Ситуация в Турции: ноябрь 2009 г.

События ноября красноречиво продемонстрировали стремление Анкары к эффективной реализации многовекторной внешней политики. Процесс этот сложен и противоречив. Тем не менее, высшее политическое руководство страны, несмотря на возникающие трудности, активно его продолжает.

Глава МИД Турции Ахмет Давутоглу 7 ноября посетил Париж по приглашению своего французского коллеги и выступил во французской Международной дипломатической академии. Доклад главы турецкого внешнеполитического ведомства был посвящен внешнеполитическим приоритетам Анкары.

А. Давутоглу заявил, что турецкая политика мира в отношении ее соседей является «не нагрузкой, а выигрышем» для Европейского Союза. Турция, по словам министра, активизируют работу по обеспечению своего вклада в установление мира в своем регионе и во всем мире. «История и будущее Балкан, Кавказа и Ближнего Востока — это наша история и наше будущее. Ведь в Турции проживает больше боснийцев, албанцев, чеченцев и абхазов, чем в странах, где они являются титульными нациями», — заявил глава турецкого МИД. То же самое, по его мнению, можно сказать и в отношении ЕС. Турция является и всегда будет являться частью Европы. «Внутренний мир и стабильность в Турции неотделимы от мира и стабильности во всем регионе», — констатировал министр.

А. Давутоглу считает, что Евросоюзу нужна Турция для того, чтобы преодолеть политические, экономические и культурные проблемы, с которыми сталкивается ЕС в последнее время. Министр отметил, что в то же время турецко-американские отношения переживают один из лучших периодов своей истории, и обе страны действуют в полном согласии во всем ближневосточном регионе, включая Афганистан.

Вместе с тем, показательным является то, что практически одновременно с этим выступлением, во влиятельном американском издании Wall Street Journal была опубликована статья под заголовком «НАТО без Турции». Ее автор, директор арабского отделения Вашингтонского института Дэвид Шенкер. По его мнению, процесс исламизации всех сторон жизни и внешней политики, протекающий в последнее время в Турции, может привести в конечном итоге к выходу этой страны из Североатлантического альянса. «Даже в том случае, если Турция и останется в блоке, она перестанет быть надежным союзником». — говорится в статье.

В связи с этим автор утверждает, что пришло время рассмотреть «наихудший вариант развития событий», так как внешнеполитический курс Анкары уже противоречит основным установкам НАТО. Озабоченность его вызывают прежде всего такие факты как сближение Турции с Сирией и Ираном, отмена совместных турецко-израильских учений, «попытки потопить не являющиеся происламскими средства массовой информации», постоянные обвинения оппозиции в «попытках свержения правительства».

Все это, по мнению Дэвида Шенкера, не позволяет рассматривать Турцию в качестве участника натовской «коллективной обороны». Автор высказывает сомнение в том, что Турция поддержит «усилия НАТО, направленные на противодействие давлению России на Латвию и Литву» и обращает внимание на сдержанную позицию Анкары в отношении «российского вторжения в Грузию». Турецкий генералитет, — утверждается в статье, — в последние десять лет способен лишь наблюдать за тем как расшатываются основы светской, демократической и прозападной республики, созданной Кемалем Ататюрком. В заключении политолог обращается с призывом к руководству альянса незамедлительно «принять решение в отношении Турции».

Тем не менее, Анкара спустя несколько дней после этой публикации вновь демонстрирует напористость и целеустремленность своей внешней политики. Президент Турции Абдуллах Гюль на пресс-конференции по итогам переговоров с итальянским коллегой Джорджио Наполитано подверг резкой критике позицию стран, выступающих против членства Турции в ЕС. А. Гюль сравнил нежелание видеть его страну в единой Европе с возведением новой берлинской стены и, обращаясь к лидерам европейских государств, заявил, что Турция не ищет для себя привилегий, достаточно того, чтобы ей не создавали препятствий на пути к европейской интеграции.

А. Гюль, отвечая на вопрос о том, не заставит ли Турцию позиция неприятия ее в ЕС «повернуться спиной к Западу», напомнил, что в 2004 году страны Евросоюза приняли решение о начале переговоров с Анкарой по вопросу принятия Турции в единую Европу, но теперь этот процесс торпедируется. Турецкий президент считает, что прием в ЕС «больших» в экономическом отношении и с точки зрения численности населения стран всегда проходил болезненно и привел в этой связи примеры Великобритании и Испании.

Глава Турецкой республики выразил уверенность в том, что его стране удастся достичь соответствия всем общеевропейским критериям. Он сравнил позицию тех, кто не желает видеть Турцию интегрированной в ЕС, с «неподобающими Европе» попытками возвести новую берлинскую стену.

