Об изменениях в военно-политической обстановке на Ближнем Востоке и в Северной Африке (23-29 ноября 2009 года)

Наиболее важные события в регионе на минувшей неделе были связаны с иранской ядерной программой и палестино-израильским урегулированием. Совет управляющих МАГАТЭ 27 ноября большинством голосов принял резолюцию (первую с 2006 г.), осудившую Иран за строительство нового завода по обогащению урана вблизи г. Кум и призвал ИРИ подтвердить, что в стране «не принимались решения о строительстве других ядерных объектов, которые не заявлены Агентству». Премьер-министр Израиля Б. Нетаньяху 25 ноября сообщил о решении правительства заморозить на 10 месяцев строительство жилья в еврейских поселениях на Западном берегу реки Иордан (ЗБРИ).

В своем заявлении Совет управляющих МАГАТЭ призывал Иран «полностью и безотлагательно» выполнить резолюции Совета Безопасности ООН, а также требования Совета управляющих Агентства, включая немедленный отказ от эксплуатации второго завода по обогащению урана. Кроме того, Иран призвали взаимодействовать с МАГАТЭ для выяснения всех остающихся вопросов, касающихся его ядерной программы, обеспечить полный доступ к информации, необходимой международному Агентству. Комментируя позицию и действия МАГАТЭ, руководитель этой организации М. аль-Барадеи заявил, что расследование Агентства относительно создания Ираном ядерного оружия зашло в тупик из-за отказа от сотрудничества со стороны Тегерана. Тем не менее, МАГАТЭ намерено провести дальнейшее расследование в отношении возможного наличия у ИРИ других ядерных объектов помимо предприятия, недавно обнаруженного вблизи г. Кум.

В Тегеране негативно, с не скрываемым раздражением восприняли последнюю резолюцию МАГАТЭ, заявив, что она «наносит вред» атмосфере, которая необходима для проведения эффективных международных переговоров по ядерной программе ИРИ. Иран заявил о намерении свести к минимуму дальнейшее сотрудничество с МАГАТЭ. Соответствующее обращение к правительству принял 28 ноября парламент страны. В Тегеране раздаются призывы к полному прекращению отношений с Агентством. Одновременно высокопоставленные представители иранского руководства заявляют о возможности «другого варианта» для получения урана с необходимой степенью обогащения, что подразумевает проведение его дообогащения непосредственно в Иране. Сообщается о намерении правительства ИРИ построить еще 10 предприятий по обогащению урана, а президент М. Ахмадинежад заявил о необходимости довести обогащение урана в стране до 250-300 тонн в год.

На прошедшей неделе президент Ирана М. Ахмадинежад посетил с визитами Бразилию, Боливию и Венесуэлу, что стало еще одним подтверждением усиления иранской активности в Южной Америке. По итогам переговоров с руководством латиноамериканских государств стороны заявили о намерении дальнейшего развития сотрудничества в различных областях. В Венесуэле президенты У. Чавес и М. Ахмадинежад подтвердили готовность к совместной «борьбе против империализма».

Выдвигая инициативу о замораживании строительства жилья на территории ЗБРИ, премьер-министр Израиля Б. Нетаньяху вновь подтвердил готовность в «любое время и в любом месте сесть за стол переговоров» с палестинцами». Вместе с тем, было подчеркнуто, что в поселениях не будет приостановлено возведение общественных зданий – детских садов, школ, синагог и др., а после окончания срока моратория строительство «будет продолжено в соответствии с политикой предыдущих правительств».

