Об изменениях в военно-политической обстановке на Ближнем Востоке и в Северной Африке (14-20 декабря 2009 года)

Наиболее важные события в регионе на минувшей неделе были связаны с сирийско-ливанскими отношениями и событиями в Пакистане. Премьер-министр Ливана С. Харири 19-20 декабря совершил «примирительный» визит в Сирию. Верховный суд Пакистана 16 декабря своим вердиктом постановил возобновить уголовные преследования большой группы видных политиков и бизнесменов, обвиняемых в коррупции и других преступлениях.

14-15 декабря в Эль-Кувейте прошел юбилейный – 30-й саммит стран-членов Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива, обсудивший важные вопросы экономического сотрудничества между аравийскими монархиями, политическую ситуацию на Ближнем Востоке и в зоне Залива. Участники форума приветствовали меры, принятые странами-членами организации для преодоления негативного воздействия мирового финансово-экономического кризиса и укрепления их национальных экономик. В то же время была выражена озабоченность финансовым кризисом в Дубае. На саммите принято решение о создании Монетарного союза стран-членов ССАГПЗ, конечной целью которого является введение единой валюты. Однако в союзе не будут пока участвовать ОАЭ и Оман. Обсуждались также вопросы создания единой аравийской энергосети. Участники саммита отложили принятие решения о сооружении железной дороги от Кувейта до Омана протяженностью около 2000 км. Единодушно было заявлено о неприятии странами-членами ССАГПЗ любой военной акции в отношении Ирана в связи с его ядерной программой. Аравийские монархии выразили «полную поддержку единству, безопасности и стабильности Йемена», поддержали действия Саудовской Аравии против йеменских мятежников. На саммите было принято решение о создании объединенных сил быстрого реагирования для противодействия угрозам безопасности любой стране-члену ССАГПЗ. Как было заявлено, эти силы будут «вмешиваться в ситуации, наподобие вторжения в Саудовскую Аравию йеменских боевиков».

На прошедших 19-20 декабря в Дамаске переговорах президента Сирии Б. Асада с премьер-министром Ливана С. Харири обсуждались «пути преодоления отрицательных последствий» в отношениях между двумя соседними государствами. Обе стороны оценили состоявшийся диалог как «позитивный» и «конструктивный». При этом С. Харири подчеркнул необхо-димость «реальных и стратегических отношений» Ливана с Сирией, что «отвечает интересам двух братских народов». Эксперты отмечают, что встреча в Дамаске имеет большое значение «для преодоления психологического барьера» между руководителями двух стран, возникшего из-за резкого ухудшения сирийско-ливанских отношений, произошедшего в 2005 г. после гибели в результате теракта бывшего главы ливанского правительства Р. Харири – отца нынешнего премьер-министра страны. Следует отметить особую роль Саудовской Аравии в налаживании сирйиско-ливанского диалога. Так, С. Харири перед поездкой в Дамаск провел в Эр-Рияде переговоры с саудовским королем Абдаллой. В целом же, учитывая глубину разногласий между ливанским правящим большинством и сирийским руководством, по итогам одного, хотя и позитивного визита, нет оснований делать вывод об устойчивости тенденции по нормализации отношений между Дамаском и Бейрутом.

Президент Ливана М. Сулейман 15 декабря посетил Вашингтон, где провел переговоры с президентом США Б. Обамой. На них М. Сулейман пытался привлечь внимание президента к угрозе Ливану со стороны Израиля и запросил усиления американской помощи в деле повышения боеспособности ливанской армии. Со своей стороны, Б. Обама заявил, что ли-ванское движение «Хизбалла» продолжает игнорировать резолюцию Совета Безопасности ООН № 1701 (2006 г.), положившей конец Второй ливанской войне. Обама также выразил озабоченность продолжающейся «активной контрабандой оружия в Ливан, которая потенциально может угрожать безопасности Израиля». При этом президент США обещал содействовать укреплению ливанской армии, чтобы она могла обеспечить безопасность границ страны.

