кроме того, авиационный парк ВВС Ирана заметно уступает по численности и качеству техники ВВС Израиля, не говоря о ВВС США. Тем не менее, западные эксперты внимательно следят за попытками иранцев наладить массовое производство боевой авиатехники.

Продолжая пиар кампанию, командующий военно-морскими силами Корпуса стражей исламской революции Али Фадави заявил в октябре «Мы развили наши возможности до небывалых высот». Затем он уточнил, что Иран успешно разрушил превосходство мировых держав в области военных технологий, спроектировав высокоточные баллистические ракеты, а также корабли, на которых ракеты могут перевозиться и запускаться. Иран приобрел «технологии для запуска ракетам с земной поверхности и из-под земли с максимальной точностью и минимальными отклонениями от курса», — подчеркнул Али Фадави.

Коллегу поддержал заместитель командующего ВМС ИРИ Фархад Амири. Он заявил, что в течение ближайших двух лет Иран запустит в производство подводные лодки среднего водоизмещения (500 тонн). По его словам, до сих пор Иран производил в большом количестве суда малого водоизмещения. Амири добавил также, что Иран спустил на воду в Каспийском море ракетный фрегат под названием «Деравш». «На «Деравше», подчеркнул Амири, — размещены 76-мм орудия, являющиеся на сегодняшний день самыми модернизированными орудиями в военной флотилии». Далее заместитель командующего пояснил, что корабль построен иранскими специалистами. На нем установлено более ста видов военной техники — ракет с радарами артиллерии и систем связи. Судно рассчитано на сильные волны.

Кстати, этот корабль уже принял участие в войсковых учениях на Каспийском море, проводившихся в начале октября в присутствии верховного главнокомандующего ВС ИРИ духовного лидера аятоллы Хаменеи. Учения были проведены с целью повышения профессионализма, боевой и психологической подготовки солдат. Учения прошли с участием парашютно-десантных войск, водолазов, с использованием судов и катеров, артиллерийских установок, крупнокалиберного оружия, бронированной и боевой техники. Практически сразу после завершения учений было объявлено, что Объединенный (генеральный) штаб ВС ИРИ принял решение о создании до конца этого года «Северного командования морской обороны» в Каспийском море. Командование будет объединять в себе силы обороны трех провинций, располагающихся на севере Ирана. В каждой провинции будет создана штаб-квартира.

Приведенные выше слова командующего военно-морскими силами КСИР Али Фадави о высотах, достигнутых военно-промышленным комплексом Ирана, в целом справедливы в отношении развития ракетных технологий.

Так, в октябре появились сообщения о планах ИРИ в освоении космоса. Группа исследователей Технологического университета Амира Кабира осуществляет проект по созданию трех спутников, которые будут запущены в ближайшем будущем. Причем первый запуск планируется провести в конце марта 2010 года с помощью ракеты «Кавешгяр» («Исследователь»). Этот двухступенчатый твердотопливный носитель был создан на основе баллистической ракеты «Шахаб-3» с целью вывода на орбиту спутников. Напомним, 2 февраля 2009 г. Иран самостоятельно вывел на околоземную орбиту спутник «Омид» («Надежда»), разработанный иранскими специалистами и тем самым, присоединился к небольшой группе стран, которые способны собственными силами не только создавать спутники, но и запускать их в космос. Как отмечают иранские СМИ, при создании спутника «Омид» использовались новейшие достижений науки и техники, так например, в качестве основного компонента топлива использовался гидразин.

В рамках космической программы в ближайшие два года Иран планирует также вывести на околоземную орбиту биокапсулу с живым существом внутри. Об этом заявил Мохсен Бахрами, председатель Центра космических исследований Ирана. В настоящее время над этой программой ведется активная работа.

Более того, Иран приступил к реализации двенадцатилетнего проекта пилотируемой космонавтики. Бывший руководитель Иранской аэрокосмической организации (ныне министр связи и информационных технологий) Реза Такипур заявил в октябре: «У Китая и Индии — 15-летние программы по запуску космонавтов, мы рассчитываем пойти по тому же пути, но, надеемся, быстрее». По его словам, Иранская аэрокосмическая организация разработала детальный план, при своевременном выполнении которого успешная космическая миссия может состояться к 2021 году.

В 1999 году, т.е. 10 лет назад, ООН объявила 4-10 октября Всемирной неделей космоса. Спустя 52 года после запуска СССР первого искусственного спутника Земли иранские специалисты спроектировали и вывели на околоземную орбиту спутник «Омид», и Иран, таким образом, вошел в число стран, которые способны осуществлять самостоятельные запуски ракет-носителей.

До Ирана осуществить самостоятельные запуски удалось восьми странам: бывшему Советскому Союза (в 1957 году), США (в 1958 году), Франции (в 1965 году), Японии (в 1970 году), Китаю (в 1970 году), Британии (в 1971 году), Индии (в 1980 году) и Израилю (в 1988 году).

Иранские достижения в области освоения космоса, как с радостью констатирует иранские СМИ, несмотря на продолжающиеся уже почти 30 лет санкции, стали большим сюрпризом для США и стран западной Европы.

Джефри Форден, бывший инспектор комиссии ООН по наблюдению, контролю и инспекциям заявил, что иранские достижения в области космических исследований и технологий достигли такой степени, что Иран через нескольких лет сможет осуществить пилотируемый запуск ракеты. «Если Иран создаст более мощную ракету, то это станет решающим шагом для запуска в космос иранского космонавта».

Духовный лидер Ирана и верховный главнокомандующий иранскими вооруженными силами аятолла Али Хаменеи произвел в октябре ряд назначений в военном командовании ИРИ.

После успешного проведения на днях крупномасштабных маневров ракетных войск командующий военно-воздушными силами Корпуса стражей исламской революции генерал Хосейн Салами получил повышение. Он назначен заместителем начальника Генштаба КСИР, а его преемником на посту командующего ВВС Корпуса стал бригадный генерал Амир Али Хаджизаде.

Кроме того, согласно указу Хаменеи, командующим Силами сопротивления «басидж» (ССБ) назначен бригадный генерал Мохаммад Реза Нагди, а заместителем начальника Объединенного штаба ВС по тылу и учебным сборам – генерал Мохаммад Хосейнзаде Хеджа.

 

 

Таким образом, в октябре продолжалась политика президента Ахмадинежада, направленная на укрепление позиций внутри страны, на разгром оппозиции и вытеснение ее с политической арены страны. Одновременно шла работа по подчинению сторонниками президента силовых структур.

Во внешней политике отмечалась деятельность, направленная на поиск новых друзей и партнеров, в том числе и для смягчения противостояния с международным сообществом по ядерной проблеме, в решении которой Тегеран оставался на своих конфронтационных позициях.

52.46MB | MySQL:103 | 0,567sec