Отметим, что решение правительства (узкого кабинета по внешней политике и безопасности) по приостановке строительства в поселениях на ЗБРИ вызвало неоднозначную реакцию в Израиле, арабских странах и в мире. Так, в голосовании по поселениям не участвовали министры от религиозной партии ШАС, против решения властей выступили представители еврейского поселенческого движения, заявившие, что «Нетаньяху слаб». Глава Палестинской национальной администрации М. Аббас отклонил израильскую инициативу, назвав ее «недостаточной» для возобновления мирных переговоров. Палестинские представители особо подчеркнули, что израильское предложение не включает в себя Восточный Иерусалим, решение по которому является для арабов «красной чертой», т. к. без урегулирования этого вопроса «ни о каких переговорах не может быть речи». Да и в целом, по мнению руководства ПНА, израильская инициатива не содержит в себе «ничего нового», тем более, что израильтяне намерены в любом случае завершить уже начатое строительство трех тысяч новых домов и квартир, Радикальное исламистское движение ХАМАС назвало израильское решение «косметическим». В заявлении МИД Египта инициатива Израиля названа «неполным шагом», потому что в нее не включен Восточный Иерусалим. По мнению. Каира, этот шаг не благоприятствует созданию предпосылок для возобновления мирного процесса на Ближнем Востоке. В то же время госсекретарь США Х. Клинтон, полагает, что израильское предложение «способствует продвижению и урегулированию израильско-палестинского конфликта». По словам спецпредставителя президента США по Ближнему Востоку Дж. Митчелла, «Америка не признает законность израильских поселений, строительство которых продолжается». Великобритания призвала Израиль полностью заморозить строительство в поселениях на ЗБРИ и в Восточном Иерусалиме. МИД России считает, что Израилю следует остановить расширение поселений на оккупированных территориях, включая Иерусалим.

Глава Палестинской национальной администрации М. Аббас заявил 24 ноября, что президент США Б. Обама «ничего не делает» для возобновления палестино-израильского мирного процесса, но надеется «на его более важную роль в дальнейшем». Палестинцы, по словам Аббаса, ожидают от США давления на Израиль с целью прекращения поселенческой активности и возврата к границам, существовавшим до войны 1967 г. В то же время, по словам главы ПНА, несмотря на стагнацию мирного процесса, палестинцы не намерены начинать «третью «интифаду». М. Аббас также сообщил о своем намерении оставаться на посту главы палестинской администрации до проведения новых выборов, но в очередной раз подтвердил свой отказ переизбираться на второй срок.

27 ноября президент Пакистана А. А. Зардари передал премьер-министру Ю. Р. Гилани руководство Национальным военным командованием, которое контролирует ядерный арсенал страны. Зардари также намерен до конца 2009 г. отказаться от права роспуска парламента и некоторых других президентских полномочий. Как было заявлено, это делается «с целью укрепить власть премьер-министра и парламента». Вместе с тем, по мнению экспертов, А. А. Зардари пытается подобными шагами достичь компромисса со своими политическими оппонентами, добивающимися отставки президента. Отметим, что действия Зардари происходят на фоне заметного ослабления его политических позиций и авторитета в стране. К тому же, как известно, против Зардари были выдвинуты обвинения в коррупции, а 28 ноября истек срок действия моратория на судебное преследование нынешнего главы государства, после чего Верховный суд Пакистана может принять решение об отстранении Зардари от должности. Лидеры оппозиции 29 ноября предложили президенту незамедлительно передать правительству и парламенту большую часть своих полномочий и выполнять лишь церемониальные функции.

Между тем обстановка в Пакистане продолжает оставаться очень сложной. 23 ноября на северо-западе страны исламистские боевики вновь совершили нападение на колонну бензовозов, доставлявших топливо войскам НАТО в Афганистане. На минувшей неделе правительственные войска начали крупную операцию против отрядов местных талибов в северо-западном районе Хайбер.

Президент Афганистана Х. Карзай 27 ноября в очередной раз призвал радикальное исламистское движение «Талибан» и другие силы вооруженной оппозиции, которых он назвал «братьями», сложить оружие и примириться с правительством «для достижения мира и процветания» в стране. Днем ранее, 26 ноября, лидер талибов мулла Омар отверг предложение Карзая о переговорах. Тем временем происходит расширение районов активных действий движения «Талибан». В первую очередь, речь идет об афганском севере, где талибы «открыли новый фронт» в провинции Кундуз, угрожая маршруту снабжения войск НАТО. Отмечается, что при этом боевики стали применять «более изощренную тактику».

