За последние два года численность военизированной группировки «Аль-Хашд аш-Шааби» удвоилась, что делает ее третьей по величине вооруженной силой в стране, свидетельствуют документы, связанные с проектом бюджета Ирака. Предлагаемый бюджет на 2023 год, который правительство представило парламенту в прошлом месяце, показывает, что численность Аль-Хашд аш-Шааби» примерно вдвое меньше численности регулярных вооруженных сил. Силы безопасности при Министерстве внутренних дел примерно в три раза превышают численность военизированных формирований. В случае принятия новый бюджет даст «Аль-Хашд аш-Шааби» 3,56 трлн иракских динаров (2,7 млрд долларов). Значительное увеличение числа бойцов «Аль-Хашд аш-Шааби» всего за два года, а также большой бюджет, выделенный Этим силам, поднимает много вопросов о той роли, которую они будут играть в ближайшие несколько лет. В принципе это усиление потенциала этой проиранской группировки были предсказуемы, поскольку с самого начала премьерства М.ас-Судани в Ираке, проиранские прокси значительно усилили свое давление на него в рамках продвижения своих кадров в систему национальной безопасности. «Аль-Хашд аш-Шааби», также известная как «Народная мобилизация», была создана в июне 2014 года для объединения вооруженных группировок и добровольцев для борьбы с группировкой «Исламское государство». Ей руководит Управление народной мобилизации (PMA), который контролирует деятельность различных групп. Поддерживаемые Ираном шиитские вооруженные группировки, такие как «Бригада Бадр» и «Асаиб Ахль аль-Хак», представляют костяк и ударную силу «Аль-Хашд аш-Шааби». Хотя эти силы стали частью иракских вооруженных сил с 2016 года и полностью финансируются правительством, большинство из них не подчиняются приказам главнокомандующего армией, а некоторые обвиняются в причастности к серьезным нарушениям прав человека. Министерство иностранных дел Ирака уже получило приложения к бюджету на 2021 год и проект бюджета на 2023 год, которые зарезервированы для членов правительства и парламента. Они показывают количество людей на государственной зарплате и из них следует, что за два года ряды «Аль-Хашд аш-Шааби» пополнились на 116 000 бойцов, и в настоящее время их общее число составляет 238 000 человек. Для сравнения, число военнослужащих и других служащих в Министерстве обороны выросло всего на 25 000 за тот же период, до 450 000 человек. Аналогичным образом, численность Министерства внутренних дел выросла не более чем на 22 250 человек, до более чем 700 000 в целом. Однако нет уверенности в том, что эти цифры точно отражают истинное количество личного состава. «Аль-Хашд аш-Шааби» и других подразделения сил безопасности, которые обосновано подозреваются в завышении числа людей в своих рядах, чтобы выкачивать государственные средства на другие цели. Хотя силы безопасности МВД численно превосходят регулярные вооруженные силы и «Аль-Хашд аш-Шааби», большинство из них — гражданские и полицейские подразделения, не участвующие в боевых действиях, сообщили иракские военные командиры и представители служб безопасности. Некоторые сотрудники службы безопасности отметили, что ведутся дискуссии об изменении обязанностей федеральной полиции в пользу усиления «Аль-Хашд аш-Шааби», которая, как предполагается, взяла бы на себя роль сил оперативного вооруженного реагирования полиции, что может объяснить значительное увеличение числа боевиков военизированных формирований.
Однако другие местные источники считают, что рост численности свидетельствует об иной тенденции. Один из руководящих сотрудников службы безопасности указал на условиях анонимности, что, «нравится нам это или нет», «Аль-Хашд аш-Шааби» фактически является военным крылом Координационной структуры, шиитского политического альянса, который доминирует в правительстве премьер-министра Мухаммеда Шиа аль-Судани: «Естественно, что они стремятся усилить это крыло финансово и кадрово всякий раз, когда появляется такая возможность. Поскольку нынешний парламент и правительство почти полностью находятся под контролем Координационной структуры, это увеличение кажется разумным и оправданным, учитывая наличие необходимого юридического прикрытия. Эти назначения являются частью политики обеспечения безопасности, принятой правительством ас-Судана с первого дня. Ас-Судан хочет избежать демонстраций и достичь временной и быстрой стабильности. Несмотря на серьезность последствий этой политики и кратковременность ее воздействия в такой стране, как Ирак, которая страдает от слишком большого числа государственных служащих и отсутствия стратегического планирования, никто не отрицает, что за эту политику можно купить лояльность, спокойствие и время. Судани отчаянно нуждается в этих факторах стабильности, по крайней мере, в течение первого года своего правления».
Предлагаемый бюджет на 2023 год, который был утвержден кабинетом министров в прошлом месяце, предусматривает выделение около 200 трлн динаров (153 млрд долларов), исходя из предположения, что цены на нефть не упадут ниже 70 долларов за баррель и 3,5 млн баррелей сырой нефти можно будет экспортировать в день. Это будет самый большой бюджет, который когда-либо имел Ирак, и в случае принятия он будет использоваться в качестве шаблона на 2024 и 2025 годы. «Суммы, предложенные в этом бюджете, очень велики и превышают предыдущий бюджет [на 2021 год] на 400 процентов, но, к сожалению, они покрывают фактические потребности министерств и правительственных учреждений только на 10 процентов», — считает Джамаль Кугар, член Комитета по финансам парламента Ирака. Инфраструктура государственных служб сильно пришла в упадок, и во многих департаментах ощущается серьезная нехватка материалов и оборудования. Однако Кугар указывает, что это обстоятельство не учтено в проекте бюджета: «Нам нужен пятилетний или 10-летний план, чтобы противостоять этим разрушениям». Один из членов парламента, выступая на условиях анонимности, сказал, что новый бюджет явно привязан к продажам нефти, «что в очередной раз ставит Ирак во власть волатильности мировых цен на нефть». Несмотря на эту очевидную нестабильность, по словам депутатов, планируется создать еще 829 000 рабочих мест в государственном секторе, а также расширить сеть социального обеспечения, включив в нее дополнительный миллион иракцев. Ирак является вторым по величине производителем нефти в ОПЕК. В прошлом году Багдад заработал более 115 млрд долларов на продаже сырой нефти при ежедневном экспорте в 3,320 млн баррелей. Исходя из прошлогодних доходов, ожидаемые доходы от продажи нефти в 2023 году составят 89,53 млрд долларов (при условии ежедневного экспорта 3,5 млн баррелей при цене в 70 долларов за баррель), но любое снижение мировых цен на нефть или снижение темпов экспорта неизбежно отразятся на доходах Ирака. Члены парламентского финансового комитета полагают, что эта динамика является основной проблемой, которая помешала им передать законопроект в парламент для голосования. «Доходы от продажи сырой нефти составляют более 90% финансирования бюджета, и это главный источник беспокойства и одна из проблем, с которыми мы не сможем справиться ни в 2024 и 2025 годах, ни сейчас. Все исследования показывают, что цены на нефть снизятся в следующем году, и что текущее повышение цен является временным и вызвано российско-украинской войной и продолжающимся сокращением добычи странами ОПЕК и ОПЕК+», — считает Кугар. При этом в проекте бюджета нет предложений по преодолению падения доходов и в нем отсутствуют административные реформы или создание рабочих мест, которые действительно полезны Ираку, а не механизмы патронажа. «Тем не менее, бюджет будет принят, и за него, безусловно, проголосуют», — добавил он, отметив, что через несколько месяцев должны состояться местные выборы, и всем партиям понадобятся выделенные средства для проведения своих кампаний