Тот факт, что переговорный процесс по вопросу вступления Турции в ЕС в качестве полноправного члена продолжает сталкиваться с существенными препятствиями свидетельствуют и результаты опроса, проведенного в ноябре Босфорским университетом (Стамбул) среди граждан Франции, Германии, Великобритании и Польши. 51.8% европейцев не хотят видеть Турцию в качестве члена ЕС. Выяснилось, что европейцы в большинстве своем положительно относятся к расширению Евросоюза, но в то же время 51.8% респондентов высказались против интеграции именно Турции в единую Европу. Поддерживают эту идею лишь 41,3% европейцев. По мнению специалистов, это положение можно охарактеризовать как «синдром усталости от расширения ЕС». При этом меньше 10% респондентов считают, что Евросоюз должен развиваться и укрепляться на религиозной основе; для 43.3% главный критерий членства — уровень демократии и защиты прав человека, для 42,2% — уровень экономического развития и общественное благоденствие. 66% опрошенных считает, что уровень демократизации Турции не отвечает требованиям, предъявляемым Евросоюзом.

40% европейцев полагают, что культурные различия не позволяют Турции стать членом Евросоюза, 26% считают, что главные причины неприятия ее в ЕС лежат в сфере политики и экономики. 38% видят основное препятствие в религиозных различиях. Для 91.1% опрошенных Турция ассоциируется со Стамбулом, затем следуют Троя, футбольная команда «Галатасарай», Анталья, Ататюрк, Эфес, певец Таркан… Граждане в возрасте до 39 лет к Турции относятся в целом лучше, нежели старшее поколение.

Что касается восточного вектора, то он турецкой стороной был в ноябре убедительно обозначен в Стамбуле на экономическом саммите Организации Исламская конференция /ОИК/. Он был приурочен к знаменательной дате – 25-летию со дня создания в рамках этой организации Постоянного комитета по торгово-экономическому сотрудничеству Ekonomik ve Ticari Isbirligi Daimi Komitesi (ISEDAK) стран-участниц. В 1984 году автору довелось присутствовать в Стамбуле и принимать участие в работе конференции ОИК, которая приняла решение о создании ISEDAK и назначении его постоянным председателем президента Турецкой республики.

Можно констатировать, что за годы сложной и трудной работы Комитета произошли заметные изменения в деятельности этой структуры, объединяющей сегодня 57 мусульманских государств. Выделим, на наш взгляд, главное из них. ISEDAK уверенно перешел от констатации проблем в развивающихся странах-участницах и поиска спонсоров для их решения на богатом Западе к их конкретному совместному решению собственными силами. И это убедительно продемонстрировала работа экономического саммита ОИК.

Для участия в представительном форуме в Стамбул прибыли 11 президентов, 3 вице-президента, 6 глав правительств, 3 вице-премьера. Ряд стран-участниц был представлен профильными министрами. В работе конференции приняли участие и страны-наблюдатели. В таком статусе была представлена и Россия, которая получила его 30 июня 2005 года. Президент Турции Абдуллах Гюль, открывший юбилейное заседание, подчеркнул, что подъем экономик мусульманских государств совместными усилиями не означает отказа от взаимодействия с западными партнерами. Сотрудничество с ними должно осуществляться на взаимовыгодной основе и носить равноправный характер.

Поддержку участников получило предложение президента Ирана Махмуда Ахмадинежада о переходе в торгово-экономических связях между странами-участницами на национальные валюты. Турция и Иран, по словам иранского президентами, уже постепенно осуществляют такой переход и видят даже в условиях глобального финансового кризиса его неоспоримые преимущества. По мнению президента Сирии Башара Асада, высказанному в Стамбуле, использование национальных валют в торгово-экономических расчетах стран-соседей Сирии, Турции, Ирана и Ирака позволит оздоровить национальные экономики этих стран и во многом улучшить ситуацию в регионе в целом, подорванную и дестабилизированную американским вторжением в Ирак. Договорились на экспертном уровне рассмотреть этот вопрос, а также под эгидой Исламского банка развития завершить процесс создания механизма взаимодействия между фондовыми биржами мусульманских государств и подготовить предложения по введению специального облегченного визового режима для представителей деловых кругов стран-участниц. Кстати, и об этом также говорили участники саммита в Стамбуле, Россия и Турция уже в этом году приобрели позитивный опыт использования национальных валют в рамках двустороннего торгово-экономического сотрудничества.

Обращает на себя внимание и тот факт, что на ориентированном на экономику саммите в Стамбуле были озвучены и ряд важных политических заявлений. Речь идет, прежде всего, о ближневосточном урегулировании, проблемы в котором приобрели, по словам президента Турции, хронический характер. Их решение возможно лишь дипломатическим путем, категорически исключающим применение силы. И здесь вновь участниками форума упоминалась Россия, позиция которой по этой проблеме совпадает или близка с позицией ОИК.