В районе западного участка границы между Йеменом и Саудовской Аравии продолжаются боевые действия саудовских и йеменских войск против сил шиитских боевиков. 28 ноября саудовское командование заявило о том, что армия установила контроль над ключевым горным районом Джебель ад-Дууд, вытеснив тем самым силы противника с территории королевства. Саудовские ВВС и артиллерия продолжат наносить удары по позициям боевиков на йеменской территории. 27 ноября отряды шиитских мятежников предприняли попытку овладеть г. Саада – центром одноименной провинции на северо-западе Йемена. И хотя правительственные войска отбили нападение, ожесточенные бои продолжаются в пригородах Саады. Сообщается об участии в боевых действиях против шиитских боевиков иорданского спецназа, а на стороне мятежников – выходцев из Сомали и Эфиопии.

24 ноября король Иордании Абдалла II досрочно распустил Национальное собрание – нижнюю палату парламента и поручил правительству подготовить и провести новые выборы. Поводом для этого шага стала усилившаяся в последнее время критика депутатского корпуса со стороны оппозиционных политических партий. Причем в условиях резкого ухудшения социально-экономической ситуации в стране вследствие мирового финансово-экономического кризиса депутатов чаще всего обвиняли в бездействии и коррупции. Политические круги Иордании в целом приветствовали решение главы государства. Абдалла II заявил, что выборы в Национальное собрание пройдут на основе нового, более демократичного избирательного закона. Ожидается, что на них главным соперником лояльных королевскому режиму политических сил выступят исламисты из Фронта исламского действия — местного ответвления «братьев-мусульман». По оценкам многих иорданских политиков, популярность исламистов среди населения страны в последнее время заметно возросла.

Новое коалиционное правительство Ливана 26 ноября одобрило проект своей программы. В этом документе подтверждается право шиитского движения «Хизбалла» на владение оружием в интересах освобождения оккупированных Израилем ливанских территорий. Против этого выступили христианские (маронитские) партии «Катаиб» («Фаланги») и «Ливанские силы». Их руководство заявило, что сохранение оружия у «Хизбаллы» прямо противоречит соответствующим резолюциям Совета Безопасности ООН, которые требуют разоружения всех ливанских неправительственных вооруженных формирований.

Парламент Ирака 23 ноября одобрил исправленный вариант нового закона о выборах, преодолев тем самым вето одного из вице-президентов страны суннита Т. аль-Хашеми. Однако новый вариант документа по-прежнему не устраивает суннитов, т. к. фактически снижает их представительство в парламенте. Поэтому не исключено, что Т. аль-Хашеми вновь может использовать свое право вето. Отсрочки в окончательном принятии нового избирательного закона ведут к переносу сроков парламентских выборов, первоначально намеченных на январь 2010 г. Теперь же они могут состояться «не раньше конца февраля – начала марта», а в случае нового вето – в конце марта. США оказывают давление на иракских политиков с целью скорейшего утверждения закона о выборах, т. к. затягивание этого вопроса ставит под угрозу срыва график вывода из страны американских войск.

В докладе генсека ООН Пан Ги Муна по суданскому региону Дарфур, опубликованном 23 ноября, выражается глубокая обеспокоенность развитием ситуации на западе Судана, подчеркивается, что процесс урегулирования в Дарфуре «достиг критического момента», т. к. ряд повстанческих движений не проявили готовность к объединению и участию в мирных переговорах, а правительственная армия продолжает боевые операции против повстанцев.

