Политика правительства Ирана в сфере приватизации

Правительство Исламской Республики Иран (ИРИ) в условиях глобального кризиса уделяет повышенное внимание развитию национальной экономики с целью минимизации расходов и получения дополнительных доходов. Одним из перспективных направлений оживления экономического сектора является привлечение частных, в том числе иностранных инвестиций и проведения приватизации государственных предприятий. Иранская экономика характеризуется раздутым и малоэффективным государственным сектором, в ведении которого находится большая часть экономической деятельности в стране. Частный сектор формируют мелкие мастерские и фабрики, фермерские хозяйства и небольшие предприятия сферы услуг. По мнению руководства Ирана, широкомасштабная приватизация государственной собственности и интенсивное расширение частного бизнеса, которые относятся к приоритетным направлениям деятельности в четвертом пятилетнем плане экономического и социального развития страны (2005-2009 гг.), смогут ускорить экономическое развитие страны, способствовать достижению социальной справедливости, победить бедность.

Схема приватизации

В первую очередь будут приватизированы прибыльные государственные предприятия, имеющие инвестиционную привлекательность. На Организацию по приватизации Ирана возложена обязанность по реструктуризации государственных компаний и оценки их реального финансового положения с целью их приватизации или ликвидации. В итоге приватизации планируется оставить непосредственно государству 20% собственности, от 20 до 30% собственности переходит в «акции справедливости» (аналог российского ваучера), оставшаяся доля будет реализована через фондовую биржу, либо пакетом через аукционы.

В частности, при приватизации металлургического комбината «Мобараке», собственником которого являлась Организация развития и модернизации шахт и горной промышленности, 20 % осталось в владении государства, 25 % было передано в Фонд справедливости, а оставшиеся 55 % были реализованы через биржу ценных бумаг. Похожая ситуация возникла при приватизации Иранской национальной алюминиевой компании (Iranian Aluminum Company (IRALCO), когда 50 % предприятия реализовывалось на фондовом рынке, 30 % было передано в фонд справедливости, а 20 % -государству. При такой схеме отчисление в Фонд справедливости является обязательным (от 20 % до 30 %) для ее распределения среди населения посредством так называемых «акций справедливости». Общая сумма долей приватизируемых предприятий аккумулируется в Приватизационной организации, а она, в свою очередь, через своих представителей в администрации провинций Ирана, распределяет «акции справедливости» среди населения. Решение о распределении льготных «акций справедливости» между самыми бедными жителями страны предусмотрено схемой приватизации, предложенной правительством М.Ахмадинежада и одобренной Духовным лидером Ирана аятоллой Хаменеи.

На первом этапе «акции справедливости» распределяются среди семей, потерявших родственников на ирано-иракской войне, имеющих доход ниже прожиточного уровня, инвалидов войны и семей, не имеющих кормильца.

Номинальная стоимость одной «акции справедливости» — 5 млн риалов (около 500 долл. США). «Акция справедливости» — именная, с проставленной датой выдачи. Каждая семья, в зависимости от количества членов, может получить акций на сумму не более 20 млн риалов (4 акции). «Акции справедливости» продаются с 50 % процентной скидкой и рассрочкой оплаты на 10 лет. Выплаты будут производиться из дивидендов по акциям. Существует ограничение на продажу «акций справедливости» — два года.

Ход приватизации

С целью разработки основополагающих правовых документов по приватизации предприятий государственного сектора в 2001 году была создана Организация по приватизации Ирана. В 2002 году была образована Организация по реконструкции и модернизации шахт и горнорудной промышленности Ирана (Industrial Development and Renovation organization (IMIDRO) как самостоятельный хозяйствующий субъект. В этом же году государство передало IMIDRO в доверительное управление все свои активы в горнодобывающей, перерабатывающей и металлургической отраслях. Таким образом, были созданы предпосылки для ускорения процесса передачи государственной собственности в частные руки.