Анализ работы экономического саммита ОИК позволяет сделать вывод, что эта организация и ее Постоянный комитет по торгово-экономическому сотрудничеству реально укрепляют свои позиции значимого и весомого «игрока» при решении глобальных и региональных экономических и политических проблем.

Примечательным является и активизация африканского направления турецкой внешней политики. 24 ноября состоялся визит премьер-министра Турции Реджепа Эрдогана в Ливию. Он прибыл в Ливийскую Джамахирию в сопровождении 4 министров и 200 бизнесменов. В межправительственных переговорах приняли участие министр иностранных дел Ахмет Давутоглу, государственный министр Зафер Чаглыян, министр энергетики и природных ресурсов Танер Йылдыз и министр транспорта Бинали Йылдырым. Последний раз глава правительства Турции Неджметтин Эрбакан посетил эту страну в 1996 году.

Первыми зримыми результатами встречи стало решение о взаимном отмене визового режима, начиная уже с 25 ноября сего года, и гарантирование ливийским руководством выплаты долга турецким компаниям в размере «600-700 миллионов долларов». Состоялись встречи Р. Эрдогана с премьер-министром Ливии и лидером страны Муаммаром Каддафи, в ходе которой турецкий премьер пригласил Каддафи посетить Турцию.

Выступая на форуме турецких и ливийских бизнесменов, Р. Эрдоган высоко оценил неучастие Ливии в международном эмбарго, объявленном Турции мировым сообществом в 70-х годах, после высадки ее войск на Кипре, и помощь, которую она оказала тогда Турции поставками вооружений. Турецкий премьер выразил надежду на то, что Ливия окажет содействие Турции в установлении отношений с африканскими странами. Анкара планирует довести число своих посольств на континенте до 27 и станет стратегическим партнером Ливии, у которой 50 посольств на африканском континенте.

С удовлетворением отметив, что объем двусторонней торговли в этом году должен достичь 2 миллиардов долларов США, Р. Эрдоган тем не менее подчеркнул, что этот уровень не соответствует экономическому потенциалу обеих стран, и выразил надежду на то, что через пять лет будет преодолен десятимиллиардный рубеж.

В ходе визита премьер-министра Турции Р. Эрдогана ливийские лидеры с похвалой отозвались о последних внешнеполитических инициативах Турции. Министр иностранных дел Ливии, присутствовавший на ужине, данном Каддафи в честь Р. Эрдогана, охарактеризовал турецкого премьера как лидера исламского мира.

В связи с этим, примечательны приведенные газетой «Таквим» высказывания министра иностранных дел Турции Ахмета Давутоглу на встрече с членами правящей Партии справедливости и развития. Министр признал, что его страна реализует политику неоосманизма: «Мы — неоосманы. Мы вынуждены заниматься соседними странами. И даже идем в Африку. Существует наследие, оставленное Османской империей. Нас называют «неоосманами». Да, мы «новые османы», — заявил глава турецкого внешнеполитического ведомства. Великие державы наблюдают за этим с растерянностью. Прежде всего Франция пытается понять, зачем мы работаем в Африке. Я уже дал поручение: В какую бы африканскую страну не поехал Саркози, нужно, чтобы каждый раз, поднимая глаза, он видел здание турецкого посольства, турецкий флаг. Я дал указание арендовать посольства в самых лучших местах».

Министр рассказал также о встрече с экс-президентом США Биллом Клинтоном, во время которой американский политик поинтересовался причинами резко возросшей политической активности Анкары. По словам А. Давутоглу, он ответил: «Обведите на карте вокруг Турции круг диаметром 1000 километров — в него попадет 20 стран, обведите круг диаметром 3000 километров — в него попадет 70 стран. А сколько стран попадет в такой круг вокруг США? Турция будет интересоваться своим окружением». В заключение А. Давутоглу признался, что прекращение огня между Израилем и организацией ХАМАС является плодом его тайных переговоров в Дамаске.

На фоне такой активности турок у многих экспертов вызывает тревогу сохраняющаяся напряженность в отношениях Анкары с Израилем. Газета «Джумхуриет» цитирует интервью президента Израиля Шимона Переса американскому журналу Defense News, в котором израильский политик рассказал об отношениях между двумя странами. Дав высокую оценку роли Турции на Ближнем Востоке и в НАТО, он призвал не поддаваться эмоциям и «не становиться жертвами временной напряженности в двусторонних отношениях». Отвечая на вопрос о том, не является ли ухудшение турецко-израильских отношений свидетельством того, что премьер-министр Турции Р. Эрдоган старается развернуть свою страну спиной к Западу и лицом к Востоку, Ш. Перес ответил: «Турция — это единственная страна в мире, в которой такой недемократический институт как армия стоит на страже демократии… Сейчас роль армии меняется». Ш. Перес отметил, что нежелание единой Европы видеть в своих рядах Турцию, подтолкнуло последнюю к поиску себе другой роли в мире и призвал политиков обеих стран осторожно и взвешенно подходить к двусторонним отношениям и при этом уметь «правильно читать карту мира».