Приложение

 

 

О некоторых особенностях иордано-американских отношений

 

 

На протяжении последних 55-и лет иордано-американские отношения за исключением отдельных краткосрочных периодов характеризовались в целом динамичным, поступательным развитием. Руководство Иордании традиционно рассматривает Соединенные Штаты в качестве основного стратегического партнера королевства, главного гаранта обеспечения внешней безопасности Иордании, а также силы, всемерно способствующей поддержанию стабильности правящего в стране монархического режима. В то же время тесные и многогранные связи с США зачастую ассоциируются с произраильским акцентом иорданской политики, что вызывает неоднозначную реакцию в арабо-мусульманском мире и негативное отношение со стороны внутренних оппозиционных сил, особенно исламистской ориентации.

В свою очередь, для Вашингтона Иордания на протяжении многих лет является одним из ключевых элементов американской ближневосточной политики. В настоящее время Иордания, наряду с Египтом и Саудовской Аравией относится американцами к числу наиболее близких арабских политических партнеров на Ближнем Востоке. Всемерно укрепляя отношения с Амманом, в Вашингтоне принимают во внимание важность расположения Иордании в центре наиболее нестабильной части региона между Израилем, палестинскими территориями, Сирией, Ираком и Саудовской Аравией. Вашингтонская администрация успешно использует различные рычаги воздействия на королевство в целях закрепления его в качестве значимого политического партнера США на Ближнем Востоке и необходимого обеспечивающего элемента американской концепции «гибкого военного присутствия» в этом районе мира. Соединенные Штаты стали для Иордании крупнейшим донором финансов, вооружения и современных технологий. Большое значение имеет для страны американская экономическая помощь. Вашингтон всячески поддерживает региональный и международный политический вес Иорданского королевства.

Иордания и США поддерживают тесное внешнеполитическое партнерство, взаимодействуя по целому ряду региональных и международных проблем. В Аммане выступают за широкое и активное американское участие в решении проблем Ближнего Востока, позитивно оценивают многие выдвигаемые Вашингтоном политические инициативы, касающиеся региона. Поддержка американских инициатив, участие в них позиционируется правительством как важный фактор обеспечения социально-экономического благополучия и динамичного национально-государственного строительства Иордании. Регулярно поддерживаются двусторонние политические контакты, в т. ч. на высшем уровне. Вместе с тем, США и Иордания не идут на формальное (договорное) оформление своего стратегического партнерства.

Наиболее интенсивно американо-иорданские контакты поддерживаются по вопросам арабо-израильского урегулирования, особенно его палестинского трека, который имеет для королевства первостепенное значение, учитывая, что, по различным оценкам, палестинцы составляют от 50 до 70 проц населения страны. Иордания всецело признает лидирующую роль США в деле арабо-израильского урегулирования, выступая при этом за более эффективные действия Вашингтона в интересах ускорения мирного процесса, скорейшего достижения реальных подвижек на пути урегулирования конфликта. В Аммане заявляют о необходимости дополнения американских инициатив конкретными делами, т. к. считают, что сохранение нынешнего неустойчивого положения в зоне арабо-израильского конфликта «чревато скатыванием региона к большей опасности». При этом иорданское руководство особо беспокоит возможная дестабилизация обстановки на палестинских территориях в связи с отсутствием прогресса в палестино-израильском урегулировании, что может негативно отразиться на ситуации в королевстве. В этой связи у иорданцев вызывает неудовольствие недостаточная настойчивость, непоследовательность нынешней американской администрации в этом вопросе.

Учитывая «пожелания» Вашингтона, а, также принимая во внимание собственные интересы (вопросы безопасности, проблема беженцев, получение нефти по льготным ценам и др.) Иордания после свержения в 2003 г. режима С. Хусейна первая из арабских стран установила контакты с новыми (назначенными американцами) властями Ирака. На территории королевства была организована подготовка иракских полицейских и военнослужащих, Ираку были поставлены партии вооружения и военной техники, получили развитие торговые связи. В августе 2008 г. Король Абдалла II первый (и пока единственный) из арабских лидеров посетил с официальным визитом Багдад, а незадолго до этого Иордания, опять же первая из арабских государств, вернула своего посла в Ирак.

