Ситуация в Египте: ноябрь 2009г.

1 ноября многим египтянам, похоже, в очередной раз стало понятно имя будущего главы государства. В тот день 45-летний сын президента АРЕ Хосни Мубарака — Гамаль Мубарак — выступил с большой речью на съезде правящей Национал-демократической партии /НДП/. В своем выступлении он фактически дал понять, что в его намерения входит занятие в будущем этого поста, хотя формально он еще не объявлял о своем намерении баллотироваться на президентских выборах, запланированных на 2011. Тем самым он подтвердил опасения оппозиции, утверждающей, что в перспективе Египет превратится в «династическую республику». В НДП Гамаль Мубарак занимает пост заместителя генерального секретаря.

Младший сын действующего главы государства уже достаточно давно называется в качестве возможного преемника своего отца — 81-летнего Хосни Мубарака, возглавляющего АРЕ уже 28 лет.

Представляя в деталях программу партии и правительства в социально-экономической сфере, он указал на необходимость для функционеров НДП «лучше объяснять общественному мнению нашу политику» на ближайшие годы. «В ближайший период правительство намерено отдельно заняться проблемами бедных, вдов, сирот, а также женщин, которые в одиночку ведут хозяйство», — сообщил он в речи, больше напоминавшей предвыборное заявление.

Сам Мубарак-старший пока публично не говорил ни о том, что он собирается баллотироваться на шестой президентский мандат, ни о том, кого он хотел бы видеть своим политическим наследником. Тем не менее в кратком выступлении на съезде он косвенно поддержал сына, приветствовав «молодых членов партии, которые имеют ясное видение относительно будущего страны и предлагают новые идеи, отвечающие реалиям».

Что касается близкого окружения Мубарака-младшего, то там не сомневаются в президентских амбициях Гамаля. «Гамаль — возможный кандидат» на выборах 2011 года — независимо друг от друга заявили премьер-министр Ахмад Назиф и министр инвестиций Махмуд Мохиэддин. Сам Гамаль на пресс-конференции 1 ноября отказался отвечать на вопрос журналиста, который спросил — намерен ли он баллотироваться в 2011 году.

Тем временем на египетскую политическую арену вернулся человек, хорошо известный в стране и мире — бывший глава МАГАТЭ Мохаммед эль-Барадеи. Несколько оппозиционных партий уже предложили ему свои услуги с тем, чтобы он был их «лицом» на предстоящих выборах. Сам Эль-Барадеи пока не ответил на эти предложения.

5 ноября Египет потребовал предоставить ему американские и международные «письменные» гарантии того, что целью возможного палестино-израильского диалога будет создание палестинского государства в границах 1967 года. Причем эти гарантии должны быть предоставлены до начала такого диалога. «Переговоры начнутся либо после полного замораживания колонизации — что мы продолжаем требовать, либо если мы получим недвусмысленные гарантии того, что палестинское государство состоится в границах 1967 года, включая Иерусалим», — заявил глава египетской дипломатии Ахмед Абуль Гейт. Понятно, что при существующих реалиях подобная позиция АРЕ вряд ли реалистична.

5 ноября прозвучал и «тревожный звонок». В тот день египетские влатси объявили об аресте 17-ти джихадистов, подозревавшихся в подготовке терактов на территории АРЕ. Все арестованные были египтянами, проживавшими в городе Мансура в дельте Нила. При них были обнаружены большое количество взрывчатки и оружия. Арестованных немедленно доставили в Каир для допросов. Пока нет данных, в какую группировку они входили и какие цели намеревались атаковать.

6 ноября США призвали Египет позволить выехать из страны самому известному оппозиционеру Айману Нуру — сопернику Хосни Мубарака на президентских выборах 2005 года. Как заявил представитель госдепа США Ян Келли, американская администрация «разочарована решением генерального прокурора АРЕ отказать Нуру в разрешении на право совершить поездку в США», куда он был приглашен одним из американских исследовательских центров. Вашингтон надеется, что Каир «пересмотрит свое решение и позволит Нуру отправиться в США, как это было предусмотрено ранее», добавил он. По его словам, в США он должен был посетить, в частности, влиятельный Совет по международным отношениям.

По данным неназванного источника при офисе генерального прокурора АРЕ, Нур имеет право выезжать за пределы Египта только по рекомендациям врачей. Сам отказник утверждает, что «за отказом в предоставлении разрешения на поездку в США стоят политические мотивы».

Как известно, Нур был приговорен в 2005г. к пяти годам тюрьмы по достаточно странному обвинению в фальсификации документов, которые были необходимы для легализации его партии «Аль-Гад». Сам Нур всегда категорически отвергал эти обвинения. США с 2005г. добивались освобождения Нура. В феврале с.г. он был освобожден в «связи с состоянием здоровья».