Такая попытка была предпринята 23 ноября в Стамбуле в рамках 4-го заседания смешанной турецко-израильской экономической комиссии. Израильскую делегацию возглавлял министр промышленности, торговли и труда Израиля Биньямин Бен-Элиэзер. В своём выступлении он призвал турецких предпринимателей осуществлять инвестиции в Израиль. Отметив, что Турция является важным игроком в регионе, Б. Бен-Элиэзер заявил, что обе страны нуждаются друг в друге. Израильский министр не исключил возможность участия Турции в переговорах между Израилем и Сирией, а также призвал мусульманские страны Ближнего Востока приложить усилия по снятию стресса в ситуации с Ираном.

В свою очередь, министр национальной обороны Веджди Гёнюль, возглавлявший турецкую делегацию, отметил, что между Израилем и Турцией с точки зрения торговли в оборонной сфере имеется определённый дисбаланс. «Мы желаем устранить данный дисбаланс за счет предоставления турецким компаниям доли в продаже израильской продукции третьим странам», — сказал В. Гёнюль.

Министра промышленности, торговли и труда Израиля Б. Бен-Элиэзера принял глава государства А. Гюль. В ходе приёма израильского министра он сказал, что Израилю следует пересмотреть свою политику в связи с поселениями. «Сегодня в этих районах преобладает молчание, но эта тишина может оказаться обманчивой и временной. В будущем события могут принять нежелательный оборот. Израиль должен показать, что он искренен в вопросе установления мира. Оттянув свои границы к линии, которая имела место до 1967 года, Израиль устранит свои беспокойства по поводу безопасности», — сказал А. Гюль. В свою очередь, Б. Бен-Элиэзер передал А. Гюлю приглашение президента Шимона Переса посетить Израиль.

Анкара в ноябре вновь обозначила свои посреднические усилия, направленные на решение проблемы иранского ядерного досье. Убедив, по мнению турок, Тегеран в необходимости международного контроля за его ядерной программой, турецкая дипломатия активизировала работу в этом направлении со странами — членами Совета Безопасности ООН. Министр иностранных дел Турции А. Давутоглу в ходе телефонного разговора с президентом МАГАТЭ Мухаммедом эль-Барадеи поделился информацией о переговорах с иранским президентом в Стамбуле и высказал свою точку зрения о том, что давление на Тегеран не принесет успеха. Примечательно, что в ходе этих переговоров президент Ирана назвал Турцию «надежным партнером, которому можно полностью доверять в решении ядерного вопроса». Кроме того, М. эль-Барадеи и А. Давутоглу обсудили цифры, связанные с поставками в Турцию урана, обогащённого в России или во Франции, которые обладают необходимой для этого технологической базой. Как стало известно, велись обсуждения на предмет поставок до 75% иранского ядерного топлива. О необходимости ведения диалога с Ираном шла речь и на последующей после данного телефонного разговора встрече А. Давутоглу с помощником госсекретаря США Филиппом Гордоном.

Анкара, не имеющая необходимых мощностей для обогащения ядерного сырья, предлагает использовать Турцию в качестве перевалочной площадки при его транспортировке на переработку в Россию или во Францию. Речь об иранском уране пойдет и на переговорах премьер-министра Турции Р. Эрдогана с президентом США Бараком Обамой в Вашингтоне, запланированных на 7 декабря.

Участившиеся в ноябре контакты между Ираном и Турцией «подтолкнули» некоторых западных экспертов на предположение о том, что Тегеран в своих внешнеполитических предпочтениях меняет Москву на Анкару. В Турции обратили внимание на статью, опубликованную в британской газете «Гардиан». Автор статьи Мейр Джейвдэнфер утверждает, что возникновение международного союза стран, включая Россию, разделяющих обеспокоенность США по поводу иранской ядерной программы, разочаровало руководство Ирана. По мнению автора статьи, Иран все явственнее отворачивается от Москвы, которая до последнего времени оставалась одной из немногих, кто поддерживал нормальные отношения с Тегераном. В статье утверждается, что в качестве основного внешнеполитического союзника Иран может выбрать Турцию, пусть и не обладающую правом вето в Организации объединенных наций, но имеющую неоспоримый авторитет в исламском мире и на Ближнем Востоке. Автор статьи пишет, что демократически избранный турецкий премьер Р. Эрдоган «день ото дня становится все более надежным защитником ислама и арабов». В статье указывается и на то, что Р. Эрдоган продолжает сохранять хорошие отношения с США и ЕС, и в этой связи Турция способна стать посредником в отношениях между Западом и подвергнувшимся общей критике Ираном.