Летом 2005 года Верховный лидер Ирана аятолла .А.Хаменеи издал указ о начале процесса приватизации государственных предприятий. Им был определен перечень из 120 предприятий, подлежащих приватизации на первом этапе. В этот список помимо средних предприятий, входят такие гиганты иранской экономики, как металлургический завод «Мобараке», Исфаганский металлургический завод, металлургическая корпорация «Хузестан», Иранская национальная медная компания, Иранская национальная алюминиевая компания, алюминиевый завод «Аль-Мехди», машиностроительные заводы «Иран ходроу» и «Сайпа», банки «Теджарат», «Меллят», «Садерат», «Рефах», судоходные компании, авиакомпании «Хома» и «Асеман», страховые компании «Эйша», «Дана», «Альборз». В мае 2007 года было объявлено о включении в список объектов, подлежащих приватизации, 21 предприятия нефтегазовой отрасли, морских портов.

Перечень конкретных отраслей и предприятий, подлежащих приватизации (кроме предприятий, не подлежащих приватизации согласно статьи 44 Конституции ИРИ), сроков, в которые они должны быть приватизированы, определяется правительством Ирана по предложению комиссии по приватизации, в которую входят министры основных министерств, председатели Приватизационной организации и Организации по инвестициям, экономическому и техническому содействию. По словам председателя Приватизационной организации Ирана Х.Кордзангине, Иран при осуществлении своей программы приватизации опирается, в первую очередь, на опыт Германии в этом вопросе. В настоящее время производственные активы государственного сектора экономики Ирана оцениваются приблизительно в 600 млрд долл. США. Программа приватизации рассчитана на 10 лет, в течение которых будет передано в частную собственность до 80% государственных активов.

 

В связи с ростом расходных статей бюджета была принята поправка к статье 44 Конституции ИРИ, в которой четко зафиксированы области деятельности общественного сектора, а также компаний частной и смешанной форм собственности. Кроме того, перечислены все права частных компаний и фирм, участвующих в экономической деятельности страны, на которые государство готово переложить ответственность.

Данная поправка предлагает каждой из перечисленных выше форм собственности участвовать в приватизационных и финансовых проектах. Поправка имеет весьма важное юридическое значение, так как в законодательстве страны в настоящее время нет законодательного акта, в котором закреплены возможности и методы реальной приватизации. Проект закона «О приватизации» передан для рассмотрения в меджлис Ирана 8 мая 2007 года, однако до сих пор не одобрен.

В апреле-июне 2009 гола на фондовый рынок были выведены пакеты акций государственных банков «Меллят», «Теджарат» и «Садерат» общей стоимостью около 250 млн долларов США. Первоначальные пакеты содержали 5-6% акций. Мероприятия по приватизации банков будут продолжены в июне-июле 2009 года. Планируется, что в результате проведения приватизации государственных банков 63% банковского сектора Ирана будут переданы в частные руки. Таким способом помимо получения дополнительных доходов в государственный бюджет, Тегеран намерен вывести из под действия антииранских санкций крупные банковские учреждения, что будет способствовать развития экономических и торговых отношений с иностранными государствами.

На церемонии начала торгов по акциям банка «Садерат» управляющий директор Организации по приватизации Ирана огласил предварительные итоги и перспективы программы приватизации госпредприятий. В частности, из 389 компаний запланированных для приватизации, в 1388 иранском году (21.03.09-20.03.10) необходимо приватизировать 189 государственных предприятий. С марта по июнь 2009 года 16 государственных компаний уже прошли процедуру акционирования и провели первичное размещение своих акций на тегеранской фондовой бирже, а на 28 предприятиях проводятся подготовительные мероприятия.

Участие иностранных инвесторов

Главным регулирующим органом в области иностранных инвестиций является министерство экономики и финансов Ирана, в подчинении которого находится Организация по инвестициям, экономическому и техническому содействию (ОИЭТС). Один из заместителей министра экономики и финансов одновременно является руководителем ОИЭТС и председателем Комитета по привлечению и защите иностранных инвестиций (КПЗИИ), решения которого имеют, по существу, определяющее значение при рассмотрении инвестиционных проектов.

