О доктрине Б.Обамы по Афганистану

На днях американский президент США Б.Обама огласит стратегию своей администрации по Афганистану. На самом деле она была принципиально обозначена еще во время прихода нового американского президента в Белый Дом. Основной тезис – США должны разгромить и уничтожить «Аль-Каиду» непосредственно у нее «дома», т.е. в «зоне племен» в Пакистане, где исламисты свили себе «уютное гнездышко». Абсолютно правильное рассуждение, так как бить «по хвостам», не трогая голову, дело бесперспективное.

Такой подход потребовал внесения корректировок во внешнеполитическую концепцию США в отношении Пакистана и Ирака. В Пакистане пришлось расстаться с П.Мушараффом, а из Ирака – спешно уходить. Уход П.Мушараффа на самом деле означал смену приоритетов, которая была обусловлена в первую очередь стремлением стимулировать пакистанские власти кардинально разобраться с «Аль-Каидой» на своей территории. П.Мушарафф, тесно связанный с пакистанскими спецслужбами, в данной ситуации проявлял излишний либерализм, полагая, что это может вызвать волну нестабильности в самом Пакистане. Это позиция понятна, но на самом деле означает лишь затягивание начала кардинального лечения болезни, что, в конце концов, приводит лишь к летальному исходу. Ликвидация головки «Аль-Каиды» и принуждение ее руководителей перебазировать свой «генеральный штаб» из страны, обладающей ядерным оружием – абсолютно необходимый шаг, несмотря на все трудности реализации такого замысла.

Уход из Ирака по существу означает признание ошибочности его оккупации. Видимо здесь было необходимо понять всю бесперспективность дальнейшего нахождения американских военных в этой стране, так как никаких стратегических функций они более не выполняли, а лишь являлись статистами и лишним раздражающим фактором для всех сторон внутри Ирака. Эта страна переживает сейчас абсолютно логичную после долгих лет авторитарной вертикали власти период «устаканивания» и выработки новой политической системы «сдержек и противовесов», в которую американцы со своими солдатами явно не вписываются.

Естественно, что, призывая две недели назад американское разведсообщество к «выработке новых идей по Афганистану», Б.Обама не ставил перед ним сверхъестественных задач. Он лишь предложил структурировать все то, что уже было сделано и то, что предстоит сделать, опираясь на это сделанное. Не надо строить никаких иллюзий, ничего кардинально нового американский президент 1 декабря с.г. нам не расскажет.

Есть два основных момента в том, что собираются делать американцы в Афганистане и Пакистане. Они намерены с помощью наращивания своего военного контингента ликвидировать основные базы руководства «Аль-Каиды» в Пакистане; максимально обескровить талибов, уничтожив значительное количество их «живой силы» и командиров; и насколько это возможно распылить силы противника. Это является первым этапом новой стратегии американцев. Как представляется, по оценке Пентагона, этот этап операции должен занять от 2 до 4 лет. После этого логичным будет вывод основных сил контингента из Афганистана, иначе американская армия неизбежно увязнет в партизанской войне и начнет постепенно деморализовываться. Американские войска в качестве совсем уже плохого варианта конечно имеют ввиду и проведение широкомасштабной военной операции и в самой «зоне племен». Но это будет зависеть от успехов пакистанских военных в течение ближайшей пары лет.

К этому времени необходимо подготовить непосредственно афганскую армию и спецслужбы, которые будут далее заниматься антипартизанскими мероприятиями. С американской стороны их будут поддерживать авиация, наличие которой в Афганистане будет наращиваться, и спецназ. Ну и конечно аппарат ЦРУ и РУМО, численность которого возрастет и приобретет некую постоянную величину на ближайшие 5-8 лет. То есть второй этап должен собой ознаменовать переход непосредственно от военной поддержки нынешнего режима в Кабуле к материально-технической.

Такая модель живуча, несмотря на все издержки афганской армии и спецслужб, что ранее доказал советский опыт. Напомним, что режим Наджибуллы без советского военного присутствия удерживал контроль над страной в течение трех лет, и, скорее всего, если б не распад СССР, удерживал бы до сих пор.

Второй этап будет синхронизирован по времени и с приходом нового афганского президента. Х.Карзай устраивает (да и то не по всем параметрам) Вашингтон лишь до тех пор, пока в стране имеется большой американский контингент. Для второй фазы нужен другой лидер, скорее всего силовик, своеобразный «американский Наджибулла». Кандидаты на эту должность наверняка есть уже сейчас, но им придется доказать свою профпригодность именно в период открытого военного противостояния с талибами.

Есть еще один нюанс, который имеет ввиду Пентагон. По оценкам американских военных аналитиков, Иран выйдет на реальный вариант создания своего ядерного оружия года через три-четыре. То есть окончание основной военной фазы в Афганистане примерно совпадает с этим сроком, что позволит перебросить 100 тыс. американских солдат без особых хлопот к иранской границе для проведения силовой акции против Тегерана, если все дипломатические усилия закончатся безрезультатно. Это, несомненно, в Тегеране понимают, поэтому так и возражают против наращивания американских войск в соседнем Афганистане.

Борьба с наркобизнесом, конечно, будет «на втором плане», но она будет. На этом настаивают европейцы, которые входят в коалицию, и Россия, от которой зависит снабжение воюющих войск. И Россия, и Евросоюз в первую очередь страдают от наркотраффика из Афганистана, и соответственно они все активнее будут настаивать на борьбе с ним. Тогда присутствие европейцев в Афганистане в глазах общественного мнения будет вдвойне оправданным и логичным. И потом, с какой бы интенсивностью эта борьба не велась, это в любом случае лучше, чем ее полное отсутствие.

Почему есть все основания полагать, что американцы с небольшими отступлениями, но поставленные перед собой задачи выполнят?

1. В отличие от советского присутствия в Афганистане, и американского во Вьетнаме, сейчас отсутствуют государства и их институты, которые бы оказывали талибам и «Аль-Каиде» регулярную финансовую и материально-техническую помощь. Никто не снабжает их оружием в рамках целевых программ, и никто не обучает их командный состав. У боевиков фактически после начала операции в Пакистане нет тыла, нет баз отдыха и нет каналов пополнения сил. Если СССР и США в свое время фактически воевали друг с другом, используя в качестве «прокладки» соответственно вьетконговцев и моджахедов, то талибы и каидовцы – это «прокладка» «зеленого интернационала», который не имеет своего государства (и, слава богу!).

2. Американцы приходят в Афганистан после Ирака, приобретя колоссальный опыт и имея накатанный аппарат использования войск в условиях партизанской войны и полувойсковых операций. Кроме того, американские инструкторы приобрели и воплотили в практику опыт работы с иракскими племенами, которые в один период времени очень удачно противостояли исламистам, и если бы не амбиции нынешнего иракского руководства, были бы в состоянии свести их влияние практически к нулю. Теперь никто не мешает использовать эти наработки в Афганистане, что по большому счету и является основой успеха в этой очень сложной войне.

И, наконец, американцам просто нельзя уходить из Афганистана, не доведя дело до логического конца. Это чревато новым импульсом для мирового исламистского движения, последствия которого будет трудно предугадать.

52.3MB | MySQL:103 | 0,498sec