Из внешнеполитических событий ноября следует обратить внимание и на продолжающиеся между Баку и Анкарой сложные переговоры о цене на газ. Эта ценовая проблема стала рычагом, который может в ближайшей перспективе сыграть решающую роль при принятии важных политических решений в регионе. Стороны пока не могут договориться о цене на газ, поставляемый из Азербайджана в Турцию. Очередной раунд переговоров на эту тему не дал позитивного результата. Азербайджан впредь не намерен продавать Турции газ по льготным ценам. Это дал понять президент Азербайджана Ильхам Алиев, подчеркнувший этот момент в своем выступлении, последовавшем почти сразу вслед за подписанием протоколов о налаживании сотрудничества между Турцией и Арменией. Турция готова выплатить разницу Азербайджану, но стороны пока не могут договориться по поводу суммы этой разницы. Сегодня азербайджанский газ поставляется в Турцию по цене в $120 за 1 тыс. кубометров. В то же время стоимость газа для потребителей на внутреннем рынке Турции составляет около $380 за 1 тыс. кубометров. Как указано в контракте, заключенном с Турцией, стоимость газа с месторождения «Шах Дениз» может быть пересмотрена. Согласно контракту, Турция должна получать 6,6 млрд кубометров газа с месторождения «Шах Дениз» в рамках первой стадии разработки этого проекта.

Из вопросов внутренней политики обращает на себя внимание продолженный правительством процесс реализации пакета демократических инициатив, направленных на решение, прежде всего курдского и армянского вопросов, а также проблем проживающих в Турции нацменьшинств. Премьер-министр Р. Эрдоган после совещания со своими соратниками по партии выступил 13 ноября в Великом Национальном Собрании Турции (ВНСТ). Он, в частности, подчеркнул, что инициативы в плане курдского вопроса являются «государственной политикой». «Одних только военных мер в этом направлении недостаточно, присутствует также социально-экономическая сторона борьбы против террористической организации РПК», — отметил премьер-министр.

Он призвал иностранных инвесторов вкладывать деньги в восточные и юго-восточные районы Турции. Это приглашение прозвучало во время приема, устроенного Ассоциацией международных инвесторов в Анкаре. Отметив общий рост иностранных инвестиций в турецкую экономику после 2002 года в период нахождения у власти правительства Партии справедливости и развития, Р. Эрдоган призвал финансистов активнее инвестировать средства в этот регион. Премьер-министр напомнил, что в период между 2001 и 2008 Турция поднялась со 112-го до 20-го места в рейтинге стран, привлекающих наибольший объем иностранных инвестиций. В 2008 году в ее экономику из-за рубежа было вложено 18 миллиардов долларов США. Р. Эрдоган обратил внимание на неразрывную связь экономического и демократического развития и призвал активнее вкладывать средства в наиболее отсталые восточные и юго-восточные районы страны, значительную часть населения которых составляют курды.

В рамках «демократической инициативы» в провинции Диярбакыр на юго-востоке страны началась кампания по возвращению населенным пунктам их старых курдских названий. Переименование началось после заявления, сделанного министром внутренних дел Беширом Аталаем о том, что МВД приветствует возвращение деревням и поселкам их курдских названий. Теперь на дорожных указателях в провинции турецкие названия населенных пунктов дублируются старыми курдскими. Население с удовлетворением восприняло нововведение властей. Местные жители ранее практически не использовали новые турецкие названия и зачастую даже не знали их.

Эксперты обратили внимание на подвижки в решении курдской проблемы и на гуманитарном треке. Форму закона обрело решение об отмене решения об ограничении объема частного телерадиовещания на других /кроме государственного турецкого/ языках. То есть, теперь телерадиокомпании имеют возможность круглосуточного вещания, в т.ч. и на курдском языке. Устранена также необходимость ранее обязательного подстрочного перевода на турецкий курдских программ, а также введена возможность трансляции курдских учебных программ. До этого решения объем радиовещания на других языках был ограничен 5 часами, телевещания 4 часами в неделю.