Вердикт Верховного суда Пакистана о возобновлении уголовных преследований более чем 8 тыс. чиновников и бизнесменов, включая президента страны А. А. Зардари и ряда министров, в т. ч. обороны и внутренних дел, привел к осложнению и без того непростой внутриполитической ситуации в стране. Ранее все эти лица попали под действие изданного в 2007 г. тогдашним главой государства генералом П. Мушаррафом Указа о национальном примирении, который, по сути, представлял собой политическую амнистию. Этот указ был издан Мушар-рафом в результате сильного давления со стороны пакистанской оппозиции, американской администрации и руководства Саудовской Аравии, настаивавших на примирении между правительством страны и лидерами оппозиции. В связи с тем, что данный документ не был в свое время представлен на рассмотрение парламента, срок его действия был ограничен и истек 28 ноября 2009 г. Практически это означает, что после этой даты против всех тех, на кого распространялось действие указа, может быть возобновлено уголовное преследование, что и подтвердил 16 декабря Верховный суд. По мнению пакистанских экспертов, решение суда может привести к политическому хаосу в стране. В частности, 17 декабря полиция не выпустила из страны министра обороны А. Мухтара, направлявшегося с визитом в Китай. Президент А. А. Зардари 20 декабря заявил, что он не отправит в отставку ни одного министра, которые могут быть привлечены к уголовной ответственности в связи с истечением срока действия указа 2007 г.

На минувшей неделе Пакистан посетил глава Объединенного центрального командования ВС США генерал Д. Петрэус, обсудивший с премьер-министром Ю. Р. Гилани и командующим пакистанской армией генералом А. П. Кияни вопросы, связанные с новой американской стратегией в Афганистане, провозглашенной президентом Б. Обамой. Стороны подтвердили курс на долгосрочное стратегическое партнерство и общие интересы в борьбе против терроризма. В то же время президент Пакистана А. А. Зардари в ответном письме президенту США Б. Обаме отверг требование Вашингтона о расширении района проведения контртеррористической операции в пакистанской «зоне племен» вблизи границы с Афганистаном и призвал американскую администрацию ускорить выделение военной помощи Исламабаду для усиления борьбы с терроризмом. Зардари подтвердил готовность Пакистана до конца выполнить взятые на себя ранее обязательства по противодействию «Аль-Каиде», талибам и другим экстремистским группировкам, действующим в приграничных с Афганистаном районах. Но при этом пакистанцы при планировании и проведении военных операций будут исходить, прежде всего, из своих собственных интересов и оперативных соображений.

На прошедшей неделе американские беспилотные летательные аппараты нанесли несколько ракетных ударов по исламистским боевикам на северо-западе Пакистана, что привело к значительным людским потерям.

В Пакистане не прекращают совершать крупные теракты. В частности, 15 декабря в провинции Пенджаб в результате вылазки террористов погибли 22 и получили ранения свыше 70 человек.

19 декабря парламенту Афганистана для рассмотрения и последующего утверждения был представлен список из 23 кандидатов, предложенных президентом Х. Карзаем на министерские посты в новом правительстве страны. 12 человек из этого списка входили в прежний состав кабинета министров (в частности, главы МВД и министерства обороны), а 11 являются новыми лицами. Отметим, что глава государства включил в число претендентов на министерские кресла ряд технократов, пользующихся поддержкой Запада. Характерно, что в списке отсутствует кандидат на пост министра иностранных дел. Сообщается, что его обязанности до окончания работы международной конференции по Афганистану в Лондоне в январе 2010 г. будет исполнять нынешний глава МИД Р. Д. Спанта. Отметим, что процесс формирования нового афганского правительства занял значительное время, в т. ч. по причине давления иностранных государств, стремившихся не допустить в его состав неугодных им лиц.

