Оценки американских экспертов усиления напряженности на Ближнем Востоке и Персидском заливе после захвата Ираном двух танкеров

В течение одной недели (конец апреля — начало мая) ВМС КСИР принудительно перенаправили два нефтяных танкера, следовавших транзитом через Ормузский пролив и Оманский залив, перевозивших нефть мировым потребителям. Захваченный 3 мая танкер Niovi под панамским флагом перевозил нефть из близкого союзника США Кувейта в Соединенные Штаты. 28 апреля КСИР захватил судно Advantage Sweet под флагом Маршалловых островов, перевозившее нефть для крупнейшей энергетической компании США Chevron. Иранские официальные лица заявили, что задержание было проведено для расследования после предполагаемой морской аварии. Тем не менее, американские  источники оценили захват Advantage как возмездие за перенаправление иранского танкера США 22 апреля у берегов \Южной Африки в соответствии с сообщением о судебном постановлении США о введении нефтяных санкций США в отношении Ирана. В прошлом, в том числе во время нескольких инцидентов в 2019 году, КСИР пытался оправдать свое перенаправление или вооруженные нападения на нефтяные танкеры в Персидском заливе, утверждая, без предоставления доказательств, что суда были вовлечены в коммерческие споры или нарушили иранские морские экологические или другие законы. Широкий спектр сообщений указывает на то, что экипажи коммерческих судов, перенаправленных Ираном, как правило, не подвергаются жестокому обращению. Тем не менее, действия Ирана в апреле и мае, связанные с захватом танкеров, направляющихся в Соединенные Штаты, казались прямым вызовом политики США. Иран очевидно разработал предсказуемую схему ответных захватов судов против Запада. В мае 2022 года Иран захватил два греческих нефтяных танкера в Персидском заливе, что, по-видимому, было ответом за помощь Афин в конфискации Соединенными Штатами танкера под российским флагом, груженного иранской нефтью в прошлом месяце. Иран освободил суда в ноябре. Захваты танкеров привели к новой нестабильности в регионе, внося неопределенность в то, что многие эксперты оценили как более позитивную тенденцию к региональной деэскалации, взаимодействию и примирению. В частности, восстановление дипломатических отношений между Саудовской Аравией и Ираном 10 марта при посредничестве Китая вселило чувство оптимизма в связи с тем, что периодические столкновения и напряженность между Ираном, с одной стороны, и арабскими монархиями Персидского залива, поддерживаемыми Соединенными Штатами, с другой стороны, могут уменьшиться. После завершения соглашения Иран и Саудовская Аравия предприняли шаги по возобновлению работы закрытых дипломатических объектов и обсудили значительные инвестиции Саудовской Аравии в Иран. По сообщениям, обе страны поощряют свои соответствующие прокси-группировки в Йемене восстановить официальное прекращение огня и вести переговоры о постоянном урегулировании йеменского конфликта. В выступлении, посвященном Ближнему Востоку, 4 мая советник по национальной безопасности США Джейк Салливан перечислил шаги к примирению и деэскалации среди многих противников и конкурентов в регионе. как крупное дипломатическое достижение США. Как полагают американские эксперты, захваты иранских танкеров не только противоречит позитивному дипломатическому импульсу, но и добавляет новую напряженность к той, которая была вызвана апрельскими столкновениями между Израилем и поддерживаемыми Ираном палестинскими группировками боевиков в секторе Газа и на юге Ливана, который контролирует главный региональный союзник Ирана ливанская «Хизбалла». Ранее, в марте, США атаковали поддерживаемые Ираном силы ополчения в Сирии, которые обстреляли американские объекты на востоке этой страны, убив американского подрядчика. Апрельские ракетные обстрелы Израиля боевиками стали ответом на репрессии Израиля против палестинских демонстрантов в Иерусалиме и, по-видимому, не были специально спровоцированы КСИР, который поддерживает и консультирует палестинские группы боевиков. Тем не менее, иранские лидеры публично поддержали палестинские нападения, которые отразили, а также усилили действия  Ирана по консолидации своих палестинских, ливанских и сирийских союзников в более широкую «ось сопротивления», которая может оказать давление на Израиль. После израильско-палестинских обменов ударами и одновременно с захватом танкера Niovi 3 мая, президент Ирана Эбрахим Раиси посетил Дамаск, чтобы продемонстрировать поддержку Тегераном своего главного союзника в арабском мире, сирийского президента Башара Асада. Этот визит — первый визит иранского президента со времен сирийского восстания 2011 года — еще больше обострил враждебность лидеров в Израиле, которые санкционировали все более частые авиаудары по позициям иранских и поддерживаемых Ираном ополченцев и объектам военного производства в Сирии. Захваты иранских танкеров в сочетании с продвижением возглавляемой Тегераном оси сопротивления Израилю, вероятно, усилят растущие призывы премьер-министра Израиля Биньямина Нетаньяху и других израильских лидеров к активизации военных действий США или Израиля против иранской ядерной программы и программ создания передовых вооружений, включая объекты, производящие вооруженные беспилотники для использования Россией. Лидеры стран Персидского залива очень пристально следят за тем, как Вашингтон может отреагировать на арест Ираном