Кстати, вышеперечисленные усилия турецкого руководства и, в частности, главы правительства Р. Эрдогана не остались в ноябре незамеченными и председателем Нобелевского комитета Х. Тобхорном. Он отметил работу правящей партии Турции, направленную на урегулирование этнических конфликтов на территории страны и установление мира между национальными меньшинствами. Работа ПСР в области демократизации сделает Турцию одним из сильнейших государств в регионе, считает Х. Тобхорн. «Важные шаги, которые в последнее время предпринимает Турция, налаживая отношения с Арменией, курдами, а также та роль, которую она играет в ближневосточной политике невозможно не заметить, — заявил Х. Тобхорн в интервью информационному агентству Джихан (Cihan news agency). Председатель Нобелевского комитета также выразил недоумение по поводу того, что Европейский союз постоянно отодвигает рассмотрение вопроса о вступление Турции в ЕС. «Страна, которая обладает одной из сильнейших армий в Европе и играет одну из важнейших ролей в политике на Востоке должна быть в составе ЕС», — отметил Х. Тобхорн.

Идею выдвижения кандидатуры премьер-министра Турции на Нобелевскую премию мира господин Х. Тобхорн прокомментировал следующим образом: «Р. Эрдоган является реальным лидером, который старается установить в регионе мир и укрепить позиции своей страны в нем мирными методами. Я хотел бы видеть его среди Нобелевских лауреатов мира».

С точки зрения понимания ряда процессов, происходящих на внутриполитическом поле Турции, представляет интерес и выступление 10 ноября в парламенте страны министра обороны Веджди Гёнюля, в котором глава оборонного ведомства назвал сепаратистскую Рабочую Партию Курдистана (РПК) «самой серьезной угрозой» для безопасности страны. Поводом для выступления стало представление депутатам проекта бюджета министерства обороны и Управления оборонной промышленности в размере 15 миллиардов 118 миллионов турецких лир (около 10 миллиардов 80 миллионов долларов США).

Министр рассказал парламентариям об успехах в борьбе с РПК, которая в результате решительных действий турецкой армии, всех «сил безопасности, а также правительства» оказалась в «критическом состоянии» и вынуждена искать «новые формы стратегии». Глава оборонного ведомства проинформировал депутатов об участии вооруженных сил Турции в урегулировании конфликтов в Ливане, Судане, Косово, Афганистане, Боснии и Герцеговине, Аденском заливе. В частности, он сообщил, что в рамках оказания военной помощи Афганистану МО затратило 60 миллионов долларов, в том числе — на подготовку 475 афганских военнослужащих в Турции и 8 078 — на территории Афганистана.

А всего, по словам министра, Турция имеет договора о военно-техническом сотрудничестве с 40 странами, в области подготовки военнослужащих — с 44 странами и рамочные соглашения о военном сотрудничестве — с 53 странами. Идет подготовка к подписанию соглашений с 12 странами о военно-техническом сотрудничестве и с 36 — рамочных соглашений о военном сотрудничестве.

В выступлении отмечено бурное развитие национальной оборонной промышленности, оборот предприятий которой в прошлом году продемонстрировал пятнадцатикратный годовой рост, достигнув 2.3 миллиардов долларов США, из которых 510 миллионов пришлось на научно-исследовательскую деятельность. В результате уровень обеспечения вооруженных сил отечественным вооружением и снаряжением достиг 44,2%, тогда как в 2005-м этот показатель не превышал 20%.

Структура оборонного бюджета, по словам министра, выглядит следующим образом: 48,6% всех затрат пришлось на расходы на персонал, 8,4% — на выплаты органам социального страхования, 47,5% — на закупки вооружения и снаряжения, 1,1% — на текущие транзакции, 0,3% — на расходы по обслуживанию капитала.

Многие депутаты парламента, принявшие участие в обсуждении бюджета, подчеркнули необходимость продолжения военных действий против РПК как единственного средства противостояния «курдскому терроризму». В других выступлениях, в частности, депутатов от прокурдской Партии демократического общества, прозвучало требование не взваливать «урегулирование проблемы сепаратизма лишь на вооруженные силы и обратить большее внимание на политическое и экономическое решение существующих в этой сфере проблем».

В связи с этим, здесь указывают, что силовые действия против РПК получили поддержку от Вашингтона. Она была озвучена 18 ноября в Анкаре, где состоялись переговоры главы Федерального бюро расследований США Роберта Мюллера с государственным министром и вице-премьером Джемилем Чичеком, министром юстиции С. Эргином и генеральным директором службы безопасности О. Кексалом. По заявлению, сделанному посольством США в Турции, предметом переговоров стало турецко-американское сотрудничество по противодействию международному терроризму.