16 декабря в Афганистан прибыло первое подразделение морской пехоты США из состава объявленного президентом Б. Обамой 30-и тысячного подкрепления. Всего до конца года в страну перебросят 1,5 тыс. американских военнослужащих. В то же время командование ВС США считает, что переброска дополнительных сил может занять более длительное время, чем было запланировано и потребует 11 месяцев. Это связано главным образом с трудностями в организации тылового обеспечения войск. В Кабуле на минувшей неделе находился председатель Комитета начальников штабов ВС США адмирал М. Маллен, заявивший, что большая часть американских подкреплений прибудет в Афганистан к августу 2010 г. Адмирал отметил, что афганские боевики стали действовать «более глубоко, более сложно и более жестоко». Маллен также заявил, что обеспокоен «усиливающейся смычкой между афганскими талибами, «Аль-Каидой» и другими экстремистскими группировками, которые находят прибежище в соседнем Пакистане».

Иран продолжает наращивать свою военную мощь. 16 декабря в стране проведено испытание модифицированного варианта баллистической ракеты «Седжиль-2» с дальностью пуска до 2000 км. Первое испытание ракеты этого типа было проведено в сентябре 2009 г.

На прошедшей неделе ряд важных заявлений по национальной ядерной программе сделал руководитель Организации атомной энергии Ирана А. А. Салехи. По его словам, Тегеран продолжит свою ядерную деятельность в соответствии с международными соглашениями, в частности Договором о нераспространении ядерного оружия, но при этом по решению парламента сотрудничество с МАГАТЭ будет ограничено и, ни о каком досрочном информировании о ядерных объектах речь уже не идет. Салехи подтвердил, что ИРИ располагает возможностями организовать на своей территории дообогащение урана, но предварительно стране потребуется несколько месяцев для решения некоторых технических проблем. В то же время до-обогащение урана за пределами Ирана возможно только «при наличии гарантий, что обмен обогащенного урана на ядерное топливо будет осуществляться надлежащим образом». И, наконец, Салехи заявил, что в настоящее время иранцы занимаются производством центрифуг для обогащения урана нового поколения, которые планируют ввести в эксплуатацию до конца марта 2010 г. Всего же на ядерных объектах ИРИ функционируют свыше 6000 центрифуг.

Тем временем Палата представителей конгресса США 15 декабря одобрила законопроект, ужесточающий односторонние американские санкции в отношении Ирана. Документ наделяет президента США полномочиями, которые позволяют ему вводить санкции против компаний и физических лиц, которые инвестируют в энергетический сектор ИРИ более 20 млн долларов и ввозят в эту страну бензин и другие нефтепродукты.

16 декабря Центральный совет Организации освобождения Палестины принял решение о продлении полномочий главы палестинской администрации М. Аббаса и палестинского Законодательного собрания до проведения новых всеобщих выборов. Мандаты М. Аббаса и парламентариев истекают в январе 2010 г. На заседании Совета Аббас подтвердил решение не выдвигать свою кандидатуру для повторного избрания на пост главы ПНА. Движение ХАМАС осудило решение руководящего органа ООП.

Силы безопасности Йемена при поддержке авиации и помощи со стороны США 17 декабря провели на юге страны крупную операцию против боевиков «Аль-Каиды», готовивших теракты против иностранцев и госучреждений. На севере Йемена продолжаются бои между шиитскими мятежниками и правительственными войсками. ВВС Саудовской Аравии не прекращают наносить удары по объектам йеменским повстанцев. Президент страны А. А. Салех заявил 19 декабря, что республика находится в состоянии войны против «Аль-Каиды» и сепаратистов на севере и юге Йемена.

18 декабря в Копенгагене состоялась встреча президентов Израиля и Турции Ш. Пресса и А. Гюля, заявивших о согласии сторон нормализовать отношения, ухудшившиеся после израильской военной операции в секторе Газа в конце 2008 г. — начале 2009 г.

Приложение

 

 

О политическом манифесте ливанского движения «Хизбалла»

 

 

В ноябре ливанское радикальное шиитское движение «Хизбалла» провело свою очередную 7-ю конференцию, на которой был избран его руководящий орган – Совет Шуры и принят программный документ – политический манифест. Генеральным секретарем движения в шестой раз утвержден шейх Сейид Хасан Насрулла, который 30 ноября по телевидению огласил и детализировал основные положения программного документа исламистов.

