О проблемах, препятствующих нормализации отношений между Саудовской Аравией и Израилем

Официальные лица США и Израиля осторожно относятся к сообщениям о том, что Саудовская Аравия и Израиль постепенно приближаются к установлению официальных отношений, подчеркивая, что у наследного принца Мухаммеда бен Салмана есть много времени для постепенной нормализации отношений. На прошлой неделе помощник госсекретаря Барбара Лиф на слушаниях в Сенате заявила, «что в прессе было много гипервентиляции, много возбужденных слухов о том, что прорыв между Саудовской Аравией и Израилем близок. Особенно в израильской прессе, но это не так». Ее комментарии следуют за потоком сообщений — в первую очередь в израильской прессе — содержащих почти ежедневные обновления о взаимоотношениях администрации Дж.Байдена с Израилем и Саудовской Аравией.  Надежды на соглашение возросли в начале мая, когда главный советник Байдена Джейк Салливан заявил, что нормализация отношений между Саудовской Аравией и Израилем отвечает интересам национальной безопасности США. Отчет портала Axios о том, что Белый дом намерен заключить сделку в течение 6-7 месяцев, до следующих выборов в США, усилил ажиотаж. «Риторика определенно изменилась. Это был первый раз, когда администрация Байдена так публично объявила нормализацию в качестве приоритета, но, если отойти от риторики, не так уж много изменилось по сравнению с прошлым годом», — полагает Йоэль Гузански, эксперт по Персидскому заливу из Тель-Авивского института исследований национальной безопасности. 2 июня Государственный департамент объявил, что госсекретарь США Энтони Блинкен отправится в Саудовскую Аравию на этой неделе для переговоров о стратегическом сотрудничестве, которые, как ожидается, будут включать нормализацию. Высокопоставленный чиновник США заявил, что администрация продолжит настаивать на заключении сделки, одновременно добиваясь прогресса, «за исключением официальной дипломатической нормализации». Азиз Альгашьян, проживающий в Эр-Рияде и сотрудник Sepad, специализирующийся на исследованиях израильско-саудовских связей, полагает, что поток утечек в СМИ достиг «раздражающего крещендо» и «отдает отчаянием Израиля казаться ближе к Саудовской Аравии. Чтобы это израильское правительство выжило, ему нужно поддерживать рассказ о том, что нормализация отношений с Саудовской Аравией невероятно неизбежна, хотя на самом деле это не так». Безусловно, Саудовская Аравия и Израиль сейчас ближе, чем когда-либо в истории. Саудовская Аравия не была участником «Соглашений Авраама» 2020 года, в соответствии с которыми ОАЭ, Марокко и Бахрейн нормализовали отношения с Израилем, но они оказали на него  влияние.  Сейчас эти страны тихо сотрудничают в вопросах безопасности и разведки для борьбы с Ираном. Решение США включить Израиль в Centcom — военное командование США на Ближнем Востоке — расширило эти оборонные связи. В прошлом году Саудовская Аравия и Оман впервые публично присоединились к Израилю в военно-морских учениях под руководством США. В последнее время Нетаньяху и министр иностранных дел Израиля Эли Коэн дважды в течение одного дня разговаривали по телефону с наследным КСА Мухаммедом бен Салмьаном в рамках переговоров о разрешении прямых коммерческих рейсов в королевство для мусульман из Израиля, совершающих хадж. «Нет сомнений в том, что мы как никогда близки к соглашению, учитывая тот факт, что несколько лет назад перспективы  было почти равны нулю», — полагает Аарон Дэвид Миллер, бывший советник Госдепартамента, а ныне старший научный сотрудник Фонда Карнеги за международный мир. Со своей стороны, администрация Дж. Байдена стремится наладить отношения с Эр-Риядом, которые находятся под напряжением из-за пробемы соблюдения прав человека и добычи нефти. Принятое в марте КСА решение восстановить связи с Ираном в рамках сделки при посредничестве Китая сигнализировало об отдалении Эр-Рияда от Вашингтона. «Администрация считает, что ситуация постепенно корректируется. Теперь больше нет разговоров о Эр-Рияде как о парии, и они ищут способ укрепить отношения», — сказал Миллер.  Соглашение о нормализации израильско-саудовских отношений продемонстрировало бы дипломатический вес США в регионе, когда союзники жалуются на ослабление интереса к ним со стороны Вашингтона Это также стало бы триумфом для Нетаньяху, который вернулся к власти в прошлом году с обещанием расширить «Соглашения Авраама», но был вынужден больше сконцентрироваться к внутренним проблемам после негативной реакции на его спорную судебную реформу. «Байден хочет этого больше, чем когда-либо. Биби хочет этого больше, чем когда-либо, но Мухаммед бен Сальман может подождать», — полагает Альгашьян. В обмен на нормализацию отношений Саудовская Аравия хочет гарантий безопасности от США, помощи в развитии гражданской ядерной программы и снятия ограничений на продажу оружия. Препятствие сводится к тому, могут ли быть выполнены эти требования Саудовской Аравии. Еще одна проблема — это позиция Саудовской Аравии по ПалестинеВ январе главный дипломат Саудовской Аравии заявил, что королевство