Бывший министр экономики Мехмет Шимшек может войти в руководящую команду турецкого президента Реджепа Тайипа Эрдогана, что вселяет надежду на возвращение к более традиционному экономическому пути в стране. Хотя Шимшек пока отклонил предложение Эрдогана из-за своих многих других международных обязательств, он выразил готовность сотрудничать с правительством по вопросам экономики. Он много работал на Западе. В начале своей карьеры он поступил на работу в посольство США в Анкаре в качестве экономического советника, прежде чем переехать в Нью-Йорк для работы в швейцарской банковской группе UBS. Он также работал в Deutsche Bank AG в Стамбуле. Однако его самой важной должностью была должность директора-распорядителя Международного валютного фонда и Всемирного банка в Турции. Бывший экономист Merill Lynch занимал пост министра финансов и заместителя премьер-министра с 2009 по 2018 год и был признан международными рынками «надежной парой рук». Он был отстранен от должности, поскольку президент начал проводить более неортодоксальную политику и назначил на его место своего зятя Берата Албайрака. Слухи возвращении Шимшека на пост министра финансов и казначейства ходили с тех пор, как он провел встречу с Эрдоганом 29 мая. В свете этих новостей стоит подумать о том, как это повлияет на турецкую экономику. Произойдут ли изменения в экономической политике Эрдогана, или он будет придерживаться своей неортодоксальной денежно-кредитной политики для лечения хронической инфляции и непрерывного падения турецкой лиры? Напомним, что экономическая политика Эрдогана традиционно опирались на нетрадиционные принципы, в первую очередь в области денежно-кредитной политики. Разногласия по этому вопросу привели к отставке или увольнению нескольких управляющих Центрального банка Турции в последние годы. В целом турецкая экономика считается устойчивой, сохраняя высокие темпы роста и приближаясь к вступлению в клуб стоимостью в триллион долларов, при этом ВВП в настоящее время составляет около 900 млрд долларов. По данным Всемирного банка, на индивидуальном уровне средний доход на душу населения является приемлемым и превышает 10 000 долларов. Однако, даже при восходящей траектории роста ВВП, турецкая экономика сталкивается с различными проблемами, в том числе с чрезвычайно высокой инфляцией, не скорректированной существенной девальвацией турецкой лиры по отношению к основным валютам. Эрдоган считает, что обесценивание лиры служит механизмом для укрепления турецкого экспорта, которым пользуются страны-импортеры. Теоретически это правильно, но с ограничениями. Здесь полезно вспомнить валютные войны между Соединенными Штатами и Японией в 1990-х годах и продолжающийся спор между США и Китаем из-за отказа Пекина повышать стоимость своей валюты из-за факторов спроса и предложения. Однако существуют международно-признанные ограничения на колебания обменного курса валюты, и то, что происходит с турецкой лирой, не относится к этой категории. Обменный курс лиры по отношению к доллару США снизился более чем на 70% с начала 2019 года. Это сопровождалось рекордным уровнем инфляции, который достиг своего пика в конце 2022 года на уровне 85%. В настоящее время этот показатель составляет около 44%, что очень высоко в соответствии с международными экономическими нормами. В идеале годовой уровень инфляции в экономике должен составлять всего 2-2,5%, хотя в большинстве стран этот показатель превышен. С конца 2022 года было израсходовано более 27 млрд долларов валютных резервов, поскольку правительство Турции стремилось поддержать свою валюту и профинансировать огромный дефицит текущего счета. Традиционная денежно-кредитная политика опирается в первую очередь на повышение процентных ставок для борьбы с инфляцией. Это стратегия, которую промышленно развитые страны применяют уже более года, чтобы справиться со своими высокими показателями инфляции, которые превысили 9% в Соединенном Королевстве и США. Федеральная резервная система США повышала процентные ставки примерно 11 раз за этот период, потому что повышение процентных ставок традиционно увеличивает сбережения и, в то же время, ограничивает расходы и сокращает инвестиции. Поэтому Эрдоган опасается применения традиционной денежно-кредитной политики. Экономические цели его администрации, как было заявлено в ходе его предвыборной кампании, состоят в первую очередь в увеличении ВВП страны до 1,5 трлн долларов в течение его следующего президентского срока — главным образом за счет увеличения внешней торговли до 1 трлн долларов, а также за счет увеличения доходов от туризма, важного компонента турецкой экономики, до 100 млрд долларов. Что касается инфляции, Эрдоган стремится достичь однозначных цифр. Таким образом, западные эксперты и крупнейшие мировые банки ожидают непрерывного снижения обменного