Пакистан: современный статус Северных территорий

В ноябре 2009 г. в Пакистане, в Северных территориях федерального управления (Гилгите-Балтистане) Federally Administered Northern Areas (Gilgit and Baltistan) прошли выборы в местные органы управления. 256 кандидатов боролись за 23 места в Законодательное собрание. Для электората, составляющего 714 966 человек, включая 330 391женщин, были открыты 989 избирательных участков. Охрану общественного порядка поддерживали 6000 полицейских. Премьер-министр Юсуф Раза Гилани охарактеризовал выборы как «свободные, честные и открытые».

Округа Гилгит- Балтистан/ГБ расположены на северо-востоке страны ( отсюда и название Северные территории/СТ); и граничат на западе — с Северо-Западной пограничной провинцией, на севере — с Афганистаном, на востоке — с Азад Кашмиром, на юге — с провинцией Панджаб.

«В 1948-1971 годах ГБ — политические агентства на контролируемых Пакистаном Северных территориях бывшего княжества Джамму и Кашмир. С 1972 г. — административные округа (дистрикты) Северных территорий». (Энциклопедия Пакистана, М., 1998, Фундамента пресс, 639 стр, стр.20-21.)

В исторической ретроспективе агентства в целом не оказывали значительного влияния на социально-политическую жизнь страны. О них вспоминают, когда речь заходит о Каракорумском шоссе, о соседстве Пакистана с Китаем.

Процесс реформирования государственных институтов был запущен первоначально на Территориях племен федерального административного управления /ТПФУ/FATA (См. Пакистан: поправки к уголовному праву Территорий племен федерального административного управления, www.iimes.ru, 10.09.09); в ноябре 2009 г. — завершился в Гилгите-Балтистане; в конце ноября 2009 г. Национальная ассамблея одобрила пакет реформ для провинции Белуджистан, далее в списке — Кашмир и т.д.

Ряд объективных и субъективных факторов убедили гражданское правительство страны и политические партии в пристальном внимании и учете современных тенденций:

— усиление сепаратистских настроений в обществе, и в особенности в окраинных районах, за последние несколько лет;

— «взрывоопасное» соседство в лице боевиков Движения талибов Пакистана в FATA, исламских экстремистов в СЗПП в лице «Движения за установление ислама», «Лашкар-е Тойба» в Кашмире и т.д.

— необходимость укрепления вертикали федеральной власти на местах, и в первую очередь в отдаленных пограничных северных районах страны.

С другой стороны, любые выборы местного значения — очередная проверка сил крупнейших политических партий, в очередной раз схлестнувшихся в борьбе за места, на этот раз в Законодательном собрании Гилгита-Балтистана.

Народ Гилгит-Балтистана боролся за гражданские права и свободы с 1848 года, 31 июля 1947 колониальная администрация Британской Индии ушла из агентства. 27 октября 1947 народ Гилгита-Балтистана сверг режим Догра Раджа /Dogra Raj и 1 ноября 1947 г. провозгласил независимость Исламской Республики Гилгит/Islamic Republic of Gilgit. Народ ГБ симпатизировал идеалам Джинны и выразил намерение войти в состав Исламской Республики Пакистан, провозгласившей независимость еще 14 августа 1947 г.

Первоначально администрация Пакистана управляла отдаленным регионом через своих наместников — маликов и раджей (как и в случае с Территориями племен федерального административного управления). Но уже после первых признаков сепаратизма в 70-х годах ХХ века, федеральное правительство, возглавляемое премьер-министром Зульфикаром Али Бхутто начало процесс открытых реформ. Как отмечают специалисты, одним из значимых нововведений была отмена феодальных систем Мири/ Miri systems, и в 1974 г. Национальная ассамблея Пакистана ставила вопрос о наделении Гилгита-Балтистана статусом провинции.

С приходом к власти в июле 1977 г генерала М.Зия-Уль-Хака, последовавшим запретом на любую политическую деятельность, вопрос о Северных территориях был отложен. В 80-х — 90-х годах прошлого столетия он не поднимался (См. А. Прокофьев, Северные территории в Южной Азии. Азия Африка сегодня, 5 — 2008 г. стр. 69-7) .

В последние годы националистические тенденции в регионе значительно укрепились. Стали «раздаваться отдельные призывы о признании отдельной страны Гилгит-Балтистан». «Идея мусульманского единства, как пишет пакистанская газета Доон, — уже не является модной». «Многие люди, отдавшие свои жизни в трех локальных войнах — Сиачине, Каргиле, Кашмире, защищая безопасность Пакистана, в ответ ничего не получи, кроме репрессий и нарушения основных гражданских прав человека», подчеркивает издание. Местное отделение праворелигиозной партии Джамаат-и ислами/ Jamaat-i-Islami Gilgit-Baltistan (GB), отстаивая идеи сепаратизма, настаивала на учреждении национального флага и гимна дистрикта.

Бесспорно, сепаратизм — тревожный сигнал для любой администрации Пакистана, и особенно для нового гражданского правительства Исламабада, стремящегося, с одной стороны, к укреплению государственности, с другой — адекватно реагировать на вызовы сепаратизма и удержать страну в современных границах.