Порядок инвестирования иностранного капитала в иранскую экономику определяется положениями постановления по выполнению закона «О поощрении и поддержке иностранных инвестиций» и предусматривает следующие этапы:

1. Поиск иранского потенциального партнера.

2. Согласование проекта и получение разрешения в отраслевом министерстве. На данном этапе иранский и иностранный партнеры должны получить так называемую установочную лицензию и заключить «базовое соглашение».

3. Представление проекта в ОИЭТС.

После изучения проекта и проверки документации ОИЭТС в течение 45 дней готовит подробный доклад для представления в КПЗИИ. В случае положительного решения, КПЗИИ по согласованию с министерством экономики и финансов готовит разрешение на инвестиции за подписью министра экономики. Получение разрешения означает, что инвестор находится под защитой закона о привлечении и защите иностранных инвестиций в Иране.

Относительно правовой защиты иностранных инвестиций действующее иранское законодательство предусматривает равные права для иностранного и национального капиталов. При этом защита предусмотрена в равной степени как для капиталов в товарной форме (машины, оборудование и т.п.), так и в денежной (кредиты, финансовые услуги и т.п.). В случаях, когда по основаниям, предусмотренным законодательством, производится экспроприация имущества предприятия, иностранному инвестору гарантируется справедливая компенсация. Разрешение споров, возникающих в связи с осуществлением иностранных инвестиций на территории Ирана, предусмотрено в иранских судах.

Следует отметить, что данная процедура предусмотрена для иностранного инвестора, приобретающего более 10% акций иранского предприятия. Для покупки акций через Тегеранскую фондовую биржу (но не более 10% одного предприятия) предусмотрена упрощенная процедура.

Для работы на Тегеранской фондовой бирже иностранному инвестору необходимо:

1. Заполнить форму — заявление согласно образцу и передать ее на рассмотрение в Организацию по инвестициям, экономическому и техническому содействию. В случае положительного решения ОИЭТС, инвестору выдается лицензия за подписью министра экономики. Получение лицензии означает, что инвестор находится под защитой закона о привлечении и защите иностранных инвестиций в Иране.

2. Получив лицензию, инвестор должен открыть валютный счет в одном из отделений иранского банка. После этого инвестору выдается торговый код.

З. Весь пакет документов (лицензия, письмо банка об открытии счета, номер торгового кода) передается на рассмотрение в фондовую биржу. Документы должны быть рассмотрены в надлежащее время и, в случае положительного решения, инвестор официально уведомляется о присвоении ему торгового кода и ему выдается официальный документ.

4. Иностранный инвестор может осуществлять торговые операции только через официально зарегистрированных брокеров.

5. После выполнения вышеуказанных процедур инвестор получает возможность производить торговые операции на Тегеранской фондовой бирже. При этом инвестор должен обратить внимание на следующие ограничения:

• для иностранных инвесторов существует ограничение в 10% при покупке акций одного предприятия на Тегеранской фондовой бирже;

• в течение 3-х лет реализация купленных акций разрешается только через Тегеранскую фондовую биржу;

• брокер инвестора после выполнения брокерских операций сохраняет деньги инвестора в соответствующей иностранной валюте (за вычетом дивидендов и налогов) лишь в течение 4 дней;

• перевод денег для осуществления брокерских операций возможен только со счета инвестора на счет брокера и обратно. При этом вся прибыль, полученная в результате брокерских операций должна проходить через счет инвестора или брокера;

• вся прибыль аккумулируется на счете инвестора и, при уплате соответствующего налога, выплачивается инвестору. Никаких других налогов с этой суммы не взимается.

Правительство ИРИ признает необходимость привлечения частных инвестиций в национальную экономику. Вместе с тем следует отметить, что Иран в походе к процессу приватизации проявляет большую осторожность. В Иране есть понимание того, что недра страны не могут принадлежать частным лицам, а должны использоваться в интересах всего общества. Поэтому стратегически важные предприятия нефтегазового, энергетического, транспортного и других секторов экономики не будут подвергаться приватизации.

42.91MB | MySQL:92 | 0,923sec