7 ноября в Багдад прибыл новый посол Египта Шериф Камаль Шахин. До этого дня Египет не имел своего официального дипломатического представителя в Ираке. Предыдущий представитель Каира в ранге поверенного в делах был похищен и убит террористами из «Аль-Каиды» в июле 2005г. Шахин стал шестым послом из арабских стран, аккредитованным в Багдаде. До него в столицу Ирака прибыли послы из Иордании, Сирии /25 августа отозван/, Кувейта, Бахрейна и ОАЭ. Тунис и Ливан представлены поверенными в делах.

8 — 9 ноября Египет принял 4-й саммит Китай — Африка. В этой связи уместно привести ряд данных, показывающих степень интенсивности китайской экономической экспансии на континенте. Так, согласно официальным китайским данным, прямые китайские инвестиции на африканском континенте выросли с 491 млн долларов в 2003г. до 7,8 млрд в конце 2008г.

Объем торгового оборота между КНР и африканскими странами в последнее десятилетие ежегодно увеличивался в среднем на 45 проц. и в 2008г. достиг 106,8 млрд долларов. В связи с нехваткой ряда природных ресурсов, необходимых для обеспечения динамики экономического развития, Китай быстрыми темпами наращивает инвестиции в Африке. Последний по времени пример — гигантский инвестиционный проект в добычу полезных ископаемых в Гвинее объемом в 7 млрд долларов. Объем китайского импорта составил 56 млрд долларов, из них 39 млрд пришлось на углеводороды. Экспорт составил 50,8 млрд долларов, из которых 51 проц. пришелся на продукцию машиностроения, электротовары, машины и мопеды.

Среди глав государств и правительств, прибывших на саммит в Шарм аш-Шейх, наиболее заметными по понятным причинам были президент Судана Омар аль-Башир и его коллега из Зимбабве Роберт Мугабе. Открывший конференцию президент АРЕ Хосни Мубарак назвал саммит «новым этапом» и «важным шагом вперед» в деле укрепления «мира, безопасности, экономического развития, а также углубления сотрудничества между Китаем и Африкой».

Саммиты Китай — Африка проводятся один раз в три года. Они отражают растущие экономические интересы «Поднебесной» в Африке. Первая такая встреча состоялась в 2000г. в Пекине. Там же прошла третья встреча в 2006г. В 2003г. саммит приняла Адди-Абеба.

Ряд африканских стран пытается противостоять китайской экономической экспансии. Так, Нигерия ответила Китаю отказом на предложение продать одну шестую своих разведанных запасов нефти.

Что касается Китая, то он в ходе саммита пообещал предоставить африканским странам в ближайшие три года льготные кредиты на сумму 10 млрд долларов, а также аннулировать долги ряда стран. В период с 2006 по 2009гг. этот показатель составлял 5 млрд. Одновременно было заявлено о готовности Китая участвовать в усилиях по поддержанию «мира и безопасности» на континенте.

В ноябре между Египтом и АНДР возник футбольный кризис, который не без активного участия Каира и Алжира быстро перерос в кризис дипломатический. Все началось с того, что египетские футбольные хулиганы атаковали камнями игроков сборной Алжира, прибывших в Каир на матч. Тогда легкие ранения получили три футболиста. Ответная игра состоялась 18 ноября в Хартуме. «Фараоны» проиграли со счетом 0 :1. В столице Судана были отмечены ожесточенные столкновения между болельщиками двух команд.

20 ноября в Каире у здания посольства АНДР состоялась манифестация египетских болельщиков, вылившаяся в ожесточенные столкновения с полицией. В результате 35 человек, включая 11 полицейских, получили ранения. На юге Египта начались поджоги лавок, принадлежащих коптам. В свою очередь в Алжире были отмечена нападения на офисы ряда египетских компаний.

Вследствие этих инцидентов в МИД Египта дважды вызывался посол АНДР в Каире. Более того, Египет отозвал своего посла из Алжира. Последний ответил тем же. Не обошлось без резких слов. «Проснулся» даже старший сын Мубарака-старшего — Алаа Мубарак. Он назвал алжирских болельщиков в Хартуме «наемниками» и «террористами». МИД Судана вызвал посла Египта в Хартуме и выразил ему свое неудовольствие в связи с распространением в египетских СМИ «ложной информации» относительно столкновений после матча в Хартуме.

В целом, околофутбольный кризис отразил давно известное — несколько ведущих арабских стран, претендующих на роль региональных держав, никак не могут без борьбы между собой за пресловутое лидерство. Причем от этой борьбы в первую очередь выигрывают власти, которые таким образом отвлекают простых людей от более насущных проблем.

62.84MB | MySQL:102 | 0,488sec