Некоторые моменты развития ситуации в Южном Судана

Большинство экспертов сейчас придерживаются единого мнения о том, что руководство Суданского народно-освободительного движения (СНОД) окончательно взяло курс на приобретение независимости Южным Суданом по итогам референдума 2011 года. В настоящее время это стремление является, пожалуй, единственным цементирующим Юг средством, не позволяя в полную меру проявиться центробежным тенденциям в южносуданской верхушке.

Это совершенно не означает, что эти процессы не идут. Их отголоски регулярно появляются в сводках новостей, и фактически любые межплеменные инциденты и строптивость тех или иных губернаторов по отношению к руководящим указаниям из Джубы можно смело отнести к признакам набирающей силу децентрализации власти на Юге. Понятно, что основным моментом в данном процессе является этническая принадлежность основных фигурантов в СНОД.

В настоящий период до референдума (и на какое-то время после него) на Юге «заказывать музыку» будут группы, лояльные первому вице-президенту Судана и лидеру СНОД С.Кииру и его формальному заместителю и оппоненту Риеку Мачару. С.Киир – этнический динка-малуел из штата Варрап. Он довольно слабый политик, но «короля делает свита». К этому прибавим то, что динка – это титульный этнос на Юге и в СНОД. Не все в этом этносе гладко, он подразделяется на множество субэтносов, ряд из которых даже воевали во время гражданской войны за северян. Но как это бывает в патриархальном обществе, все становятся едиными, как только приходят чужаки. Пока С.Киир – их признанный лидер, с которым и связываются все надежды племенной элиты.

С учетом того, что представители группы Киира занимают руководящие должности в СНОД, их основной линией поведения в период после приобретения независимости логично станет сохранение существующего баланса сил. Помимо сохранения главенствующего положения в политической структуре (СНОД), для этой группы будет принципиально важно сохранить руководящие посты в ключевых, с точки зрения, экономической перспективности штатах Юга. Это Северный Бахр Аль-Газаль, Варрап, Единый штат и та часть Абъея, которая отойдет к Югу. Варрап больших сомнений не вызывает по причине того, что является вотчиной С.Киира. В Абъее с динка-нгок активно и небезуспешно работает уроженец этих мест, глава президентской администрации Л.Бейонг. В Едином штате СНОД в настоящее время удалось перетянуть на свою сторону часть элиты нуэр во главе Табан Денг Гаем. Пока преждевременно делать выводы о том, насколько этот раскол у нуэр является непреодолимым. Скорее всего, мы присутствуем на очередном сеансе предвыборной торговли, замешанной на сложных межличностных отношениях. Плюс ко всему Т.Гай – это далеко не та фигура, которая представляет интересы всех нуэр в этом штате. Сейчас С.Киир пытается через административные механизмы укрепить представительство своих сторонников именно в этой группе штатов, которые во многом определяют общий политический настрой на Юге.

На стороне группы С.Киира несомненное преимущество в административном ресурсе, который позволяет держать под контролем спецслужбы, основные министерства и, что самое главное, финансовые потоки, получаемые Джубой из Хартума, 80% которых составляют нефтедоллары.

Р.Мачар, который является этническим леек-нуэр, поддерживается некоторыми харизматичными в СНОД фигурами, которые представляют субэтносы этого племени. Это заместитель главнокомандующего Суданской народно-освободительной армии (СНОА) Паулино Матип. Последний крайне популярен еще со времен гражданской войны в Едином штате и составляет серьезную конкуренцию Гаю. Еще одной уроженкой этого штата является бывшая жена Мачара А.Тени, которая является министром энергетики в правительстве национального единства. Эти лица тесно связаны с нефтяной и сельскохозяйственной элитой Единого штата и имеют большие политические амбиции. Помимо этого, они являются и основными «денежными мешками», а Матип еще и некой гарантией поддержки со стороны силовиков. В настоящее время эта группа в качестве основного лейтмотива действий использует этническую общность для выстраивания единого для всех штатов консолидируемого аппарата борьбы за власть. Это характерно, прежде всего, для Единого штата, Верхнего Нила и Экваториальных штатов. Используя лозунги «ликвидации доминирования динка во властных структурах», эта группа встает на довольно опасный путь, чреватый обострением межплеменных отношений, но единственно возможный в условиях административного прессинга группы С.Киира. Представляется, что избежать «руандийского» сценария после обретения независимости поможет лишь тот факт, что элита нуэр в большей степени, чем динка, подвержена расслоению. И именно этот момент отчетливо проявился во время недавней войны с северянами.

