Экономические перспективы независимости Южного Судана

Каковы экономические перспективы Южного Судана в случае его отделения в 2011 году? Будет ли это отделение цивилизованным и мирным? Этот вопрос является ключевым, поскольку от него напрямую зависит будущее нового государства, но что более важно, не превратится ли это новое государственное образование в «головную боль» для мирового сообщества. Причем мы не берем сейчас во внимание характерные для большинства «проблемных» государств вопросы, как-то племенные противоречия или откровенную борьбу за власть. Сейчас обратим внимание, прежде всего, на экономический потенциал Юга с точки зрения его «независимого существования».

Южный Судан, что неудивительно, в настоящее время представляет собой регион, откровенно ориентированный на сельское хозяйство и сильно зависящий от природно-климатических факторов: сезоны дождей и засухи, плодородия почв и т.п.

Не случайно поэтому, что на Юге превалирует сельское население, которое составляет около 80%. Недавние события гражданской войны внесли свои коррективы в численность населения. Около 4 млн человек из 8 млн были вынуждены покинуть места традиционного обитания, и переместились на север. Естественно, что в настоящее время эта часть населения превратилась в наиболее маргинализированную часть суданского общества, которая фактически разучилась работать и существует по большей части за счет прямой продовольственной помощи со стороны международных благотворительных организаций. В случае отделения Юга с большей долей вероятности вся эта масса народа будет в насильственном порядке перемещена северянами обратно «в родные пенаты». Такой вариант событий чреват в среднесрочной перспективе очень сильными катаклизмами на Юге и грозит серьезной дестабилизацией обстановки. Совершенно очевидно, что такая миграция вызовет новый всплеск вооруженных столкновений за уже «переделенные» земельные участки и пастбища, а также «потенциально нефтеносные» сектора. В настоящее время Джуба активно «заигрывает» с беженцами в связи с предстоящими выборами, но принимать их обратно, обустраивать и трудоустраивать никто их не собирается.

На самом деле сразу же остро встанет вопрос снабжения перемещенных лиц продовольствием, что в условиях их большой численности, откровенно плохого менеджмента и коррупции, будет сильно затруднительно. Похоже, такой ход событий тот же ЮНАМИС не пугает, поскольку он активно готовится к отделению Юга, создавая в Джубе параллельные структуры своей Хартумской штаб-квартиры.

Продовольственная безопасность Южного Судана целиком и полностью зависит от состояния связей с его соседями Кенией и Угандой, а также северными районами Судана. Что касается первых, то плохая логистика уже дала о себе знать в этом году резким повышением цен на продовольствие, что вызвало народные волнения и грабежи гуманитарных конвоев. В этом контексте для Юга жизненно важно улучшение отношений с Угандой, что и было продемонстрировано во время последнего визита южносуданского лидера Дж.Гаранга в Кампалу в 2005 году. Правда, его не сильно волновали проблемы продовольственной безопасности. В центре консультаций с президентом Уганды Й.Мусевени стоял вопрос признания самого факта «желательности независимости Юга» после 2011 года. Такое признание Дж. Гаранг получил, но за это пришлось «заплатить» (естественно, не раньше 2011 года) «спорной территорией» на границе, а также обещанием допустить на Юг в полном объеме угандийских коммерсантов. Отметим, что тема экономической экспансии угандийцев в Южный Судана отнюдь не только законодательная, сколько политико-экономическая, так как южносуданцы в настоящее время угандийских конкурентов не жалуют и фактически насильственно изгоняют их на родину. Все это грозит еще одним очагом обострения после независимости.

Государственный сектор, который дает сейчас работу 18 000 человек в гражданском секторе, является на сегодняшний день крупнейшим работодателем на Юге. Все госслужащие сосредоточены в Джубе и ее окрестностях. В армии насчитывается еще 170 тыс. человек. Бюджет Юга такое количество «госслужащих» не выдерживает. Правда, армия готовится к сокращению и должна составить в оптимальном варианте 75000 человек. При этом, куда пойдут работать 95 тыс. уволенных, непонятно. На Юге отсутствует сеть серьезных работодателей в частном секторе. Надежда на разработку нефтяных месторождений не имеет под собой оснований в силу низкой квалификации местного населения и отсутствия системы для подготовки кадров. Те же самые проблемы сдерживают экспорт рабочей силы за границу.

К этому прибавим то, что 4 млн человек на Юге не достигли 16 лет. Никакой системы начального и среднего образования не существует и, как следствие, отсутствует ясная перспектива по трудоустройству. Это еще одна «мина» под независимость после 2011 года.

97% источников своего бюджета на настоящий день Джуба получает за счет нефтедолларов в рамках траншей из Хартума. При этом ни цента не вкладывает в разведку, разработку или транспортировку нефти. Из этих поступлений 70% тратиться на зарплату госсектору и армии. Таким образом, необходимо констатировать, что экономика Юга в настоящий момент является абсолютно дотационной. Никакой внятной экономической программы на период после получения независимости до сих пор не разработано.

А каковы перспективы нефтяного сектора, с развитием которого связывают основные надежды в Джубе?

Основные нефтеносные зоны распределены следующим образом. В бассейне Хиглига находятся т.н. «блоки» 1, 2 и 4. В последнее время добыча на них падает в силу оттока инвестиций. Это связано как с общим экономическим кризисом, так и с политической нестабильностью на Юге. По оценке экспертов, пик добычи на «блоках» 3 и 7 (бассейн Мелут) и 5А (Единый штат) наступит к 2016 году, после чего начнется снижение в силу истощения месторождений, которое продлится максимум 20 лет. «Блок» 5В признан неперспективным с точки зрения промышленной добычи. «Блок» В наиболее перспективен (80% принадлежит французкой «Тоталь»), но требует крупных инвестиций и строительство новых трубопроводов. Таким образом, перспективы экономики, ориентированной исключительно на нефть, непонятны и неотчетливы по причине больших рисков возникновения нестабильности. В любом случае, период их добычи в промышленных масштабах в настоящее время составляет около 20 лет.

В Западном и Центральном Экваториальных штатах есть месторождения золота, урана и меди, но требуют больших инвестиций. Они толком не разведаны, и в южносуданский бюджет доход не приносят.

Сельское хозяйство не развито. Отсутствует сеть технологичных ферм, способных выращивать и перерабатывать сельскохозяйственную продукцию. Юг целиком и полностью зависит от импортируемого продовольствия. Существует желание крупных инвесторов из АРЕ, КСА и США инвестировать в эту область. Но все это сдерживается той же нестабильностью политической обстановки.

Отсюда следует вывод о том, что независимость Южного Судана экономически не оправданна и вызовет серьезные политические потрясения. Оптимальным вариантом развития событий было бы после получения независимости пролонгировать срок «переходного периода» с целью подготовки условий для самостоятельного существования. Вторым вариантом стал бы перенос сроков референдума на более поздний срок. Эти два варианта были бы продуктивными только в случае начала Джубой серьезной системы экономических преобразований. Но самое главное — отсутствует ясно обозначенная СНОД позиция по сохранению прочного и стабильного мира при любом исходе референдума, что делает невозможным привлечение крупных инвестиций.

52.23MB | MySQL:103 | 0,619sec