Многие аналитики полагают, что упредительной мерой должен был стать комплекс конституционных мер по отношению к Северным территориям, согласно которому » реальные политические, юридические и административные права передаются народу Гилгита-Балтистана». При этом «политические, экономические реформы, а также реформы в области прав человека должны исходит из принципа свободы, равенства и невмешательства федерального правительства в вопросы местного управления, и только при соблюдении подобных условий местное население ответит своей лояльностью и доверием Исламабаду».

До недавнего времени выборным органом Гилгита-Балтистана был Совет Северных территорий/ Northern Areas Council, имевший совещательный статус, который был лишен «права вносить изменения в законодательную систему и распределять местные доходы».Высшим органов власти в ГБ в настоящее время является учрежденная специальным указом президента Пакистана Ассамблея Гилгита-Балтистана, члены которой избираются прямым голосованием. К ее юрисдикции относятся вопросы законодательной и исполнительной власти на местах, в то время как сфера международных отношений, национальная валюта, оборона — остаются за Исламабадом.

Разрабатывая реформы для Гилгита-Балтистана, федеральные власти неоднократно заявляли об учреждении таких традиционных для административной системы Пакистана постов как губернатор, главный министр; поднимался вопрос и о создании независимой судебной системы и т.д.

В сентябре 2009 г. за полтора месяца до проведения выборов в ГБ премьер-министр страны Юсуф Раза Гилани, член правящей Пакистанской народной партии, объявил о пакете экономической и социальной помощи дистрикту, который включал «ряд проектов в области образования, здравоохранения, туризма и сельского хозяйства, в частности плодоводства, овощеводства и цветоводства».

На цели развития региона федеральное правительство планировало перевести 6.5 миллиардов рупий, а также 5.5 миллиардов рупий на жилищное строительство.

С целью снижения остроты вопроса с нехваткой хлеба, премьер Гилани направил в регион 150 000 тонн пшеницы.

Также предусматривалось резервирование мест для офицеров, выходцев из ГБ, в различных национальных и зарубежных программах обучения; местным полицейским было обещано повышение заработной платы до 6 000 рупий и т.д.

Для малоимущих слоев населения федеральное правительство планировали построить недорогие дома с последующей передачей их в безвозмездное пользование.

Но особое, стратегическое значение для Пакистана в целом, имеют несколько крупных проектов в Северных территориях — завершение строительства дамб — Диамер-Бхаша/ Diamer-Bhasha и Бунджи/ Bunji , проведение ремонтных работ на отдельных участках Каракорумского шоссе/Karakoram Highway, реконструкция аэропорта Гилгит и т.д.

Предвыборную и последовавшую выборную кампании в Северных территориях можно рассматривать как очередное столкновения основных политических сил страны, четырех крупных политических партий — правящей Пакистанской народной партии, Пакистанской мусульманской лиги (Наваз Шарифа)/ПМЛ(Н), Пакистанской мусульманской лиги (Каид-и Азама)/ ПМЛ(К) и Движение мухаджиров/Muttahida Qaumi Movement /MQM, которые боролись за избирателей в Гилгите-Балтистане.

Каждая из них выступала за «честные и справедливые выборы», каждая давала обещания о качественном улучшении социальной жизни региона. MQM, например, выступала за предоставление региону статуса провинции в полном объеме; в то время как лидер МПЛ(Н) Наваз Шариф декларировал в случае прихода к власти, строительство дорог и мостов, а также совершенствование системы связи в ГБ. Днем ранее его брат Миан Шехбаз Шариф/ Mian Shahbaz Sharif, главный министр провинции Панджаб Mian Shahbaz обещал увеличить квоту для студентов в колледжах провинции Панджаб.

Итак, выборы состоялись, убедительную победу одержала Пакистанская народная партия. Следующий официальный шаг — члены национальной ассамблеи ГБ должны были голосовать за кандидатуру главного министра, и одним из реальных претендентов на указанный пост был член ПНП Саед Мехди Шах/ Syed Mehdi Shah, который и выиграл выборы.

Одним из элементов демократии на выборах в дистрикте — шесть резервных мест, предусмотренных для женщин.

Практически все политические партии признали итоги выборов в Гилгите-Балтистане.

Процесс реформирования государственной власти, вернее, укрепления федеральной власти на местах с одновременным предоставлением большей автономии — процесс неизбежный для Исламабада перед лицом растущего сепаратизма окраин. Пакистанская газета «Доон» писала, что «Исламабад дал внутреннюю автономию Северным территориям», т.е. поднял на ранг выше по сравнению с предшествующим периодом его статус. Но в то же время «даже с этими реформами, дистрикт Гилгит-Балтистан не будет представлен в пакистанской Конституции; а неотъемлемой части страны, целому региону не предоставлен статус пятой провинцией Пакистана, а его жители не получили+ законного признания в качестве полноправных граждан Пакистана».

Административные реформы в Северных территориях — очередное звено в цепи диалога Исламабада и окраин страны. Современные реформы носят половинчатый характер, исходя из принципа «хоть что-то дать» во избежание сепаратизма.

52.27MB | MySQL:103 | 0,458sec