Напомним, что в истории «Хизбаллы» нынешний политический манифест является втором официальным программным документом. Первый – «Открытое письмо» — был принят в январе 1985 г, примерно через два с половиной года после основания движения. Тогда основными целями исламистов лидеры «Хизбаллы» провозгласили «выдворение любых колониальных учреждений из Ливана», «приведение фалангистов (ведущей партии ливанских христиан в то время) к ответу за их преступления» (в ходе начавшейся в стране в 1975 г. гражданской войне, которая завершилась в 1991 г.) и установление в Ливане исламской республики по иранскому образцу.

За прошедшие со дня публикации «Открытого письма» 25 лет ситуация в Ливане и регионе значительно, а в ряде случаев коренным образом изменилась. Перемены произошли и в самой «Хизбалле», перед которой стоят сегодня уже во многом иные, чем в 1980-е гг. задачи. Движение превратилось в одну из наиболее влиятельных политических сил в Ливане и на Ближнем Востоке. Все это потребовало от руководства исламистов пересмотра программных установок «Хизбаллы». Руководители и идеологи движения считают, что новый программный документ обеспечит более «ясное и широкое видение сопротивления (Израилю- авт.), текущей политической деятельности, а также социальные и идеологические планы на будущее». По словам Х. Насруллы, в манифесте отражены «прагматичные изменения», соответствующие современным ливанским и региональным реалиям.

Согласно манифесту, приоритетными целями «Хизбаллы» считаются закрепление за движением лидирующего положения в Ливане и геополитической системе ближневосточного региона, борьбу с «международной гегемонией США и сопротивление Израилю», активные действия по созданию независимого палестинского государства с обязательным возвращением палестинских беженцев на родину.

Основное внимание в манифесте отведено деятельности и планам «Хизбаллы» на внутриполитической арене. Движение как бы вписывает себя в ливанский контекст, пытается позиционировать себя «нормальной» политической партией, стремящейся интегрироваться в политическую систему страны, добиться полного признания движения со стороны всех национальных политических сил. И главное здесь – «Хизбалла» более официально не провозглашает главной целью движения создание в Ливане исламской республики, хотя исламисты и декларируют свое предпочтение «исламской системе правления». Манифест подтверждает ливанскую принадлежность движения, подчеркивает, что хочет «видеть Ливан сильным и справедливым государством, которое отстаивает права всех ливанцев и занимает достойное место в региональной геополитической структуре». Так, Х. Насрулла заявил: «Ливан – наше отечество, это земля наших отцов, предков и внуков, грядущих поколений. Это страна, за которую нами были принесены самые больше жертвы». Но здесь же, по нашему мнению, можно справедливо добавить, что Ливан и его население, «благодаря» деятельности исламистов, понесли очень большие жертвы, как людские, так и материальные.

Лидеры «Хизбаллы» отвергают «любые формы (откровенные и скрытые) сегрегации и федерализма в Ливане», указывая, что действующая политическая система страны, построенная на конфессиональной основе, «является препятствием на пути политического развития», а ее упразднение должно стать «базовым условием» для установления подлинной демократии, где «будет править большинство, а меньшинство находиться в оппозиции». Отметим, что в современном Ливане шииты составляют крупнейшую по численности общину страны (по различным оценкам, от 30 до 35 проц населения). Однако в условиях существующего с 1943 г. (с исправлениями 1989 г.) разделения властных полномочий по признаку принадлежности к той или иной религиозной конфессии, они не могут занять реального лидирующего положения в органах государственной власти. В этой связи движение выступает за принятие нового избирательного закона, который бы «справедливо» учитывал права всех категорий избирателей. Тем не менее, исламисты не призывают к немедленной ликвидации существующей системы, понимая, что это не реально. Поэтому они согласны с тем, что нынешняя «консенсусная демократия» должна пока оставаться «хартией совместного проживания». Исламисты также заявляют о необходимости иметь в стране правительство, «которое будет заботиться о своих гражданах, будет оказывать необходимые медицинские услуги населению и повысит образование, займется жилищной проблемой», будет решать проблему бедности и безработицы, «укреплять положение женщины в обществе и увеличивать их участие во всех областях жизни». Х. Насрулла предложил предоставить палестинским беженцам в Ливане (ок 420 тыс. чел.) «базовые права человека при одновременном сохранении их идентичности и их борьбы», что означает не давать им возможности ассимилироваться в ливанском обществе. Аналогичной позиции придерживаются все основные ливанские политические силы.

