Исламская Республика Иран (ИРИ) и Королевство Саудовская Аравия (КСА) 10 марта 2023 г. подписали соглашение о возобновлении дипотношений, разорванных 7 лет назад. 1 мая Иран открыл свое посольство в Саудовской Аравии. Тегеран представлен в Эр-Рияде на уровне временного поверенного, так как иранский посол в КСА пока не назначен[i]. Переговоры между двумя крупными игроками на Ближнем Востоке велись негласно и при посредничестве Китая.
Йехиэль (Майкл) Лейтер, генеральный директор Иерусалимского центра по связям с общественностью (JCPA), анализируя развитие стратегического направления на Ближнем Востоке после объявления о сближении между Саудовской Аравией и Ираном, считает безосновательными утверждения о том, что это означает отвержение Израиля (начало его анализа в Части 6 статьи).
Эксперт полагает, что «возвращение Саудовской Аравии к дипломатическим отношениям с Ираном не было первым вариантом руководства королевства. Оно бы предпочло полагаться исключительно на Соединенные Штаты в гарантии того, что Иран не получит бомбу, но в глазах Эр-Рияда такой курс оказался сомнительным и опасным». Объясняется это наличием в Соединенных Штатах «сильных политических, идеологических и академических течений, выступающих за умеренное и терпимое отношение к перспективе ядерного Ирана». Лейтер предлагает принять во внимание также то, что «подписание Совместного всеобъемлющего плана действий (СВПД) в понимании саудовцев стало для них убийственным (что произошло с одобрения на тот момент вице-президента Джо Байдена)». Упоминается также «беспорядочный уход американцев из Афганистана; планомерное сокращение пребывания США в Персидском заливе; игнорирование ими ракетных ударов по территории королевства и саудовским нефтяным танкерам со стороны иранцев и хоуситов; и то, что для саудовцев обещание американцев не позволить Ирану получить ядерное оружие – пустой звук. И в этом они не одиноки».
В понимании Лейтера, «руководство КСА считает, что президент Байден отменил некоторые санкции против Ирана без какой-либо компенсации за это. Помимо этого его подход к иранской ядерной проблеме ограничивается двумя опциями: либо использовать военные средства, чтобы не допустить получения Тегераном бомбы, либо позволить ему стать обладателем ядерного оружия, а затем полагаться на его сдерживание. Понимая это, иранцы последовательно повышают ставки на переговорах (и в условиях, которые они выдвигают), а саудовцы, со своей стороны, с изумлением за этим наблюдают и делают вывод, что, как и другие американские союзники в недавнем прошлом, их бросят на произвол судьбы».
В понимании Лейтера, в Саудовской Аравии сделали следующий вывод: «нужно создать условия для краха ИРИ изнутри, а не полагаться на атаку извне. Следует привлечь китайцев, потому что 1) только они могут усадить иранцев за стол переговоров и 2) только их участие в качестве «замены» Соединенных Штатов может вынудить американцев вернуться и восстановить первоначальный и предпочтительный вариант остановки Ирана военным способом».
Что касается процесса нормализации отношений с Израилем, Лейтер считает, что израильтяне ошибаются, когда рассматривают мир с Саудовской Аравией в контексте «Авраамовых соглашений». Он подчеркивает, что «королевство — это не просто еще одна мусульманская страна, нормализующая отношения с Израилем; это совершенно другое измерение».
Основываясь на общении с саудовцами, эксперту становится очевидным, что саудовцы видят себя следующим образом и ожидают, что их будут воспринимать именно так: «Саудовская Аравия — родина ислама, хранительница исламских святынь и лидер исламского мира в экономическом, духовном, политическом и даже военном отношении. Мир между королевством и Израилем имеет почти всеобъемлющее значение во времени, теологии и глобальной политике. Это будет историческое сближение между мусульманским миром и еврейским народом».
Лейтер ссылается на Роберта Сатлоффа, «старейшего аналитика по Ближнему Востоку», который назвал неправильной такую постановку вопроса: «Скоро ли Саудовская Аравия нормализует отношения с Израилем?» Он объясняет это тем, что в данном случае «нормализация отношений с Израилем рассматривается как бинарная проблема — да / нет; сейчас / не сейчас; скоро / не скоро. На практике это не действие, а процесс. И нормализация существует не в вакууме, а как часть более широкого набора политических решений, основанных на оценке правительством своих стратегических приоритетов».
