Как известно, С-400 «Триумф» стал символом российского оборонного экспорта. Зенитный ракетный комплекс (ЗРК) превозносят и критикуют, решение о его приобретении рассматривают как политический шаг, иногда комплекс называют инструментом российской военной дипломатии. Решение о приобретении того или иного оборудования всегда сопровождается оценкой оборонных способностей и состава имеющейся ВВСТ, новую технику необходимо интегрировать в уже существующую структуру. По этой причине надежными партнерами России остаются Алжир, Египет и другие страны, история военно-технического сотрудничества с которыми длится десятки лет.
Для эффективного применения С-400 необходимо, чтобы он сочетался с другими ракетными комплексами и разнородными средствами обнаружения воздушного противника в единой системе ПВО объекта или района. Важное преимущество ЗРК в том, что его системы управления прекрасно взаимодействуют с более ранними комплексами ПВО: С-300, ЗРС «Тор-М1», ЗРПК «Панцирь-С». Также С-400 имеет функцию информационного сопряжения с большим количеством современных и перспективных источников информации наземного, воздушного и космического базирования. Эти факторы повышают привлекательность комплекса для операторов ВВСТ российского производства.
Турция
Вторым (после Китая) зарубежным покупателем С-400 стала Турция, однако эта сделка оказалась на порядок сложнее ввиду политических обстоятельств. Противоречия возникли по причине членства Турции в НАТО. Анкара оказалась перед выбором и была подвержена давлению со стороны союзников по военному блоку, главным образом США.
Сложности могли быть вызваны и несовместимостью российского ЗРК с другими системами НАТО, принятыми на вооружение в Турции. С другой стороны, развертывание российского комплекса и ухудшение отношений с США в определенной степени развязывало Анкаре руки, позволяло вести самостоятельную политику в отношении спорных участков Эгейского моря.
До приобретения российского комплекса Турция проявляла интерес к его аналогам. В 2009 году республика запустила программу T-LORAMID по созданию собственной системы противовоздушной и противоракетной обороны большой дальности. В рамках этой программы был объявлен тендер на поставку систем подобного типа. Китай предложил ЗРС HQ-9 и выиграл конкурс, однако сделка не имела продолжения: КНР отказалась удовлетворить требование партнера о полной передаче технологии. После была предпринята попытка приобрести ЗРК Patriot и SAMP/T у союзников по НАТО, однако достичь соглашения и здесь не удалось.
В феврале 2017 года Турция начала переговоры с Россией по приобретению С-400. Обсуждение оказалось плодотворным, к лету основные элементы договора были определены. Некоторым препятствием в очередной раз стало желание Турции получить технологию производства комплекса. Тем не менее, стороны заключили кредитное соглашение на покупку «Триумфа». Турция приобретала четыре дивизиона С-400, сумма договора составила 2,5 млрд долл., причем 55% из них предоставила Россия в качестве кредитных средств. А 23 октября 2019 года «Рособоронэкспорт» сообщил о досрочном выполнении контракта – все элементы систем С-400, включая ракеты, были переданы покупателю.
Это был первый прецедент поставки современного российского ЗРК в страну-участницу НАТО, что привлекло внимание других членов блока. Председатель альянса сетовал на невозможность интеграции С-400 в информационные системы НАТО и утрату оперативной совместимости. США предлагали Турции закупить американский аналог – ЗРК «Patriot». Когда предложение не возымело эффекта, Соединенные Штаты пустили в ход предупреждения о санкциях, поскольку подобная сделка с Россией подпадала под Акт о противодействии противникам Америки посредством санкций (CAATSA). Реальные меры противодействия сделке вылились в исключение Турции из программы Joint Strike Fighter (JSF) по совместному производству и поставке истребителей F-35 и отказу от обучения турецких пилотов.
Несмотря на давление, Турция озвучила свою позицию: Анкара рассматривает возможность дальнейшего сотрудничества с США и закупки ВВСТ, однако не намерена отказываться от комплексов С-400.
В случае с Турцией к имеющимся устаревшим технически средствам ПВО добавилось недоверие к способностям противоракетного щита НАТО. По заверениям турецких экспертов, вне диапазона ракет оставался ряд восточных и юго-восточных территорий страны. Возникла необходимость формирования собственной системы ПВО и ПРО, тем более что такие попытки предпринимались и ранее. В краткосрочной перспективе реализация плана была возможна лишь за счет приобретения зарубежных систем, и С-400 стал самым выгодным вариантом.
Сегодня Турция позиционирует себя как регионального лидера, серьезного игрока на Ближнем Востоке и, несмотря на членство в НАТО, старается действовать независимо, в некоторых случаях даже вступая в конфронтацию с союзниками по альянсу. Приобретение системы, не интегрируемой в информационные структуры НАТО, во многом служит демонстрацией независимости.