Эксперты обратили также внимание на результаты опроса общественного мнения, свидетельствующие о том, что политика правящей Партии справедливости и развития теряет поддержку избирателей. Опрос был проведен близким к нынешней власти агентством Metropoll. Более половины (51%) из 1253 опрошенных высказались против проводимой правительством «демократической инициативы», 35,4% поддерживают ее, 4,6% поддерживают «частично», а 8,5% не имеют своего мнения по этому вопросу. Это свидетельствует о том, считает газета «Миллиет», что «инициатива» потеряла за два месяца 13% сторонников. 59% респондентов считают, что руководство страны выпустило из рук нити управления этим процессом.

За год на 17.2% сократилось число тех, кто выражает доверие действующему премьер-министру Р. Эрдогану, в то время как число граждан, доверяющих лидерам оппозиции, выросло: генеральному председателю Народно-республиканской партии Денизу Байкалу стали доверять больше на 9,6% граждан страны, лидеру Партии националистического движения Девлету Бахчели – на 7%. 63,2% респондентов полагает, что экономическое положение страны продолжает ухудшаться.

49,9% опрошенных недовольны своей жизнью, 43.1% — довольны, а 6,2% — довольны, и даже «очень». Последний раз такой вопрос агентство задавало гражданам в августе этого года, и тогда количество положительных ответов было на 11,5% больше, а отрицательных — на 15,5% меньше.

76,7% граждан полагает, что непримиримая позиция прокурдской Партии демократического общества негативно влияет на осуществление «курдской инициативы», 93,9% недовольны пышным приемом, оказанным на границе вернувшейся в Турцию группе боевиков. После того, как была установлена подлинность подготовленного военными документа, содержащего «план противодействия религиозным реакционерам» и намечающего комплекс мер, направленных на устранение из политической жизни Партии справедливости и развития, 33,7% граждан стали меньше доверять вооруженным силам страны, в то время как 9% укрепились в своем доверии армии. Как следствие — 31,7% опрошенных полагает, что начальнику Генерального штаба ВС следует оставить свой пост.

Мнение участников опроса по вопросу о состоянии турецкой экономики совпало с критической оценкой экономической политики правительства, которую высказал генеральный председатель оппозиционной Народно-республиканской партии Дениз Байкал, выступая в Торговой палате Антальи. «Во время прихода ПСР к власти Турция демонстрировала третий в мире показатель темпов экономического развития. В 2007-м она опустилась на 9-е место. Сейчас — находится всего на 17-м.» — заявил Д. Байкал. Рассказав слушателям об основных вехах экономической истории страны, лидер оппозиции подчеркнул, что среднегодовые темпы роста национальной экономики за 80 лет существования Республики составили 4.58%, и это несмотря на тяжелейшие периоды истории, через которые стране пришлось пройти. После прихода в 2002 году к власти правительства Партии справедливости и развития темпы экономического роста не превышают 4% в год.

По его словам, «Турция начала отставать от мира»: в 2002 году по уровню экономического развития она стояла на 29-м месте в мире, в 2007-м откатилась на сотое, а по итогам этого года, вероятно, окажется на 136-м. За первую половину года объем экономики сократился на 10,6%, а промышленного производства — на 15%. Причина регресса, — считает Д. Байкал, — заключается в неразумной экономической политике властей.

23 ноября было официально объявлено об основании новой Демократической левой народной партии (ДЛНП). Среди 103 членов-учредителей новой политической партии супруга бывшего премьер-министра и лидера Демократической левой партии (ДЛП) Бюлента Эджевита Рахшан Эджевит. Председателем ДЛНП стал известный журналист Х. Джевизоглу. Как показывает турецкий опыт, рождение новой партии, по всей видимости, не принесет ничего кроме дальнейшего дробления и без того разъединенных политических сил на левом флаге.

Эксперты обратили внимание на выступление в парламенте страны министра энергетики и природных ресурсов Турции Танера Йылдыза, который подтвердил решимость правительства развивать атомную энергетику страны. Министр, представляя парламентариям проект бюджета министерства на 2010 год, подчеркнул возрастание роли источников энергии и, в частности, атомной энергетики как в турецком энергетическом комплексе, так и в мировой энергетике в целом. По словам министра, в последние годы по темпам роста потребления энергии турецкая экономика уступает только китайской. Стране приходится импортировать почти весь объем потребляемых нефти и природного газа, а также пятую часть используемого угля. Импорт энергоносителей ежегодно обходится Турции примерно в 34 миллиарда долларов США. В результате турецкие компании резко активизировали газонефтеразведку как в стране, так и за ее пределами.