не нормализует отношения до тех пор, пока не будет создано независимое палестинское государство, и саудовцы публично не заявили об изменении этой позиции. Эксперты полагают, что требования Саудовской Аравии о палестинском независимом государстве, скорее всего, являются переговорной позицией, но «список пожеланий Эр-Рияда по нормализации определенно включает что-то на палестинской арене, это ниже государственного порога, но это должно быть рассмотрено, и не ясно, сможет ли это [израильское] правительство это сделать». Требования Саудовской Аравии  требуют серьезного лоббирования в Конгрессе от имени администрации Байдена, в то время как члены президентской партии хотят сократить отношения с КСА из-за проблем с правами человека. Многие законодатели также выразили беспокойство по поводу саудовских ядерных амбиций. На прошлой неделе сенатор США Крис Мерфи добился от Барбары Лиф, высокопоставленного представителя Госдепартамента по Ближнему Востоку, публичного обещания, что администрация не будет предоставлять гарантии безопасности Саудовской Аравии без предварительного одобрения Конгресса. Нынешние и бывшие официальные лица США говорят, что, если бы администрация Байдена захотела, она могла бы преодолеть оппозицию Конгресса продаже оружия президентским вето, но у них мало желания делать это, учитывая деликатное состояние американо-саудовских отношений и предстоящие президентские выборы. Администрация Байдена не хочет начинать войну с членами Демократической партии из-за этой сделки, к тому же  добиться консенсуса в Конгрессе стало сложнее сейчас, когда американо-израильские отношения пережили тяжелый период. Нетаньяху возглавляет правительство, состоящее из некогда маргинальных крайне правых политиков, и его судебная реформа стала проблемой для Демократической партии. Как следствие, израильского премьера еще не пригласили в Белый дом. Сам Израиль туманно позиционирует свою реакцию на саудовскую ядерную программу. Советник Израиля по национальной безопасности Ханегби сказал, что сначала файл должен пройти через правила США по борьбе с распространением, но окончательное соглашение не будет заключено без консультаций с Израилем, где бушуют дебаты о том, как противостоять ядерным амбициям Эр-Рияда. «Если ценой за мир является предоставление Саудовской Аравии возможностей по обогащению, я думаю, она слишком высока. Кто знает, что Мухаммед бен Сальман сделает через пять лет или даже в следующем году с этой картой», — считает Гузански  США требуют, чтобы страны, желающие сотрудничать в области ядерных технологий, подписали соглашение 123, которое запрещает им обогащать и продавать уран, но это —  конечная цель Саудовской Аравии. К тому же есть еще и личный момент взаимной неприязни наследного принца и президента Дж.Байдена.  Саудовцы понимают, что если бы они заключили эту сделку с президентом-республиканцем, это только укрепило бы идею о том, что Саудовская Аравия является пристрастным игроком в Вашингтоне. Абдулла Баабуд, ученый из Ближневосточного центра Карнеги имени Малкольма Х. Керра, считает, что в вашингтонском истеблишменте переигрывают: «Мы видели, что саудовцы сделали с Байденом во время его визита в июле 2022 года. Если бы Саудовская Аравия хотела сблизиться с демократами, они могли бы отреагировать на визит намного более позитивно. Но им было все равно». Наследный принц КСА Мухаммед бен Сальман проводит внешнюю политику, которая более независима от Вашингтона. КСА переживает бум цен на нефть, которые пополнили государственную казну и вернули королевство в центр глобальных проблем энергетической безопасности. Он чувствует, что он находится в очень сильной позиции и не должен никому уступать и хочет более серьезных преференций от США в качестве условий для начала  нормализации. Дорогостоящие военные интервенции в горячих точках, таких как Йемен, которые определили раннее правление наследного принца, уступили место попыткам позиционировать Эр-Рияд в качестве посредника. Помимо восстановления связей с Ираном, он приветствовал возвращение президента Сирии Башара Асада в ряды арабских государств и принимал делегацию ХАМАСа вместе с представителями Палестинской национальной администрации. В этом контексте в целом  нормализация отношений с Израилем соответствует внешнеполитическому курсу и потенциально продемонстрировало бы, что Саудовская Аравия может иметь прочные отношения как с Ираном, так и с Израилем. Ни одна другая арабская страна не смогла бы претендовать на такую роль. Но напряженность на оккупированном Западном берегу, особенно в комплексе мечети Аль-Акса в Восточном Иерусалиме, на  сегодня предельно усложняют отношения с Саудовской Аравией. Нормализация стала бы  чрезвычайно рискованным шагом для Саудовской Аравии, поскольку она пытается действовать как лидер арабского мира. Это подорвало бы репутацию КСА. Прямо сейчас Саудовская Аравия пользуется преимуществами сотрудничества в области безопасности с Израилем, не позиционируя эти связи публично. И такой статус-кво на сегодня Эр-Рияд полностью устраивает.

56MB | MySQL:116 | 0,774sec