Судан: политика СНОД в настоящее время

Одним из основных факторов, оказывающего влияние на позицию руководства Суданского народно-освободительного движения (СНОД) в настоящее время, является позиция Госдепартамента США. Несомненно, что после обнародования президентом США Б.Обамой новой стратегии по Судану, СНОД получило ясный сигнал из Вашингтона о том, что там до сих пор влиятельны силы, которые рассматривают получение Южным Суданом независимости как один из основополагающих факторов внешнеполитической концепции США в этом регионе. Существует явная зависимость «градуса» сепаратизма Юга от «цены акций» специального представителя США по Судану С.Грейшена. Последний в своей деятельности четко ориентируется на сохранение Южного Судана в составе единого суданского государства и вовлечение Хартума в зону если не стратегического партнерства, то по крайней мере в область тесного сотрудничества. Отметим, что в период «расцвета» деятельности С.Грейшена (май – октябрь с.г.) руководство СНОД находилось фактически в коллапсе, допуская лишь изредка критические замечания общего свойства. Началась «атака» на С.Грейшена со стороны «старых демократов» — оживились сепаратисты в Джубе. Связь прямая, ее не заметить может только слепой.

Апофеозом этой борьбы «под ковром» стала все та же пресловутая «стратегия» и вымученное признание С.Грейшена на слушаниях в Конгрессе «о фактах геноцида в Дарфуре». Лидеры Юга наперебой, со все нарастающей активностью стали говорить о претензиях к Северу по поводу избирательного закона, демаркации границ и т.п. В настоящее время уже открыто заявляется о «несправедливой демаркации границ в Абъее», неправильной «переписи населения», что вроде бы уже стало свершившемся фактом. Но в Джубе, пользуясь благоприятной коньюктурой, требуют (пока тихо) ревизии этих решений.

Лидер СНОД С.Киир, в общем-то, пошел «ва-банк». Ему некуда отступать. Юг раздирается межплеменными разногласиями, в верхушке СНОД началась классическая борьба за власть, казна пуста, цены на продовольствие растут. За последние 4 года СНОД прошло классическим и печальным для африканских стран путем развала вертикали управления, которая была заточена под войну; разгулом коррупции, элементарной неэффективности управленцев и вспышкой старой межплеменной вражды. С.Киир, несмотря на свой имидж «а ля Гаранг», к сожалению похож на него только внешне. Беда Юга заключается в том, что там нет авторитетного, харизматичного лидера, который являлся и третейским судьей, и истиной в последней инстанции. Таких как Н.Мандела в ЮАР, С.Машел в Мозамбике или С.Нуйома в Намибии.

В этих условиях у С.Киира выбор невелик. Необходимо вразумительно объяснить народу, который продолжает жить в ужасающей нищете, куда делись 8 млрд долларов США, которые Джуба получила с 2006 года. И это только по линии раздела «нефтедолларов». Нельзя не сказать, что Джуба не меняется. Кое-где положили асфальт, построили несколько современных зданий, даже пытаются местами «загнать» канализационные стоки в трубы и т.п. Но дебет с кредитом все равно не сходится. И сильно не сходится. Пока удается маневрировать с помощью пространных разговоров «о разности финансовых систем» Юга и Севера (у них там, мол, шариат), утаиванием Хартумом части положенной Югу выручки от продажи нефти, а также периодической «посадкой» министров финансов (три со времени подписания Всеобъемлющего мирного соглашения). Но это ненадолго. Ровно до 2011 года.

Необходимо отвлечь внимание сограждан на поиск «общего врага», т.е. на Хартум. С.Киир выглядит растерянным и действительно не видит мирных перспектив развития своей страны. В любом случае, по его прогнозам, будет война с Севером. И в случае независимости (мол, Хартум не позволит нам жить спокойно), и в случае сохранения единства (мол, Хартум будет нас притеснять и не отдавать нам положенную часть нефтевыручки). Южносуданского лидера понять можно, он привык управлять во время войны, во время мира он чувствует себя дискомфортно на фоне обострения застарелых африканских болячек. Поэтому иностранным делегациям озвучивается тезис о «уважении права народа на выбор своего будущего» (независимость значит независимость, единство так единство), а на деле – проповеди в церквях («если вы думаете о своей родине, то вы должны выбрать независимость»).

