Американские эксперты об экономических проблемах ряда арабских государств. Часть 3

В последние недели американские эксперты, занимающиеся проблемами Ближнего Востока, опубликовали ряд статей, касающихся кризисных явлений в арабских государствах со средними доходами. Под такими государствами подразумеваются страны Арабского Востока и Магриба, не располагающие значительными запасами углеводородов: Египет, Тунис и Иордания. Одной из причин так называемых «арабских революций», развернувшихся в 2010-2011 годах, стала экономическая рецессия в арабских странах в условиях быстро растущего населения и падения жизненного уровня народа. Экономический кризис в сочетании с неэффективным управлением, коррупцией и отчуждением народных масс от участия в политической жизни привел к политической турбулентности, последствия которой еще долго будут ощущаться в регионе. Главной причиной провала этих революций стало то, что в арабских государствах не сформировалось контрэлит, способных предложить альтернативный политический проект. Зато усилились радикальные исламисты и террористы, ставшие угрозой всему арабскому социуму. Это привело к тому, что большинство населения приветствовало возвращение к авторитарным порядкам. Однако в условиях второй волны экономического кризиса не исключено вторичное скатывание ряда стран региона к анархии.  В прошлых статьях мы уже осветили мнение экспертов отделения Фона Карнеги в Бейруте о финансовых и кредитных проблемах Египта и Туниса. На сайте Института Ближнего Востока (Вашингтон, США) была опубликована статья иорданского экономиста Ляйса аль-Алджуни «Иорданский долг: возможно ли приемлемое решение?».

По мнению автора, на протяжении последних нескольких лет иорданский долг стал предметом большой озабоченности для правительства этой страны, международного сообщества и ключевых доноров Аммана. Государственный долг Иорданского Хашимитского Королевства значительно вырос за последние 15 лет, достигнув к концу 2022 года 114,7% ВВП. Общая сумма долга составляет 45 млрд США при годовом бюджете королевства в 2,5 млрд долларов США. Это порождает вопросы о макроэкономической стабильности Иордании, ее способности выплачивать внешний долг и финансировать проекты развития. Снижение прямых иностранных инвестиций (ПИИ) несет в себе еще большие вызовы. Доля ПИИ в ВВП страны снизилась с 7,4% в 2009 году до 2,2% в 2022 году. Медленный экономический рост делает достаточно проблематичным увеличение налоговых поступлений. МВФ прогнозирует, что рост экономики Иордании до 2027 года не будет превышать 2,5% — 3%. Таким образом, поддержание долговой состоятельности Иордании становится большой проблемой для политических кругов этой страны (1).

Далее автор задается вопросом о причинах роста иорданского долга. По его мнению, на такой рост повлияли как внутренние проблемы, так и внешние шоковые воздействия. Срыв поставок газа из Египта в Иорданию в 2011-2013 годах привел к увеличению внешнего долга на 7,8 млрд долларов. Закрытие границ с Сирией и Ираком в 2013-2018 годах оказал значительное давление на иорданских экспортеров и тем самым на налоговые поступления от них. Кредит на сумму в 4,23 млрд долларов был получен для того, чтобы субсидировать доступ иорданцев к питьевой воде.

Исторически сложилось так, что правительство Иордании в генерации доходов очень сильно полагалось на внешние заимствования. Это привело к слабости правительства в сборе налогов и массовому уклонению от налогообложения среди предпринимателей. Уклонение от налогов составляет 1,59 млрд долларов или 12,5% от всех потенциальных налоговых доходов. В результате правительство стало больше полагаться на регрессивный налог на продажи, чем на налог с прибыли. Налоги на продажи в 2022 году составили 68% всех налоговых поступлений, а налоги на малый и средний бизнес и индивидуальных фрилансеров всего 1,9%.

По данным Министерства финансов Иордании, выплаты по процентам государственного долга составляют 14% всех государственных расходов ИХК. Они выросли с 1,6% ВВП в 2008 году до 4,6% ВВП в 2021 году. Растущий уровень обслуживания долга тяжелым бременем ложится на валютные резервы королевства. В 2021 году выплата процентов по обслуживанию долга составила 15,2% всех валютных резервов и 27,5% от объемов экспорта.

Растущий уровень госдолга негативно влияет на способность правительства направлять налоговые доходы на экономический рост в стране. Значительная часть госбюджета Иордании тратится на вооруженные силы (28,6% расходов) и на зарплаты и пенсии госслужащих (18,1%). Таким образом, 60% бюджетных расходов идет на сферу безопасности, зарплаты госслужащим и обслуживание внешнего долга.

Тем не менее, несмотря на плохую налоговую ситуацию, правительству удалось повысить уровень капиталовложений, направленных на то, чтобы обеспечить экономический рост и развитие в некоторых секторах экономики. По данным Центробанка Иордании, капиталовложения в 2008-2022 годах выросли на 6,8%,  в то время как текущие расходы только на 5,2%. В то же время очень мало финансовых средств выделяется на  социальную сферу, особенно на здравоохранение и образование. По данным Всемирного банка, Иордания в Индексе человеческого развития стоит на одном из последних мест.

Иорданские официальные лица признают необходимость осуществления срочных экономических реформ. В этом контексте правительство Иордании одобрило программу экономической и административной модернизации, которая будет осуществляться под личным руководством короля Абдаллы бен Хусейна и наследного принца Хусейна. В недавнем интервью наследный принц подчеркнул необходимость экономической и административной модернизации, призвав к «трансформации» и «качественному скачку в экономическом развитии».

План модернизации предусматривает в течение ближайших десяти лет проведение бизнес-реформ в туризме, сельском хозяйстве, высоких технологиях и многих отраслях промышленности. План предусматривает создание миллиона рабочих мест в 2023-2033 годах и осуществление 360 инвестиционных проектов в 35 отраслях экономики. Он также делает акцент на цифровизации экономики и управления страны. Наконец, выдвигаются 13 мега-проектов, на которые предполагается затратить 12 млрд долларов. Однако осуществление данной программы будет зависеть от того, насколько эффективно правительство ИХК сумеет навести порядок в валютных резервах, налогообложении и привлечении прямых иностранных инвестиций.

  1. Is Jordan’s public debt on a sustainable path? | Middle East Institute (mei.edu)
55.96MB | MySQL:116 | 0,566sec