курса лиры, особенно в краткосрочной перспективе. Оптимисты, особенно в инвестиционном секторе на Западе, считают, что торговая атмосфера может улучшиться, и готовятся выйти на турецкий рынок. Их оптимизм проистекает из того факта, что Эрдоган начал склоняться к принятию традиционной денежно-кредитной политики, пусть и лишь частично. Возможный приход Шимшека в экономический блок это предположение косвенно подтверждает. Он, скорее всего, повысит процентные ставки — но не чрезмерно, как это произошло в США, чтобы избежать рецессии. Повышение процентных ставок может снизить высокую инфляцию, и вполне возможно, что цель президента, выраженная однозначной цифрой, в течение следующих пяти лет может быть достигнута. Кроме того, из-за сильного доверия к нему со стороны международного финансового сообщества ожидается, что иностранные инвесторы хлынут в Турцию, принося основные валюты, которые помогут поднять и стабилизировать стоимость турецкой лиры. Итак, в этом варианте есть много оснований для оптимизма в отношении турецкой экономики, но многое зависит от готовности Эрдогана принять финансовые рекомендации Шимшека. Если Эрдоган продолжит свой нынешний курс, будет трудно решить проблему инфляции и лиры в краткосрочной перспективе, за исключением сотрудничества и проектных соглашений на правительственном уровне. Однако, хотя возвращение Шимшека может частично успокоить ведущих экономистов, некоторые эксперты считают, что неустойчивый характер турецкой политики может означать, что это мало что изменит. Президент Турции неоднократно сокращал и менял свою экономическую команду. Тимоти Эш, старший суверенный стратег Bluebay Asset Management, полагает, что рынки понимают, что Эрдоган может уволить Шимшека в любое время: «Рынки любят Шимшека и доверяют ему, но они не доверяют Эрдогану, чтобы дать ему мандат на фактическое урегулирование проблем платежного баланса. Повышение ставок необходимо для замедления спроса на импорт». Но вот здесь и главный подвох. «Президент действительно непреклонен в отношении низких процентных ставок. Они могут договориться о чем угодно, но повышение процентных ставок по-прежнему остается проблемой», — считает турецкий источник, знакомый с ходом консультаций. По его данным, Шимшек пытался убедить президента предоставить ему свободу действий в денежно-кредитной политике как минимум на 18 месяцев и хочет, чтобы Эрдоган назначил новых министров, тесно связанных с его взглядами: «Он предлагает постепенное повышение процентных ставок, чтобы это не было слишком дорого для бизнеса, и хотел бы со временем повысить ставку с нынешних 8,5% до 25%». Но Эрдоган уже готовится к муниципальным выборам в марте 2024 года. И хотя меры жесткой экономии помогли бы взять инфляцию под контроль, они также могут усилить безработицу и создать определенные проблемы с ликвидностью для бизнеса, а из этого вытекают проблемы для президента при голосовании. В настоящее время турецкая лира торгуется на уровне 20 за доллар. Эрдогану, возможно, придется поднять курс до 25 лир за доллар, чтобы удовлетворить турецких экспортеров, которые говорят, что они находятся в невыгодном положении по сравнению с международными конкурентами, поскольку интервенции Центрального банка означают, что лира переоценена. Вольф Пикколи, многолетний эксперт по Турции в консалтинговой фирме Teneo, полагает, что «правительство может попытаться ужесточить кредитование и ликвидность с помощью дальнейшего регулирования. Расчет также на летний сезон должен помочь привлечь немного иностранной валюты, и это могло бы позволить им продержаться в основном до осени». Турция получила доход в размере 46,5 млрд долларов от туризма в прошлом году. Большая часть этих денег поступила во время летних каникул. Пикколи сказал, что цены на энергоносители и международный контекст также будут важны для оценки ситуации, но он ожидает, что любое ужесточение денежной политики окажет влияние на экономический рост, которым Эрдоган гордится и стремится поддерживать. В прошлом году Эрдоган финансировал свою политику в области процентных ставок, заключая сделки с несколькими валютами и депозитами из арабских стран Персидского залива, Азербайджана и России. Тем не менее, эксперты уверены, что с этого момента любые новые деньги из Персидского залива будут поступать на определенных условиях, как это недавно можно было наблюдать в Египте и Пакистане. Таким образом, можно констатировать, что сам факт возможного прихода Шимшека в экономический блок будет символизировать о начале нового этапа кредитно-денежной политики, а вернее – о ее частичном ужесточении . Без этого условия он в правительство просто не придет.
О проблемах турецкой экономики после всеобщих выборов и избрания президента Р.Т.Эрдогана на новый срок
3 июня, 2023 | Автор: Щегловин Ю.Б.
| Напечатать эту статью