Hаркотрафик и терроризм: опасная связь в Cахеле

Доходы от наркотрафика все чаще используются террористическими и антиправительственными организациями в странах Сахеля для финансирования проводимых ими боевых и подрывных акций. С таким предупреждением выступил 8 декабря в Совете Безопасности ООН директор базирующегося в Вене Бюро ООН по борьбе с наркотиками и организованной преступностью /ONUDC/ Антонио Мариа Кошта.

«У нас есть убедительные доказательства того, что в Сахаре пересеклись два незаконных потока наркотиков. Один — героиновый — использует в качестве транзитного пункта Восточную Африку, второй — кокаиновый — Западную Африку. Дальше оба потока сливаются вместе и используют новые маршруты через Чад, Нигер и Мали», — сказал он. Кошта предупредил о неминуемости негативных последствий такого слияния и для соседних с Сахелем стран Магриба.

«Эти наркопотоки обогащают не только организованную преступность, — предупредил Кошта. — Террористические и антиправительственные организации, действующие в странах Сахеля, также начали пополнять свои ресурсы за счет доходов от участия в наркотрафике. Эти средства расходуются на финансирование их операций, приобретение оружия и оплату боевиков».

По оценке эксперта, «этот наркотрафик в настоящее время выходит по объемам на принципиально новый уровень». Если раньше переброска наркотиков через Сахару осуществлялась по древним караванным маршрутам, сегодня подобные операции «стали более масштабными по объему, более быстрыми по времени и более совершенными по техническому исполнению».

Подтверждение этому утверждению было получено 2 ноября, когда в районе г.Гао в Мали были обнаружены остатки сгоревшего «Боинга-727». Установлено, что на нем из Венесуэлы в Мали была переброшена крупная партия кокаина. В районе Гао была обнаружена подготовленная взлетно-посадочная полоса. Судя по всему, ее состояние было достаточно плохим, что привело к аварии самолета при взлете. Экипаж машины предпочел сжечь ее, посчитав, что таким образом лучше заметет следы.

Посадку этот авиалайнер совершил в зоне, где традиционно действуют формирования повстанцев-туарегов и отряды «Аль-Каиды в странах исламского Магриба» /АКМ/. «Самое ужасное заключается в том, что это новое доказательство наличия связей между наркотрафиком, организованной преступностью и терроризмом было получено случайно», — заметил Кошта.

По данным ONUDC, латиноамериканские наркокартели за последние пять лет стали все чаще использовать маршрут через Африку для переброски кокаина в Европу. Более того, они перенесли в некоторые страны континента производство конечного продукта. В 2008г. ONUDC назвало Гвинею-Бисау ключевым пунктом, через который латиноамериканский кокаин попадал в Африку для дальнейшей перевозки в Европу.

По оценке Кошты, недавнее обнаружение в июне с.г. в столице Гвинеи Конакри семи лабораторий по производству кокаина является «дополнительным доказательством того, что Западная Африка становится производителем как кокаина, так и синтетических наркотиков». Там же было захвачено большое количество прекурсоров.

«С другой стороны континента от 30 до 35 тонн афганского героина ежегодно поступают в Восточную Африку, способствуя распространению наркомании в регионе и распространению СПИДа», — заметил он. По его оценке, этому явлению способствует «драматическая ситуация в Сомали». Более того, Восточная Африка «на глазах превращается в своего рода свободную экономическую зону для наркотрафика, незаконной иммиграции, незаконных поставок оружия, сваливания токсичных отходов, разграбления природных ресурсов».

Выступление Кошты в Совете Безопасности ООН было организовано в рамках дискуссии о наркотрафике в Африке, организованной по инициативе Буркина-Фасо. В декабре эта страна председательствует в Совете Безопасности. По итогам дискуссии Совбез принял декларацию, в которой указывается на «все более тесную связь между наркотрафиком и финансированием терроризма». Он предложил интенсифицировать «региональное и международное сотрудничество с тем, чтобы противостоять наркотрафику и связанным с ним преступным проявлениям».

Новым явлением в транспортировке наркотиков из Латинской Америки в Европу через Африку стало то, что с недавних пор латиноамериканские наркокартели столкнулись с постоянно растущей конкуренцией преступных кланов из Нигерии, представители которых прочно обосновались в Бразилии. Как считают в ONUDC, в ближайшее время можно ожидать кровавую войну между конкурентами.

Однако вернемся к инциденту в Мали.