поставок нефти, направляющихся в США или принадлежащих США, в качестве показателя уровня приверженности США безопасности в Персидском заливе. Региональные эксперты утверждают, что именно отказ США ответить военным путем на удар иранской крылатой ракеты и вооруженного беспилотника по ключевым объектам нефтедобычи в Саудовской Аравии в сентябре 2019 года заставил некоторых лидеров Персидского залива, включая фактического лидера КСА наследного принца Мухаммеда бен Сальмана (MБС) и президента ОАЭ Мухаммеда бен Заида Аль Нахайяна (MБЗ), усомниться в масштабах и долговечности приверженности США защите государств Персидского залива от угрозы со стороны Ирана. Переоценка политики США в Персидском заливе внесла значительный вклад в решения МБС и MБЗ о примирении с Ираном и более последовательном и более предметном взаимодействии с лидерами Исламской Республики, а также о расширении связей с Китаем за пределы торговли и инвестиций в области безопасности и политических вопросов. Тем не менее, реакция США на захват танкеров не  успокоила лидеров стран Персидского залива или некоторых официальных лиц США. 3 мая, после захвата второго танкера, представитель Госдепартамента Ведант Патель изложил оппозицию США шагу Ирана, но не пригрозил каким-либо конкретным ответом. Он заявил: «..Преследование Ираном судов и вмешательство в права судоходства в региональных и международных водах противоречат международному праву и подрывают региональную стабильность и безопасность. Мы присоединяемся к международному сообществу в призыве к иранскому правительству и военно-морским силам Ирана немедленно освободить судно и его экипаж». Военно-морской флот США потребовал немедленного освобождения танкера под флагом Маршалловых островов, заявив, что он проходил транзитом через международные воды в Оманском заливе, и раскритиковал «продолжающееся преследование судов» Ираном, но при этом никаких практических действий предпринято не было. Предполагая, что некоторые официальные лица США сочли реакцию США недостаточной, 4 мая 12 сенаторов США направили письмо президенту Джо Байдену, призывая его устранить политические препятствия Министерства финансов, которые более года не позволяли Министерству внутренней безопасности конфисковывать поставки иранской нефти. Члены Сената и Палаты представителей   представили законоппроект, направленный на противодействие морским угрозам, исходящим от Ирана, в тот же день, когда Тегеран захватил танкер, направлявшийся в США. Эта мера, похоже, основывается на предыдущем законодательстве, которое укрепило региональные проекты противовоздушной и противоракетной обороны между Израилем и странами Ближнего Востока. В случае его принятия закон потребует от Министерства обороны разработать стратегию с партнерами и союзниками на Ближнем Востоке для противодействия морским угрозам, исходящим от Ирана, воинствующих организаций и преступных сетей. «Укрепление сотрудничества в области безопасности на море между Соединенными Штатами, Израилем и нашими партнерами в регионе является нашим следующим шагом на пути к достижению прочного мира и обеспечению более процветающего будущего для всех», — заявила член Конгресса Кэти Макморрис Роджерс, которая представила законопроект. Предыдущий закон на эту тему, принятый 28 апреля, соответствует усилиям администрации Байдена и многих членов Конгресса по углублению сотрудничества в области безопасности между Израилем и ближневосточными союзниками Вашингтона. Конгресс принял этот законопроект, известный как «Закон о защите» в Законе о разрешении национальной обороны 2023 года, который требует, чтобы Пентагон представил стратегию интегрированной системы противовоздушной и противоракетной обороны между Израилем и арабскими государствами. В число стран, указанных в законопроекте, входят Израиль, Иордания, Египет и Ирак, а также шесть членов Совета сотрудничества стран Персидского залива, в который входят Саудовская Аравия, Объединенные Арабские Эмираты, Катар, Бахрейн, Кувейт и Оман. Тем не менее, как полагают американские эксперты, официальные лица США вряд ли будут нагнетать напряженность в отношениях с Ираном в надежде вернуться к более позитивной тенденции региональной деэскалации и примирения.

Основные выводы

— Захват двух нефтяных танкеров иранским КСИР усиливает и без того повышенную напряженность на Ближнем Востоке, бросая вызов тенденции к деэскалации в регионе.

— Действия Ирана в Персидском заливе и его поддержка сирийского режима и палестинских группировок боевиков ослабляют надежды на то, что восстановление отношений Ирана с Саудовской Аравией представляет собой более широкую умеренность иранской политики. От себя заметим, что одно другому никак не противоречит, тем более, что именно Эр-Рияд стал одним из главных архитекторов недавнего фактического возвращения Дамаска в ЛАГ.

— Действия Ирана в Персидском заливе происходят на фоне растущих призывов израильских и некоторых американских лидеров к более решительным действиям против ядерной и ракетной программ Ирана и поддержки Тегераном военных усилий Москвы.

— Сдержанная реакция США на захват танкеров может усилить растущие сомнения среди партнеров США по Персидскому заливу относительно приверженности США обеспечению безопасности в Персидском заливе. При этом каких-то решительных антииранских шагов от Вашингтона на сегодня ожидать не приходится.

55.99MB | MySQL:116 | 0,822sec