О внешних долговых обязательствах Пакистана. Часть 2

Внешний долг Пакистана 

Внешние долговые обязательства Пакистана сопряжены со значительным давлением в вопросах их выполнения. С апреля 2023 года по июнь 2026 года стране необходимо погасить внешний долг в размере 77,5 млрд долларов. Для экономики в 350 млрд долларов это тяжелое бремя. Основные выплаты в ближайшие три года будут произведены китайским финансовым учреждениям, частным кредиторам и Саудовской Аравии. Пакистан сталкивается с краткосрочным давлением по выплате долга. С апреля по июнь 2023 года бремя обслуживания его внешнего долга составляет 4,5 млрд долларов. Основные выплаты должны быть произведены в июне, когда наступит срок погашения депозита Государственного валютного управления КНР (SAFE) на сумму 1 млрд долларов и китайского коммерческого кредита примерно на 1,4 млрд долларов. Пакистанские власти надеются убедить китайцев рефинансировать и пролонгировать оба долга, что китайское правительство и коммерческие банки делали в прошлом. Однако даже если Пакистану удастся выполнить эти обязательства, следующий финансовый год будет более сложным, поскольку обслуживание долга вырастет почти до 25 млрд долларов. Это включает 15 млрд долларов краткосрочных кредитов и 7 млрд долларов долгосрочного долга, включая жизненно важное погашение 1 млрд долларов по еврооблигациям в четвертом квартале. Краткосрочные выплаты долга включают в себя депозиты SAFE в Китае на сумму 4 млрд долларов, депозиты в Саудовской Аравии на 3 млрд долларов и депозиты в ОАЭ на 2 млрд долларов; правительство Пакистана предполагает, что они будут пролонгироваться кредиторами каждый год. Отдельно Пакистану необходимо будет погасить еще 1,1 млрд долларов долгосрочных коммерческих кредитов китайским банкам. В 2024–2025 годах обслуживание долга Пакистана, вероятно, составит около 24,6 млрд долларов, включая 8,2 млрд долларов погашения долгосрочного долга и еще 14,5 млрд долларов погашения краткосрочного долга; это включает крупные выплаты китайским кредиторам в размере 3,8 млрд долларов. В 2025–2026 годах бремя обслуживания долга, вероятно, составит не менее 23 млрд долларов. В этом финансовом году Пакистан должен будет выплатить долгосрочный долг в размере 8 млрд долларов, включая погашение 1,8 млрд долларов по еврооблигациям и 1,9 млрд долларов китайскому коммерческому кредитору

Экспорт, инвестиции и денежные переводы. Расчет погашения задолженности Пакистана

Доходы Пакистана от экспорта, прямые иностранные инвестиции и приток денежных переводов имеют жизненно важное значение для успешного погашения долга и избежания суверенного дефолта. Тем не менее, пакистанские эксперты прогнозируют, что все три показателя не поспевают за ростом импорта и давлением по выплате долга. Например, за последние три года экспортные поступления и денежные переводы Пакистана составили в общей сложности 164 млрд долларов по сравнению с импортом товаров на сумму 170 млрд долларов. В течение следующих трех лет импорт, вероятно, также превысит общую сумму экспорта и денежных переводов в долларах, что приведет к дефициту счета текущих операций, требующему внешнего финансирования. Что касается экспорта, то МВФ прогнозировал экспорт почти на 36 млрд долларов на 2022–2023 годы. В настоящее время эта сумма была пересмотрена с новой оценкой в 28–29 млрд долларов, отчасти из-за роста стоимости бизнеса и экономических потрясений, вызванных внутриполитической нестабильностью. Уровень прямых иностранных инвестиций, по прогнозам экспертов, также останется низким. В последние годы они составляли в среднем всего лишь 2 млрд долларов в год из-за сложностей в деловой среде и частых изменений в политике. На настроения инвесторов также повлияли недавние ограничения правительства на перемещение капитала за пределы страны.

Варианты управления внешним долгом

У руководителей экономической сферы в Пакистане есть только два варианта решения проблемы бремени внешнего долга. Первый – брать новые кредиты и добиваться пролонгации долга. Однако из-за понижения рейтингов международными рейтинговыми агентствами возможности доступа Пакистана к рынку суверенного финансирования ограничены. Таким образом, если руководство страны попытается избежать дефолта, оно в первую очередь будет зависеть от ближневосточных партнеров и Китая не только в отношении существующих пролонгаций, но и в отношении новых кредитов. Конкретная сумма, которую может запросить Пакистан, будет зависеть от результатов переговоров с МВФ. В случае, если нынешняя сорванная программа МВФ будет возрождена и завершена летом, Пакистану потребуется новая программа в дополнение к новым кредитам и пролонгациям от своих ближневосточных и китайских партнеров из-за бремени внешнего долга, которое возникнет в течение новых трех лет. Другая возможность заключается в том, что Пакистан добивается упреждающей реструктуризации долга. Это уменьшит давление на погашение и сэкономит дефицитные доллары в экономике для финансирования дефицита счета текущих операций страны. Правительство Пакистана провело встречи с инвестиционными банками и консультантами для изучения вариантов реструктуризации. Однако на данный момент официальные лица воздерживаются от такого сценария, поскольку процесс реструктуризации будет болезненным и долгим, а политическая реакция на сопутствующие меры жесткой экономии не заставит себя ждать.

Что это означает для стабильности Пакистана?

Существует реальная опасность того, что обладающий ядерным оружием Пакистан с населением более 230 млн человек будет не в состоянии выполнить свои обязательства по внешнему долгу, а это, в свою очередь, спровоцирует суверенный дефолт. Чтобы предотвратить такой сценарий, Пакистану нужна постоянная поддержка МВФ, а также помощь китайских и ближневосточных партнеров. Пакистанское руководство просило США ходатайствовать перед МВФ, но эти усилия не принесли тех результатов, на которые они надеялись. Исламабад также прилагает отчаянные усилия для получения финансовой помощи от иностранных партнеров, но неясно, сделает ли правительство трудный выбор в пользу реформ, необходимых для завоевания доверия МВФ. Если Пакистан в конечном итоге объявит дефолт, это вызовет серию разрушительных последствий. Что особенно важно, может быть нарушен импорт Пакистана, что, в свою очередь, способно привести к нехватке в стране товаров первой необходимости. В Шри-Ланке нарушение импорта нефти вызвало общественное недовольство, протесты и в конечном итоге смену правительства. Пакистан, который уже является свидетелем интенсивного политического конфликта между правительством Шахбаза Шарифа и лидером оппозиции Имраном Ханом, может столкнуться с тем, что экономический кризис вызовет новые политические потрясения. А учитывая социально-демографический профиль Пакистана и растущую террористическую угрозу, возникший в результате кризис может получить неожиданное развитие.

55.94MB | MySQL:116 | 0,918sec