Согласно Лейтеру, «Саудовская Аравия не держит в секрете свои стратегические приоритеты. Они заключаются в следующем: 1) обеспечение безопасности королевства, аналогичное альянсу НАТО и договорам об обороне; 2) обязательство продавать Королевству высококачественное оружие без каких-либо условий; 3) партнерство США и Саудовской Аравии в развитии инфраструктуры полного цикла гражданского ядерного топлива. Сейчас на переговорах решается именно вопрос о том, в какой степени – полностью или частично – эти саудовские приоритеты будут приняты для нормализации отношений с Израилем».
Особое внимание эксперт обращает на отсутствие в списке приоритетов Саудовской Аравии требования о принятии ее 20-летней Арабской мирной инициативы (от 2002 г.), которая предусматривает возвращение Израиля к его границам до июля 1967 г. и создает полноценное Государство Палестина со столицей в Иерусалиме. Единственную связь с этим документом он видит в тщательно и умеренно сформулированном призыве к «позитивному движению» к миру между Израилем и палестинцами.
Для Лейтера это не удивительно, т.к. «социальные и культурные реформы, инициированные наследным принцем Мухаммедом бен Сальманом, основаны на стремлении молодого поколения саудовцев к переменам. Десятки тысяч людей, которые каждые выходные пересекают мост в Бахрейн, чтобы повеселиться, настолько же не заинтересованы в палестинском вопросе, насколько заинтересованы в понимании и получении выгоды от старт-апов в соседней стране. Многие выражают нервозность и раздражение по поводу палестинского вопроса, чувствуя, что догматическая приверженность вчерашним проблемам мешает им наслаждаться более многообещающим будущим. И многие другие, все еще обеспокоенные палестинцами, пришли к пониманию, что нормализация отношений с Израилем удовлетворит их гуманитарные потребности больше, чем настаивание на сложных политических требованиях и углубление исторических проблем, времена которых давно прошли».
Таким образом, израильский эксперт видит причины для оптимизма. «Саудовская Аравия не собирается мириться с ядерным Ираном. Как и любая другая страна, она действует в своих интересах и придерживается образа действия, который не позволит ее злонамеренному соседу заполучить оружие массового уничтожения».
«Королевство пытается вернуть в регион всю мощь Соединенных Штатов, и если необходимой тактикой для этого является дипломатическая возня с Китаем, пусть будет так. Недавнее прибытие линкора США «Флорида», подводной лодки атомного класса, оснащенной 154 ракетами «Томагавк», и эскадрильи самолетов A-10 Thunderbolt II (“Warhogs”), которые несли противобункерные авиационные бомбы, может быть признаком того, что саудовцы преуспевают в своих стремлениях», – пишет Лейтер.
Еще один убедительный признак он нашел в высказываниях советника по национальной безопасности США Джейка Салливана от 4 мая 2023 г. в выступлении в Вашингтонском институте: «[Мы] ясно дали понять Ирану, что ему никогда не будет позволено получить ядерное оружие. Как неоднократно подтверждал президент Байден, он предпримет действия, необходимые для подтверждения этого заявления, в том числе путем признания свободы действий Израиля»[ii].
И, наконец, израильский эксперт полагает, что «КСА намерено использовать свою экономическую мощь в Иране, чтобы заставить изменить его политику или правительство, или и то, и другое».
Он настаивает на том, что «в деле разрешения конфликтов нужно обращать внимание на функциональность нормализации отношений, а не на церемонии подписания мира. Нужно следить за объявленным сближением между Ираном и Саудовской Аравией, поскольку именно то, что произойдет на местах в ближайшие месяцы, определит влияние этого события на регион». При этом он подчеркивает, что «функциональное сближение между Израилем и Саудовской Аравией происходит уже несколько лет и прогрессирует в качественном и количественном отношении впечатляющими темпами. От совместных предприятий до встреч интеллектуалов и политологов на международных конференциях, от Саудовской Аравии, открывающей свое воздушное пространство для израильских самолетов и израильских участников на спортивных мероприятиях на территории королевства, до благословения КСА «Авраамовых соглашений»». Таким образом, сближение с Израилем он называет «практичным», а с Ираном – «пока декларативным». В целом, сближение Саудовской Аравии с Ираном он рассматривает как «самый умный аспект продолжающегося сближения КСА с Израилем»[iii].
[i] Иранское посольство вновь открылось в Эр-Рияде // Интерфакс. 01.05.2023. https://www.interfax.ru/world/898570
[ii] Keynote Address by National Security Advisor Jake Sullivan / TWI. 04.05.2023. https://www.washingtoninstitute.org/policy-analysis/keynote-address-national-security-advisor-jake-sullivan
[iii] Saudi-Iran Rapprochement and Saudi-Israel Normalization: No Contradiction Intended / JCPA. 15.05.2023. https://jcpa.org/article/saudi-iran-rapprochement-and-saudi-israel-normalization-no-contradiction-intended/