Другая ситуация в штатах Верхний Нил и Джангли. Эти штаты, помимо серьезных лесных ресурсов, имеют очень выгодное географическое положение и являются фактическим «мостами» для связи Юга со своими соседями, а также традиционным «перекрестком» племенных миграций. Здесь помимо СНОД сильны позиции Хартума в лице Партии национального конгресса (ПНК). В штате существуют три основные племенные группы: динка-бор, лоу-нуэр и шиллук, симпатии которых разделены между СНОД, ПНК и союзническими ей южносуданскими мелкими партиями. К ним относятся Лам Аколь (этнический шиллук) с его СНОД-ДС, Р.Гай (лоу-нуэр) с ПНК – Юг, губернатор Верхнего Нила В.Отвунс, который возглавляет ПНК-Верхний Нил.

Опора СНОД в этом штате – это, прежде, всего «второй человек» организации П.Амун (шиллук) и Д.Гаранг (динка-бор), обиженный на Хартум за свое недавнее смещение с поста губернатора штата Верхний Нил. Сильны здесь позиции и Р.Мачара. Вот такой «клубок», в котором перевеса пока нет ни у кого.

С учетом географического положения штата и его «пестрого» населения, существует большая реальность вмешательства Хартума через подконтрольные ему политические круги в ряд важных экономических проектов (нефть, водные ресурсы) после получения Югом независимости, что вызовет превращение территории штатов в площадку манипулирования политическими и племенными группами со стороны Джубы и Хартума.

То же самое относится в полной мере и к Экваториальным штатам. Следует ожидать усиления местной группы политической элиты после обретения независимости. Это тенденция наиболее вероятна, так как местные динка-бор, которые после смерти Дж.Гаранга, были «отодвинуты» из государственных и законодательных структур в Джубе, жаждут реванша. Их представителями является спикер законодательной Ассамблеи Юга Дж. Игга, губернатор Центральноэкваторитального штата К.Конга и губернатор Западноэкваториального штата Е.Эмор. Правда, все они представляют СНОД, но это не помешает им начать внутрифракционную борьбу в случае их дальнейшего «политического игнорирования».

Основной вывод, который напрашивается в связи с этим, очевиден. Получение независимости Югом (если оно произойдет) станет мощным катализатором усиления борьбы южносуданских элит за повышение своего политического и экономического статуса. В этих условиях победит тот из основных «претендентов на престол» (С.Киир и Р.Мачар), который сможет проявить больше гибкости в выстраивании новой политической системы противовесов и «выйти» за пределы чисто этнического «политического пространства», предложив взаимовыгодную систему распределения политических и экономических благ. Пока именно в этом качестве более выигрывает Р.Мачар, который не связан бюрократическими узами и более избирателен в выборе союзников, в том числе и на Севере. Последнее является и «минусом» Мачара, так как во время гражданской войны он воевал на стороне северян. В условиях общей сепаратисткой настроенности южносуданского населения, этот факт может стать решающим. На стороне С.Киира административный и финансовый ресурс, которые могут позволить победить, но без гибкости в выстраивании новой стратегии в отношении более четкого распределения благ среди штатов, не способны «в одиночку» помочь в долгосрочной перспективе удержать власть и избежать политического кризиса.

52.28MB | MySQL:103 | 0,493sec