Иордания по праву относится к числу наиболее значимых союзников США в борьбе с терроризмом. Иорданское Управление общей разведки по праву считается одной из наиболее эффективных спецслужб региона, сумевшей проникнуть во многие сети террористов и исламистских экстремистов. Так, именно благодаря помощи иорданских коллег американцы смогли в 2006 г. ликвидировать главу иракского филиала «Аль-Каиды» А. М. аз-Заркауи (иорданского подданного). Тесное сотрудничество в борьбе с терроризмом способствовало дальнейшему упрочению иордано-американских отношений.

Соединенные Штаты с 1951 г. ежегодно предоставляют Иордании финансовую помощь, идущую на нужды экономики, обороны и безопасности. Объем этой помощи с 1998 г. по 2008 г. вырос с 227,8 до 662,6 млн долларов. В настоящее время Иордания является одним из главных получателей американской безвозмездной помощи на Ближнем Востоке. В 2008 г. США и Иордания подписали соглашение, по которому королевство в течение пяти лет будет получать ежегодную финансовую помощь в размере 660 млн долларов. В 2000 г. было подписано двустороннее торговое соглашение, упразднившее многое барьеры, препятствовавшие товарообмену между США и Иорданией. В 2008 г. иорданский экспорт в США составил 1,13 млрд долларов, а американский импорт в королевство – 946 млн долларов.

Америка является основным партнером Иордании в военной и военно-технической сфере. В 1996 г. Вашингтон предоставил Иордании статус «союзника США вне НАТО», что позволяет королевству получать американскую военную помощь и продукцию военного назначения на льготных условиях. Американцы ежегодно выделяют Иордании безвозмездную финансовую помощь на нужды модернизации вооруженных сил и безопасности (301,2 млн долл. в 2008 г.). С 1974 г. действует совместная иордано-американская военная комиссия. Регулярно происходят встречи на высшем уровне военных деятелей двух стран и переговоры по военным вопросам. Ежегодно на территории королевства проводятся совместные американо-иорданские учения с участием частей и подразделений всех видов ВС, налажен обмен разведывательной информацией. В иорданской армии работают американские советники и инструкторы. С помощью США на территории страны создан региональный учебный центр для подготовки спецназа и антитеррористических подразделений. В 2004 г. подписано соглашение о партнерстве между ВВС двух государств. Ежегодно в Америке проходят обучение до 300 иорданских военнослужащих. В 2003-2006 гг. королевство приобрело в США вооружения и военной техники на 400 млн долларов и заключило соглашения на новые поставки на сумму 1,0 млрд долларов. С Соединенными Штатами подписано соглашение о доступе американских вооруженных сил на военные объекты Иордании в т. ч. для заблаговременного складирования военного имущества. С 1996 г. иорданские аэродромы используются американской авиацией для перелетов в зону Персидского залива, Афганистан (с 2001 г.) и Ирак (с 2003 г.), перебросок туда личного состава и грузов. В период подготовки и проведения американской военной операции против Ирака в 2003 г. в королевство были переброшены подразделения ВВС США и развернуты три ЗРС «Пэтриот». С иорданской территории действовали спецподразделения ВС США. В 2010-2011 гг. через Иорданию будет осуществляться вывод части американских войск из Ирака. В то же время Амман не идет на предоставление иорданской территории для постоянного базирования ВС США.

В целом Иордания выступает за дальнейшее расширение и развитие стратегического партнерства США, рассматривая его в качестве одного из важнейших факторов, способствующих упрочению политического положения страны в регионе и мире, развитию национальной экономики и укреплению обороноспособности королевства. В то же время, поддерживая тесные отношения с США, иорданское руководство активно стремится развивать разносторонние взаимовыгодные связи с другими государствами, в т. ч. с Россией.

52.18MB | MySQL:103 | 0,537sec