При этом основными носителями идеи независимости Южного Судана выступает не сам С.Киир. Лично он является очень слабой и несамостоятельной фигурой. Их лоббируют такие силы, как руководитель президентской администрации Л.Бейонг и генсек СНОД П.Амун. Первый, являясь представителем т.н. «абъейской группировки», ратует за ревизию соглашений по Абъею. Второй всячески тормозит процесс достижения компромисса по «проблемным точкам» с Хартумом (избирательный закон, закон о безопасности, демаркация и закон о референдуме). При этом он явно согласовывает свои действия с американскими кураторами. Свидетельством этому стал последний эпизод с его арестом во время антиправительственной демонстрации в Хартуме и очень оперативная «осуждающая» реакция на это госсекретаря Х.Клинтон.

При этом весь этот «сыр-бор» организуется на пустом месте. Итоги выборов предопределены, квота в 25% во властных структурах южанам гарантирована. Тогда зачем Джубе и их американским друзьям нужен антигрейшеновский «шум», так как спецпредставитель сейчас выступает основным посредником для достижения компромисса? Именно «шум», а не срыв процесса ВМС, который подразумевает всеобщие выборы. Именно поэтому С.Киир срочно и выехал после этого инцидента в Хартум, где униженно признал себя «частью политической системы Судана».

Кстати необходимо отметить, что суданские руководители (а вернее советник президента Нафи Али Нафи) очень хорошо знают психологию южан. Еще за день до упомянутой демонстрации Нафи прозрачно намекнул на то, «что у нас есть ответ на протесты оппозиции». Многие европейские наблюдатели после эпизода с задержанием генсека СНОД высказывались в стиле: «как топорно, как прямолинейно». Судя по итогам визита С.Киира, и не «топорно» вовсе. А именно только такой язык и понимают в Джубе. Единственно, что настораживает в этой реакции европейских и американских аналитиков, так это то, что они в психологии южносуданских лидеров разбираются с трудом. Что чревато последствиями в дальнейшем.

Но вернемся к борьбе группировок в Джубе. У сторонников «безусловного сепаратизма» есть достойный соперник, вице-президент Южного Судана Р.Машар. Последний, кстати, во время гражданской войны воевал за северян (!!!) и на фоне общей линейки руководителей СНОД отличается предсказуемостью и желанием достигнуть компромисса с Хартумом. Он тоже выступает за независимость, но важной особенностью является тот факт, что он настроен на «мирный развод» и «мирное существование» с Севером. Это, в принципе, допускает и переход к конфедеративному устройству страны в дальнейшем. Р.Машар является основным переговорщиком на переговорах с северянами, и на этом поприще достиг реальных успехов. Например, стороны фактически вплотную подошли к компромиссной цифре 60% избирателей, достаточных для подведения итогов референдума о независимости. Блокировка этих усилий со стороны тех же П.Амуна и Л.Бейонга вызвана уже только борьбой за власть в СНОД и срывом усилий своего основного конкурента. Дело в том, что Р.Машар является представителем т.н. «экваториальной группировки», которая не сильно озабочена отходом нефтеносных районов Абъея к Северу, что для того же Л.Бейонга является принципиальным вопросом.

Не случайно, поэтому после этой печально закончившейся демонстрации, Р.Машар немедленно выехал в Хартум для «заглаживания» ситуации со своими партнерами из правящей партии Национальный конгрес.

Насколько серьезно намерение Джубы получить независимость? Если отбросим все эмоции, связанные с борьбой внутри СНОД и тактикой поиска «общего врага», то представляется, что в настоящее время тренд на независимость является преобладающим на Юге. Каждый политик (и группы, которые они представляют) по разному видят перспективы после получения этой независимости. Но получить ее они хотят все. Их ожидания связаны, прежде всего, с либерализацией финансового законодательства, выходом из-под экономических санкций и массовыми зарубежными инвестициями. При этом они сохраняют политическую власть, фактически отдавая рычаги управления экономикой в руки иностранных корпораций. Насколько их идеи будут реализованы, покажет будущее.

52.27MB | MySQL:103 | 0,521sec