И если по вопросам внутренней политики манифест «Хизбаллы» в целом отличается умеренностью, то для его внешнеполитической части в значительной мере характерен экстремизм. В первую очередь, это относится к Израилю и США. Эти страны названы главными врагами, с которыми необ-ходимо продолжать сражаться. Поэтому не отменяется стратегическая при-верженность «Хизбаллы» «вооруженному сопротивлению, ибо американский империализм не оставляет народам другого выбора».

В крайне жестких тонах выдержаны положения, касающиеся Израиля. Возможность «законного существования» этого государства, его признания полностью исключается, т. к. Израиль был и «остается главным источником угрозы Ливану, арабскому и исламскому миру». Особо подчеркивается, что опасность, исходящая от южного соседа, не допускает разоружения боевых сил исламистов, а «ливанская безопасность должна обеспечиваться силами народного сопротивления и армией». Более того, сопротивление должно на-ращивать свою боевую мощь, «чтобы выполнить задачу по освобождению оккупированной территории». По словам Х. Насруллы, именно «Хизбалла» являет собой «пример сопротивления оккупации» ливанских земель, а Израиль – это «страна оккупантов, насилующих святыни и земли ислама». Именно в этом, а не в антисемитизме кроется, по утверждениям исламистов, причина негативного отношения движения к Израилю. Подчеркивается, что только при опоре на сопротивление (читай «Хизбаллу») Ливан способен «получить подлинную независимость и гарантировать свой суверенитет». Арабских лидеров призывают «пересмотреть их соглашения с Израилем и отказаться от идеи компромисса с ним», т. к. Израиль не хочет «истинного мира, а использует переговоры для навязывания своих условий и достижения своих целей». «Хизбалла» призывает все арабские и мусульманские страны «стремиться к миру и стабильности на земле, направить все свои усилия и ресурсы на освобождение Иерусалима» и других оккупированных арабских территорий «от сионистской оккупации». Говорится о поддержке права палестинцев на борьбу против израильской оккупации, причем «преимущественно в вооруженных формах», которую «Хизбалла» и впредь будет поддерживать.

В манифесте указывается на «высокомерие» США, что не позволяет арабским странам устанавливать дружеские отношения с Вашингтоном. Кроме того, США названы «ведущим экспортером терроризма в мире» и его главным спонсором. В то же время Манифест позитивно оценивает позицию союзников «Хизбаллы» — Ирана и Сирии. По словам Х. Насруллы, ИРИ «играет центральную роль в мусульманском мире и мужественно отстаивает важные для арабов и мусульман вопросы, особенно палестинский вопрос», является главной опорой «независимого арабо-исламского проекта». Подчеркивается необходимость поддержания особых отношений с Сирией, что «диктуется» взаимными интересами двух стран в политике, безопасности и экономике. Указывается на необходимость «удаления» любой «негативной атмосферы» в ливано-сирийских отношениях.

В целом новый политический манифест «Хизбаллы» свидетельствует об изменениях в курсе движения, которое исламисты пытались представить «более ливанским и прагматичным», в первую очередь, по вопросам внутренней политики, хотя внешнеполитические разделы документа по-прежнему во многом наполнены экстремистскими установками. Оппоненты «Хизбаллы» в стране с недоверием отнеслись к манифесту, считая, что ряд его положений «подрывают платформу национального согласия». Особенно это касается заявлений о необходимости сохранения оружия у шиитских боевиков.

62.89MB | MySQL:102 | 0,670sec