Диссонансом на этом фоне прозвучало официальное заявление об отмене атомного тендера на строительство первой в Турции атомной электростанции. Турецкая энергетическая компания ТЕТАШ после консультаций с правительством страны отменила тендер на строительство АЭС в уезде Аккую вилайета Мерсин, что на Средиземноморском побережье Турции. Письменное заявление по этому вопросу поступило от ТЕТАШ за несколько часов до начала организационных работ по реализации тендера. В заявлении было отмечено, что тендер отменяется, согласно 31-й статье документа, регламентирующего проведение тендера. В данной статье зафиксированы положения о том, что турецкая сторона имеет право отмены тендера до окончания срока его действия без каких-либо штрафных последствий для себя. Официальное завершение срока действия тендера 24 ноября. В свою очередь, участник тендера не имеют права предъявления к Турции каких-либо претензий.

Как известно, его победителем и единственным участником тендера был консорциум в составе российских компаний «Атомстройэкспорт» и «Интер РАО ЕЭС», а также турецкой компании «Парк Текник». При этом необходимо отметить, что Агентство по атомной энергии Турции /Turkiye Atom Enerjisi Kurumu–ТАЕК/ в декабре прошлого года признало тендерное предложение России на строительство первой в Турции АЭС удовлетворяющим «технологическим критериям».

Неназванный представитель турецкой государственной энергокомпании по вопросу о причине отмены тендера сообщил: «Тендер был признан недействительным из-за несогласия с ценой электроэнергии, предложенной российской стороной. По нашему мнению, цена киловатта слишком завышена». Здесь следует напомнить выступление премьер-министра России Владимира Путина в августе с.г. во время рабочего визита в Анкару, который подчеркнул, что предложенная Россией цена самая оптимальная и приближается к цене киловатта, выработанного гидроэлектростанцией, хотя в мировой практике стоимость атомного киловатта всегда ощутимо дороже.

Министр энергетики и природных ресурсов Турции Танер Йылдыз заявил, что отмена тендера не означает отмены самого проекта. Он добавил, что Турция не откажется от развития ядерной энергетики. «Мы приступим к новому процессу. Строительство АЭС возможно и без проведения тендера», — констатировал турецкий министр. В связи с этим, здесь цитируют заявление официального представителя госкорпорации «Росатом» Сергея Новикова о том, что Россия подтверждает желание участвовать в сооружении первой АЭС в Турции, несмотря на отмену тендера. «Мы будем продолжать работу с турецкими коллегами вне рамок тендерной процедуры», — подчеркнул официальный представитель «Росатома».

Вместе с тем, в турецких политических и деловых кругах отмечают, что отмена крупных тендеров, в которых в последние годы побеждают представители России, становится в Турции настораживающей традицией, что может негативным образом сказаться на дальнейшем развитии взаимовыгодных двусторонних отношений. В связи с этим, здесь указывают на аналогичную судьбу выигранных Россией тендеров на создание в Турции боевого вертолета и приватизацию крупнейшей турецкой нефтеперерабатывающей компании «Тюпраш».

Тем не менее, известный турецкий политолог, председатель Центра международных отношений и стратегических исследований Турции /ТЮРКСАМ/ /Uluslararasi Iliskiler ve Stratejik Analizler Merkezi / Синан Оган в эксклюзивном интервью для радио «Голос России» подчеркнул, что «отмена тендера не повлияет в негативном плане на поступательное развитие российско-турецких отношений». «Огромный объем и партнерский характер этих отношений, заинтересованность обеих сторон в их дальнейшем углублении подтверждают такой вывод», — отметил турецкий эксперт

Примечательно, что все вышеуказанные события, имеющие место как на внутриполитическом поле Турции, так и в сфере внешней политики страны, проходят тщательный мониторинг со стороны администрации США. Об этом повышенном интересе заявил заместитель госсекретаря США Филипп Гордон, побывавший в Турции с рабочим визитом. Турецкие СМИ цитируют его слова о том, что «администрация президента США Барака Обамы весьма заинтересована в темах, которые доминируют в турецких политических кругах и СМИ». Однако он отказался вдаваться в детали, сказав, что «судебные и внутриполитические события в Турции — это внутреннее дело». «Нас они касаются в том смысле, что мы лишь внимательно следим за этими событиями, ведь они могут повлиять на ситуацию в стране, которая является одним из наших главных партнеров».

Ф. Гордон, комментируя демократические инициативы турецких властей на курдском треке, заявил, что «США приветствуют их, так как уверены, что это будет способствовать внутренней стабильности страны. Если эти инициативы направлены на то, чтобы не только способствовать интеграции в турецкое общество всех граждан страны, но и преодолеть конфликт, пожирающий Турцию столько лет, то мы можем лишь приветствовать это». Заместитель госсекретаря США также опроверг мнение о том, что Турция меняет курс своей внешней политики, отворачиваясь от Запада, заявив, что «слухи об этом слишком преувеличены. На самом деле мы не удивлены и не обеспокоены инициативами Турции относительно стран региона».

62.99MB | MySQL:102 | 0,808sec