Перспективы палестинской экономики в 2023 г. в оценках Всемирного банка

В последние месяцы после прихода к власти правительства Б.Нетаньяху стала заметной высока степень политизации оценок текущего состояния и перспектив экономического развития Израиля под влиянием судебной реформы. На этом фоне существенно меньшее внимание получил анализ ситуации на палестинских территориях, обнародованный на днях экспертами Всемирного банка. Вместе с тем, данный аспект имеет существенное значение не только для определения экономических перспектив Ближнего Востока, но и с точки зрения определения вероятности эскалаций региональных конфликтов, будь-то рост палестино-израильской напряженности или столкновения с поддерживаемыми Ираном прокси.

Согласно отчету Всемирного банка, в 2023 г. ожидается снижение темпов роста палестинской экономики, который наметился в прошлом году под влиянием снятия коронавирусных ограничений. Руководитель палестинского направления Всемирного банка С.Эмблад высказал предположение, что одним из ключевых факторов спада окажутся «экзогенные источники рисков, такие как цены на продукты питания и энергоносители», что делает «экономические перспективы безрадостными» прежде всего для населения. Другими словами, сказанное означает высокую степень зависимости социально-экономической ситуации как в ПНА, так и в секторе Газа от динамики глобального противостояния, которое негативно отражается на продовольственной безопасности и ценах на энергоресурсы.

Еще одним сдерживающим фактором в соответствующем документе уже традиционно названа «чувствительность к эскалации напряженности на палестинских территориях и продолжающиеся ограничения на мобильность и торговлю». Под этой формулировкой явно скрывается попытка профильного подразделения Всемирного банка возложить ответственность за население палестинских территорий на Израиль. В частности, в качестве конкретных примеров в отчете приводится тот факт, что 22,5 % палестинцев работают на территории ближневосточной страны, включая поселения, которые, однако, Всемирный банк относит в отдельную категорию. В дополнение к этому высокую озабоченность экономистов вызывает политика правительства Б.Нетаньяху, склонного к применению практики удержания средств, собранных в качестве налоговых поступлений на основании того, что палестинская национальная администрация продолжает делать выплаты террористам. В связи с этим в тексте акцентируется, что «решения новоизбранного израильского правительства … могут свидетельствовать об обескураживающей тенденции в будущем».

Пожалуй, единственный аспект палестинской экономики, заслуживший похвалы со стороны Всемирного банка – политика Рамаллы. Ее международный финансовый институт счел правильной с точки зрения проведения реформ, направленных на увеличение доходов и повышение устойчивости. Отдельной похвалы удостоились шаги, направленные на сокращение фонда заработной платы ПНА. При этом никаким образом с деятельностью палестинских группировок, контролирующих Западный берег и Газу, не увязывается экспертами то, что общая безработица там составляет порядка 24,5 %.

В целом Всемирный банк полагает, что, независимо от того, ослабнет палестинская экономика или все же в ней наметится определенный рост, она при любом сценарии «продолжит работать намного ниже своего потенциала», в чем при этом, с точки зрения специалистов, практически нет вины властей. Выход из кризисной ситуации также не связывается международным финансовым институтом с политикой ПНА и никаким образом не подталкивает к важности перезапустить процесс национального примирения и создания единой структуры власти и управления, в том числе хозяйственной деятельностью. Вместо этого предлагается традиционно увеличить помощь международных доноров, которые, по логике указанного отчета, должны сохранять как минимум прежний уровень поддержки палестинцев, несмотря ни на что.

Подводя общий итог, нельзя не отметить существенную политизацию оценок Всемирного банка и весьма явное совпадение точек зрения с ООН, хотя формально финансовый институт в структуру данной организации не входит, но аффилирован с ней. В частности, незадолго до публикации экономического отчета специальный координатор ООН по ближневосточному мирному процессу Т.Веннесланд презентовал свой доклад, в котором указал, что отсутствие перспектив для мирного процесса не только усугубляет «всепроникающее чувство пессимизма в отношении политического решения конфликта», но и «негативно сказывается на палестинской экономике», в том числе, не давая сформировать «пространство для роста». Более того, был предложен и крайне схожий путь выхода из кризиса в виде увеличения международной помощи, с той лишь разницей, что Т.Веннесланд в отличие от С.Эмблада открыто отметил, что средства надо направлять в специализированные учреждения ООН, главным из которых, вероятно, должно стать БАПОР.

Заслуживает отдельного внимания то, что Всемирный банк воспринимается в ПНА как институт, оказывающий ощутимое воздействие на позицию международного сообщества, в том числе способствуя формированию имиджа большей прозрачности того, что он предлагает, а потому поддержка с его стороны крайне важна для Рамаллы. В результате, сложившаяся ситуация создает для Израиля еще одно потенциальное поле противоречий с международными институтами, одновременно предоставляя ПНА дополнительную площадку для оказания давления. Так, в прошлом году Рамалла уже призывала Всемирный банк вмешаться в вопрос об удержании налоговых выплат, ссылаясь на то, что действия Иерусалима создают для палестинцев «экзистенциальную угрозу».

56.09MB | MySQL:116 | 0,684sec