22 ноября было объявлено об аресте трех малийцев, которые подожгли аварийный «Боинг». Они были немедленно переправлены в Бамако. Тогда же прозвучала версия малийских властей, согласно которой «Боинг» выполнял разовую миссию, после чего его должны были уничтожить. Если это так, можно только вообразить цену груза, который он перевозил, и ради которого можно было уничтожить целый самолет.

По утверждениям экспертов, на его борту могло находиться 10 тонн кокаина. Стоимость такой партии может составлять 10 млрд долларов. Они же затрудняются сказать, был ли это первый полет по такому маршруту, или самолет летел по хорошо известному для его экипажа пути.

Тогда же стало известно, что за 10 дней до инцидента в зоне Гао побывал легкомоторный самолет. Он, по всей видимости, проводил рекогносцировку импровизированного аэродрома. Его место было выбрано очень удачно — вокруг него в радиусе тысячи километров нет ни одного радара.

26 ноября президент Мали Амаду Тумани Туре /для краткости его в просторечье называют АТТ/ заявил, что проводятся два расследования — малийское и международное — относительно посадки в этой стране кокаинового «Боинга». Про самолет известно, что в последнее время он был зарегистрирован в Венесуэле, однако до этого принадлежал «одной из африканских нефтедобывающих стран».

В Мали заведено уголовное дело по «попытке нарушения внешней безопасности государства». В расследовании этого дела малийским властям помогают специалисты Интерпола. Как поведал корреспонденту АФП малийский источник, имеющий доступ к делу, «оно содержит такие детали, которые заставят вздрогнуть многих представителей властей в нескольких странах». «Все детали дела были переданы великим державам, участвующим в расследовании. Обвинения будут предъявлены многим лицам», — заметил он.

АТТ попытался объяснить, почему власти Мали столь долго хранили молчание по поводу самолета. По его версии, это было сделано с целью «не мешать следствию». «Те, кто утверждает, что некто пытался скрыть историю с самолетом, выглядят смешно. Как можно спрятать такой большой самолет? С самого начала инцидента мы поддерживали связь с заинтересованными странами», — утверждал он.

Пока остается открытым вопрос о том, где «Боинг» проводил дозаправку, поскольку он никак не мог лететь напрямую от Венесуэлы до Мали. Ему необходимо было сделать от одной до двух промежуточных посадок.

Инцидентом в Мали тут же заинтересовалась Ливия, отправившая в район Гао команду «экспертов». Как заявил уполномоченный малийский источник, «по просьбе Ливии Мали разрешило группе экспертов отправиться на место инцидента».

Тем временем 20 ноября посольство США в Мали объявило об еще одном происшествии с другим воздушным судном в этой стране. Трудно сказать, связано оно каким то образом с кокаиновым «Боингом» или нет, но речь шла об американском легкомоторном самолете, совершившем «вынужденную посадку» в 100 км от Бамако. По данным «источника» в малийской армии, самолет выполнял полет из одной из соседних с Мали стран в «рамках миссии, связанной с безопасностью». На борту находились три члена экипажа и шесть пассажиров.

Сразу после посадки в воздух были подняты вертолеты ВВС Мали, которые направляли спасателей, выдвигавшихся к самолету по земле. Создается впечатление, что американцы пытались вести собственное расследование дела о «Боинге», что неудивительно, памятуя о той «любви», которую они питают к президенту Венесуэлы Уго Чавесу. Впрочем, малийцы утверждают, что сотрудники их спецслужб первыми побывали на месте инцидента с кокаиновым «Боингом».

Также пока сложно сказать, не связаны ли все упомянутые выше события с недавним странным инцидентом в Конакри, в результате которого ранения получил главарь местной хунты Муса Дади Камара. Он в итоге оказался на лечении в Марокко, принявшем его по высоким «гуманитарным соображениям».

Как бы там не было, 3 декабря АТТ опроверг появившиеся в СМИ сообщения о том, что экипаж кокаинового «Боинга» якобы имел сообщников в малийском госаппарате. С логикой АТТ трудно не согласиться. «Если бы они /наркоторговцы/ имели высокопоставленных друзей в Мали, они бы приземлились на аэродромах в Бамако или Мопти! Я ничего не исключаю, но тот, кто идет на риск посадки самолета в пустыне, не имеет высокопоставленных сообщников», — полагает он. АТТ не стал уточнять, что могло быть на борту самолета, заметив, что это могло быть все что угодно — «радиоактивные отходы, оружие, наркотики».

52.21MB | MySQL:103 | 0,522sec